Рабочая программа ЕН.01 Химия
Оценка 5

Рабочая программа ЕН.01 Химия

Оценка 5
docx
29.04.2023
Рабочая программа ЕН.01 Химия
РПД_36.02.01_ЕН.01.Химия_3г10м_очная_2023.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                        Заместитель  директора

_________А.Н. Хаирова

«____» _________ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.01. Химия

 

специальность 36.02.01 Ветеринария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

 

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г № 504.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Пронь Т.П. -  преподаватель высшей квалификационной категории

общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин.

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой методической комиссии

общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол №__ от   «___» ____ 2023 г.

Председатель _____________ Е.С.Афанасьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.01.Химия

 

1.1. Область применения программы

       Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина  входит  в  состав профессионального учебного цикла

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности

-использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных

систем для оптимизации технологического процесса;

-описывать уравнениями химических реакций различные  процессы;

-проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

-использовать лабораторную посуду и оборудование;

-выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

-проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

-выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;

-соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятия и законы химии;

-теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

-понятие химической кинетики и катализа;

-классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

-обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие,

смещение химического равновесия под действием различных факторов;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о

сильных и слабых электролитах;

-тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

-характеристики различных классов органических и неорганических веществ,

-свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

-дисперсные и коллоидные системы;

 

 

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен обладать

общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2.

 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

38

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

лекционные занятия

22

лабораторные занятия

-

   практические занятия

14

семинарские занятия

 

контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Применение современных образовательных технологий

 

1

2

3

4

 

Раздел I.  

 Физическая   химия

 

16

 

 

Тема 1.1. Основные понятия и законы термодинамики. Термохимия.

Содержание учебного материала.

2

1

 

1

Основные понятия термодинамики: система, фаза, виды процессов. Внутренняя энергия системы, теплота, работа. Передача теплоты в тепловых аппаратах посредством теплопроводности. Теплоизлучения и конвекции. Первый закон термодинамики для изохорного и изобарного процесса. Энтальпия. Термохимия: экзо- и эндотермические реакции. Основные законы термохимии: закон Лавуазье-Лапласа, закон Гесса и следствие из него. Термохимические расчеты. Энергетика биохимических и физиологических процессов. Второй закон термодинамики. Самопроизвольные процессы. Свободная и связанная энергия. Энтропия – мера связанной энергии или степень беспорядка системы.

 

Практическое занятие.

2

 

2

Решение задач на расчет энтальпий химических реакций.

 

Тема 1.2. Агрегатные состояния веществ, их характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала.

2

1

 

1

Типы химических связей. Агрегатные состояния веществ их общая характеристика. Газообразное состояние вещества. Идеальный газ, основные законы идеального газа. Реальные газы. Критическое состояние. Изотерма реального газа. Сжигание газов. Их применение.

Жидкое состояние вещества. Свойства жидкостей, изотропность. Внутреннее строение. Температура кипения.

Поверхностное натяжение. Методы определения поверхностного натяжения.

Поверхностно – активные вещества.

Вязкость жидкостей, ее зависимость от различных факторов. Метод

определения относительной вязкости.

Твердое состояние вещества. Кристаллическое и аморфное состояние. Переход из одного состояния в другое. Образование и разрушение кристаллов.

 

 

Тема 1.3. Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие

Содержание учебного материала.

2

2

 

1

Предмет химической кинетики. Скорость химической реакции. Влияние природы реагирующих веществ, площади поверхности, температуры и концентрации на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа. Теория активации. Закон действующих масс. Скорость реакции в гетерогенных системах, роль диффузии. Влияние температур на скорость химических процессов. Катализ и катализаторы. Ферменты.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа

равновесия и ее физический смысл. Принцип Ле-Шателье. Влияние температуры, давления и концентрации на смещение химического равновесия.

 

Практическое занятие.

2

 

2

Решение расчетных задач по химической кинетике

 

Тема 1.4. Теория растворов

Содержание учебного материала.

2

2

 

1

Общая характеристика растворов. Методы выражения концентрации. Механизм растворения. Растворимость газов в жидкостях, зависимость от температуры и давления. Растворимость. Экстракция.

Свойство разбавленных растворов, диффузия, зависимость скорости

диффузии от температуры, размеров частиц, вязкости, среды.

Осмос и осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа.

Свойства растворов электролитов. Теория электрической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации, ее зависимость от температуры и концентрации раствора. Диссоциация воды. Ионные произведения воды, нейтральная, кислая, щелочная среда. Водорный показатель. Зависимость между концентрацией ионов водорода рН среды. Индикаторы.

 

Практическое занятие.

2

 

2

Решение расчетных задач. Расчет концентрации раствора

 

Тема 1.5.

Поверхностные явления. Адсорбция

Содержание учебного материала.

    2

1

 

1

Термодинамическая характеристики поверхности. Адсорбция и ее сущность. Виды адсорбции.

Адсорбция на границе раствор - газ, газ - твердое вещество.

Гидрофильные и гидрофобные поверхности. ПАВ и поверхностно неактивные вещества.

 

Раздел 2. Коллоидная химия.

 

   12

 

 

Тема 2.1. Дисперсные системы. Классификация

Содержание учебного материала.

  

 

1

Предмет и значение коллоидной химии. Классификация дисперсных систем. Классификация коллоидных систем по агрегатному состоянию дисперсной системы.

2

1

 

Тема 2.2. Коллоидные растворы

 

Содержание учебного материала.

2

           2

 

1

Строение коллоидных частиц: ядро, гранула, мицелла. Коагуляция золей. Факторы, вызывающие коагуляцию. Количественные характеристики процесса коагуляции. Коллоидная защита. Пептизация. Электрокинетические явления. Электроосмос и электрофорез, их использование. Молекулярно-кинетические свойства дисперсных систем: броуновское движение, диффузия осмотическое давление. Седиментация. Центрифугирование . Оптические свойства золей: опалесценция, эффект Фарадея – Тиндаля, окраска.

 

Практическое занятие.

   2

 

2

Составление формул, схем строения мицелл.

 

Тема 2.3. Грубодисперсные системы.

Содержание учебного материала.

2

1

 

1

Эмульсии понятие, классификация, строение эмульсий, Устойчивость, природа и роль эмульгатора, Получение и общие свойства эмульсий.

Пены: понятие, строение и устойчивость. Роль пенообразователей.

Получение и разрушение пен. Твердые пены.

Порошки, Суспензии, Пасты, Понятие строение, Пищевые продукты, относящиеся к ним. Методы получения, аэрозоли, дымы, туманы,.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение по теме : Загрязнение окружающей среды эмульсиями, пенами, аэрозолями: их разрушение

2

 

 

Тема 2.4.

Физико-химические изменения жиров, белков, углеводов.

Содержание учебного материала.

    2

   1

 

1

Жиры, белки и углеводы. Строение, свойства, виды гидролиза. Эмульгирование жиров, денатурация белков, брожение глюкозы, инверсия сахарозы, денатурация клейстеризация крахмала. Набухание и растворение полимеров. Факторы, влияющие на данные процессы. Студни. Методы получения. Синерезис студней.

 

Раздел 3.

Аналитическая химия

 

10

 

 

Тема 3.1. Основы качественного анализа. Аналитическая классификация катионов и анионов

Содержание учебного материала.

2

 

 

 

2

2

 

1

Основные понятия качественного химического анализа. Дробный и систематический анализ. Особенности классификации катионов и анионов. Произведение растворимости

 

Практическое занятие

 

2

Решение расчетных задач

 

Тема  3.2.

Количественный анализ. Методы количественного анализа

 Содержание учебного материала.

2

2

 

1

Понятие и сущность методов количественного анализа. Операции весового (гравиметрического) анализа.

Сущность и метод объемного анализа. Сущность метода нейтрализации, его индикаторы. Теория индикаторов.

Сущность окислительно-восстановительных методов и их значение в проведении химико-технологического контроля. Перманганатометрия и ее сущность. Иодометрия и ее сущность.

Сущность методов осаждения. Сущность метода комплексообразования и его значение в осуществлении химико-технологического контроля.

 

Практическое занятие

4

 

2

.Написание окислительно- восстановительных реакций различными методами

 

3

Решение расчетных задач

 

                                                                                                                     Всего

38

 

 

Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды):

1 – электронное обучение

2 – дистанционные образовательные технологии

3 – интерактивные лекции

4 – групповые дискуссии

5 – ролевые игры

6 – тренинги

7 - анализ ситуаций и имитационных моделей


3. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий ,проектов, исследований и других видов учебной работы.

Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по предмету.

 

4.условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Учебно-методическое обеспечение

 Основная учебная литература:

1. Саенко О.Е. Химия для нехимических специальностей / О.Е.Саенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 346с.

2. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании): Учебное пособие / С.В. Горбунцова, Э.А. Муллоярова. Е.С. Оробейко, Е.В. Федоренко. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2018. – 270С.

3. Белик В.В. Физическая и коллоидная химия: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В.Белик, К.И.Киенская. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «академия», 2018. – 288с.

4. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.// О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов- М.,2019

5. Ерохин, Ю.М., Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО//Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева – М., 2018

 

 

Дополнительная учебная литература:

1. Задачи и упражнения по общей химии: Учеб. пособие / Б.И.Адамсон, О.Н.Гончарук, В.Н.Камышова и др.; Под ред. Н.В.Коровина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш.шк., 2018. – 255с.

2. Ляндзберг Р.А. Лабораторный практикум по физической и коллоидной химии. – Петропавловск-Камчатский: Камчат ГТУ, 2018. – 73с.

3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн.2. Количественный анализ: Учеб. для вузов. – 2-е испр. – Высш. шк., 2018. – 559 с.

 

Перечень ресурсов информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»:

1.www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

2.www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). 3.www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

4.www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

5. www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). 6.www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).

7.www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).

8. www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

9.www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

 

 

 

4.2.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета:

-         посадочные места по количеству обучающихся;

-         рабочее место преподавателя;

-         комплект учебно-методической документации;

-         наглядные пособия.

Технические средства обучения:

-  телевизор;

-  калькуляторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен обладать общими (ОК) компетенциями:

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен обладать общими (ОК) компетенциями:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала. 2 1 1

Содержание учебного материала. 2 1 1

Раздел 2. Коллоидная химия

Раздел 2. Коллоидная химия

Тема 3.1. Основы качественного анализа

Тема 3.1. Основы качественного анализа

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика)

Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023