Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Избранные вопросы физики»
Курс разработан учителем физики
Карповой Светланой Эдуардовной
г.Чусовой Пермский край
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Избранные вопросы физики» разработана на основе следующих документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями;
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями;
· Основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ «ООШ №1»;
· Учебный план МБОУ «ООШ №1» на 2019-2020 учебный год;
· Примерная программа основного общего образования по физике с учетом авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», М. : Дрофа, 2016.
Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов и потребностей отдельных учащихся в решении задач базисного предметного содержания на более высоком уровне, формирование устойчивых предметных навыков, расширению возможностей дальнейшего получения образования. Программа элективного курса может быть использована как для расширения базового курса физики, так и в качестве предпрофильной подготовки учащихся 8 класса. Она поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения в старшей школе.
Курс ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже освоенных учащимися на уроках физики знаний и умений, курс посвящён самым важным вопросам учебной дисциплины «Физика» основной школы. Ключевые понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: практических, качественных, расчетных, графических и др.
Цель курса:
· выявление средствами предмета физика направленности личности, её интересов, предварительного самоопределения в выборе будущего профиля обучения
Задачи курса:
· развитие интереса к физике и к решению физических задач;
· совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
· формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
· формирование у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
· формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
· Повторение и систематизация знаний учащихся при подготовке к промежуточной аттестации.
· Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Общая характеристика учебного курса
Согласно учебному плану МБОУ «ООШ №1» на 2019-2020 учебный год в 8 классе на изучение курса по физике отводится во втором полугодии 1 час в неделю. Таким образом, рабочая программа курса «Избранные вопросы физики» предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: 1 час в неделю (18 недель), всего – 18 часов.
Особенность данного курса состоит в том, что он расширяет и закрепляет базовый курс по физике и дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами физики по изученным темам, с методами решения физических задач, проверить свои способности к изучению физики.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, не выходят за рамки обязательного содержания, но расширяют теоретические и практические темы, изучаемые на уроках физики в 7, 8 классе.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить обучающихся решать задачи. Курс предусматривает рассмотрение решений разноуровневых задач, знакомство и освоение техники решения физических задач.
Обучающиеся должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата.
Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на учащихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий. Курс «Избранные вопросы физики» содержит комплекс задач и тестов для обобщения и расширения изученного материала и отработки навыков решения задач, позволяет выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение тем заданиям, которые приближенным к практике.
Темы изучения актуальны для данного возраста учащихся, готовят их к более осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление, помогут учащимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Технологии, используемые в организации занятий:
· проблемное обучение,
· проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
Основные виды деятельности учащихся:
· индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различного уровня сложности.
· подбор, составление и решение различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
· решение олимпиадных задач.
· составление таблиц и графиков.
· взаимопроверка решенных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Избранные вопросы физики»
Личностные результаты:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;
· успешная самореализация учащихся.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметные результаты:
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
· смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
· смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
· оценки безопасности радиационного фона.
Содержание учебного курса
1.Движение и взаимодействие тел (2 часа).
Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Движение тел, определение скорости.
2.Давление (2 часа).
Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда.
3. Тепловые явления (3 часа).
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Уравнение теплового баланса.
4. Изменение агрегатных состояний вещества (2 часа).
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Испарение и конденсация. КПД теплового двигателя.
5. Электрический ток (6 часов)
Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Сила тока. Электрическая цепь и её составные части. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Короткое замыкание.
6. Электромагнитные явления (1 час)
Магнитное поле. Электромагниты. Проводник с током в магнитном поле. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
7. Световые явления (2 часа)
Скорость света в различных средах. Законы распространения света. Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
Движение и взаимодействие тел |
2 |
2 |
Давление |
2 |
3 |
Тепловые явления |
3 |
4 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
2 |
5 |
Электрический ток |
6 |
6 |
Электромагнитные явления |
1 |
7 |
Электрические явления |
2 |
Итого: |
18 |
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа курса «Избранные вопросы физики» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
· Овладение обучающимися новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.
· Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
· Успешная самореализация обучающихся.
· Опыт работы в коллективе.
· Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
· Опыт составления индивидуальной программы обучения.
· Систематизация знаний.
· Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
· Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
1. Движение и взаимодействие тел (2 часа) |
|||||
1 |
1.1 |
Объем, масса и плотность вещества. Решение задач на расчет плотности, объема и массы вещества. |
1 |
|
|
2 |
1.2 |
Движение тел. Решение задач на расчет характеристик движения тел |
1 |
|
|
2. Давление (2 часа) |
|||||
3 |
2.1 |
Давление твердых тел, давление в жидкостях и газах. Решение расчетных задач на давление твердых тел, давление в жидкостях и газах. |
1 |
|
|
4 |
2.2 |
Сила Архимеда. Решение задач на силу Архимеда. |
1 |
|
|
3. Тепловые явления (3 часа) |
|||||
5 |
3.1 |
Уравнение теплового баланса. |
1 |
|
|
6 |
3.2 |
Решение качественных и расчетных задач на тепловые процессы |
1 |
|
|
7 |
3.3 |
Решение комбинированных задач на тепловые процессы |
1 |
|
|
4. Изменение агрегатных состояний вещества (2 часа) |
|||||
8 |
4.1 |
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Графики плавления и отвердевания. Решение задач. |
1 |
|
|
9 |
4.2 |
Испарение и конденсация. КПД теплового двигателя. Решение задач. |
1 |
|
|
5. Электрический ток (6 часов) |
|||||
10 |
5.1 |
Закон сохранения электрического заряда. Решение задач. |
1 |
|
|
11 |
5.2 |
Электрический ток. Сила тока, напряжение. |
1 |
|
|
12 |
5.3 |
Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. |
1 |
|
|
13 |
5.4 |
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. |
1 |
|
|
14 |
5.5 |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. |
1 |
|
|
15 |
5.6 |
Закон Джоуля-Ленца. Решение задач. |
1 |
|
|
6. Электромагнитные явления (1 час) |
|||||
16 |
6.1 |
Магнитное поле. Проводник с током в магнитном поле. |
1 |
|
|
7. Световые явления (2 часа) |
|||||
17 |
7.1 |
Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в линзе. |
1 |
|
|
18 |
7.2 |
Формула тонкой линзы. Решение расчетных задач. |
1 |
|
|
|
Итого: |
18 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.