муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 10»
|
|
||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: ФИЗИКА
Элективный курс 11 класс
«Решение задач повышенной сложности »
количество часов по плану внеурочной деятельности
за 1 год –34часов
Составитель программы
Олексюк Л.И.
Учитель первой категории
Нефтеюганск
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности » для 10 – 11-х классов составлена в соответствии с ФГОС на основе: авторской программы: В.А. Орлов, Ю.А. Саурова «Методы решения физических задач». - М.: Дрофа, 2005 г.
Актуальность программы определена тем, что «сама дисциплина органично входит в громадное число современных специальностей. Следовательно, для профессионального развития, построения профессиональных планов нужны квалифицированные консультации, помощь и поддержка с учетом призвания и склонностей подростка».
Данная программа построена в соответствии со школьной программой курса физики, а также в соответствии с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ 2021 года и Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по физике. Обучающийся сможет параллельно школьному курсу углублять полученные на уроках знания на курсе внеурочной деятельности, исследуя изучаемую на уроках тему с помощью экспериментального моделирования задач ЕГЭ различного уровня сложности и решения их разными методами, тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов. Таким образом, отличительной особенностью является разнообразие форм работы:
— согласованность курса внеурочной деятельности со школьной программой по физике и программой подготовки к экзамену;
— экспериментальный подход к определению физических законов и закономерностей;
— возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;
— прикладной характер исследований;
— развернутая схема оценивания результатов изучения программы.
Цель курса – развитие интереса к физике и решению физических задач и формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи:
1. развивать интерес обучающихся к физике и решению физических задач;
2. углублять понимание физических явлений и закономерностей;
3. формировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание эксперименту, анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.
Программа построена таким образом, что на основе экспериментального подхода теоретические сведения и тексты задач приобретают физический смысл; демонстрации и исследовательские проекты помогают образному восприятию науки.
Подведение итогов работы планируется через участие в олимпиадах, конференциях, исследовательских проектах.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся изучение материала программы определяет различные формы и методы проведения занятий:
— сбор информации с помощью различных источников,
— смысловое чтение и работа с текстом задачи,
— графическое и экспериментальное моделирование,
— решение конструкторских задач и задач на проекты (проекты различных устройств, проекты методов определения каких-либо характеристик или свойств тела);
— подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием;
— проектная деятельность.
Формы представления результатов обучающихся по освоению внеурочной деятельности:
— тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеоролика или web – страницы (сайта)
— выставка проектов, презентаций;
— демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятие, фестивале экспериментов;
— научно-исследовательская (проектная) работа для участия в конференции, фестивале;
— защита научно-исследовательских или проектных работ на занятие, фестивале, конференции.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 класса, рассчитан 68 часов, при этом обеспечивается тематическое повторение школьного курса физики и более детального рассмотрения тестов по всему курсу и рассмотрения задач уровня «С».
Программа построена таким образом, что на основе экспериментального подхода теоретические сведения и тексты задач приобретают физический смысл при демонстрациях и в исследовательских работах.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» необходимо организовать работу обучающихся в лаборатории, предоставить возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:
1. Сбор информации.
2. Наблюдение явления или эксперимент.
3. Анализ.
4. Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление.
5. Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Предполагается также
— проведение обучающимися практических (лабораторных) работ, индивидуальных исследований, экспериментальное моделирование;
— демонстрация большого количества экспериментов;
— использование наглядных пособий, в том числе видеоматериала, анимации, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов, блок-схем, моделей и т.п.
Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными источниками информации и т. д.
Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам метапредметного содержания.
В итоге школьники могут выйти на уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане .
Курс рассчитан на 2 года обучения (10-11 классы).
Количество часов по программе в неделю – 2. Количество часов по плану внеурочной деятельности – 2. Количество часов в год : 10 класс – 1 час ,11 класс-2 часа.
4.Оприсание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.
5.Планируемые результаты Освоения учебного предмета
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности » обучающиеся должны
К концу 10 класса обучающийся научится
- Понимать и объяснять смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
- Понимать и объяснять смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- Понимать и объяснять смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; свойства электрического поля;
- Отличать гипотезы от научных теорий;
- Делать выводы на основе экспериментальных данных;
- Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
- Проговаривать вслух решение и анализировать полученный ответ;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды
Получит возможность научиться:
- анализировать такие физические явления, как движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи среднего уровня сложности;
- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
- решать комбинированные задачи;
- составлять задачи на основе собранных данных;
- воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады, исследовательские работы,
- соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,
- составлять сообщение по заданному алгоритму;
- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
К концу 11 классе обучающийся научится
Понимать и объяснять смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- Понимать и объяснять смысл физических величин: элементарный электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, емкость, индуктивность, энергия и импульс фотона;
- Понимать и объяснять смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи различного уровня сложности;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,
- выполнять и оформлять эксперимент по заданной задаче,
Получит возможность научиться:
- анализировать такие физические явления, как электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- классифицировать предложенную задачу;
- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- составлять задачи на основе собранных данных;
- воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады, исследовательские работы,
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения программы «Методы решения физических задач» являются:
— положительное отношение к российской физической науке;
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— готовность к осознанному выбору профессии.
Метапредметными результатами изучения программы «Методы решения физических задач» являются:
— использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);
— применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
— владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии — в межпредметном и метапредметном контекстах;
— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности).
Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Лекции |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Введение. Правила и приемы решения тестовых заданий |
1 |
|
1 |
|
2. |
Решение тестовых заданий по теме «Кинематика» |
1 |
2 |
3 |
Решение экспериментальных задач |
3. |
Решение тестовых заданий по теме «Динамика» |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельная работа над тестовыми заданиями |
4. |
Решение тестовых заданий по теме «Законы сохранения в механике» |
1 |
2 |
3 |
Решение занимательных задач. |
5. |
Решение тестовых заданий по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны» |
1 |
2 |
3 |
|
6. |
Решение тестовых заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» |
1 |
2 |
3 |
|
7. |
Решение тестовых заданий по теме «Термодинамика» |
1 |
2 |
3 |
|
8. |
Решение тестовых заданий по теме «Электростатика» |
1 |
2 |
3 |
Контрольная работа |
9. |
Решение тестовых заданий по теме «Постоянный ток» |
1 |
2 |
3 |
|
10. |
Решение тестовых заданий по теме «Магнитное поле» |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельная работа над тестовыми заданиями |
11. |
Решение тестовых заданий по теме «Оптика» |
1 |
2 |
3 |
|
12. |
Решение тестовых заданий по теме «Квантовая и ядерная физика» |
1 |
2 |
3 |
Итоговый тестовый зачёт |
|
Всего |
12 |
22 |
34 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
VII.1. Перечень оборудования кабинета для реализации программы
Для реализации программы «Методы решения физических задач» предполагается работа в кабинете физики и ИКТ.
Технические средства обучения
Таблица 1
№ |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Кодоскоп (оверхед-проектор) |
1 |
2. |
Персональный компьютер |
1 |
3. |
Телевизор |
1 |
4. |
Устройство для зашторивания окон |
1 |
Печатные пособия
Таблица 2
№ |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Комплект тематических таблиц |
1 |
2. |
Портреты выдающихся физиков и химиков[ |
1 |
3. |
Таблица «Международная система единиц» |
1 |
4. |
Таблица «Шкала электромагнитных волн» |
1 |
5. |
Таблица «Приставки и множители единиц физических величин» |
1 |
6. |
Таблица «Фундаментальные физические постоянные» |
1 |
7. |
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» |
1 |
8. |
Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» |
1 |
9. |
Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов» |
1 |
10. |
Комплект таблиц «Химия в технологиях сельского хозяйства» |
1 |
11. |
Комплект инструктивных таблиц по химии |
1 |
12. |
Комплект таблиц по технике безопасности в кабинете химии |
1 |
13. |
Комплект таблиц Химия. Химическое производство. Металлургия |
1 |
14. |
Методические рекомендации по использованию микролаборатории для химического эксперимента |
1 |
15. |
Методические рекомендации по использованию микролаборатории для физического эксперимента |
1 |
Электронные пособия
Таблица 3
№ |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Комплект электронных пособий по физике |
1 |
2. |
Электронное пособие по химии «Химический эксперимент» |
1 |
3. |
Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов по физике |
|
4. |
Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов по химии |
1 |
Приборы и принадлежности общего назначения, лабораторная посуда
Таблица 4
№ |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Комплект электроснабжения |
1 |
2. |
Термометр электронный |
1 |
3. |
Штатив универсальный |
1 |
4. |
Стол-подъемник |
1 |
5. |
Весы учебные лабораторные электронные |
1 |
6. |
Весы лабораторные электронные |
1 |
7. |
Цифровой USB микроскоп |
1 |
8. |
Хранилище для химических реактивов |
1 |
Приборы демонстрационные, лабораторная посуда
Таблица 5
№ |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Груз наборный на 1 кг |
1 |
2. |
Комплект колб демонстрационных |
1 |
3. |
Комплект мерной посуды |
1 |
4. |
Доска для сушки посуды |
1 |
5. |
Комплект изделий из керамики и фарфора |
1 |
6. |
Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов |
1 |
7. |
Установка для перегонки веществ |
1 |
8. |
Аппарат для получения газов (демонстрационный) |
1 |
9. |
Источник постоянного и переменного напряжения (0 – [30÷36] В; 6÷10 А) |
1 |
10. |
Комплект соединительных проводов |
1 |
11. |
Комплект посуды и принадлежностей к ней |
1 |
12. |
Комплект инструментов и расходных материалов (для учителя) |
1 |
13. |
Устройство для записи колебаний маятника |
1 |
14. |
Прибор для изучения плавания тел |
1 |
15. |
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости |
1 |
16. |
Шар Паскаля |
1 |
17. |
Прибор для наблюдения равномерного движения |
1 |
18. |
Желоб Галилея |
1 |
19. |
Цилиндр с отпадающим дном |
1 |
20. |
Трубка Ньютона универсальная |
1 |
21. |
Шар для взвешивания воздуха |
1 |
22. |
Трубка с двумя электродами |
1 |
23. |
Прибор для демонстрации давления в жидкости |
1 |
24. |
Насос вакуумный электрический |
1 |
25. |
Высоковольтный источник напряжения |
1 |
26. |
Манометр жидкостный |
1 |
27. |
Камертоны на резонансных ящиках |
1 |
28. |
Комплект приборов для опытов по электростатике (демонстрационный) |
1 |
29. |
Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн |
1 |
30. |
Прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария) |
1 |
31. |
Барометр - анероид |
1 |
Обучающая традиционная лабораторная учебная техника
Таблица 6
№ |
Наименование оборудования |
Кол-во, шт. |
1. |
Лабораторный комплект по механике |
5 |
2. |
Лабораторный комплект по молекулярной физике и термодинамике |
5 |
3. |
Лабораторный комплект по электродинамике |
5 |
4. |
Лабораторный комплект по оптике |
5 |
5. |
Лабораторный комплект по квантовым явлениям |
5 |
6. |
Набор по электролизу |
5 |
7. |
Лабораторный комплект по электростатике |
5 |
8. |
Весы учебные лабораторные электронные ВУЛ-200 |
5 |
9. |
Секундомер электронный |
5 |
10. |
Термометр лабораторный ТЭН-5 |
5 |
11. |
Микролаборатория для химического эксперимента |
5 |
12. |
Весы учебные лабораторные электронные ВУЛ-200 |
5 |
13. |
Лабораторная баня для ученического эксперимента |
5 |
14. |
Термометр лабораторный ТЭН-5 |
1 |
15. |
Микролаборатория для химического эксперимента |
5 |
16. |
Лабораторная баня для ученического эксперимента |
5 |
17. |
Набор по электрохимии |
5 |
18. |
Аппарат для получения газов лабораторный |
5 |
Обучающая цифровая лабораторная учебная техника
Таблица 7
№ |
Наименование оборудования |
Кол-во, шт. |
1. |
Компьютерный комплекс L - микро |
1 |
2. |
Датчик температуры (-50 + 150 С) |
1 |
3. |
Датчик магнитного поля 100мТ |
1 |
4. |
Датчик напряжения 10 В |
1 |
5. |
Датчик абсолютного давления 0-200кПа |
1 |
6. |
Датчикэлектропроводности 5000 мкСм/см |
1 |
7. |
Датчик рН (водородный показатель) |
1 |
Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики:
Индивидуальные перевязочные антисептические средства— 3 шт., пакеты без бинтов (3 шт.), с бинтами (3 шт.).
— Бинты (3 шт.).
— Вата (2 пакета).
— Жгут (1 шт.).
— Настойка йода — 1 флакон (10 ампул).
— Нашатырный спирт — 1 флакон (10 ампул).
— Сода питьевая — 1 пачка.
— 2—4%-ный раствор борной кислоты — 1 флакон (250 мл).
— 3%-ный раствор уксусной кислоты — 1 флакон (250 мл).
— Валидол — 1 тюбик.
— Перманганат калия (свежеприготовленный раствор).
— Пероксид водорода.
На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.
Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета физики.
Оснащения информационно-библиотечного центра
Литература для обучающихся
1. Вивюрский, В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. Книга для учащихся. [Текст] / В.Я. Вивюрский. – М.: Дрофа -2004 г., 120 с.;
2. Галилео. Наука опытным путем [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - М.: ООО «Де Агостини»;
3. Еремина, Е.А. Химия. Краткий справочник школьника. 8-11 классы [Текст] / Е.А.Еремина, В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко. – М.: Дрофа – 2007 г., 208 с.;
4. Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс] / http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1;
5. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. [Текст] / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. - М.: Дрофа, 2002 г.;
6. Какие любопытные эксперименты можно делать в домашних условиях? Физика и химия для дошкольников. [Электронный ресурс] / http://www.moi-roditeli.ru/preschooler/education/experiements-at-home.html;
7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. [Текст] / С. М. Козел, В. А. Коровин, В. А. Орлов. - М.: Мнемозина, 2004 г.;
8. Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] / http://experiment.edu.ru/;
9. Ллансана, Хорди; Атлас физики и химии [Текст] / Хорди Ллансана. - М.: Ранок. - 2005., 96 с.;
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. [Текст] / А. Н. Малинин А. Н. - М.: Просвещение, 2002 г.;
11. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Практика решения физических задач. 10-11 классы. [Текст] / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. - М.: Вентана-Граф, 2010 г.
12. Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2004 г., 320 с.;
13. Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;
14. Трофимова, Т.И. Физика от А до Я: Справочник школьника [Текст] / Т.И. Трофимова. – М.: Дрофа; 2002 г., 304 с.;
15. Хуторской, А. В. Увлекательная физика. [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2004 г., 192 с.;
Литература для учителя
1. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985 г. — 175 с.;
2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по физике. ФГБНУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» [Электронный ресурс] /http://fipi.ru/sites/default/files/document/1411655135/fiz_11_2015.zip;
3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., ЕГЭ 2015. Физика. Типовые тестовые задания [Текст]: учебное пособие для выпускников. ср. учеб. заведений / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Изд. «Экзамен», 2014 г.;
4. Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-10 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2004 г., 148 с.
5. Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2011 г.;
6. Касьянов В.А. Физика. 11 класс. Профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2012 г.;
7. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по физике[1] 2020 года. . ФГБНУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» [Электронный ресурс] / http://fipi.ru/sites/default/files/document/1411655135/fiz_11_2015.zip;
8. Никифоров, Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7 - 11кл. [Текст] / Г.Г. Никифоров – М.: Дрофа, 2004 г., 112 с.;
9. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. [Текст] / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. - М.: Просвещение, 2014 г.;
10. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. [Текст] / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов, Г. Г. Никифоров. - М.: Интеллект-Центр, 2014 г.;
11. Орлов В.А., Демидова М.Ю. и др. ЕГЭ 2014. Физика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся [Текст] / В.А. Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, И.К.Ханнанов. – М.: Изд. «Интеллект-Центр», 2014 г.;
12. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Практика решения физических задач. 10-11 классы. [Текст] / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. - М.: Вентана-Граф, 2014 г.
13. Открытый банк заданий ЕГЭ. Физика. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. «Федеральный институт педагогических измерений» [электронный ресурс] / http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj=BA1F39653304A5B041B656915DC36B38;
14. Примеры защиты проектов по различным темам
15. Спецификация элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по физике[i] 2021 года. ФГБНУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» [Электронный ресурс]
Приложение
Требования к выполнению лабораторных работ или опыта – исследования
¾ Аккуратность оформления (описание) работы |
¾ Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин |
¾ Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) |
¾ Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения |
¾ Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов |
Требования к защите проекта
¾ Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи. |
¾ Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации) |
¾ Использование практических мини-исследований (показ опыта) |
¾ Качественные ответы на вопросы слушателей по теме |
¾ Четко сформулированы выводы |
Требования к работе за круглым столом, участию в конференции
¾ Представление сообщения в доступной краткой форме. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат). |
¾ Наличие дополнений по прослушиваемой теме |
¾ Наличие вопросов докладчикам с целью уточнения непонятных моментов |
¾ Качественные ответы на вопросы других обучающихся |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.