Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 25 г. Иркутска
Утверждаю: Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска Безденежных В.В. ________________________ «26» августа 2020 г. |
Рассмотрено на научно-методическом совете, протокол № 1 «25» августа 2020 г. |
Рассмотрено на заседании структурного подразделения русской словесности, протокол № 1 «24» августа 2020 г. |
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 10 класса
«Речевой портрет современника»
Составители:
Комогорцева Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы;
2020-2021
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета русский язык
Предметные результаты
10 класс
В результате изучения учебного предмета «русский язык» на уровне среднего общего образования ученик на углубленном уровне научится:
– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
– выделять и описывать социальные функции русского языка;
– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
– использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
11 класс
В результате изучения учебного предмета «русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник на углубленном уровне научится:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
– критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей (п; р);
– продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности (к; л);
– владению навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем (п);
– способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (п; р);
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности (п; к);
– владению языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства (п; к);
– владению навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (п; л; р).
Личностные результаты
Составляющими образа выпускника гимназии являются следующие личностные компетенции:
Культурный кругозор и широта мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу в развитии экономики, социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения, гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями. Выпускник должен владеть основами мировой культуры и воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей.
Межкультурная компетентность по отношению к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой, так как гражданин России, проживая в уникальном по своей многонациональности и конфессиональности государстве, в евразийской державе, должен всегда стремиться к укреплению межнациональных отношений в своей стране.
Коммуникативная компетентность: навык самозащиты от информации, причиняющей вред и умение конструктивно взаимодействовать в современном коммуникативном пространстве (в том числе в медиа пространстве), владение навыками делового общения, умение строить межличностные отношения, способствующие самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни.
Готовность выпускника к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Создание программы элективного курса «Речевой портрет современника»
Актуальность проекта
Сегодня речь наших современников привлекает все больше внимание журналистов, ученых разных специальностей. Она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей языка. Особое влияние оказывают на состояние русского языка СМИ. Именно СМИ для многих носителей языка служат основным источником представлений о языковой норме. Языковая раскрепощенность, временами переходящая в разнузданность, тиражирование языковых ошибок, не встречающих должного отпора, притупляют чувство языковой ответственности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами обнаруживаются в многочисленных высказываниях. Многие передачи, адресованные прежде всего молодежи, расшатывают представление о допустимом и недопустимом в публичной речи.
Речевой портрет языковой личности определяется богатством ее лексикона. Именно оно обеспечивает свободу и эффективность речевого поведения, способность полноценно воспринимать и перерабатывать поступающую в вербальной форме информацию. Понимание языковой среды связано с тем местом, которое занимает в современном обществе книга – письменный текст. Качество языковой среды свидетельствует о духовном здоровье общества. Интенсивный рост заимствований в последние годы в значительной степени определяет речевой портрет молодого россиянина.
Наш современник, свободный, раскрепощенный в своей речи, не должен забывать о языковой ответственности: именно с помощью языка передаются культурные и интеллектуальные богатства из поколения в поколение, именно хорошее владение родным языком дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и в творчестве.
В ходе работы были проанализированы программы общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в рамках изучения в школьной программе процесса взаимодействия языка и общества, развития речи учащихся.
Программа по русскому языку (5-9 кл.) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.
Работа по развитию речи организована по трем направлениям и рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Первое направление – овладение нормами русского литературного языка.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Обязательная составная часть в работе по развитию речи – предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Программа по русскому языку (5-9 кл.) под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.
Идея, заложенная в данной программе, - синтез всестороннего речевого развития школьников и их специальной лингвистической подготовки. Разделы курса: «Язык», «Речь», «Речь и мышление». Упражнения нацелены на выработку у школьников оперирования с языковым материалом.
Программа по литературе 5-11 классы (базовый уровень) В. Я. Коровина, В.П.Журавлев, В. И. Коровин, В. П. Полухина.
Особое внимание уделяется совершенствованию речи учащихся. В учебниках литературы даны специальные рубрики: «Совершенствуем устную речь!», «Будьте внимательны к слову!». Виды работы: словарная работа, пересказ, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. При изучении произведений акцент делается на речевую характеристику персонажей. (Речь героев как источник юмора. Комический эффект, создаваемый игрой слов. Особенности использования народной речи.)
Проанализировав существующие программы, можно сделать вывод, что к 11 классу имеется достаточно хорошая база для элективного курса, соединяющего полученные знания воедино и помогающего качественно использовать языковую систему в различных сферах общественной жизни. Цель проекта: Разработать программу элективного курса «Речевой портрет современника» и апробировать ее на классах старшей ступени.
Пояснительная записка
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
Наша речь – важнейшая часть нашей…личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она «затягивает». Д. С. Лихачев.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что необходимо воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, нужно научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Полученные знания формируют умение добывать, обрабатывать информацию и грамотно ею пользоваться; умение точно оценить образовательный уровень и социальный статус собеседника по его речи; представление о правилах использования языка в различных сферах, знание жанровых особенностей. Владение культурой устной и письменной речи, искусством общения, навыками активного речевого воздействия может быть необходимым во многих современных профессиях.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 класса и способствует развитию перечисленных качеств.
Новизна программы:
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление найденных материалов, создание словарей и словарных статей, написание собственного текста, создание текста с опорой на образец;
- в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий. Варианты заданий и занятий позволяют учителю использовать материал в зависимости от индивидуальных особенностей класса или группы учащихся.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (средств массовой информации, речи в повседневном общении, языка виртуального общения, языка современных художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи.
Цель элективного курса «Речевой портрет современника»:
- формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Задачи курса:
1. выявить современные проблемы культуры русской речи;
2. выработать у учащихся чувство языковой ответственности;
3. обобщить знания учащихся о нормах литературного языка;
4. выработать у учащихся лингвистическое чутьё;
5. выработать любовь к хорошей, правильной речи;
6. выработать нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля;
7. помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы с информацией.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, познавательных интересов, логики мышления.
Практические:
- овладение умением проводить отбор языкового материала и его лингвистический и стилистический анализ;
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение культурой устной и письменной речи, навыками речевого воздействия;
- владение родным языком дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и в творчестве.
Воспитательные:
- воспитание сознательного, ответственного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах.
Теоретической основой курса является:
- система языковых понятий и функционирования;
- лингвистический и стилистический анализ текста;
- разнообразные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
1) учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
2) уважение к результатам деятельности учащихся;
3) комплексный подход к разработке занятий;
4) вариативность содержания и форм проведения занятий;
5) научность, связь теории и практики;
6) систематичность и последовательность;
7) активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения;
- технологии критического мышления.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
- способен работать над разнообразной информацией;
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам.
Предлагаемая программа учит учащихся не забывать о языковой ответственности, учит отбирать и анализировать материал, учит использовать языковую систему в различных сферах общественной жизни.
Содержание программы элективного курса
«Речевой портрет современника»
Курс рассчитан на 19 часов.
Введение (3 часа)
Цели и задачи элективного курса «Речевой портрет современника».
«Языковой вкус эпохи». Отечество. Язык. Культура. Мотивы к овладению высоким уровнем культуры речи. Лингвистическое исследование современных проблем русского языка. Диагностика уровня культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся
Раздел 1. (3 часа)
Культура речи: общие понятия.
Язык и речь. Уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.
Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Система норм. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Практическая работа по культуре речи.
Раздел 2. (3 часа)
Судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации. Речь как показатель социального статуса говорящего.
Речевое воздействие. Основные факторы речевого воздействия. Практическое занятие «Секреты стилистики».
Раздел 3. (3часа)
Язык повседневного общения. Особенности общения в Интернете. Язык виртуального общения. Чат, форум, электронная переписка. Правила общения в Интернете. Аргументы ЗА и ПРОТИВ грамотности в сети. Практическое занятие «Как говорит современный подросток».
Раздел 4 (6 часов)
Средства массовой информации и речевая культура современника. Виды СМИ. Функции СМИ. Речевая агрессия и речевая манипуляция. «Языковая» игра в СМИ. Особенности языка рекламы. Текстовая реклама. Виды рекламы. Структура рекламного текста. Языковые средства современной рекламы.
Погружение в тайну Слова.
Речевой портрет в современной художественной прозе.
Заключение (1 час)
«Мой современник. Каков он?»
Круглый стол.
Учебно-тематический план элективного курса «Речевой портрет современника» (19 часов)
Тема занятия |
Часы |
Методы |
Средство |
Контроль и самостоятельная учебная деятельность |
|
Обучающая деятельность учителя |
Учебная деятельность ученика |
||||
Введение. Тема 1. Цели и задачи курса «Речевой портрет современника». «Языковой вкус эпохи». |
1 |
лекция с элементами беседы , работа с иллюстративным материалом |
участие в беседе, конспектирование лекции, анализ представленных материалов |
репродукции картин, тексты, кадры из к/ф |
проверка тетрадей с лекционным материалом |
Тема 2. Лингвистическое исследование проблем современного русского языка. |
1 |
В начале занятия – организация исследовательской деятельности учащихся |
исследование, работа в группах, сообщения, анкетирование |
книги по культуре речи, словари, анкеты |
сочинение на тему: «Является ли русский язык ценностью, которую нужно беречь?» |
Тема 3. Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся. |
1 |
разработка диагностического комплекса вопросов и заданий |
выполнение комплекса вопросов и заданий |
|
анализ комплекса, допущенных ошибок |
Раздел 1. Культура речи: общие понятия. Тема 1.1. Язык и речь. Уровни владения языком. Основные единицы речевого общения. |
1 |
лекция с элементами беседы, создание проблемной ситуации, ситуативные игры |
конспектирование лекции, участие в беседе, инсценировка, анализ и обсуждение ситуаций |
отрывок из книги Б. Акунина «Сказки для идиотов» |
|
Тема 1.2. Литературная норма. Система норм. Три аспекта речевой культуры. |
1 |
беседа, организация работы с иллюстративным материалом |
самостоятельная работа с иллюстративным материалом, подведение итогов |
таблица «Языковая норма», текст Т. Устиновой «Персональный ангел», словари |
|
Тема 1.3. Практикум по теме: «Культура речи: общие понятия». |
1 |
организация деятельности учащихся, помощь в подготовке к конференции |
работа в группах, подборка литературы, сообщения по карточкам исследовательского характера, обобщение выступлений |
книги по культуре речи, словари, лекции элективного курса, таблицы, раздаточный материал |
оценивание выступлений, тестирование, обсуждение итогов теста |
Раздел 2. Тема 2.1. Судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации. Речь как показатель социального статуса говорящего. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
конспектирование лекции, анализ текстов, обобщение и подведение итогов |
раздаточный материал |
представление системы функциональных стилей в виде схемы, сочинение «Особенности речи представителей моей будущей профессии» |
Тема 2.2.Речевое воздействие. Основные факторы речевого воздействия. |
1 |
Лекция с элементами беседы, создание проблемной ситуации |
конспектирование, участие в беседе, инсценировка и анализ ситуаций |
|
Тестирование на усвоение понятий. Тв. работы: «Собеседование при приеме на работу как речевой жанр», «Презентация как речевой жанр |
Тема 2.3. Практикум «Секреты стилистики» |
1 |
Коллективная работа в группах: мини-доклады «Лексическая стилистика», «Тайна происхождения слова», «Стилистика частей речи».Выводы и обобщения учителя. |
Распределение заданий в группах, назначение выступающих, поиски материалов |
Энциклопедии, словари, научно-популярная литература |
Оценивание работ групп, подведение итогов |
Раздел 3. Тема 3.1.Язык повседневного общения. |
1 |
лекция с элементами беседы, организация аналитической деятельности учащихся |
участие в беседе, выполнение заданий по карточкам, ролевые игры, анализ и обобщение материалов |
карточки с заданиями, ситуации |
Подведение итогов |
Тема 3.2. Особенности общения в Интернете. |
1 |
организация беседы |
участие в беседе, написание сочинения «Речь на чатах в Интернете» |
|
мини-тест, вопросы для самоконтроля |
Тема 3.3. «Как говорит современный подросток». |
1 |
организация исследовательской работы учащихся |
учащиеся обдумывают и представляют проект |
|
представление проекта в виде презентации |
Раздел 4 Тема 4.1. Средства массовой информации и речевая культура современника. |
1 |
лекция с элементами беседы, в начале занятия - организация исследовательской работы учащихся |
используя текст лекции, учащиеся самостоятельно работают с материалами СМИ и выполняют творческие задания |
газеты, молодежные журналы, телепередачи, словари |
проверка выполнения самостоятельной работы, составление картотеки |
Тема 4.2. «Языковая» игра в СМИ. |
1 |
организация диспута, доклады на тему: «Особенности современного интервью-портрета», «Место агрессии в телевизионных передачах», «Речевая манипуляция в политической речи». |
подбор материалов к диспуту, подготовка докладов, разработка вопросов для обсуждения |
фрагменты телепередач, интервью, выступлений политиков, научно-популярная литература |
заслушивание докладов, игра «Вопрос – ответ» (вопросы и ответы задают друг другу сами ученики) |
Тема 4.3. Особенности языка современной рекламы. |
1 |
Лекция с элементами беседы, в начале занятия – организация исследовательской работы учащихся |
конспектирование лекции, используя текст лекции, составить таблицу (языковые средства рекламы – пример использования) |
рекламные объявления в СМИ, карточки с заданиями |
Мини-тест на усвоение понятий. Анализ рекламных текстов. Создание собственных рекламных текстов (реклама товаров, рекламные постеры и т. д.) |
Тема 4. 4. Погружение в тайну Слова.
|
1 |
Организация работы с художественным текстом. Чтение рассказа с остановками. |
На стадии осмысления построение«кластера». На стадии размышления ведение «двойного дневника». |
И. А. Бунин рассказ «Красавица» (цикл «Темные аллеи») |
Подведение итогов: показать, как ЯЗЫК «работает» на идею, авторский замысел. Составить синквейн –свое понимание слова «одиночество» |
Тема 4.5.Речевой портрет в современной художественной прозе. (на примере рассказов Л. Петрушевской) |
2 |
Организация самостоятельной работы с художественными текстами. |
Чтение рассказа «со стопом», обсуждение, заполнение таблиц. |
Л. Петрушевская «Глюк», «Как ангел» и др.(на выбор учащихся) |
Тв. работа – создание синквейна, написание продолжения рассказа. |
Заключение. «Мой современник. Каков он?» Итоговое занятие – круглый стол. |
1 |
Организация дискуссии. |
|
Записи учеников, тексты худ. произведений (Л. Петрушевская, Нина Катерли, Евгений Гришковец и др.) |
|
Методическое обеспечение учебного процесса
Ведущие методы и приемы
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся
Разновидность метода |
Приемы |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.
Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.
Метод передачи информации с помощью практической деятельности. |
Лекция, рассказ, беседа, дискуссия, доклад, инструктаж., чтение с остановками, ролевые игры.
Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст), презентация.
Практические упражнения, создание синквейна, «кластера», ведение «двойного дневника», составление таблиц, проект. |
Методы стимулирования и мотивации ученика
Разновидность метода |
Приемы |
Познавательный
Волевой
Эмоциональный
Социальный |
Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, организация исследовательской работы, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку.
Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности.
Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха.
Демонстрация заинтересованности результатами своей работы. |
Методы контроля и самоконтроля
Разновидность метода |
Приемы |
Устный Письменный Самоконтроль |
Индивидуальный опрос. Сочинение, тестирование, анкеты. Самоконтроль по образцу |
Формы организации на занятии:
- групповые;
- индивидуальные;
- фронтальные.
Технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения;
- технологии критического мышления.
Проводилась диагностика учащихся. Комплекс заданий выполнял несколько функций: диагностирующую (позволял выявить исходный уровень культуроведческой компетенции), обучающую (давал информацию о культуре), контрольную(проверял наличие определенных знаний и умений) , функцию актуализации знаний, воспитывающую(нацеливал не только на презентацию своих знаний о языке и культуре народа, но и на размышления, предполагающие обоснование своего отношения к русской культуре).
После проведения диагностики полученные результаты обрабатывались, анализировались ответы на вопросы и задания и устанавливался исходный уровень культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся.
Выработаны критерий оценки: низкий (до 25% выполненных заданий), средний (от 26% до 50% выполненных заданий), достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий), высокий (от 76% до 100% выполненных заданий).
При обработке результатов диагностики было выявлено, что большинство учащихся имеют низкий уровень культуроведческой и коммуникативной компетенции.
Каждое задание таило в себе те или иные трудности, например, при выполнении задания 1 учащимся было трудно подобрать соответствующий аналог, так как они не понимают мысль, знакомую им, но высказанную иначе. Полное незнание исторических событий и особенностей быта Древней Руси показали ответы на вопросы 4 и 5. Учащиеся с трудом формулируют мысли о ценностях русского культуры и значимости языка. Но в выполнении этого комплекса заданий был несомненный плюс: школьники сами увидели свои пробелы и задумались над этим фактом.
Диагностический комплекс культуроориентировочных вопросов и заданий
1. Прочитайте данные ниже английские пословицы. Как бы вы выразили ту же мысль с помощью русских народных пословиц и поговорок?
- Плохой работник с инструментами не в ладу.
________________________________________________________________
- Одна птица в руках стоит двух в кусте.
__________________________________________________________________- Обжегшееся дитя огня боится.
__________________________________________________________________
- Друг в беде есть настоящий друг.
__________________________________________________________________
- Хорошее начало – половина сражения.
__________________________________________________________________
- Медовый язык, а сердце из желчи.
__________________________________________________________________
- Один утренний час лучше двух вечерних.
__________________________________________________________________
-Похожие, как две горошины.
__________________________________________________________________
- Каково дерево, таков и плод.
__________________________________________________________________
- Разве может леопард избавиться от пятен?
__________________________________________________________________
2. Запишите десять пословиц, в которых говорилось бы о ценностях русского народа (о Родине, о труде, о семье, о высоких нравственных качествах человека, о свободе, о знаниях).
3. В культурах различных народов животные обозначают качества человека. А какие качества обозначают эти животные в русской культуре?
1.Свинья во вьетнамской культуре означает глупость, а в русской _________.
2. Медведь в китайской культуре означает неуклюжесть, тупость и бездарность, во вьетнамской – наглость, а в русской ____________________.
3.Обезьяна во вьетнамской культуре означает нелюдимость, в японской ассоциируется с деревенщиной, а в русской ___________________________.
4. Собака во вьетнамской культуре означает нечистоплотность, в японской – фискала, а в русской _______________________________________________.
5. Осел во вьетнамской культуре означает терпение, а в русской __________.
6. Курица во вьетнамской культуре означает трудолюбие, а в русской______
_________________________________________________________________.
7. Слон во вьетнамской культуре означает силу, в Индии это символ стройного, грациозного человека, а в русской __________________________.
8. Лошадь в японской культуре означает дурака, а в русской _____________.
9. Пчела в казахской культуре означает злобность, недовольство, а в русской
_________________________________________________________________.
10. Волк в киргизской культуре добрый, грозный, сильный, храбрый, красивый, а в русской ______________________________________________.
4. С какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?
1. Заткнуть за пояс - ________________________________________________
2. Спустя рукава - __________________________________________________
3. Лясы точить -___________________________________________________
4. Встать в тупик - _______________________________________________
5. Канитель тянуть - _______________________________________________
6. Вольному воля - ________________________________________________
7. Бить челом - ____________________________________________________
8. Коломенская верста - __________________________________________
9. Заговаривать зубы - ____________________________________________
10. Не выносить сор из избы - _______________________________________
5. Какие события и обычаи русских людей отразились в данных ниже словах?
1. Опростоволоситься – ____________________________________________
2. Распоясаться – ___________________________________________________
3. Очуметь – ______________________________________________________
4. Брататься – _____________________________________________________
5. Пустозвон – _____________________________________________________
6. Божиться – _____________________________________________________.
7. Затрапезный – __________________________________________________.
8. Здравствуй – ____________________________________________________.
9. Город – ________________________________________________________.
10. Двенадцать – __________________________________________________.
6. Представьте себе, что вы разговариваете с жителем Китая и он рассказывает вам о культуре своего народа. Выберите один из предложенных вариантов текста и ответьте на вопрос.
1. Значение красного цвета в культуре Китая.
Китайцы с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Мы считаем, что красный цвет тесно связан с солнцем. Солнце приносит всем существам на Земле тепло и жизнь, а потому красный цвет – это символ жизни счастья, благополучия, света.
В день свадьбы китайская невеста надевает красное платье, красную обувь, красные носки или чулки и вплетает красные цветы в волосы. В спальне новобрачных по обычаям должна быть красная занавеска, красная простыня, красные одеяла, красные подушки и т.д., все это символизирует счастье и благополучие в семейной жизни.
В Китае красный цвет является так же символом китайской революции. Китайские рабочие и крестьяне боролись за свое освобождение под красным флагом. В дни революционной борьбы освобожденные районы назывались «красными районами».
Что бы вы смогли рассказать китайцу о символике красного цвета в русской культуре?
2. О числе, которое является важным в китайской культуре.
В китайской культуре число девять занимает важное место. В представлении китайцев число девять является священным, символизирует счастье, благополучие, безграничную власть.
В китайском языке слово «девять» созвучно со словом «долгий». Именно поэтому число девять названо числом китайского императора. У древних китайцев число девять считалось крайним пределом чисел и представителем неба. Они считали, что небосвод состоит из девяти сфер, а на Девятом небе находится небесная высь, т.е. дом, где жили императоры. Император называл себя сыном Неба, поэтому число девять является символом сына Неба. Во дворце стояла стена с изображением девяти драконов.
Какое число занимает важное место в русской культуре?
7. Если бы вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры. О ком бы вы написали (укажите два – три имени людей русской культуры, о которых вы имеете достаточно сведений):
1) композиторы: ___________________________________________________;
2) художники: ____________________________________________________;
3) архитекторы, скульпторы: ________________________________________;
4) писатели, поэты: ________________________________________________;
5) выдающиеся люди русской культуры и истории: ______________________
8. Продолжите фразу:
1. Русский язык – это зеркало русской культуры, так как …
2. Русский язык – это неиссякаемая сокровищница русской культуры, так как …
3. Русский язык – это способ передачи достижений культуры от одного поколения к другому, так как …
4. Русский язык – это особое увеличительное стекло, показывающее нам …
5.Русский язык – это условие русской культуры …
9. Вам дали задание написать сочинение о произведении или предмете русской культуры. О чем бы вы написали (укажите 2 - 3 произведения или предмета, о которых вы можете написать сочинение ):
1) музыкальное произведение: _______________________________________;
2) произведение живописи: _________________________________________;
3) произведение архитектуры , скульптуры ___________________________;
4) произведение народного декоративно-прикладного искусства: _________
5) произведение иконописи; _________________________________________;
6) предметы национального быта: ____________________________________;
7) предметы национальной одежды: _________________________________;
8) пословица, поговорка, устойчивое выражение: _______________________
9) формула речевого этикета: _______________________________________;
10) слово русского языка: ___________________________________________.
10. Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану. Поставьте знак вопроса в тех пунктах, где у вас возникают затруднения с ответом на вопрос. Ориентировочные вопросы:
1) Кто автор текста (ученый, общественный или политический деятель, писатель, искусствовед и т.д. )? Что вы о нем знаете?
2) О чем говорит автор в тексте?
3) На какие особенности ( ценности ) культуры обращает внимание автор текста?
4) Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
5) Какие чувства, эмоции вызывает текст у вас?
6) Встречаются ли в тексте ключевые (важные) слова русской культуры? Каков их смысл?
7) Что, на ваш взгляд, трудно понять иностранцу, читающему этот текст?
8) Как бы вы помогли человеку другой культуры понять смысл текста?
9) Помните ли вы какие-то строки, в которых говорилось бы о свободе? Если помните, приведите примеры.
10) Помните ли вы какие-то строки, в которых говорилось бы о воле? Если помните, приведите примеры.
«Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством…
Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами» (Д. С. Лихачев).
11. Назовите несколько известных вам
1) блюд русской кухни: _____________________________________________;
2) народных игр: __________________________________________________;
3) названий ремесел, распространенных на Руси:_______________________;
4) народных праздников: ___________________________________________;
5) названий «нечистой силы»:_______________________________________;
6) народных примет: _______________________________________________;
7) древних русских имен: ___________________________________________;
8) русских слов, которых нет в других языках: _________________________
9) слов, важных для русского человека: _______________________________
10) имен языческих богов: ___________________________________________
12. Выскажите свое мнение по одной из проблем:
1) Является ли русский язык ценностью, которую необходимо хранить и беречь?
2) Какие ценности культуры важны для человека?
3) Нужно ли сохранять ценности культуры, чтобы передать их последующим поколениям?
4) Русский писатель И. С. Тургенев назвал русский язык «великим и могучим». Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
5) В чем заключается богатство русского языка?
13. Чем удивили вас вопросы, на которые вы отвечали? О чем заставила вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом.
Исследовательский проект
«КАК ГОВОРИТ современный подросток»
Проблема исследования: иностранные слова, жаргонизмы и нецензурная лексика в речи молодежи.
Цель работы: проанализировать речь современных подростков с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов и нецензурной лексики.
Задачи работы над проектом:
1) определить понятия «жаргон» и «арго"
2) определить, выделить, описать функции и разновидности жаргона;
3) провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделить:
- круг наиболее употребительных жаргонных слов;
- частотность употребления жаргонизмов, нецензурной лексики, заимствованной лексики.
- причины употребления.
Предварительная гипотеза: жаргонизмы, нецензурная лексика – часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными и, наконец, неумение строить речевые конструкции.
Методы: чтение и анализ справочной и научно-популярной литературы, анкетирование, опрос, анализ анкет.
Результаты исследования будут изложены в виде презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 1
Сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не Родину даже – но: СЛОВО. Потому что в слове – все. И дом, и жизнь, и Родина. И вера. Слово не знак коммуникативной системы. В слове воплощено духовное богатство народа – вот что необходимо беречь в родном языке.
Язык народа – это его историческая память. Духовная культура и жизнь своеобразно отразились в нашем языке, в устной и письменной форме, в различных жанрах – от древнерусской летописи до произведений современной литературы.
Класс разделен на три группы: теоретики, эксперты, корреспонденты.
Слайд 2, 3
Выступление теоретиков
Сообщение учащихся о процентном соотношении русских и заимствованных слов, причинах заимствования из английского и других языков.
Слайд 4
Сценка
- Хай, подружка!
- Привет! Классно выглядишь, ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь…
- Это мой стилист постарался, я такой салон отыскала!
- Где?
- Знаешь, возле дома у нас паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю, в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе – секьюрити, дизайн в холле классный, римейки самые лучшие звучат. Все супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка.
- Нет, Женя, я туда не пойду.
Слайд 5
Корреспонденты
- Как вы думаете, почему Аня отказалась от предложения?
Ничего не поняла из сказанного.
- Какой вывод можно сделать?
Слова английского происхождения требуют дополнительной расшифровки средствами русского языка, потому что они не понятны большинству из нас. Здесь представлены примеры, которые активно используются в молодежной среде.
- Почему эта проблема оказывается спорной?
С одной стороны, заимствованные слова в нашей речи – явление закономерное, отражающее экономические, политические и культурные взаимоотношения с другими странами, а с другой стороны – погоня за всем иностранным губит самобытность и прелесть русского языка, засоряет его.
Слайд 6
Выступление экспертов
Контролировать свою речь мы должны сами, но пока это не получается . Об этом говорят результаты анкетирования. Целью проведения анкетирования послужило следующее: определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи, определить отношение подростков к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи, определить мотивы употребления жаргонизмов, выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространенные жаргонизмы:
1) ЛОХ, ЧУВАК, КАНАРЕЙКА, КУКУШКА, МЫШЬ, ОВЦА, ЧМО, ЧЕРТ, ЧАЙНИК, БОТАНИК, ТИП, ТОРМОЗ, КОСЯК, ПЫХЧА, БАБКИ, ВИДАК, ТЕЛИК, ЯЩИК, ГЛАВНЯК, ШНЯГА, ЛАЖА, ПРИКИД, ХАТА, ХАВЧИК, ГОН, ЗАМУТ, ПРИКОЛ; (существительные)
2) ОТВЯНЬ, ОТВАЛИ, ОТСЫХАЙ, ОСАДИ, НЕ СВИСТИ, ГОНИШЬ, ТОЧИТЬ, РУБАТЬ, ХАВАТЬ, КОЛБАСИТЬСЯ (глаголы)
3) НИШТЯК, КЛЕВО, ПОТРЯСНО, ОФИГЕННО, ЛАФА, ЗАШИБИСЬ, МОЩНО, УГАРНО, СТО ПУДОВО, ПРИКОЛЬНО (наречия)
4) БАЗАРА НЕТ, Я НЕ В КУРСЕ, ШНУРКИ В СТАКАНЕ(словосочетания)
Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы слов:
1) наименования людей по их родству (предки)
2) наименования людей по профессии (менты, легавые, училка, преподы, класнуха, поломойка )
3) бытовая техника (телик, ящик)
4) пища и процесс ее поглощения (хавчик, точить , рубать, хавать)
5) обозначения людей по качеству их характера (кукушка, овца)
6) деньги (бабки, мани, зеленые, пятихатка)
7) состояние, оценка (ништяк, клево, потрясно)
На вопрос, для чего употребляются школьниками жаргонизмы, были получены ответы: 50 % учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее друзьям; 14 % - не задумывались об этом; 15 % считают, что это модно, современно; 11 % нуждаются в них для связки слов; 10 % отвечали, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток в речи.
Таким образом, анализ анкет позволил подтвердить положения исследователей о том, что основная причина жаргона состоит в желании, создав свой «язык», организовать общение среди сверстников. Молодежный жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь.
Слайд 7
Выступление теоретиков
1. Жаргон – это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон – разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией, родом занятий. Считается, что в молодежной среде жаргон бытовал издавна. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра. По мнению молодежи, жаргонная лексика существенно отличается от скучного мира взрослых.
Есть мнение, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом деле, специалисты доказали, что жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (очень редко) и отрицательную.
2. Лингвисты отмечают, что в жаргоне, как и в языке в целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, его культура, мораль и нравственный уровень.
Эксперты: В пушкинские времена часть общества предпочитала говорить по-французски, в наше время речь перегружена английскими словами и как никогда жаргонными выражениями, которые прочно вошли в обиход молодежи. Разрешите и мне поделиться собственными наблюдениями над вашей речью. Знакомьтесь, собирательный образ вашего сверстника, фоторобот, внешний вид которого определен согласно школьному жаргону.
Слайд 8. Коллаж
(На рисунке вместо ушей у человека – локаторы, на месте рта – варежка , вместо рук – клешни и грабли, ноги заменяет костыль и копыто, т.е. обозначение частей тела дано по аналогии со школьным жаргоном)
Хоть и неприятны эти слова , но звучат они все чаще и чаще, и бороться с этим явлением стало все сложнее.
Выступление корреспондентов
Интервью с учащимися школы.
- Речь пойдет о нецензурной лексике. Дети слышат ее от взрослых, взрослые встревожены речью детей. Это стало сущим наказанием для нашего языка и общества.
- Кто должен контролировать нашу речь?
- Как относится к тому, что «язык подонков и блатарей» грозит стать нормой?
- Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике?
Слайд 9. Выступление экспертов
Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, как показал опрос.
! Не стоит сквернословить, так как это показатель низкой культуры (50 % учащихся).
! Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять (30 %).
! Сквернословить нельзя, так как это великий грех (20 %).
- Как эти слова пришли в наш язык? Как относились к ним наши предки. Перевернем страницы прошлого.
Выступление теоретиков
Слайд 10
Специалисты по истории, этнографы и социологи провели интересные исследования. Употребление брани, особенно непристойной, может восприниматься как нарушение табу (т.е. запрета, в данном случае нравственного).
В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека. По нравственным народным представлениям славян, бранящийся человек оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную мать. У русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали «черным» словом могли унести злые силы. Нельзя было ругаться при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего не ругались в лесу. В дом, где люди бранятся, проникают бесы, а во ангелы покидают такое жилище.
В языческие времен, да и позднее, на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из дома разную нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «черными», и в этом названии сближались понятия «черноты» и «черта». Попусту такими «черными» словами не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких – ведь слово-то имело свойство «воплощаться»!
- Что вы чувствуете, когда такие слова звучат в ваш адрес?
- Как известно, болезнь легче предупредить. Какие попытки борьбы предпринимаются в нашем обществе? Результаты?
То, что проблема сквернословия актуальна, говорят исследования на современном этапе.
Слайд 11
- Любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа.
- Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания.
- Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген!
- Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне.
- Длительный стресс, который может спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета.
Чтение стихотворения В. Сааковой
У нас к дому не унижали матом
Соперника в пылу словесных битв,
И слово было истово и свято
Для будней, колыбельных и молитв.
Когда наш дом поганил сквернословьем
Забредший в гости пьяненький мужик,
То бабушка лишь хмуро сдвинет брови –
И сразу он прикусит злой язык.
За что ж тебя, Родимая Россия,
Поганим нынче черною молвой
И пачкаем – могучий и красивый –
Язык российский первородный свой?
Ужель не виновато поколенье,
В крови и грязи начиная век,
Что на святое замахнулся матом,
Наш современный русский человек?
Ища слова для самовыраженья,
Не замути живой воды родник –
От словоблудия и вырожденья
Оберегай родной души язык!
Для современного молодого человека очень важно иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям. Только в этом случае не прервется связь времен. Вам выбирать, на каком языке будут говорить ваши дети. В ваших руках будущее России, будущее родного языка.
Анкета
1) Напишите известные вам жаргонные слова.
2) Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
3) Для чего вы их употребляете (нужное подчеркнуть)?
а) считаете, что модно, современно; б) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи; в) делают речь понятнее для друзей; г) нужны в речи для связи слов; д) что-то другое (напиши свой вариант).
4) Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?
а) да; б) нет; в) не думал об этом.
5) Стараетесь ли вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?
а) да; б) нет; в) не думал об этом.
6) Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи (нужное подчеркнуть)?
а) да; б) нет; в) не думал об этом; г) иногда в разных случаях.
Разработка практического занятия по теме
«Культура речи: общие понятия»
Цель: Закрепить понятия «культура речи», « языковая норма», «типы речевых ошибок». Формировать умение редактировать текст, содержащий речевые ошибки, формировать навыки использования нормированной речи. Развивать навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.
Форма: Урок - конференция
Оборудование: Плакаты с афоризмами о русском языке. Выставка книг по культуре речи, словари (синонимов, орфографический, орфоэпический, толковый словарь С. Ожегова). Демонстрационная таблица-схема «Языковая норма». Лекции элективного курса . Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточка-инструктор «Типы речевых ошибок».
Ход занятия:
Первый этап – подготовительный . Учащиеся готовятся к занятию: разбиваются на группы, получают карточки с заданиями для самостоятельной работы, готовят плакаты с высказываниями о русском языке , делают подборку литературы. Учитель помогает подготовить выступления групп.
Второй этап. Проведение занятие.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке по культуре речи мы вновь работаем со СЛОВОМ. Это важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. О нем, о слове, сказано много мудрых мыслей (пословиц и поговорок). Вспомните и назовите известные вам. (Ответы учащихся).
В наш век, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык – это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Вы можете сказать, что вовсе необязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из вас станет впоследствии лингвистом, языковедом. Что бы вы ответили рассуждающему так человеку? (Ответы учащихся).
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он не занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: «Наши жАлюзи более красивее ихних», «Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.»
В современной науке появился термин ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ, экология языка, слова. Такую же задачу (беречь, охранять правильную речь) мы ставим перед собой . Сегодня мы сделаем еще один шаг вперед на пути к овладению навыками культурной, правильной, нормированной речи, как устной, так и письменной.
2. Выступления учащихся, которые получили задания для самостоятельной работы. Остальные ученики слушают, при необходимости исправляют, дополняют выступающих, комментируют. Трудные случаи фиксируются в тетрадях. (на столах учащихся лежит карточка-инструктор «Типы речевых ошибок»)
3.Беседа о предмете изучения культуры речи и об основных ее понятиях.
- Так что же все-таки является предметом нашего разговора?
Что такое культура речи? Что значит обладать высокой речевой культурой?
(Ответы учащихся).
Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение пользоваться языковыми средствами в разных условиях в зависимости от цели и содержания речи.
- Что мы вкладываем в понятие «языковая норма»?
(Ответы учащихся).
Языковая норма – правила употребления слов, словообразования и произношения.
- О каких языковых нормах вы знаете? Что значит соблюдать ту или иную норму? Что значит ее нарушить?
Учитель обращает внимание ребят на таблицу «Языковые нормы» и на записанные на доске словосочетания.
1. Вкус(?)ные я(?)ства
2. У об…их школ, у 850 учеников
3. Отобрала, ждала, позвонит.
4. Согласно распоряжени…
5. …деть пальто
Задание: Используя данные примеры, покажите, к какой языковой норме они относятся, напишите, произнесите слова в соответствии с той или иной языковой нормой.
4. Устный мини-журнал «Правильно ли мы говорим по-русски?»
Учитель обращает внимание ребят на выставку книг о языке и словари. Подготовленный ученик делает небольшое сообщение.
5. Проверка знаний по теме «Культура речи: общие понятия».
Предлагается выполнить небольшое тестовое задание.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Какие знания вы получили на уроке? Что вспомнили? Какие понятия повторили? Удалось ли нам сделать шаг вперед на пути к нормированной речи? Урок заканчивается стихотворением Я. Козловского о слове:
Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Карточка-инструктор
«Типы речевых ошибок»
1) Непонимание значения слова, неверное употребление паронимов.
2) Нарушение лексической сочетаемости.
3) Многословие.
4) Речевые штампы.
2. Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
№ 1. «Позвоните» на радио, представьтесь, передайте привет своим друзьям или родным, закажите песню.
№ 2. Объясните значения следующих слов: лакуна, статус-кво, экспрессия, канон, нотариус, штатный, штатский, адаптация.
№ 3. В каком случае больше вероятность помех при коммуникации: при общении двух членов одной семьи разных поколений, нескольких учащихся одного класса, ведущего канала MTV и его зрителей? Опишите указанные речевые ситуации с точки зрения состава участников, места и времени, других условий коммуникации.
№ 4. Познакомьтесь с фрагментом романа А. Марининой «Пружина для мышеловки». Дайте характеристику речи следователя Вилкова. Каким образом коллеги-милиционеры все же понимали, о чем он говорит?
- Они позвонили ему, говорят – Мосгаз ходит с проверкой, нужен доступ туда, ну, он приехал, хату открыл, а он там лежит уже трехдневный…
«Они» после уточнения оказались соседями, первый «он» - хозяином квартиры, под «там» подразумевалась сама квартира, в которой был убит и обнаружен второй «он» - Юрий Петрович Забелин.
- А чего ж трехдневный-то? – удивился Семенов. – Его что, не искал никто?
- Так она уехала из Москвы, а эти решили, что по делам, он что-то такое говорил насчет того, что надо съездить туда, на месте посмотреть, ну они и решили, что он поехал…
В переводе на общепонятный язык сия тирада означала, что Забелина в отъезде, а на работе все думали, что он поехал инспектировать какой-то филиал в другом городе.
№ 5. Покажите употребление местоимений «ты» и «Вы» в современной речи.
(на материале современной художественной литературы)
№ 6 Найти примеры нарушения языковой нормы в изучаемых на уроках литературы художественных произведениях и объяснить роль данного приема в тексте.
№ 7 Найти в отрывках из школьных сочинений нарушения языковой нормы, определить тип ошибки, отредактировать текст.
№ 8 Прочитайте предложения. Заполните пропуски. Поставьте в выделенных словах ударения. Что вызвало у вас затруднения и почему? Что помогло сделать выбор?
Согласно учредительному договору уставн…й капитал нашей фирмы составил 12, 8 млн руб. Вчера мой коллега прислал электрон… счет-фактуру на поставку итальянских жалюз… . На большом проспекте открылся бутик, в этом бутике продает одежду известн… французск… кутюрье. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж… буше и шотландск… виски. Мне нужны драйвер… для принтера и сканера. В новую кофейню в Гостином дворе требуются барист…; опыт работы желателен. Мы купили в гостиную нов… бра. Вы предпочитаете бел… или розов… мартини? Ремонт делали первоклассные мастер…. На занятиях по информатике мы изучали мастер… шаблонов программы Word.
№ 9 Выпишите из орфоэпических словарей примеры, иллюстрирующие вариативность норм.
№ 10 Сравните ряды синонимов:
Усталый – замотанный – измотанный ;
ЭВМ – компьютер – персоналка – комп ;
дальнобойщик – водитель – водила – шофер .
Приведите примеры с этими словами и объясните разницу в их значении и употреблении.
ТЕСТ
Язык – это:
а) набор текстов; б) знание правил; в) знаковая система.
2. Речь – это:
а) сочетание знаков; б) производство текстов; в) умение говорить.
3. Стиль поведения в языке зависит от:
а) знания языковых правил; б) общественных норм; в) языкового вкуса говорящего.
4. Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется:
а) обратная связь; б) речевое взаимодействие; в) речевая ситуация; г) речевой контакт.
5. Роль адресата в речевом событии – это:
а) слушание или чтение; б) говорение или письмо; в) только слушание; г) только говорение.
6. Успешность коммуникации менее всего зависит от:
а) уровня культуры речи собеседников; б) содержания передаваемого сообщения; в) соблюдения протокола общения; г) количества собеседников.
7. Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности – это:
а) этический аспект речевой культуры; б) коммуникативный аспект речевой культуры; в) нормативный аспект речевой культуры; г) эффективный аспект речевой культуры.
8. Позиция, которую занимает человек в обществе или социальной группе, называется:
а) социальная роль; б) коммуникативная роль; в) социальный статус; г) коммуникативный статус.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубова Л. В. Что может угрожать языку и культуре? – Знамя, 2006, № 10.
2. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – СПб: Златоуст, 1999.
3. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: очерки современной стилистики. – М., 2005.
4. Культура русской речи. под ред. Граудиной Л. К. – М., 2002.
5. Мишатина Н. Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры. – Литература в школе, 2007, № 5.
6. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007.
7. Программа по русскому языку 5-9 классы под ред. М. М. Разумовской, П. А.Леканта и др. – М.: Дрофа, 2003.
8. Программа общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
9. Русский язык и культура речи: учебник под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М.: Высшее образование, 2008.
10. Русская речевая культура. – М., 2006.
11. Стернин И. А. Можно ли культурно формировать культуру в современной России? – Воронеж, 2002.
12. Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука. – Воронеж, 2002.
13. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. – М.: Высшее образование, 2007.
14. Шапошников В. Н. Русская речь 1990-х г. Современная Россия в языковом отображении. – М., 1998.
15. Элективные курсы в профильном обучении. – Первое сентября: Русский язык, 2007, № 2.
Занятие № 1
Диагностический комплекс культуроориентированных вопросов и заданий позволяет выявить уровень культуроведческой компетенции у школьников.
Составленные задания и вопросы позволяют выявить исходный и достигнутый уровни культуроведческой компетенции учащихся.
Кроме того комплекс выполняет ряд функций:
- обучающую (поскольку дает школьникам определенную культуроведческую информацию);
- контрольную (проверяет наличие определенных знаний, умений и мировоззренческих установок учащихся);
- актуализации знаний и ассоциаций, связанных с культурой своего народа
-воспитывающую (нацеливает учеников не только на презентацию своих знаний о языке и культуре народа, но и на размышления, предполагающие выявление и обоснование своего отношения к русской культуре.
Диагностика культуроведческой компетенции учащихся 5-7 классов.
1. Закончите пословицы:
Всякая птица …
Кто где родится…
Умные речи…
Петь хорошо вместе…
Грамоте учиться…
Кто хочет много знать…
Не зная броду…
Береги платье снову…
Без хозяина земля…
Из поговорки…
2. Какое животное (млекопитающее, птица, рыба, насекомое) обозначает в русской культуре такие человеческие качества, как
Нечистоплотность…
Глупость…
Упрямство…
Трудолюбие…
Хлопотливость…
Хитрость…
Трусость…
Лень, сонливость…
Верность…
Легкомыслие…
3. Слово красный изначально означало «красивый». Приведите устойчивые выражения, существующие в русском языке, пословицы, поговорки, которые доказывают, что это именно так.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каша – это русская национальная еда, которую варят из различных круп и которая была повседневным сытным и любим кушаньем. Приведите устойчивые выражения, существующие в русском языке, пословицы, поговорки, которые доказывают, что каша играет важную роль в русской культуре.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что обозначают выделенные слова в известных фразах из сказок А. С. Пушкина?
- Царица злая, ей рогаткой угрожая, положила иль не жить, иль царевну погубить…________________________________________________________
__________________________________________________________________
- И царица хохотать… и прищелкивать перстами…______________________
- В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка____________
__________________________________________________________________
- Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный
__________________________________________________________________
- Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы
__________________________________________________________________
- Наступает срок родин; сына Бог им дал в аршин
__________________________________________________________________
- В колымагах золотых пышный двор встречает их
__________________________________________________________________
6. Если бы вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о людях русской культуры, о ком бы вы написали (укажите два-три имени людей русской культуры, о которых вы имеете достаточно сведений):
1) композиторы :__________________________________________________;
2) художники: ____________________________________________________;
3) архитекторы, скульпторы: ________________________________________;
4) писатели, поэты: _________________________________________________;
5) выдающиеся люди русской культуры и истории: ______________________
__________________________________________________________________.
7. Назовите несколько известных вам:
1) блюд русской кухни ______________________________________________
__________________________________________________________________;
2) народных игр ___________________________________________________;
3) ремесел, распространенных на Руси ________________________________
__________________________________________________________________;
4) народных праздников _____________________________________________
__________________________________________________________________;
5) названий «нечистой силы» _________________________________________
__________________________________________________________________;
6) народных примет _________________________________________________
__________________________________________________________________;
7) древних русских имен _____________________________________________
__________________________________________________________________;
8) русских слов, которых нет в других языках___________________________
__________________________________________________________________;
9) слов, важных для русского человека_________________________________
__________________________________________________________________;
10) имен языческих богов ____________________________________________
__________________________________________________________________.
8. Чем удивили вас вопросы, на которые вы отвечали? О чем заставила вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностика культуроведческой компетенции учащихся 8-11 классов.
1. Прочитайте данные ниже английские пословицы. Как бы вы выразили ту мысль с помощью русских народных пословиц и поговорок?
1. Плохой работник с инструментами не в ладу.
__________________________________________________________________
2. Одна птица в руках стоит двух в кусте.
__________________________________________________________________
3.Обжегшееся дитя огня боится.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.