I. Пояснительная записка Программа составлена на основе:
− Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 (в ред. приказа от
29.12.2014г. № 1644);
− Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015г., в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г);
− Примерной программы по учебному предмету «Физика»;
− Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Пушновской СОШ.
При составлении рабочей программы использовалась авторская программа А.В. Перышкина. Цели изучения физики в основной школе следующие:
− развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
− понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
− формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
− знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
− приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
− формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
− овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
− понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
− индивидуальная
− групповая
− работа в парах
− коллективная
− фронтальная
− беседа, ответы на вопросы
− самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами − участие в соревнованиях, конкурсах
− работа с учебником и различными дополнительными источниками информации (словари, энциклопедии, периодическая печать, Интернет)
− работа с таблицами, иллюстрациями, диаграммами, графиками, схемами
− написание рефератов, докладов, эссе
− подготовка и представление публичного выступления в виде презентаций
− выполнение практических работ
− моделирование и конструирование
− проектная деятельность
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометранероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп.
Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.
Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфаизлучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва. Темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование. Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10. Измерение напряжения.
11. Измерение углов падения и преломления.
12. Измерение фокусного расстояния линзы.
13. Измерение радиоактивного фона.
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11. Определение относительной влажности.
12. Определение количества теплоты.
13. Определение удельной теплоемкости.
14. Измерение работы и мощности электрического тока.
15. Измерение сопротивления.
16. Определение оптической силы линзы.
17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
12. Исследование зависимости массы от объема.
13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10. Конструирование электродвигателя.
11. Конструирование модели телескопа.
12. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
13. Оценка своего зрения и подбор очков.
14. Конструирование простейшего генератора.
15. Изучение свойств изображения в линзах.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Навыки работы с информацией
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• резюмировать главную идею текста; • критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
• понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
• распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
• ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
• понимать роль эксперимента в получении научной информации;
• проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
• проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
• проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
• анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
• самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
• воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Механические явления Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
• различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Электрические и магнитные явления Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
• составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
• использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза. Элементы астрономии Выпускник научится:
• указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира; Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
• различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
1. Учебный комплект для ученика:
• Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. − М. : Дрофа. 2012.
• Перышкин, А. В. Физика. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – М. : Дрофа. 2012.
• Перышкин, А. В. Физика. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, Е. М.
Гутник. − М. : Дрофа. 2012.
• Марон, А. Е. Физика. 9 кл. : Тренировочные задания. Задания для самоконтроля.
Самостоятельные работы. Разноуровневые контрольные работы. Примеры решения задач / А. Е. Марон, Е. А. Марон. − М. : Дрофа. 2010. • Ханнанова, Т. А. Физика. 7 кл. : рабочая тетрадь / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. − М. : Дрофа.
2007.
• Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. − М. : Дрофа. 2005. • Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. − М. : Дрофа.
2010.
• Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : тренировочные задания; Задания для самоконтроля;
Самостоятельные работы и др. Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. − М. : Дрофа. 2010.
• Перышкин, А. В. Сборник задач по физике: 7−9 кл.: К учебникам А. В. Перышкина и других "Физика. 7 класс", "Физика. 8 класс", "Физика. 9 класс" / А. В. Перышкин; Сост. Н. В. Филонович. − М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. 2011.
2. Технические средства обучения • Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Интерактивная доска
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Итого |
||
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|||
I |
Физика и физические методы изучения природы |
5 |
- |
3 |
8 |
II |
Механические явления |
54 |
3 |
49 |
106 |
III |
Тепловые явления |
9 |
23 |
- |
32 |
IV |
Электромагнитные явления |
- |
33 |
25 |
58 |
V |
Квантовые явления |
- |
9 |
20 |
29 |
VI |
Строение и эволюция Вселенной |
- |
- |
5 |
5 |
Итого |
|
68 |
68 |
102 |
238 |
7 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
В том числе, контр. раб. |
I |
Физика и физические методы изучения природы |
5 |
|
II |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
1 |
III |
Взаимодействие тел |
21 |
1 |
IV |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
18 |
1 |
V |
Работа и мощность. Энергия |
12 |
1 |
VI |
Обобщающее повторение |
6 |
1 |
Итого |
|
68 |
5 |
8 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
В том числе, контр. раб. |
I |
"О, сколько нам открытий чудных..." |
2 |
|
II |
Тепловые явления |
11 |
1 |
III |
Изменение агрегатных состояний вещества |
11 |
1 |
IV |
Электрические явления |
26 |
1 |
V |
Электромагнитные явления |
6 |
1 |
VI |
Световые явления |
8 |
1 |
VII |
Обобщающее повторение |
4 |
1 |
Итого |
|
68 |
6 |
9 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
В том числе, контр. раб. |
I |
"Могучие силы сомкнуло в миры..." |
1 |
|
II |
Законы движения и взаимодействия тел |
34 |
2 |
III |
Механические колебания и волны. Звук |
15 |
1 |
IV |
Электромагнитное поле |
25 |
1 |
V |
Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия |
20 |
1 |
VI |
Строение и эволюция Вселенной |
5 |
1 |
VII |
Итоговое повторение |
2 |
1 |
Итого |
|
102 |
7 |
7 класс
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
|
Физика и физические методы изучения природы |
|
|
1 |
Физика - наука о природе |
|
|
2 |
Лабораторная работа № 1. "Определение цены деления измерительного прибора" |
|
|
3 |
Лабораторная работа № 2. "Измерение объема тела" |
|
|
4 |
Научные методы познания |
|
|
5 |
Физика и мир, в котором мы живем |
|
|
|
Первоначальные сведения о строении вещества |
|
|
6 |
Строение вещества. Молекулы |
|
|
7 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
|
|
8 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
|
|
9 |
Агрегатные состояния вещества |
|
|
10 |
Строение вещества |
|
|
11 |
Контрольная работа № 1 по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества" |
|
|
|
Взаимодействие тел |
|
|
12 |
Механическое движение. Скорость |
|
|
13 |
Равномерное и неравномерное движение |
|
|
14 |
Расчет пути и времени движения |
|
|
15 |
Взаимодействие тел. Инерция. |
|
|
16 |
Масса тела |
|
|
17 |
Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" |
|
|
18 |
Плотность вещества |
|
|
19 |
Лабораторная работа № 4 "Определение плотности твердого тела" |
|
|
20 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
|
|
21 |
Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр |
|
|
22 |
Лабораторная работа № 5 "Градуирование пружины" |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
23 |
Равнодействующая сила |
|
|
24 |
Вес тела. Невесомость |
|
|
25 |
Сила трения. Трение покоя |
|
|
26 |
Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас |
|
|
27 |
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас |
|
|
28 |
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас |
|
|
29 |
Урок-игра "Реальная физика" |
|
|
30 |
Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас. |
|
|
31 |
Контрольная работа по теме № 2 "Взаимодействие тел" |
|
|
32 |
Движение и взаимодействие. |
|
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
|||
33 |
Давление |
|
|
34 |
Давление твердых тел |
|
|
35 |
Давление газа |
|
|
36 |
Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля |
|
|
37 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
|
|
38 |
Сообщающиеся сосуды |
|
|
39 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
|
|
40 |
Измерение атмосферного давления. Барометры |
|
|
41 |
Измерение давления. Манометры |
|
|
42 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина |
|
|
43 |
Архимедова сила. Л/р № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" |
|
|
44 |
Плавание тел. Л/р № 8 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" |
|
|
45 |
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
|
|
46 |
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
47 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
|
|
48 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
|
|
49 |
Контрольная работа по теме № 3 "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
|
|
50 |
"На земле, под водой и в небе..." |
|
|
|
Работа и мощность. Энергия |
|
|
51 |
Механическая работа |
|
|
52 |
Мощность |
|
|
53 |
Простые механизмы. |
|
|
54 |
Момент силы. Рычаги. Л/р № 9 "Условия равновесия рычага" |
|
|
55 |
Блоки |
|
|
56 |
"Золотое правило" механики |
|
|
57 |
Коэффициент полезного действия |
|
|
58 |
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия |
|
|
59 |
Превращения энергии |
|
|
60 |
Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия" |
|
|
61 |
Работа и мощность. Энергия |
|
|
62 |
Контрольная работа по теме № 4 "Работа и мощность. Энергия" |
|
|
|
Обобщающее повторение |
|
|
63 |
Первоначальные сведения о строении вещества. |
|
|
64 |
Движение и взаимодействие. Силы. |
|
|
65 |
Движение и взаимодействие. Силы. |
|
|
66 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
|
|
67 |
Энергия. Работа. Мощность |
|
|
68 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
"О, сколько нам открытий чудных..." |
|
||
1 |
Агрегатные состояния вещества. Взаимодействие тел. Силы в природе. Энергия, работа, мощность |
|
|
2 |
Механические явления |
|
|
Тепловые явления |
|
||
3 |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия |
|
|
4 |
Способы изменения внутренней энергии |
|
|
5 |
Способы теплопередачи |
|
|
6 |
Количество теплоты. Удельная теплоемкость |
|
|
7 |
Расчет количества теплоты |
|
|
8 |
Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры" |
|
|
9 |
Лабораторная работа № 2 "Измерение удельной теплоемкости твердого тела" |
|
|
10 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания |
|
|
11 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах |
|
|
12 |
Тепловые явления |
|
|
13 |
Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления» |
|
|
Изменение агрегатных состояний вещества |
|
||
14 |
Плавление и отвердевание кристаллических тел |
|
|
15 |
Решение задач |
|
|
16 |
Испарение и конденсация |
|
|
17 |
Кипение. Удельная теплота парообразования |
|
|
18 |
Влажность воздуха |
|
|
19 |
Решение задач «Испарение, конденсация, кипение» |
|
|
20 |
Работа газа и пара. Тепловые двигатели |
|
|
21 |
Тепловые машины |
|
|
22 |
Тепловые машины |
|
|
23 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
|
|
24 |
Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
|
|
Электрические явления |
|
||
25 |
Электризация тел. Два рода зарядов |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
26 |
Электрическое поле. Проводники и диэлектрики |
|
|
27 |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома |
|
|
28 |
Объяснение электрических явлений |
|
|
29 |
Электрический ток. Источники тока |
|
|
30 |
Электрическая цепь и ее составные части |
|
|
31 |
Действия электрического тока |
|
|
32 |
Сила тока. Амперметр. Лабораторная работа № 3 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока" |
|
|
33 |
Электрическое напряжение. Вольтметр. Лабораторная работа № 4 "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи" |
|
|
34 |
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление |
|
|
35 |
Закон Ома. Лабораторная работа № 5 "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" |
|
|
36 |
Закон Ома |
|
|
37 |
Удельное сопротивление |
|
|
38 |
Реостаты. Лабораторная работа № 6 "Регулирование силы тока реостатом" |
|
|
39 |
Последовательное соединение проводников |
|
|
40 |
Параллельное соединение проводников |
|
|
41 |
Применение закона Ома для расчета электрических цепей |
|
|
42 |
Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления» |
|
|
43 |
Работа и мощность электрического тока |
|
|
44 |
Закон Джоуля-Ленца |
|
|
45 |
Лабораторная работа № 7 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе" |
|
|
46 |
Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Предохранители |
|
|
47 |
Электрические явления |
|
|
48 |
"Электричество, сошедшее с небес" |
|
|
49 |
Электрические явления |
|
|
50 |
Контрольная работа № 4 «Электрические явления» |
|
|
Электромагнитные явления |
|||
51 |
Магнитное поле |
|
|
52 |
Электромагниты. Лабораторная работа № 8 "Сборка электромагнита и испытание его действия" |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
53 |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли |
|
|
54 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 9 "Изучение электрического двигателя постоянного тока" |
|
|
55 |
Электромагнитные явления |
|
|
56 |
Электромагнитные явления |
|
|
Световые явления |
|
||
57 |
Источники света. Прямолинейное распространение света |
|
|
58 |
Отражение света. Плоское зеркало |
|
|
59 |
Преломление света |
|
|
60 |
Линзы |
|
|
61 |
Лабораторная работа № 10 "Получение изображения при помощи линзы |
|
|
62 |
Оптические приборы. Оптические явления |
|
|
63 |
Световые явления |
|
|
64 |
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления» |
|
|
Обобщающее повторение |
|
||
65 |
"Век пара и электричества"
|
|
|
66 |
Физика и мир, в котором мы живем |
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
68 |
"Какая странная планета..." |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
|
"Могучие силы сомкнуло в миры..." |
||
1 |
Механическое движение. Силы в природе |
|
|
Законы движения и взаимодействия тел |
|||
2 |
Материальная точка. Система отсчёта. Траектория. Путь. Перемещение. |
|
|
3 |
Определение координаты движущегося тела. |
|
|
4 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении движение. |
|
|
5 |
Графическое представление прямолинейного равномерного движения. |
|
|
6 |
Решение задач на прямолинейное равномерное движение. |
|
|
7 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
|
|
8 |
Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости. |
|
|
9 |
Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение |
|
|
10 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
|
|
11 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
|
|
12 |
Графический метод решения задач на равноускоренное движение. |
|
|
13 |
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
|
|
14 |
Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение» |
|
|
15 |
Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» |
|
|
16 |
Относительность механического движения. |
|
|
17 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона |
|
|
18 |
Второй закон Ньютона |
|
|
19 |
Третий закон Ньютона |
|
|
20 |
Решение задач с применением законов Ньютона. |
|
|
21 |
Свободное падение. |
|
|
22 |
Решение задач на свободное падение тел. |
|
|
23 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач. |
|
|
24 |
Движение тела, брошенного горизонтально. |
|
|
25 |
Решение задач на движение тела, брошенного горизонтально вверх. |
|
|
26 |
Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел». |
|
|
27 |
Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения. |
|
|
28 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||
29 |
Прямолинейное и криволинейное движение. |
|
|
30 |
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
|
|
31 |
Искусственные спутники Земли. |
|
|
32 |
Импульс. Закон сохранения импульса. |
|
|
33 |
Решение задач на закон сохранения импульса. |
|
|
34 |
Реактивное движение. |
|
|
35 |
Контрольная работа №2 «Законы динамики» |
|
|
Механические колебания и волны. Звук |
|||
36 |
Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник. |
|
|
37 |
Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников. |
|
|
38 |
Решение задач по теме «Механические колебания». |
|
|
39 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». |
|
|
40 |
Решение задач на колебательное движение. |
|
|
41 |
Механические волны. Виды волн. |
|
|
42 |
Длина волны. |
|
|
43 |
Решение задач на определение длины волны. |
|
|
44 |
Звуковые волны. Звуковые явления. |
|
|
45 |
Высота и тембр звука. Громкость звука. |
|
|
46 |
Распространение звука. Скорость звука. |
|
|
47 |
Отражение звука. Эхо. Решение задач. Звуковой резонанс. |
|
|
48 |
Решение задач по теме «Механические колебания и волны». |
|
|
49 |
Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны» |
|
|
50 |
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны» |
|
|
Электромагнитное поле |
|||
51 |
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. |
|
|
52 |
Графическое изображение магнитного поля. |
|
|
53 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
|
|
54 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
|
|
55 |
Решение задач «Действие магнитного поля на проводник с током» |
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
||
Планируемая |
Фактическая |
|||
56 |
Индукция магнитного поля. |
|
|
|
57 |
Решение задач на «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля» |
|
|
|
58 |
Магнитный поток |
|
|
|
59 |
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
|
|
|
60 |
Явление электромагнитной индукции. |
|
|
|
61 |
Получение переменного электрического тока. Трансформатор. |
|
|
|
62 |
Решение задач на «Явление электромагнитной индукции» |
|
|
|
63 |
Электромагнитное поле. |
|
|
|
64 |
Электромагнитные волны. |
|
|
|
65 |
Колебательный контур |
|
|
|
66 |
Шкала электромагнитных волн. |
|
|
|
67 |
Решение задач «Электромагнитные волны» |
|
|
|
68 |
Интерференция света. |
|
|
|
69 |
Электромагнитная природа света. |
|
|
|
70 |
Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. |
|
|
|
71 |
Поглощение и испускание света атомами. Типы спектров. |
|
|
|
72 |
Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» |
|
|
|
73 |
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы |
|
|
|
74 |
Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» |
|
|
|
75 |
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» |
|
|
|
Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия |
||||
76 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. |
|
|
|
77 |
Модели атомов. Опыт Резерфорда. |
|
|
|
78 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
|
|
|
79 |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
|
|
|
80 |
Открытие протона и нейтрона |
|
|
|
81 |
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. |
|
|
|
82 |
Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число» |
|
|
|
83 |
Изотопы. |
|
|
|
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
||
Планируемая |
Фактическая |
|||
84 |
Альфа- и бета- распад. Правило смещения. |
|
|
|
85 |
Решение задач «Альфа- и бета- распад. Правило смещения» |
|
|
|
86 |
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. |
|
|
|
87 |
Решение задач «Энергию связи, дефект масс» |
|
|
|
88 |
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. |
|
|
|
89 |
Лабораторная работа № 6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков». |
|
|
|
90 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. |
|
|
|
91 |
Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». |
|
|
|
92 |
Термоядерная реакция. Атомная энергетика. |
|
|
|
93 |
Биологическое действие радиации. |
|
|
|
94 |
Повторение и обобщение материала по теме «Строение атома и атомного ядра» |
|
|
|
95 |
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра». |
|
|
|
Строение и эволюция Вселенной |
|
|||
96 |
Состав, строение и происхождение Солнечной системы |
|
|
|
97 |
Большие планеты Солнечной системы |
|
|
|
98 |
Малые тела Солнечной системы |
|
|
|
99 |
Строение, излучения и эволюция Солнца и звёзд |
|
|
|
100 |
Строение и эволюция Вселенной |
|
|
|
Итоговое повторение |
|
|||
101 |
Итоговое обобщение курса физики 9 класса |
|
|
|
102 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.