Рабочая программа (ФГОС). Физика 7-9 классы.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС, Календарного планирования для 9 класса не показываю, так как оно сейчас исходит для 3 ч в неделю.
Иконка файла материала Рабочая программа (ФГОС). Физика 7-9 классы.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения курса:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимания учащимися смысла основных научных понятий законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика курса:

   Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

   Физика – наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения, Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

   Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человека очень высок.

   Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

   В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Описание места учебного курса в учебном плане:

   Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определён также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 1644);

- «Программы общеобразовательных учреждений 7-9 классы», Москва, Просвещение», 2014 г.

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в 7-9 классах 204 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю в каждом классе

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса по годам:

   Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

   Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

   Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Познавательные:

 освоение основ проектно-исследовательской деятельности;

 развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

 освоение методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата;

 использование общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Работа с информацией:

• работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Поиск информации:

 осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов;

 строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска;

 иметь потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;

 применять эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете;

 иметь первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства;

 передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами);

 устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, объяснение и доказательство фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования;

 строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации;

 критически относиться к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Регулятивные:

 ставить новые учебные цели и задачи;

 планировать реализацию целей и задач, в том числе во внутреннем плане;

 осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

 контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия;

 вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:

 уметь работать в группе на основе морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

 ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

 действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

 удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

 определять цели коммуникации;

 оценивать ситуацию;

 учитывать намерения и способы коммуникации партнёра;

 выбирать адекватные стратегии коммуникации;

 использовать речевые средства для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы.

2.Планируемые результаты строятся на основе уровневого подхода: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» с учетом возрастных особенностей:

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические за-коны (закон сохранения энергии, закон все-мирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сох-ранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Тепловые явления

Выпускник научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Квантовые явления

Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

Механические явления

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник получит возможность научиться:

• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

 

 

Предметные результаты по классам:

 7 класс:

Учащийся должен знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;

- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

Учащийся должен уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы (СИ);

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов: Паскаля, Архимеда;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств. 

Учащийся должен

владеть методами научного познания:

- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;

- приводить прямые измерения физических величин (расстояния, промежутков времени, массы, силы, давления) и косвенные измерения физических величин (плотности тела, силы Архимеда);

- представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;

- объяснять результаты наблюдений и экспериментов (зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления);

- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений: равномерное прямолинейное движение; передача давления жидкостями и газами; диффузия; плавание тел.

Учащийся должен владеть основными понятиями и законами физики:

- давать определения физических величин и формулировать физические законы;

- описывать: физические явления и процессы; зависимость выталкивающей силы от рода жидкости и объёма погруженной в жидкость части тела;

- вычислять: путь, скорость, массу, плотность тела, силу тяжести, силу упругости, силу трения, давление твёрдых тел, жидкостей и газов, механическую работу, мощность, коэффициент полезного действия, механическую энергию.

Учащийся должен воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической):

- приводить примеры: физических явлений; иллюстрации физических законов; опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории;

- читать и пересказывать текст учебника;

- выделять главную мысль в прочитанном тексте;

- находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;

- конспектировать прочитанный текст;

- определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам.

8 класс:

Учащийся должен знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;

- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления и кристаллизации, удельная теплота парообразования и конденсации, точка росы, абсолютная и относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;

- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

Учащийся должен уметь:

- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, плавление, кристаллизацию, испарение, конденсацию, кипение, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы (СИ);

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранение электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности. 

Содержание учебного предмета:

1.Физика и физические методы познания природы. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

2.Механические явления. Механическое движение. Относительность движения. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. 

3.Динамика. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.

4.Механическая энергия. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

5.Тепловые явления. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

6.Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое напряжение.  Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

7.Магнитные явления. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

8.Световые явления. Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

9.Основы кинематики. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

10.Основы динамики. Инерция. Инертность тел.

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса – скалярная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки. Сила трения.

11.Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

12.Механические колебания и волны. Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

13.Электромагнитные явления. Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

14.Строение атома и атомного ядра. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое, массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7»: (68 ч в год, 2 ч в неделю)

 

дата

 

урока

 

наименование разделов и тем

 

всего

часов

 

тип урока

 

методы ведения урока

 

 

домашнее

задание

1

Физические методы изучения природы

4

 

 

 

 

 

 

1.1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§1-3; Л:5,12; определения.

 

 

2.2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§4,5; У.1; Л:25*; определения.

 

 

3.3

Л/р.№1 «Определение цены деления измерительного прибора».

 

1

совершенствование

ЗУН

 

репродуктивный

п.§4,5; определ.; Л:31,32,37*.

 

4.4

Физика и техника.

1

комбинированный

репродуктивный

§6; З.1;кроссворд.

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

 

 

 

 

 

5.1

 

Строение вещества. Молекулы.

 

1

изучение нового материала

проблемно-эвристический

§7,8; Л:53,54,42*; определения.

 

 

6.2

 

Л/р.№2 «Измерение размеров малых тел».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

 

п.§7,8; Л:23,34.

 

 

7.3

 

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

 

§9; З.2 (1); Л:66.

 

 

8.4

 

Взаимодействие молекул.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

 

§10; У.2;Л:74,80.

 

 

9.5

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

 

§11,12; З.3; Л:84.

 

 

10.6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

 

1

обобщение и систематизация

 

репродуктивный

п.§7-10; Л:65,66, 77-79,81,82.

3

Взаимодействие тел

25

 

 

 

 

 

11.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§13,14;У.3(1-3); З.4;Л:99,101*,103.

 

 

12.2

 

Скорость. Единицы скорости.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

 

§15; У.4(1,4).

 

13.3

Расчет пути и времени движения.

1

комбинированный

репродуктивный

§16; У.5(2,4).

 

 

14.4

 

Графики пути и скорости движения.

 

1

изучение нового материала

 

репродуктивный

п.§15,16; форму-лы; карточки.

 

 

15.5

 

Решение задач.

 

1

обобщение и систематизация

 

репродуктивный

п.§15,16; форму-лы; карточки.

 

 

 

16.6

 

К/р.№1 «Механическое движение тел».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

17.7

 

Явление инерции.

 

1

изучение нового материала

проблемно-эвристический

§17; опр.; опыты;

сост. 2 задачи.

 

 

18.8

 

Взаимодействие тел.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§18; Л:196,204,205

 

 

19.9

 

Масса тела. Единицы массы.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§19,20; У.6(1,3).

 

 

20.10

 

Л/р.№3 «Измерение массы на рычажных весах».

 

1

совершенствование

ЗУН

 

репродуктивный

п.§19,4,5;изготов. весы; Л:223,217*.

 

 

21.11

 

Л/р.№4 «Измерение объёма тела».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§4,5,19; опред.; Л:127, 219*.

 

 

22.12

 

Плотность вещества.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§20;У.7(1,2);форм

 

 

23.13

 

Л/р.№5 «Определение плотности твёрдого тела».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§20,21;У.7(4,5); формулы, опред.

 

 

24.4

 

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§22;Л:283*;форм.

 

 

25.15

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§22,п.20,21;форм.У.8(3,4); Л:274*

 

 

26.16

 

К/р.№2 «Масса тела. Плотность вещества».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

27.17

 

Сила. Единицы силы.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§23; Л: 291.

 

28.18

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

комбинированный

репродуктивный

§24; Л:292,293.

 

 

29.19

 

Сила упругости. Закон Гука.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§25; Л:328,329.

 

 

30.20

 

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный,

эвристический

§26,27;У.9(2,3,5); Л:333,334;форм.

 

 

31.21

Динамометр. Л/р.№6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром».

 

1

совершенствование ЗУН

проблемно-эвристический

§28; У.10(1,3);

Л: 351*.

 

 

32.22

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§29; У.11(2,3); Л:367*; определ.

 

 

33.23

 

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§30-32; определ.; вопросы.

 

 

34.24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел».

 

1

обобщение и систематизация

 

репродуктивный

п.§18,26,29; опр., формулы.

 

 

35.25

 

К/р.№3 «Взаимодействие тел».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

 

 

 

36.1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

 

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§33,34;формулы, У.12,13; З.6.

 

 

37.2

Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§35-37;У.14(2,4); Л:464,470,473,468

 

 

38.3

 

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

 

1

изучение нового материала

 

репродуктивный

§38; опр.,фор-лы; У.15(1-3); З.8.

 

 

39.4

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§37,38;§4*с.177 Л:504-507; форм.

 

 

40.5

 

К/р. № 4 «Давление. Закон Паскаля».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

41.6

 

Сообщающиеся сосуды.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§39; У.16(1,2).

 

 

42.7

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

 

1

изучение нового материала

проблемно-эвристический

§40,41; У.17,18; задание 10.

 

 

43.8

 

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§42; У.19(4); задание 11.

 

 

44.9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§43,44; рисунок, У.20,21(1,2).

 

 

45.10

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§45,46; Л:601,603.

 

 

46.11

 

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

 

1

совершенствование

ЗУН

проблемно-эвристический

§45,46; Л:601,603.

 

 

47.12

 

К/р.№5 «Давление в жидкости и газе».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

п.§43,44,45.

 

 

48.13

 

Гидравлический пресс.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§47; Л:498; У.23.

 

 

49.14

 

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

 

1

изучение нового материала

проблемно-эвристический

§48; У.24(1,2); опред., формулы.

 

 

50.15

 

Архимедова сила.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§49;У.24 (3);форм

 

 

51.16

Л/р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§49; §8 стр.184; У.24(4).

 

 

52.17

 

Плавание тел. Решение задач.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§50;Л:605,611,615

 

 

53.18

 

Л/р.№8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

 

1

 

совершенствование ЗУН

проблемно-эвристический

п.§50; У.25 (3-5); Л:612; опр.,форм.

 

 

54.19

 

Плавание судов. Воздухоплавание.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§51,52;У.26(1,2).

 

 

 

55.20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Архимедова сила. Плавание тел».

 

1

обобщение и систематизация

 

репродуктивный

п.§48-50;У.27(2); Л:654,655,657,659

 

 

56.21

 

К/р.№6 «Архимедова сила. Плавание тел».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

5

Работа и мощность. Энергия

12

 

 

 

 

 

57.1

 

Механическая работа.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§53; У.28(1-3); опред., формулы.

 

 

58.2

 

Мощность.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§54; У.29(1,3).

 

 

59.3

 

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§55-56; У.30(1,2), Л:736; З.18(1).

 

 

60.4

 

Момент силы.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§57;форм., опред.

 

 

61.5

Л/р.№9 «Выяснение условия равновесия рычага». Рычаги в природе, технике, быту.

 

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§58; У.30(3,4); Л:736,738*.

 

 

62.6

Применение закона равновесия к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный, эвристический

§59,60; У.30 (5); опред., формулы. Задание 19*.

 

 

63.7

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§59,60; Л:766.; подг. к л/р.№10.

 

 

 

64,8

Коэффициент полезного действия.

Л/р.№10 «Определение КПД при подъёме тела по

                  наклонной плоскости».

 

1

комбинированный,

совершенствование ЗУН

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный

§61; Л:788; опред., формулы; У.31 (1,2).

 

 

65.9

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§53-61; форм.; Л:789,792.

 

 

66.10

 

К/р.№7 «Работа. Мощность».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

67.11

 

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§62,63; опред., форм. У.32 (1-3).

 

 

68.12

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.

 

1

 

комбинированный

 

эвристический

§64, опред.

У.33 (3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 8» (68 ч в год, 2 ч в неделю)

 

дата

урока

 

наименование разделов и тем

 

всего

часов

 

тип урока

методы ведения урока

домашнее задание

1

Тепловые явления

25

 

 

 

 

 

1.1

 

Тепловое движение. Температура.

 

1

изучение нового материала

 

эвристический

§1; вопросы; определ.

 

 

2.2

 

Внутренняя энергия.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§2;Л:920,922; определ.

 

 

3.3

 

Способы изменения внутренней энергии тела.

 

1

изучение нового материала

проблемно-эвристический

§3; Л:921,934,928*; З.1; опред., вопр.

 

 

4.4

 

Теплопроводность.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§4;Л:948,954;У.1;  опред.

 

 

5.5

 

Конвекция. Излучение.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§5,6;У.2,3;Л:972, 985; опред.

 

 

6.6

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§1на с.178; кроссв. 8-10 слов по §1-6.

 

 

7.7

 

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§7; Л:990,991; определ.

 

 

8.8

 

Удельная теплоёмкость.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§8; У.4(1); Л:997,998.

 

 

9.9

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§9; У.4(2,3); Л:1015  формулы; опред.

 

 

10.10

Л/р.№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании

                 воды разной температуры»

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§9; Л:1007,1008; формулы; опред.

 

 

11.11

Л/р.№2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого

                тела».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

§9; Л:1018,1016*; форм.

 

 

12.12

 

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§10; У.5(2,3); опред форм; Л:1050*.

 

 

13.13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§11; У.6(1,2);опред.

Л:1053; §2 на с.181.

 

 

14.14

 

К/р.№1 «Тепловые явления»

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

15.15

Фазовые состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§12-14; У.7(3-5); опред.; рис.16 с.33.

 

 

16.16

 

Удельная теплота плавления.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§15;У.8(1-3); форм.  опред.

 

 

 

 

17.17

 

К/р.№2 «Нагревание и плавление кристаллических тел».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

 

§3 на с.183.

 

 

 

 

18.18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§16,17; У.9(1-4); определения.

 

 

 

19.19

 

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§18,20;У.10(2,3,5);Л:1113,опред.,форм

 

 

 

20.20

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§16; Л:1117,1118, 1125*.

 

 

 

21.21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§19;Л:1147,1149,

1161,1162; опред.

 

 

 

22.22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§21,22; Л:1126-1128,1137.

 

 

 

23.23

 

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§23,24;вопр.3,4 на с. 57; Л:1146,1145*.

 

 

 

24.24

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§16-24; формулы, опред. Л:1116,1121.

 

 

 

25.25

 

К/р.№3 «Изменение агрегатных состояний вещества».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

2

Электрические явления

28

 

 

 

 

 

 

26.1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§25,26; Л:1179, 1182; опред.

 

 

 

27.2

 

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§27;Л:1173,1174,1187;  опред.

 

 

 

28.3

 

Электрическое поле.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§28;Л:1205,1185,

1186; опред.

 

 

 

29.4

 

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§29,30;У.11; Л:1218,1222;

 

 

 

30.5

 

Объяснение электрических явлений.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§31; У.12

 

 

 

31.6

 

Электрический ток. Источники электрического тока.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§32; Л:1233,1234, 1239. Задание 6*.

 

 

 

32.7

 

К/р.№4 «Электризация тел. Строение атомов».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

 

33.8

 

Электрическая цепь и её составные части.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§33;У.13(1); Л:1245-1247.

 

34.9

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§34-36; Л:1252, 1253, 1255*-1257*;

 

 

 

 

35.10

 

Сила тока. Единицы силы тока.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§37;У.14(1,2); опред., форм.

 

 

36.11

Амперметр. Измерение силы тока.

Л/р. № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы

                  тока в её различных участках».

 

1

комбинированный,

совершенствование ЗУН

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

 

§38;У.15.

 

37.12

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

 

1

 

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§39-41;У.16(1); опред.; подг.Л/р.4

 

 

38.13

Л/р.№4 «Измерение напряжения на различных участках

                электрической цепи».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§39-41; опред., У.16(2,3); форм.

 

 

39.14

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристич объяснит.-иллюстр.

§42,43;У.17(1,2);опред.; У.18(1,2)

 

 

40.15

 

Закон Ома для участка цепи.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§44;У.19(2,4); форм.

 

 

41.16

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Резисторы и реостаты.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§45-47;У.20(1-3); опред.; формулы.

 

 

42.17

Л/р.№5 «Регулирование силы тока реостатом».

Л/р.№6 «Определение сопротивления проводника при

                помощи амперметра и вольтметра».

 

1

 

совершенствование ЗУН

 

проблемно-эвристический

 

п.§44-47; Л:1323;

форм.

 

 

 

43.18

 

Последовательное соединение проводников.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§48;У.22(1); форм.

Л:1346; опред.

 

 

44.19

 

Параллельное соединение проводников.

 

1

 

комбинированный

проблемно-эвристический

§49;У.23(2,3,5);

опред., форм.

 

 

45.20

 

Решение задач.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§48-49;  У.21(4), Л:1369,1374;

 

 

46.21

 

К/р.№5 «Электрический ток. Соединения проводников».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

 

47.22

 

Работа и мощность электрического тока.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§50,51;У.24(1,2),

У.25(1), форм.

 

 

48.23

Л/р.№7 «Измерение мощности и работы тока в

                электрической лампе».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§50-52; Л:1397, 1412,1416.

 

 

49.24

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§53;У.27(1,4);

опред., форм.

 

 

50.25

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§54;Л:1450,1454;

рис.83,с.126. З: 8*.

 

 

51.26

 

Короткое замыкание. Предохранители.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§55;Л:1453.

 

 

52.27

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Электрические явления».

 

1

обобщение и систематизация

 

репродуктивный

п.§33-54; форм.,

Л:1275-1277.

 

 

 

 

 

53.28

 

К/р.№6 «Электрические явления».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

3

Электромагнитные явления

6

 

 

 

 

 

54.1

Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§56,57; Л:1458, 1459: опред.

 

 

55.2

Магнитное поле катушки с током.

Л/р.№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

 

1

комбинированный

совершенствование ЗУН

проблемно-эвристич.

объяснительно-иллюстративный

§58; У.28(1-3).

 

 

56.3

 

Применение электромагнитов.

 

1

 

комбинированный

 

репродуктивный

§58; З.9: Л:1465, 1469.

 

 

57.4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§59,60; Л:1476, 1477; рис.60 план.

 

 

58.5

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л/р.№9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

 

1

комбинированный совершенствование ЗУН

объяснительно-иллюстративный репродуктивный

 

§61; п.§56-60;

Л:1473-1475,1481.

 

 

59.6

 

К/р.№7 «Электромагнитные явления».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

4

Световые явления

8

 

 

 

 

 

60.1

 

Источники света. Распространение света.

 

1

изучение нового материала

объяснительно-иллюстративный

§62; У.29(1); З.12*(1,2).

 

 

61.2

 

Отражение света. Законы отражения света.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§63; У.30(1-3); опред.

 

 

62.3

Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§64;Л:1528,1540,1556.

 

 

63.4

 

Преломление света.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§65; У.32(3); Л:1563.

 

 

64.5

 

Линзы. Оптическая сила линзы.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§66; У.33; Л:1612,1615.

 

 

65.6

 

Изображения, даваемые линзой.

 

1

 

комбинированный

объяснительно-иллюстративный

§67;У.34;Л:1565,1613.

 

 

66.7

 

Л/р.№10 «Получение изображения при помощи линзы».

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

п.§62-67;У.34(3); Л:1557,1596,1611.

 

 

67.8

 

К/р.№8 «Световые явления».

 

1

контроль и коррекция знаний

 

репродуктивный

 

 

Резервное время (повторение материала).

1

 

 

 

 

 

68.1

Итоговое повторение материала.

Итоговое обобщение изученного материала.

 

1

совершенствование ЗУН

 

репродуктивный

Тематические конспекты.

 

Материально-техническое обеспечение кабинета физики

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1.1.  

Стандарт основного общего образования по физике

1

1.2.  

Стандарт среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень)

1

1.3.  

Примерная программа основного общего образования по физике

1

1.4.  

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень)

1

1.5.  

Авторские рабочие программы по разделам физике

2

1.6.  

Методические пособия для учителя

4

1.7.  

Учебники по физике (базовый уровень)

Для 7 класса

Для 8 класса

Для 9 класса

3

1.8.  

Учебники по физике (баз. уровень)

Для 10 класса

Для 11 класса

2

1.9.  

Рабочие тетради для учащихся (7. 8, 9, 10, 11 класса)

5

1.10.          

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (7. 8, 9, 10, 11 класса)

5

1.11.          

Сборник задач по физике

4

1.12.          

Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по физике (7, 8, 9, 10, 11 класса)

5

1.13.          

Справочник по физике

8

1.14.          

Энциклопедия по физике

6

2.        

Печатные пособия

10

2.1.  

Комплект портретов ученых-физиков

1

 

Перечень лабораторного оборудования

Наименования объектов и средств материально-техничес-кого обеспечения

 

Наличие

 

Примечание

1

2

3

4

1

Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 В ¸ 42 В

+

Один комплект на кабинет физики. Входит в КЭФ.

2

Столы лабораторные электрифицированные (36 ¸ 42 В)

+

При отсутствии электроснабжения лабораторных столов вместо источников (4) используются батарейные источники питания, но при этом нет возможности организовывать лабораторные работы по переменному току. В настоящее время разработаны специализированные лабораторные столы для кабинетов, позволяющие хранить в них фронтальное оборудование.

3

Лотки для хранения оборудования

+

4

Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)

+

5

Батарейный источник питания

+

6

Весы учебные с гирями

+

7

Секундомеры

+

8

Термометры

+

9

Штативы

+

10

Цилиндры измерительные (мензурки)

+

11.1

Наборы по механике

+

При формировании системы фронтального оборудования на основе наборов необходимо учитывать, что некоторые из них требуют докомплектации весами учебными с гирями (6), источниками (4), необходимыми при проведении экспериментальных исследований переменного тока, и электроизмерительными приборами (28), (29).

11.2

Наборы по молекулярной физике и термодинамике

+

11.3

Наборы по электричеству

+

11.4

Наборы по оптике

+

12

Динамометры лабораторные           1 Н, 4 Н (5 Н)

+

Необходимо к распространенным в школах динамометрам с пределом измерения 4 Н (5 Н) приобретать освоенные к серийному производству динамометры с пределом измерения    1 Н, что позволит повысить достоверность измерений при исследовании выталкивающей силы, силы трения, движения тела по окружности.

При исследованиях прямолинейного движения в основной школе и на базовом уровне старшей школы можно использовать желоб 14 и секундомер 7, на профильном и углубленном уровнях эффективнее прибор 19.

13

Желоба дугообразные (А, Б)

14

Желоба прямые

+

15

Набор грузов по механике

+

16

Наборы пружин с различной жесткостью

+

17

Набор тел равного объема и равной массы

+

18

Прибор для изучения движения тел по окружности

 

19

Приборы для изучения прямолинейного движения тел

 

20

Рычаг-линейка

+

21

Трибометры лабораторные

+

22

Набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности

+

 

23

Калориметры

+

При исследовании изотермического процесса в основной школе и на базовом уровне старшей школы (поз. 25) более доступна технология, основанная на прямом измерении избыточного давления манометром (модификация А).

Модификация Б, в которой избыточное давление создается столбом воды, целесообразна для профильного и углубленного уровней.

24

Наборы тел по калориметрии

 

+

25

Набор для исследования изопроцессов в газах (А, Б)

26

Набор веществ для исследования плавления и отвердевания

+

27

Набор полосовой резины

+

28

Нагреватели электрические

+

29

Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока

+

Для повышения практической направленности лабораторных работ по электродинамике полезно использовать цифровой мультиметр (37).

Пределы измерений мультиметра по току и напряжению должны быть согласованы с (29) и (30.

При исследовании зависимости тока от напряжения мультиметр используется с амперметром (29) в качестве вольтметра и с вольтметром (30) в качестве амперметра.

 

 

 

 

 

Использование потенциометра (40) позволяет методически более правильно провести исследование зависимости силы тока от напряжения.

30

Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока

+

31

Катушка – моток

+

32

Ключи замыкания тока

 

33

Компасы

+

34

Комплекты проводов соединительных

+

35

Набор прямых и дугообразных магнитов

+

36

Миллиамперметры

+

37

Мультиметры цифровые

+

38

Набор по электролизу

+

39

Наборы резисторов проволочные

+

40

Потенциометр

+

41

Прибор для наблюдения зависимости сопротивления металлов от температуры

 

42

Радиоконструктор для сборки радиоприемников

+

43

Реостаты ползунковые

+

44

Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления

+

45

Электроосветители с колпачками

+

46

Электромагниты разборные с деталями

+

47

Действующая модель двигателя-генератора

+

48

Набор по изучению возобновляемых источников энергии

+

 

49

Экраны со щелью

+

Использование прибора (52) основано на наблюдении мнимого изображения спектра, что в значительной степени усложняет понимание сущности метода. Поэтому целесообразно перейти к методу, основанному на получении действительного изображения дифракционного спектра на экране. При наблюдении спектров в основной школе возможно использование источника (54). При профильном и углубленном изучении физики необходимо использовать (55). В качестве дозиметра целесообразно использовать, например, АНРИ 01-02 «Сосна».

50

Плоское зеркало

+

51

Комплект линз

+

52

Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток

 

53

Набор дифракционных решеток

 

54

Источник света с линейчатым спектром

+

55

Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок

 

56

Спектроскоп лабораторный

+

57

Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н)

+

58

Дозиметр

+

 

Учебно - методическое обеспечение:

- учебники Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. «Физика 7», «Физика 8», «Физика 9», Москва, «Дрофа», 2014 г. (включены в Федеральный перечень);

- сборники тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

7 класс:

1.Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

2.Марон А.Е. и др. «Контрольные тесты по физике. 7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

3.Марон А.Е. и др. «Дидактические материалы. Физика 7», Москва, Просвещение», 2014 г.

4.Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике.7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014г.

5.Чеботарёва А.В. «Тесты по физике. К учебнику А.В. Пёрышкина». Физика, 7 класс, Москва, «Экзамен», 2014 г.

6.Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике, 7 класс», Москва, «Экзамен», 2014 г.

7.Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике. 7 класс», Москва, «Астрель», 2014 г.

8.Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы. Физика 7», Москва, «Илекса», 2014 г.

8 класс:

1.Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

2.Марон А.Е. и др. «Контрольные тесты по физике. 7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

3.Марон А.Е. и др. «Дидактические материалы. Физика 8», Москва, Просвещение», 2014 г.

4.Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике.7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014г.

5.Чеботарёва А.В. «Тесты по физике. К учебнику А.В. Пёрышкина». Физика, 8 класс, Москва, «Экзамен», 2014 г.

6.Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике, 8 класс», Москва, «Экзамен», 2014 г.

7.Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике. 8 класс», Москва, «Астрель», 2014 г.

8.Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы. Физика 8», Москва, «Илекса», 2014 г.

9 класс:

1.Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

2.Марон А.Е. и др. «Контрольные тесты по физике. 7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

3.Марон А.Е. и др. «Дидактические материалы. Физика 9», Москва, «Просвещение», 2013 г.

4.Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике.7-9 кл.», Москва, «Просвещение», 2014 г.

5.Громцева О.И. «Тесты по физике. К учебнику А.В. Пёрышкина». Физика, 9 класс, Москва, «Экзамен», 2013 г.

6.Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике, 9 класс», Москва,

   «Экзамен», 2013 г.

7. Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике. 9 класс», Москва, «Астрель», 2014 г.

8. Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы. Физика 8», Москва, «Илекса», 2014 г.