Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Никифарово
муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы
______Абдуллина Л.Т. ________Залилова О.Р. ________Валишина Г. Б.
Протокол № Приказ № от ___________ года от ____________ года от _________года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС СОО
по учебному курсу информатика и ИКТ
10, 11 класс
Составитель: Абдуллина Л.Т.
Год составления 2020
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
· «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
· «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
· данная авторская программа по информатике;
· компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
· электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
· материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
· методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
· комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
· сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в объеме 204 часа (сокращённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
· Основы информатики
· Алгоритмы и программирование
· Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Для освоения полной программы углубленного уровня предполагается изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 272 часа). Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения.
При использовании сокращённого варианта (204 часа вместо 272 часов на углублённом уровне) некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Выпускник научится:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
· Техника безопасности. Организация рабочего места
· Информация и информационные процессы
· Кодирование информации
· Логические основы компьютеров
· Компьютерная арифметика
· Устройство компьютера
· Программное обеспечение
· Компьютерные сети
· Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
· Алгоритмизация и программирование
· Решение вычислительных задач
· Элементы теории алгоритмов
· Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
· Моделирование
· Базы данных
· Создание веб-сайтов
· Графика и анимация
· 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование учебного материала с указанием его объема и распределения по годам изучения представлено в таблице 1, поурочное планирование для 10 и 11 классов приводится в таблицах 2 и 3.
Сокращённый
курс, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах
(всего 204 часа)
Таблица 1.
№ |
Тема |
Количество часов / класс |
||
Всего |
10 кл. |
11 кл. |
||
Основы информатики |
||||
1. |
Техника безопасности. Организация рабочего места |
2 |
1 |
1 |
2. |
Информация и информационные процессы |
15 |
5 |
10 |
3. |
Кодирование информации |
14 |
14 |
|
4. |
Логические основы компьютеров |
9 |
9 |
|
5. |
Компьютерная арифметика |
3 |
3 |
|
6. |
Устройство компьютера |
5 |
5 |
|
7. |
Программное обеспечение |
8 |
8 |
|
8. |
Компьютерные сети |
5 |
5 |
|
9. |
Информационная безопасность |
4 |
4 |
|
|
Итого: |
65 |
54 |
11 |
Алгоритмы и программирование |
||||
10. |
Алгоритмизация и программирование |
59 |
35 |
24 |
11. |
Решение вычислительных задач |
8 |
8 |
|
12. |
Элементы теории алгоритмов |
3 |
|
3 |
13. |
Объектно-ориентированное программирование |
14 |
|
14 |
|
Итого: |
84 |
43 |
41 |
Информационно-коммуникационные технологии |
||||
14. |
Моделирование |
12 |
|
12 |
15. |
Базы данных |
14 |
|
14 |
16. |
Создание веб-сайтов |
18 |
|
18 |
17. |
Графика и анимация |
0 |
|
|
18. |
3D-моделирование и анимация |
0 |
|
|
|
Итого: |
44 |
0 |
44 |
|
Резерв |
11 |
5 |
6 |
|
Итого по всем разделам: |
204 |
102 |
102 |
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
Таблица 2.
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника (номер, название) |
Практические работы (номер, название) |
Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) |
Количество часов |
1. |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
|
Тест № 1. Техника безопасности. |
ПР № 1. Оформление документа. |
1 |
2. |
Информатика и информация. Информационные процессы. |
§ 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? |
Тест № 2. Информация и информационные процессы. |
|
1 |
3. |
Измерение информации. |
§ 3. Измерение информации. |
Тест № 3. Задачи на измерение количества информации. |
|
1 |
4. |
Структура информации (простые структуры). |
§ 4. Структура информации. |
|
ПР № 2. Структуризация информации (таблица, списки). |
1 |
5. |
Иерархия. Деревья. |
§ 4. Структура информации. |
Тест № 4. Деревья |
ПР № 3. Структуризация информации (деревья). |
1 |
6. |
Графы. |
§ 4. Структура информации. |
Тест № 5. Задачи на графы. |
ПР № 4. Графы. |
1 |
7. |
Язык и алфавит. Кодирование. |
§ 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
Тест № 6. Двоичное кодирование. |
|
1 |
8. |
Декодирование. |
§ 6. Кодирование. |
Тест № 7. Декодирование. |
ПР № 5. Декодирование. |
1 |
9. |
Дискретность. |
§ 7. Дискретность. |
Тест № 8. Дискретизация. |
|
1 |
10. |
Алфавитный подход к оценке количества информации. |
§ 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
Тест № 9. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
|
1 |
11. |
Системы счисления. Позиционные системы счисления. |
§ 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. |
Тест № 10. Позиционные системы счисления. |
|
1 |
12. |
Двоичная система счисления. |
§ 11. Двоичная система счисления. |
Тест № 11. Двоичная система счисления. |
|
1 |
13. |
Восьмеричная система счисления. |
§ 12. Восьмеричная система счисления. |
Тест № 12. Восьмеричная система счисления. |
|
1 |
14. |
Шестнадцатеричная система счисления. |
§ 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
Тест № 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
|
1 |
15. |
Другие системы счисления. |
§ 14. Другие системы счисления. |
|
ПР № 6. Необычные системы счисления. |
1 |
16. |
Контрольная работа по теме «Системы счисления». |
|
|
|
1 |
17. |
Кодирование символов. |
§ 15. Кодирование символов |
Тест № 14. Кодирование символов. |
|
1 |
18. |
Кодирование графической информации. |
§ 16. Кодирование графических изображений |
Тест № 15. Кодирование графических изображений. |
|
1 |
19. |
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. |
§ 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
Тест № 16. Кодирование звука и видео. |
|
1 |
20. |
Контрольная работа по теме «Кодирование информации». |
|
|
|
1 |
21. |
Логика и компьютер. Логические операции. |
§ 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции |
|
ПР № 7. Тренажёр «Логика». |
1 |
22. |
Логические операции. |
§ 19. Логические операции |
Тест № 17. Логические операции. |
|
1 |
23. |
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. |
§ 19. Логические операции |
Тест № 18. Таблицы истинности. |
|
1 |
24. |
Диаграммы Эйлера-Венна. |
§ 20. Диаграммы |
Тест № 19. Запросы для поисковых систем. |
ПР № 8. Исследование запросов для поисковых систем. |
1 |
25. |
Упрощение логических выражений. |
§ 21. Упрощение логических выражений |
Тест № 20. Упрощение логических выражений. |
|
1 |
26. |
Синтез логических выражений. |
§ 22. Синтез логических выражений |
СР № 1. Синтез логических выражений. |
|
1 |
27. |
Логические элементы компьютера. |
§ 24. Логические элементы компьютера |
СР № 2. Построение схем на логических элементах. |
|
1 |
28. |
Логические задачи. |
§ 25. Логические задачи |
Тест № 21. Логические задачи. |
|
1 |
29. |
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». |
|
|
|
1 |
30. |
Хранение в памяти целых чисел. |
§ 26. Особенности представления чисел в компьютере § 27. Хранение в памяти целых чисел |
|
|
1 |
31. |
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. |
§ 28. Операции с целыми числами |
|
ПР № 9. Арифметические операции. |
1 |
32. |
Хранение в памяти вещественных чисел. Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. |
§ 29. Хранение в памяти вещественных чисел § 30. Операции с вещественными числами |
СР № 3. Вещественные числа в памяти компьютера. |
|
1 |
33. |
История развития вычислительной техники. |
§ 31. История развития вычислительной техники |
Тест № 22. История развития вычислительной техники. Представление докладов. |
|
1 |
34. |
Принципы устройства компьютеров. |
§ 32. Принципы устройства компьютеров § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
Тест № 23. Принципы устройства компьютеров. |
|
1 |
35. |
Процессор. |
§ 34. Процессор |
Тест № 24. Процессор. |
|
1 |
36. |
Память. |
§ 35. Память |
Тест № 25. Память. |
|
1 |
37. |
Устройства ввода и вывода. |
§ 36. Устройства ввода § 37. Устройства вывода |
Тест № 26. Устройства ввода. Тест № 27. Устройства вывода. |
|
1 |
38. |
Прикладные программы. |
§ 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы |
Тест № 28. Прикладные программы. |
|
1 |
39. |
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. |
§ 39. Прикладные программы |
|
ПР № 10. Оформление рефератов. |
1 |
40. |
Практикум: набор и оформление математических текстов. |
§ 39. Прикладные программы |
|
ПР № 11. Оформление математических текстов. |
1 |
41. |
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. |
§ 39. Прикладные программы |
|
ПР № 12. Знакомство с системой (Scribus). |
1 |
42. |
Системное программное обеспечение. |
§ 40. Системное программное обеспечение |
|
|
1 |
43. |
Системы программирования. |
§ 41. Системы программирования |
Тест № 29. Системы программирования. |
|
1 |
44. |
Инсталляция программ. |
§ 42. Инсталляция программ |
|
ПР № 13. Инсталляция программ. |
1 |
45. |
Правовая охрана программ и данных. |
§ 43. Правовая охрана программ и данных |
Тест № 30. Правовая охрана программ и данных. |
|
1 |
46. |
Компьютерные сети. Основные понятия |
§ 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети |
Тест № 31. Компьютерные сети. |
|
1 |
47. |
Локальные сети. |
§ 46. Локальные сети |
Тест № 32. Локальные сети. |
|
1 |
48. |
Сеть Интернет. Адреса в Интернете. |
§ 47. Сеть Интернет § 48. Адреса в Интернете |
Тест № 33. Адреса в Интернете. |
|
1 |
49. |
Практикум: тестирование сети. |
§ 48. Адреса в Интернете |
|
ПР № 14. Тестирование сети. |
1 |
50. |
Службы Интернета. |
§ 49. Всемирная паутина § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета § 52. Электронная коммерция § 53. Право и этика в Интернете |
Представление докладов. |
|
1 |
51. |
Простейшие программы. |
§ 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы |
Тест № 34. Оператор вывода.
|
|
1 |
52. |
Вычисления. Стандартные функции. |
§ 56. Вычисления |
Тест № 35. Операторы div и mod. |
ПР № 15. Простые вычисления. |
1 |
53. |
Условный оператор. |
§ 57. Ветвления |
Тест № 36. Ветвления. |
ПР № 16. Ветвления. |
1 |
54. |
Сложные условия. |
§ 57. Ветвления |
Тест № 37. Сложные условия. |
ПР № 17. Сложные условия. |
1 |
55. |
Множественный выбор. |
§ 57. Ветвления |
|
ПР № 18. Множественный выбор. |
1 |
56. |
Контрольная работа «Ветвления». |
|
|
|
1 |
57. |
Цикл с условием. |
§ 58. Циклические алгоритмы |
|
ПР № 19. Циклы с условием. |
1 |
58. |
Цикл с условием. |
§ 58. Циклические алгоритмы |
Тест № 38. Циклы с условием. |
ПР № 20. Циклы с условием. |
1 |
59. |
Цикл с переменной. |
§ 58. Циклические алгоритмы |
Тест № 39. Циклы с переменной. |
ПР № 21. Циклы с переменной. |
1 |
60. |
Вложенные циклы. |
§ 58. Циклические алгоритмы |
|
ПР № 22. Вложенные циклы. |
1 |
61. |
Контрольная работа «Циклы». |
|
|
|
1 |
62. |
Процедуры. |
§ 59. Процедуры |
|
ПР № 23. Процедуры. |
1 |
63. |
Изменяемые параметры в процедурах. |
§ 59. Процедуры |
|
ПР № 24. Процедуры с изменяемыми параметрами. |
1 |
64. |
Функции. |
§ 60. Функции |
|
ПР № 25. Функции. |
1 |
65. |
Логические функции. |
§ 60. Функции |
|
ПР № 26. Логические функции. |
1 |
66. |
Рекурсия. |
§ 61. Рекурсия |
|
ПР № 27. Рекурсия. |
1 |
67. |
Контрольная работа «Процедуры и функции». |
|
|
|
1 |
68. |
Массивы. Перебор элементов массива. |
§ 62. Массивы |
Тест № 40. Массивы. |
ПР № 28. Перебор элементов массива. |
1 |
69. |
Линейный поиск в массиве. |
§ 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
ПР № 29. Линейный поиск. |
1 |
70. |
Поиск максимального элемента в массиве. |
§ 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
ПР № 30. Поиск максимального элемента массива. |
1 |
71. |
Отбор элементов массива по условию. |
§ 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
ПР № 31. Отбор элементов массива по условию. |
1 |
72. |
Сортировка массивов. Метод пузырька. |
§ 64. Сортировка |
|
ПР № 32. Метод пузырька. |
1 |
73. |
Сортировка массивов. Метод выбора. |
§ 64. Сортировка |
|
ПР № 33. Метод выбора. |
1 |
74. |
Двоичный поиск в массиве. |
§ 65. Двоичный поиск |
|
ПР № 34. Двоичный поиск. |
1 |
75. |
Контрольная работа «Массивы». |
|
|
|
1 |
76. |
Символьные строки. |
§ 66. Символьные строки |
|
ПР № 35. Посимвольная обработка строк. |
1 |
77. |
Функции для работы с символьными строками. |
§ 66. Символьные строки |
Тест № 41. Символьные строки. |
ПР № 36. Функции для работы со строками. |
1 |
78. |
Преобразования «строка-число». |
§ 66. Символьные строки |
|
ПР № 37. Преобразования «строка-число». |
1 |
79. |
Строки в процедурах и функциях. |
§ 66. Символьные строки |
|
ПР № 38. Строки в процедурах и функциях. |
1 |
80. |
Рекурсивный перебор. |
§ 66. Символьные строки |
|
ПР № 39. Рекурсивный перебор. |
1 |
81. |
Сравнение и сортировка строк. |
§ 66. Символьные строки |
|
ПР № 40. Сравнение и сортировка строк. |
1 |
82. |
Практикум: обработка символьных строк. |
§ 66. Символьные строки |
|
ПР № 41. Обработка символьных строк: сложные задачи. |
1 |
83. |
Матрицы. |
§ 67. Матрицы |
|
ПР № 42. Матрицы. |
1 |
84. |
Матрицы. |
§ 67. Матрицы |
|
ПР № 43. Обработка блоков матрицы. |
1 |
85. |
Контрольная работа «Символьные строки и матрицы». |
|
|
|
1 |
86. |
Точность вычислений. |
§ 69. Точность вычислений |
Тест № 42. Точность вычислений. |
|
1 |
87. |
Решение уравнений. Метод перебора. Метод деления отрезка пополам. |
§ 70. Решение уравнений |
|
ПР № 44. Решение уравнений методом деления отрезка пополам. |
1 |
88. |
Решение уравнений в табличных процессорах. |
§ 70. Решение уравнений |
|
ПР № 45. Решение уравнений в табличных процессорах. |
1 |
89. |
Дискретизация. Вычисление длины кривой. Вычисление площадей фигур. |
§ 71. Дискретизация |
|
ПР № 46. Вычисление площади фигуры. |
1 |
90. |
Оптимизация с помощью табличных процессоров. |
§ 72. Оптимизация |
|
ПР № 47. Оптимизация с помощью табличных процессоров. |
1 |
91. |
Статистические расчеты. |
§ 73. Статистические расчеты |
|
ПР № 48. Статистические расчеты. |
1 |
92. |
Условные вычисления. |
§ 73. Статистические расчеты |
|
ПР № 49. Условные вычисления. |
1 |
93. |
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. |
§ 74. Обработка результатов эксперимента |
|
ПР № 50. Линии тренда. |
1 |
94. |
Вредоносные программы. |
§ 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы |
|
|
1 |
95. |
Защита от вредоносных программ. |
§ 77. Защита от вредоносных программ |
Тест № 43. Вредоносные программы и защита от них. |
ПР № 51. Использование антивирусных программ. |
1 |
96. |
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. |
§ 78. Шифрование § 79. Хэширование и пароли |
|
ПР № 52. Простые алгоритмы шифрования данных. |
1 |
97. |
Безопасность в Интернете. |
§ 82. Безопасность в Интернете |
Представление докладов. |
|
1 |
|
|
|
|
Резерв: |
5 |
|
|
|
|
Итого: |
102 |
Таблица 3.
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника (номер, название) |
Практические работы (номер, название) |
Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) |
Количество часов
|
1. |
Техника безопасности. |
|
Тест № 1. Техника безопасности. |
ПР № 1. Набор и оформление документа. |
1 |
2. |
Формула Хартли. |
§ 1. Количество информации |
Тест № 2. Задачи на количество информации. |
|
1 |
3. |
Информация и вероятность. Формула Шеннона. |
§ 1. Количество информации |
Тест № 3. Информация и вероятность. |
|
1 |
4. |
Передача информации. |
§ 2. Передача информации. |
Тест № 4. Передача информации. |
|
1 |
5. |
Помехоустойчивые коды. |
§ 2. Передача информации. |
СР № 1. Помехоустойчивые коды. |
|
1 |
6. |
Сжатие данных без потерь. |
§ 3. Сжатие данных |
|
ПР № 2. Алгоритм RLE. |
1 |
7. |
Алгоритм Хаффмана. |
§ 3. Сжатие данных |
Тест № 5. Кодирование и декодирование. |
ПР № 3. Сравнение алгоритмов сжатия. |
1 |
8. |
Практическая работа: использование архиватора. |
|
|
ПР № 4. Использование архиваторов. |
1 |
9. |
Сжатие информации с потерями. |
§ 3. Сжатие данных |
Тест № 6. Сжатие данных. |
ПР № 5. Сжатие с потерями. |
1 |
10. |
Информация и управление. Системный подход. |
§ 4. Информация и управление |
Тест № 7. Информация и управление. |
|
1 |
11. |
Информационное общество. |
§ 5. Информационное общество |
Представление докладов. |
|
1 |
12. |
Модели и моделирование. |
§ 6. Модели и моделирование |
|
ПР № 6. Моделирование работы процессора. |
1 |
13. |
Системный подход в моделировании. |
§ 7. Системный подход в моделировании |
Тест № 8. Анализ моделей. |
|
1 |
14. |
Использование графов. |
§ 7. Системный подход в моделировании |
Тест № 9. Задачи на графы. |
|
1 |
15. |
Этапы моделирования. |
§ 8. Этапы моделирования |
Тест № 10. Моделирование. |
|
1 |
16. |
Моделирование движения. Дискретизация. |
§ 9. Моделирование движения |
|
|
1 |
17. |
Практическая работа: моделирование движения. |
§ 9. Моделирование движения |
|
ПР № 7. Моделирование движения. |
1 |
18. |
Модели ограниченного и неограниченного роста. |
§ 10. Математические модели в биологии |
|
ПР № 8. Моделирование популяции. |
1 |
19. |
Моделирование эпидемии. |
§ 10. Математические модели в биологии |
|
ПР № 9. Моделирование эпидемии. |
1 |
20. |
Модель «хищник-жертва». |
§ 10. Математические модели в биологии |
|
ПР № 10. Модель «хищник-жертва». |
1 |
21. |
Обратная связь. Саморегуляция. |
§ 10. Математические модели в биологии |
|
ПР № 11. Саморегуляция. |
1 |
22. |
Системы массового обслуживания. |
§ 11. Системы массового обслуживания |
|
|
1 |
23. |
Практическая работа: моделирование работы банка. |
§ 11. Системы массового обслуживания |
|
ПР № 12. Моделирование работы банка. |
1 |
24. |
Информационные системы. |
§ 12. Информационные системы |
|
|
1 |
25. |
Таблицы. Основные понятия. |
§ 13. Таблицы |
Тест № 11. Основные понятия баз данных. |
|
1 |
26. |
Модели данных. |
§ 14. Многотабличные базы данных § 15. Реляционная модель данных |
|
|
1 |
27. |
Реляционные базы данных. |
§ 15. Реляционная модель данных |
СР № 2. Проектирование реляционных баз данных. |
|
1 |
28. |
Практическая работа: операции с таблицей. |
§ 16. Работа с таблицей
|
|
ПР № 13. Работа с готовой таблицей. |
1 |
29. |
Практическая работа: создание таблицы. |
§ 17. Создание однотабличной базы данных |
|
ПР № 14. Создание однотабличной базы данных. |
1 |
30. |
Запросы. |
§ 18. Запросы |
|
ПР № 15. Создание запросов. |
1 |
31. |
Формы. |
§ 19. Формы |
|
ПР № 16. Создание формы. |
1 |
32. |
Отчеты. |
§ 20. Отчеты |
|
ПР № 17. Оформление отчета. |
1 |
33. |
Язык структурных запросов (SQL). |
§ 18. Запросы |
|
ПР № 18. Язык SQL. |
1 |
34. |
Многотабличные базы данных. |
§ 21. Работа с многотабличной базой данных |
|
ПР № 19. Построение таблиц в реляционной БД. |
1 |
35. |
Формы с подчиненной формой. |
§ 21. Работа с многотабличной базой данных |
|
ПР № 20. Создание формы с подчиненной. |
1 |
36. |
Запросы к многотабличным базам данных. |
§ 21. Работа с многотабличной базой данных |
|
ПР № 21. Создание запроса к многотабличной БД. |
1 |
37. |
Отчеты с группировкой. |
§ 21. Работа с многотабличной базой данных |
|
ПР № 22. Создание отчета с группировкой. |
1 |
38. |
Веб-сайты и веб-страницы. |
§ 24. Веб-сайты и веб-страницы |
Тест № 12. Веб-сайты и веб-страницы. |
|
1 |
39. |
Текстовые страницы. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
|
|
1 |
40. |
Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
|
ПР № 23. Текстовые веб-страницы. |
1 |
41. |
Списки. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
|
ПР № 24. Списки. |
1 |
42. |
Гиперссылки. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
|
|
1 |
43. |
Практическая работа: страница с гиперссылками. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
|
ПР № 25. Гиперссылки. |
1 |
44. |
Содержание и оформление. Стили. |
§ 26. Оформление документа |
Тест № 13. Каскадные таблицы стилей. |
|
1 |
45. |
Практическая работа: использование CSS. |
§ 26. Оформление документа |
|
ПР № 26. Использование CSS. |
1 |
46. |
Рисунки на веб-страницах. |
§ 27. Рисунки |
|
ПР № 27. Вставка рисунков в документ. |
1 |
47. |
Мультимедиа. |
§ 28. Мультимедиа |
|
ПР № 28. Вставка звука и видео в документ. |
1 |
48. |
Таблицы. |
§ 29. Таблицы |
|
|
1 |
49. |
Практическая работа: использование таблиц. |
§ 29. Таблицы |
|
ПР № 29. Табличная верстка. |
1 |
50. |
Блоки. Блочная верстка. |
§ 30. Блоки |
|
|
1 |
51. |
Практическая работа: блочная верстка. |
§ 30. Блоки |
|
ПР № 30. Блочная верстка. |
1 |
52. |
Динамический HTML. |
§ 32. Динамический HTML |
|
|
1 |
53. |
Практическая работа: использование Javascript. |
§ 32. Динамический HTML |
|
ПР № 31. Использование Javascript. |
1 |
54. |
Размещение веб-сайтов. |
§ 33. Размещение веб-сайтов |
|
ПР № 32. Сравнение вариантов хостинга. |
1 |
55. |
Уточнение понятие алгоритма. |
§ 34. Уточнение понятия алгоритма |
|
ПР № 33. Машина Тьюринга. |
1 |
56. |
Алгоритмически неразрешимые задачи. |
§ 35. Алгоритмически неразрешимые задачи |
|
ПР № 34. Вычислимые функции. |
1 |
57. |
Сложность вычислений. |
§ 36. Сложность вычислений |
Тест № 14. Сложность вычислений. |
|
1 |
58. |
Доказательство правильности программ. |
§ 37. Доказательство правильности программ |
|
ПР № 35. Инвариант цикла. |
1 |
59. |
Решето Эратосфена. |
§ 38. Целочисленные алгоритмы |
|
ПР № 36. Решето Эратосфена. |
1 |
60. |
Длинные числа. |
§ 38. Целочисленные алгоритмы |
|
ПР № 37. «Длинные числа». |
1 |
61. |
Структуры (записи). |
§ 39. Структуры (записи) |
|
ПР № 38. Ввод и вывод структур. |
1 |
62. |
Структуры (записи). |
§ 39. Структуры (записи) |
|
ПР № 39. Чтение структур из файла. |
1 |
63. |
Структуры (записи). |
§ 39. Структуры (записи) |
|
ПР № 40. Сортировка структур с помощью указателей. |
1 |
64. |
Динамические массивы. |
§ 40. Динамические массивы |
|
ПР № 41. Динамические массивы. |
1 |
65. |
Динамические массивы. |
§ 40. Динамические массивы |
|
ПР № 42. Расширяющиеся динамические массивы. |
1 |
66. |
Списки. |
§ 41. Списки |
|
|
1 |
67. |
Списки. |
§ 41. Списки |
|
ПР № 43. Алфавитно-частотный словарь. |
1 |
68. |
Использование модулей. |
§ 41. Списки |
|
ПР № 44. Модули. |
1 |
69. |
Стек. |
§ 42. Стек, очередь, дек |
|
ПР № 45. Вычисление арифметических выражений. |
1 |
70. |
Стек. |
§ 42. Стек, очередь, дек |
|
ПР № 46. Проверка скобочных выражений. |
1 |
71. |
Очередь. Дек. |
§ 42. Стек, очередь, дек |
|
ПР № 47. Заливка области. |
1 |
72. |
Деревья. Основные понятия. |
§ 43. Деревья |
|
|
1 |
73. |
Вычисление арифметических выражений. |
§ 43. Деревья |
Тест № 15. Деревья. |
ПР № 48. Вычисление арифметических выражений. |
1 |
74. |
Хранение двоичного дерева в массиве. |
§ 43. Деревья |
|
ПР № 49. Хранение двоичного дерева в массиве. |
1 |
75. |
Графы. Основные понятия. |
§ 44. Графы |
Тест № 16. Графы. |
|
1 |
76. |
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). |
§ 44. Графы |
|
ПР № 50. Алгоритм Прима-Крускала. |
1 |
77. |
Поиск кратчайших путей в графе. |
§ 44. Графы |
|
ПР № 51. Алгоритм Дейкстры. |
1 |
78. |
Поиск кратчайших путей в графе. |
§ 44. Графы |
|
ПР № 52. Алгоритм Флойда-Уоршелла. |
1 |
79. |
Динамическое программирование. |
§ 45. Динамическое программирование |
. |
ПР № 53. Числа Фибоначчи. |
1 |
80. |
Динамическое программирование. |
§ 45. Динамическое программирование |
|
ПР № 54. Задача о куче. |
1 |
81. |
Динамическое программирование. |
§ 45. Динамическое программирование |
|
ПР № 55. Количество программ |
1 |
82. |
Динамическое программирование. |
§ 45. Динамическое программирование |
Тест № 17. Динамическое программирование |
ПР № 56. Размер монет. |
1 |
83. |
Что такое ООП? |
§ 46. Что такое ООП? § 47. Объекты и классы |
|
|
1 |
84. |
Создание объектов в программе. |
§ 48. Создание объектов в программе |
|
Проект № 1. Движение на дороге. |
1 |
85. |
Создание объектов в программе. |
§ 48. Создание объектов в программе |
|
Проект № 1. Движение на дороге. |
1 |
86. |
Скрытие внутреннего устройства. |
§ 49. Скрытие внутреннего устройства |
|
ПР № 57. Скрытие внутреннего устройства объектов. |
1 |
87. |
Иерархия классов. |
§ 50. Иерархия классов |
|
Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). |
1 |
88. |
Иерархия классов. |
§ 50. Иерархия классов |
|
Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). |
1 |
89. |
Практическая работа: классы логических элементов. |
§ 50. Иерархия классов |
|
Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). |
1 |
90. |
Программы с графическим интерфейсом. |
§ 51. Программы с графическим интерфейсом § 52. Основы программирования в RAD-средах |
|
|
1 |
91. |
Работа в среде быстрой разработки программ. |
§ 52. Основы программирования в RAD-средах |
|
|
1 |
92. |
Практическая работа: объекты и их свойства. |
§ 52. Основы программирования в RAD-средах |
|
ПР № 58. Создание формы в RAD-среде. |
1 |
93. |
Практическая работа: использование готовых компонентов. |
§ 53. Использование компонентов |
|
ПР № 59. Использование компонентов. |
1 |
94. |
Практическая работа: использование готовых компонентов. |
§ 53. Использование компонентов |
|
ПР № 60. Компоненты для ввода и вывода данных. |
1 |
95. |
Модель и представление. |
§ 55. Модель и представление |
|
Проект № 3. Модель и представление. |
1 |
96. |
Практическая работа: модель и представление. |
§ 55. Модель и представление |
|
Проект № 3. Модель и представление. |
1 |
|
|
|
|
Резерв: |
6 |
|
|
|
|
Итого: |
102 |
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:
· данная программа по информатике;
· компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
· электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
· материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
· методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
· комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
· сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения и уровня подготовленности учеников
· вносить изменения в порядок изучения материала;
· перераспределять учебное время;
· вносить изменения в содержание изучаемой темы;
· дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т.д.
Эти изменения должны быть обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем. В то же время предлагаемая авторская программа может использоваться без изменений, и в этом случае она является также рабочей программой учителя.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
· процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
· оперативная память – не менее 256 Мб;
· жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
· жёсткий диск – не менее 80 Гб;
· клавиатура;
· мышь;
· устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
· аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
· принтер на рабочем месте учителя;
· проектор на рабочем месте учителя;
· сканер на рабочем месте учителя
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
· текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
· табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
· средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);
· графический редактор Gimp (http://gimp.org);
· редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
· среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
· среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/);
· среда программирования Lazarus (http://lazarus.freepascal.org/)
и другие программные средства.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.