ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО «ОЦО»)
Рассмотрено на МО Руководитель
_________________ / Н. Н. Проценко / |
Согласовано заместитель директора по УВР _______________ / А. Ю. Ахматшина / |
Утверждаю директор ГБОУ НСО «ОЦО»
____________________ /А.Ф.Головач / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике в 7 классе
(ФГОС)
Составила: Шарахина В.Н.
учитель физики и математики
2020 г.
п.Тулинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Физика» для 7-9 классов соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования(ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте
ориентирована на образовательные ресурсы
1. РРЦДО ГБОУ НСО «ОЦО» http://www.sdo-nso.sinor.ru/
2. МЭШ https://mob-edu.ru/
и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2013.
2. Марон, А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7–9 классы /А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. – М. : Дрофа, 2013.
3. Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2013. Перышкин, А. В. Физика. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2013.
Перышкин, А. В. Физика. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2013.
4. Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. – М. : Дрофа, 2011.
5. Ханнанова, Т. А. Физика. 7 кл. : рабочая тетрадь к учебнику А. В. Перышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2013.
Общая характеристика курса
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, по 70 часов в год. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счет вариативной части базисного плана.
Содержание курса физики в 7 классе
Физика и физические методы изучения природы
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Взаимодействие тел
Кинематика.
Материальная точка как модель физического тела. Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Динамика.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Работа и мощность. Энергия
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.
Тематическое планирование
Раздел/ тема |
Название темы |
Количество часов |
|
_7_ класс |
70 часов |
1 |
Физика и физические методы изучения природы |
5 |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
3 |
Взаимодействие тел |
21 |
4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
18 |
5 |
Работа и мощность. Энергия |
12 |
6 |
Обобщающее повторение |
8 |
|
Итого |
70 |
Содержание курса физики в 8 классе
Тепловые явления
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Психрометр. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Зависимость температуры кипения от давления. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Тематическое планирование
Раздел/ тема |
Название темы |
Количество часов |
|
_8_ класс |
72 часа |
1 |
"О, сколько нам открытий чудных..." Повторение |
2 |
2 |
Тепловые явления |
11 |
3 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
11 |
4 |
Электрические явления |
26 |
5 |
Электромагнитные явления |
6 |
6 |
Световые явления |
8 |
7 |
Обобщающее повторение |
8 |
|
Итого |
72 |
Содержание курса физики в 9 классе
Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механические колебания и волны. Звук
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Электромагнитное поле
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Тематическое планирование
Раздел/ тема |
Название темы |
Количество часов |
|
_9_ класс |
68 часов |
1 |
"Могучие силы сомкнуло в миры..." |
3 |
2 |
Законы движения и взаимодействия тел |
19 |
3 |
Механические колебания и волны. Звук |
10 |
4 |
Электромагнитное поле |
18 |
5 |
Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия |
12 |
6 |
Обобщающее повторение |
6 |
|
Итого |
68 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
В примерной программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Частными предметными результатами изучения курса физики в 8 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Частными предметными результатами изучения курса физики в 9 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно-методическое оснащение учебного процесса
2. Образовательные ресурсы РРЦДО ГБОУ НСО «ОЦО» http://www.sdo-nso.sinor.ru/
2. МЭШ https://mob-edu.ru/.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа : http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа : http://www.fizika.ru
Информационно-коммуникативные средства:
1. Открытая физика 1.1 (СD).
2. Живая физика. Учебно-методический комплект (СD).
3. От плуга до лазера 2.0 (СD).
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СD).
5. Виртуальные лабораторные работы по физике (7–9 кл.) (СD).
6. 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий (СD).
7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы» (СD).
Для создания курса использованы кроме авторских следующие ресурсы:
http://interneturok.ru/ru
Сайт, где можно изучать физику с помощью видеоуроков, а также найти много полезного и интересного, касающегося как изучения предмета, так и итоговой аттестации.
http://class-fizika-narod.ru/vid.htm
Популярный сайт «Классная физика», где есть всё!
http://eak-fisika.ucoz.com/
Сайт учителя физики ГБОУ школы № 58
Приморского района Санкт-Петербурга
Куприяновой Елены Александровны
http://your-physics.ru/load
Материалы сайта учителя физики Краснокутской Дарьи Михайловны
http://www.fizika9kl.pm298.ru/
Электронная версия учебника физики 9,11 класс, раздел «Оптика»
http://optika.ucoz.ru/index/poljarizacija_sveta/0-18
Материалы сайта «Физика, оптика»
http://900igr.net/
7 класс ФГОС
Календарно-тематический план. 7 класс
№ |
п/п |
Тема урока |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Этап учебной деятельности |
Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) |
Познавательные УУД |
Регулятив ные УУД |
Коммуникативные УУД |
Личностные |
Сроки |
|||
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) |
|||||||||||||
Физика и физические методы изучения природы |
5 ч |
||||||||||||
1 |
1 |
Физика – наука о природе |
Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика – наука о природе. Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело |
Постановочный (вводный) урок |
Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления |
Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты |
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика |
1 -ая неделя сентября |
|||
2 |
2 |
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин |
Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свойства тел. Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления. Лабораторная работа № 1. "Определение цены деления измерительного прибора" |
Решение общей учебной задачи –поиск и открытие нового способа действий |
Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления |
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи |
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания |
Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности |
1-ая неделя сентября |
|||
3 |
3 |
Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений |
Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. Лабораторная работа № 3. "Измерение объема тела" (Д/з – Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел") |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач |
Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел |
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами |
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий |
Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь |
Познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
2-ая неделя сентября |
|||
4 |
4 |
Научные методы познания |
Гипотезы и их проверка. Физический эксперимент. Моделирование объектов и явлений природы |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач |
Наблюдают и описывают физические явления. Высказывают гипотезы и предлагают способы их проверки |
Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы |
Готовность к равно правному сотруд ничеству |
2-ая неделя сентября
|
|||
5 |
5 |
Физика и мир, в котором мы живем |
История физики. Наука и техника. Физическая картина мира |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях |
Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". Составляют карту знаний (начальный этап) |
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами |
Ставят учебную задачу на год, предвосхищают временные характеристики достижения результата и уровень усвоения |
Умеют слушать собеседника, формулировать вопросы. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми |
Оптимизм в восприятии мира |
3-я неделя сентября
|
|||
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
|||||||||||||
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 ч |
||||||||||||
6 |
1 |
Строение вещества. Молекулы |
Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества |
Постановка и решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости |
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Владеют вербальными и невербальными средствами общения |
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники |
3-я неделя сентября
|
|||
7 |
2 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Наблюдают и объясняют явление диффузии |
Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы |
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи |
Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь |
Отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры |
4-ая неделя сентября
|
|||
8 |
3 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивание |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения |
Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений |
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи |
Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
4-ая неделя сентября
|
|||
9 |
4 |
Агрегатные состояния вещества |
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел |
Обобщение и систематизация новых ЗУН и СУД |
Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества |
Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании |
1-ая неделя октября |
|||
10 |
5 |
Строение вещества |
Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел |
Контроль и коррекция – формирование самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения |
Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. |
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных |
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона |
Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Доброжелательное отношение к окружающим. |
1-ая неделя октября |
|||
11 |
6 |
Строение вещества |
Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения ЗУН и СУД |
Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике |
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат |
Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
2-ая неделя октября |
|||
. |
|||||||||||||
Взаимодействие тел |
21 ч |
||||||||||||
12 |
1 |
Механическое движение. Скорость |
Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости |
Вводный урок– постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия |
Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
Доброжела тельное отношение к окружающим |
2-ая неделя октября |
|||
13 |
2 |
Равномерное и неравномерное движение |
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. |
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Сличают свой способ действия с эталоном |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности |
Уважение личности и ее достоинства |
3-я неделя октября |
|||
14 |
3 |
Расчет пути и времени движения |
Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. |
Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
Составляют план и последовательность действий |
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Готовность к равно правному сотрудничеству |
3-я неделя октября |
|||
15 |
4 |
Взаимодействие тел. Инерция. |
Изменение скорости тела и его причины. Инерция. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел |
Решение общей учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела |
Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями |
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Основы социально-критического мышления |
4-ая неделя октября |
|||
16 |
5 |
Масса тела |
Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса – мера инертности. Единицы массы. |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы |
Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами |
Сличают свой способ действия с эталоном |
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
Умение конструк тивно разрешать конфликты |
4-ая неделя октября |
|||
17 |
6 |
Масса тела |
Способы измерения массы. Весы. Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел |
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Составляют план и последовательность действий |
Учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать его действия |
Отношение к физике как элементу общечелове ческой культуры |
4*неделя октября |
|||
18 |
7 |
Плотность вещества |
Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое |
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки |
Составляют план и последовательность действий |
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
1неделя ноября |
|||
19 |
8 |
Плотность вещества |
Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Измеряют плотность вещества |
Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами |
Составляют план и последовательность действий |
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
Умение конструктивно разрешать конфликты |
2 неделя ноября |
|||
20 |
9 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле |
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения |
Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Убежден ность в возможности познания природы |
3 неделя ноября |
|||
21 |
10 |
Сила. Сила тяжести |
Сила – причина изменения скорости. Сила – мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина. Изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести |
Решение общей учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. |
Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела |
Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
3 неделя ноября |
|||
22 |
11 |
Сила упругости. Закон Гука. Динамометр |
Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы |
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных |
Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном |
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использова ния достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческо го общества |
4 неделя ноября |
|||
23 |
12 |
Равнодействующая сила |
Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Экспериментально находят равнодействующую двух сил |
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
4неделя ноября |
|||
24 |
13 |
Вес тела. Невесомость |
Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Определение веса тела с помощью динамометра |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости |
Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме |
Составляют план и последовательность действий |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Убежденность в возможности познания природы |
1неделя декабря |
|||
25 |
14 |
Сила трения. Трение покоя |
Сила трения. Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 "Измерение силы трения с помощью динамометра" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. |
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Составляют план и последовательность действий |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Позитивная моральная самооценка |
1 неделя декабря |
|||
26 |
15 |
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас |
Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила тяжести, сила упругости, сила трения и вес тела. |
Обобщение и систематизация материала |
Составляют опорный конспект по теме "Взаимодействие тел" |
Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
Убежденность в возможности познания природы |
2 неделя декабря |
|||
27 |
16 |
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас |
Нахождение равнодействующей нескольких сил. Определение вида движения тела в зависимости от действующих на него сил |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Решают задачи базового уровня сложности по теме "Взаимодействие тел" |
Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
2 неделя декабря |
|||
28 |
17 |
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас |
Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Решают качественные, количественные и экспериментальные задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел" |
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных |
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Готовность к равно правному сотрудни честву |
3 неделя декабря |
|||
29 |
18 |
"Реальная физика" (урок-игра) |
Проявление и применение явлений инерции, тяготения, упругости и трения в природе и технике |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения новых ЗУН и СУД в конкретно-практических ситуациях |
Выполняют творческие и проблемные задания в ходе игры |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме |
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия |
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании |
3 неделя декабря |
|||
30 |
19 |
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас. (урок-консультация) |
Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил |
Контроль и коррекция – формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения |
Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе |
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты |
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
Убежденность в возможности познания природы |
4 неделя декабря |
|||
31 |
20 |
Контрольная работа по теме "Взаимодействие тел" |
Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел" |
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Осознают качество и уровень усвоения |
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
Позитивная моральная самооц неделя енка |
||||
32 |
21 |
Движение и взаимодействие. (урок-презентация) |
Проявление и применение явлений инерции, тяготения, упругости и трения в природе и технике |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения ЗУН и СУД |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
Оценивают достигнутый результат |
Вступают в диалог, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
уважение к творцам науки и техники |
4 неделя декабря |
|||
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
18 ч |
||||||||||||
33 |
1 |
Давление |
Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления |
Постановка и решение общей учебной задачи |
Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления |
Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки |
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
3 неделя января |
|||
34 |
2 |
Давление твердых тел |
Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Знают формулу для расчета давления. Умеют вычислять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес |
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Готовность к равно правному сотрудни честву |
3 неделя января |
|||
35 |
3 |
Давление газа |
Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры |
Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи |
Потребность в самовыражении и самореализации |
4 неделя января |
|||
36 |
4 |
Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами |
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Позитивная моральная неделя неделя самооценка |
4 неделя января |
|||
37 |
5 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине |
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами |
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание основных принципов и правил отношения к природе |
4*неделя января |
|||
38 |
6 |
Сообщающиеся сосуды |
Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия |
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) |
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности |
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Убежден ность в возможности познания природы |
4*неделя января |
|||
39 |
7 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления |
Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей |
Составляют план и последовательность действий |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Знание правил поведения в чрезвычай ных ситуациях |
1 неделя февраля |
|||
40 |
8 |
Измерение атмосферного давления. Барометры |
Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты |
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Убежденность в возможности познания природы |
1 неделя февраля |
|||
41 |
9 |
Измерение давления. Манометры |
Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки |
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного Использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества |
2 неделя февраля |
|||
42 |
10 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина |
Гидравлические машины (устройства): пресс, домкрат, усилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия |
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Уважение к творцам науки и техники |
2 неделя февраля |
|||
43 |
11 |
Архимедова сила |
Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. Закон Архимеда. Л/р № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения |
Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое |
Отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры |
3 неделя февраля |
|||
44 |
12 |
Плавание тел |
Условия плавания тел. Л/р № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Исследуют и формулируют условия плавания тел |
Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений |
Составляют план и последовательность действий |
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия |
Знание правил поведения в чрезвычай ных ситуациях |
3 неделя февраля |
|||
45 |
13 |
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
Плавание судов. Водоизмещение. Расчет максимального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вместимости судов |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи |
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Оценивают достигнутый результат |
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
4 неделя февраля |
|||
46 |
14 |
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
Подводные лодки, батисферы, батискафы. Воздухоплавание: воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи |
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
Осознают качество и уровень усвоения |
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
4 неделя февраля |
|||
47 |
15 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда |
Обобщение и систематизация материала |
Работают с "картой знаний" |
Структурируют знания |
Осознают качество и уровень усвоения |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Уважение личности и ее достоинства; |
1 неделя марта |
|||
48 |
16 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (урок-консультация) |
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел |
Контроль и коррекция – формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения |
Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их |
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности |
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
Позитивная моральная самооценка |
1 неделя марта |
|||
49 |
17 |
Контрольная работа по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Оценивают достигнутый результат |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Позитивная моральная самооценка |
2 неделя марта |
|||
50 |
18 |
"На земле, под водой и в небе..." (урок-презентация) |
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел |
Развернутое оценивание – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию |
Оценивают достигнутый результат |
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие |
Освоение общекультурного наследия России и общемирово го культурного наследия |
2 неделя марта |
|||
Работа и мощность. Энергия |
12 ч |
||||||||||||
51 |
1 |
Механическая работа |
Работа. Механическая работа. Единицы работы. Вычисление механической работы |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Измеряют работу силы тяжести, силы трения |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений |
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Убежденность в возможности познания природы |
3 неделя марта |
|||
52 |
2 |
Мощность |
Мощность. Единицы мощности. Вычисление мощности |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Измеряют мощность |
Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Потребность в самовыраже нии и самореализа ции, социальном признании |
3 неделя марта |
|||
53 |
3 |
Простые механизмы |
Механизм. Простые механизмы. Рычаг и наклонная плоскость. Равновесие сил |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости |
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
Убежденность в необходи мости разумного использова ния достижений науки и технологий |
1 неделя апреля |
|||
54 |
4 |
Момент силы. Рычаги |
Плечо силы. Момент силы. Л/р № 10 "Условия равновесия рычага" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Изучают условия равновесия рычага |
Выбирают знаково-символические средства для построения модели |
Составляют план и последовательность действий |
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
Готовность к равноправному сотрудни честву |
1 неделя апреля |
|||
55 |
5 |
Блоки |
Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения |
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки |
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия |
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
Формирова ние ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения |
2 неделя апреля |
|||
56 |
6 |
"Золотое правило" механики |
Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики |
Комплексное применение ЗУН и СУД |
Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют "выигрыш" |
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных |
Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Убежденность в необходи мости разумного использова ния достижений науки и технологий |
2 неделя апреля |
|||
57 |
7 |
Коэффициент полезного действия |
Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста. Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов |
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий |
Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
Знание основных принципов и правил отношения к природе |
2 неделя апреля |
|||
58 |
8 |
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия |
Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии |
Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия |
Вычисляют энергию тела |
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами |
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий |
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи |
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
3 неделя апреля |
|||
59 |
9 |
Превращения энергии |
Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа – мера изменения энергии. Закон сохранения энергии |
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД |
Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении |
Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи |
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно |
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Знание основных принципов и правил отношения к природе |
3 неделя апреля |
|||
60 |
10 |
Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия" |
Вычисление кинетической, потенциальной и полной механической энергии тела. Определение совершенной работы и мощности |
Комплексное применение ЗУН и СУД |
Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность, КПД и изменение механической энергии тела |
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
4 неделя апреля |
|||
61 |
11 |
Работа и мощность. Энергия |
Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой |
Обобщение и систематизация знаний |
Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их |
Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
Знание основных принципов и правил отношения к природе |
4 неделя апреля |
|||
62 |
12 |
Контрольная работа по теме "Работа и мощность. Энергия" |
Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия" |
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения |
Описывают содержание совершаемых действий |
Убежденность в возможности познания природы |
4*неделя апреля |
|||
Рефлексивная фаза |
|||||||||||||
Обобщающее повторение |
6 ч |
||||||||||||
63 |
1 |
Физика и мир, в котором мы живем |
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция |
Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД |
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие |
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
1неделя мая |
|||
64 |
2 |
Физика и мир, в котором мы живем |
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция |
Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД |
Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания |
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры |
1 неделя мая |
|||
65 |
3 |
Итоговая контрольная работа |
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Контроль |
Демонстрируют умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности |
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач |
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения |
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
2 неделя мая |
|||
66 |
4 |
"Я знаю, я могу..." |
Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Развернутое оценивание – самоконтроль и самооценка |
Оценивают достигнутые результаты. Определяют причины успехов и неудач |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
Уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культу |
2 неделя мая |
|||
67- 70 |
5 |
"На заре времен..." |
Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность |
Развернутое оценивание –общественный смотр знаний |
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты) |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме |
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения |
Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умени |
2 неделя мая |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.