Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа элективного курса:
«Решение экспериментальных задач по физике»
Автор: Гуркина Наталия Владимировна
учитель физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по физике для 8 -го класса «Решение экспериментальных задач по физике» составлена в целях реализации политехнической концепции школы и с учетом поставленного оборудования (цифровые лаборатории, демонстрационные и лабораторные комплекты).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Решение экспериментальных задач по физике» предназначена для учащихся 8-го класса и рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Данная программа предназначена для формирования у учащихся навыков реализации различных экспериментов: качественных, количественных, творческих.
Элективный курс предполагает включение учащихся в экспериментальную деятельность, начиная с этапа планирования эксперимента, работая в творческих группах, с последующей его реализацией и оформлением отчета в форме учебного проекта.
Включение в работу цифрового оборудования позволит обучающимся осуществлять сравнительный анализ измерений физических величин, используя различные методы и способы измерений.
Цель курса: сформировать у учащихся практические и интеллектуальные умения в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента.
Задачи курса:
ü формирование у обучающихся навыков использования физических приборов для решения экспериментальных задач;
ü формирование умений придумывать и реализовывать эксперименты, для решения творческих задач;
ü формирование умений реализовывать и защищать проекты, работа в группах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«Решение экспериментальных задач по физике»
Предметные результаты:
ü умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
ü научиться использовать измерительные приборы для решения экспериментальных задач, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов; а также овладеет навыками измерения физических величин при помощи цифровых лабораторий;
ü развитие творческого и логического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
ü развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметные результаты:
ü овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
ü приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
ü формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
ü овладение экспериментальными методами решения задач;
ü реализация краткосрочных проектов посредством решения экспериментальных задач.
Личностные результаты:
ü сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
ü самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
ü приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения.
ü самореализация личности, самопрезентация результата деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Основной вид учебной деятельности |
|
|
Дата |
|||||
|
План |
Факт |
||||||||
Введение |
|
|||||||||
1 |
Вводное занятие. Понятие о физических величинах |
Знакомство научной терминологией.
|
Личностные: осознание важности изучения физики, проведение наблюдения;
Универсальные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи;
Предметные: овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления. |
|
|
|
||||
Измерение площади и объёма |
|
|||||||||
2 |
Способы измерения площади и объёма. Измерение площадей различных фигур.
|
|
Знакомство с методами измерения площади и и объема.
|
Личностные: соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи; Универсальные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; Предметные: умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу. |
|
|
|
|||
Масса и плотность тела |
|
|||||||||
3 |
Масса. Плотность. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей.
|
Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах. |
Личностные: соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи; Универсальные: приобретение опыта работы в группах, вступать в диалог, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Предметные: овладение навыками работы с физическим оборудованием развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
|
|
|
|
||||
4 |
Измерение плотности жидкости.
|
Измерение плотности жидкости при помощи ареометра, и методом измерения объема и массы. |
|
|
|
|||||
5 |
Определение плотности овощей
|
Определение плотность картофеля, лука, свёклы и т.д. |
|
|
|
|||||
6 |
Определение длины. |
Определение длины. (Возьмите моток проволоки. Определите длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку). |
|
|
|
|||||
7. |
Определение объема |
Определение объема фигуры ( картинка сложной формы напечатана на листе в клетку, имея тотолько линейку и зная плотность бумаги, определить объем фигуры) |
|
|
|
|||||
Силы. Давление. |
|
|||||||||
8 |
Определение коэффициента жёсткости пружины (резины).
|
Определение коэффициента жёсткости пружины (резины). Исследование его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
|
Личностные: соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения; Универсальные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
Предметные: овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; |
|
|
|
|
|||
9 |
Определение веса бруска |
Определение веса бруска (определить вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра).
|
|
|
|
|||||
10 |
Определение давление воды на дно стакана с помощью линейки. |
Определение давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.
|
|
|
|
|
||||
11 |
Вычисление силы, необходимой для отрыва присоски от поверхности стола.
|
Вычисление силы, необходимой для отрыва присоски от поверхности стола.
|
|
|
|
|||||
12 |
Определение давления монеты на поверхность |
Имея несколько одинаковых монет, зная плотность материала, из которого изготовлена монета, определить давления одной монеты на стол, при помощи линейки |
|
|
|
|||||
Архимедова сила
|
|
|||||||||
13 |
Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия
плавания тел. |
Проверка условий плавания тела при переходе из одной жидкости в другую; при изменениобъема тела, при изменении массы тела |
Личностные: соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи;
Универсальные: приобретение опыта работы в группах, вступать в диалог, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Предметные: овладение навыками работы с физическим оборудованием развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
|
|
|
|
|
|||
14 |
Определение плотности тела, объём которого трудно установить путем измерения линейных размеров
|
Имея разные жидкости и мерный стакан, ареометры, определить объем тела. |
|
|||||||
15 |
Решение проблемной задачи |
Придумайте опыты, с помощью которых можно выяснить от каких величин зависит архимедова сила
|
|
|
|
|||||
16 |
Изготовление плота и вычисление его грузоподъёмности. |
Изготовление плота пенопласта |
|
|
|
|||||
Работа с цифровыми ресурсами и приборами. |
|
|||||||||
18 |
Влажность воздуха. |
Измерение влажности воздуха при помощи цифровых датчиков, гигрометра. Сравнение результатов |
Личностные: соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения; Универсальные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.; Предметные: овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; |
|
|
|
|
|||
19 |
Решение проблемной задачи |
Придумать способы изменения влажности воздуха, провести эксперименты по изменению влажности. |
|
|
|
|||||
20 |
Изготовление увлажнителя воздуха |
Изготовления увлажнителя. Измерение влажности воздуха при работе увлажнителя. |
|
|
|
|||||
21 |
Статический заряд
|
Измерение статического заряда при помощи датчика заряда. Измерение статического заряда при работе увлажнителя. Сравнение результатов эксперимента.
|
|
|
|
|||||
22 |
Кислород |
Используя датчик кислорода, измерить уровень кислорода в помещениях школы, сделать выводы из эксперимента, придумать способы доведения уровня кислорода в помещениях до нормы. |
|
|
|
|||||
22 |
Электропроводность
|
При помощи датчика электропроводности измерить проводимость различных жижкостей |
|
|
|
|||||
23 |
Освещенность |
Используя люксметр, датчики освещенности цифровых приборов, измерить освещенность в помещении, сравнить с нормой, придумать способы улучшения освещенности. |
|
|
|
|||||
24 |
Оптическая плотность |
Измерение оптической плотности среды |
|
|
|
|||||
25 |
Магнитное поле и человек.
|
Измерение магнитного поля при работе приборов, в различных помещениях школы. |
|
|
|
|||||
26 |
Ионизирующие излучение |
Измерение радиационного фона в помещениях при помощи датчика ионизирующего излучения и дозиметра |
|
|
|
|||||
Работа над реализацией проектов |
|
|||||||||
27 |
Влияние влажности воздуха на здоровье человека |
|
||||||||
28 |
Влияние освещенности на здоровье человека |
|
||||||||
29 |
Акустический шум и его воздействие на организм человека |
|
||||||||
30 |
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека. |
|
||||||||
31 |
Влияние радиации на здоровье человека |
|
||||||||
32 |
Изучение моющих средств. Физика мыла. |
|
||||||||
33 |
Защита проектов |
|
||||||||
34 |
Защита проектов |
|
||||||||
Используемая литература:
1. Варламов С. Д., Зильберман А. Р., Зинковский В. И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. —М.: МЦНМО, 2009.
2. Ланге В. Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИ Е ЗАДАЧ И НА СМЕКАЛКУ. Издательство «Наука» Главная редакция физико-математической литературы Москва, 1980.
3. Лощагин О. В. ЛАБОРАТОРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ SENSEDISC при реализации основных образовательных программ общего образования — СПб.: Аскрин, 2016. — 196 с. ISBN 978-5-904906-17-7 © Аскрин, 2016
4. Поваляев О. А., Ханнанов Н. К., Хоменко С. В. Методическое сопровождение. Механические явления. Руководство по выполнению демонстрационного эксперимента М.: Ооо «максспейс», 2013. 72 с., ил. Список экспериментов
5. Поваляев О.А. Цифровая лаборатория по физике. Базовый уровень. Москва, 2013.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.