Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Учусь создавать проекты» для обучающихся 3 класса разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, от 29.12.2012г.; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; с требованиями Примерной основной программы НОО по курсу «Учусь создавать проекты» (протокол федерального учебно-методического объединения по НОО от 08.04.2015г. №1/15). Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО МБОУ ШР «СОШ №2», (приказ № 241-ш от 28.08. 2020г.) Положения о рабочей программе по курсу «Учусь создавать проекты» в 3 классе, с учетом программ, включенных в структуру, учебного плана школы на 2022-2023 учебный год.
Предмет вводится за счёт часов, выделенных на школьный компонент 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
-понимание, что ребенок – это член семьи, общества и государства;
-развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-составлять простые планы;
-проявлять инициативу;
-оценивать правильность выполнения действий;
-правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
- решению проблем творческого и поискового характера;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
-овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-составлять текст;
- вести диалог;
-излагать свое мнение;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
-понимать экономические термины;
-иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-знать источники доходов и расходов семьи;
-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание учебного предмета.
В соответствии с учебным планом дополнительного образования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию курса «Основы финансовой грамотности» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.
Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Курс продолжается темой «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая тема программы – «Какие деньги были раньше в России» - формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
В теме « Как умно управлять своими деньгами» даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
3. Календарно – тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)
№ п/п |
Дата
|
Тема, количество часов |
Базовые понятия |
Базовые знания |
Личностные характеристики и установки |
Умения |
Компетенции |
Формы учебной деятельности
|
Обмен и деньги (16 часов)
|
||||||||
1-4 |
|
Что такое деньги и откуда они взялись
|
Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. |
Виды денег: наличные, безналичные. |
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. |
Различать виды денег |
Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. |
Общее обсуждение. Игровая деятельность. |
5-8 |
|
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
|
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. |
Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. |
Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. |
Отличать деньги от фальшивых денег. |
Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. |
9-12 |
|
Какие деньги были раньше в России.
|
« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. |
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. |
Понимание происхождения денег. |
Называть старинные деньги. |
Называть и описывать старинные деньги. |
Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. |
13-16 |
|
Современные деньги России и других стран.
|
Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. |
Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. |
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. |
Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. |
Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. |
Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. |
Семейный бюджет (20 часов)
|
||||||||
17-21 |
|
Откуда в семье деньги
|
Доходы. Заработная плата. Пенсия. |
Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия |
Понимание того, от чего зависят доходы семьи. |
Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. |
Различать виды доходов семьи. |
Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. |
22-25 |
|
На что тратятся деньги. |
Расходы. Сбережения. Долги. |
Расходы. Непредвиденные расходы. |
Понимание происхождения расходов. |
Считать общую сумму расходов. |
Различать планируемые и непредвиденные расходы. |
Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. |
26-29 |
|
Как умно управлять своими деньгами.
|
Расходы и доходы. Семейный бюджет. |
Бюджет: доходы и расходы. |
Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. |
Умение составлять бюджет семьи. |
Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
Общее обсуждение, Творческая работа. |
30-32 |
|
Как делать сбережения.
|
Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. |
Виды сбережений. |
Понимание того, из чего складываются сбережения. |
Сравнивать разные виды сбережений. |
Различать виды сбережений. |
Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. |
33-34 |
|
Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» |
|
|
|
|
|
Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность. |
35-36 |
|
Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». |
|
|
|
|
|
4. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Полезные ссылки для использования на занятиях:
1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
2. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.