МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
при Посольстве России в Мозамбике
Рассмотрено: руководитель МС _________/____________/ ФИО Протокол №_____ от «____ » августа 20___ г. |
Согласовано: зам. директора по УВР _________/____________/ ФИО от «___» сентября 20___ г. |
Утверждено: директор школы ______/_____________ / ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету география
уровень образования основного общего образования, 6 класс
34 часа
Программу составил:
Сальников Евгений Александрович
МАПУТУ, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ. Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».
Общая характеристика учебного курса
Предмет: География.
Класс: 6 класс
Количество часов: за год: 34, в неделю: 1 час
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Цель: формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Задачи:
· овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;
· формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний;
· развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
· воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;
· применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
После прохождения курса учащиеся смогут:
·знать и объяснять изученные понятия, объяснять географические явления природы, знать географические особенности страны проживания;
· ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы;
· пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой; предсказывать погоду;
·наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;
·уметь работать с различными источниками географической информации;
· уметь применять полученные знания и умения на практике.
Место учебного предмета в учебном плане:
Базисный учебный план на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание обучения
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Практические работы
Тема 1. Гидросфера -11 ч.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.
Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
Подземные воды. Их происхождение, возможности
использования человеком. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.
Гидросфера и человек.
1. «Обозначение на контурной карте гидрологических объектов» Обучающая.
2. «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов»
Итоговая.
3. «Составление комплексной характеристики одной из рек мира» Итоговая.
Тема 2. Атмосфера-11 ч.
Атмосфера — воздушная
оболочка Земли. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Части
атмосферы.
Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры
воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха.
Атмосферное давление. Изменения
атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и
направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз,
муссон.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства
Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере.
4. «Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе» Обучающая.
5. «Решение задач на определение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».
Итоговая.
6. «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности». Итоговая.
Тема 3. Биосфера-4 ч.
Биосфера. Состав биосферы,
связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский
о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с
биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
7. «Составление схемы биологичес -кого круговорота в природе» Обучающая.
Тема 4. Географическая оболочка-8 ч.
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки.
Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная
зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
8. «Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли». Итоговая.
9. Описание природного комплекса своей местности. Обучающая.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
При изучении географии ученик 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6.составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
При изучении географии ученик 6 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
1) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5) Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7) Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
9) Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
10) Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Личностные результаты
1) Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Тематическое планирование.
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Природа Земли и человек |
Гидросфера – водная оболочка Земли. |
11 |
|
Атмосфера – воздушная оболочка Земли |
11 |
|
Биосфера – живая оболочка Земли |
4 |
|
Географическая оболочка Земли |
8 |
|
Итого: |
34 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ урока, дата
|
Тема урока |
Планируемые предметные результаты |
ИКТ |
Планируемые метапредметные результаты (УУД) П-познавательные Р–регулятивные К–коммуникатив-ные |
Планируемые личностные результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
По плану |
По факту |
||||||||
Обучающий-ся научится |
обучающийся получит возможность научится |
|||||||||||||||
1. |
Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов Состав и строение гидросферы. |
1, 3, 6 |
Выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли. |
Составление схемы на компьютере. (эталон) |
П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры, в том числе развитие навыков самостоятель-ной работы с различными источниками информации. |
Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» |
3.09 |
|
|||||||
2. |
Мировой океан.
П/р. Описание океана и моря по плану. |
4, 6 |
Совершенствовать умение работы с картой. |
Презентация учителя к уроку. |
П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать актуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. |
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте ГП океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины морей и океанов. Составлять описание океана и моря по плану. |
10.09 |
|
|||||||
3. |
Мировой океан.
П/Р. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. |
1, 7 |
Совершенствовать умение работы с контурной картой |
Презентация учителя. |
П. Развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Самостоя-тельно опреде-лять цели, вырабатывать решения. |
Формирование познавательной и информационной культуры. |
Наносить на к/к океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. |
17.09 |
|
|||||||
4. |
Решение практических задач по карте. П/Р. Выполнение проектного задания. |
1,7 |
Выполнять проекты. Использовать средства Интернета. |
ПРОЕКТ «Составле-ние марш-рута мор-ского путешествия из Индий-ского океана в Атланти-ческий»
|
П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. |
Формирование толерантности и умения работы в группе. |
Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы. |
24.09 |
|
|||||||
5. |
Воды океана. |
2,4 |
Использова-ние средств Интернета. |
Презентация «Опасные явления в гидросфере». |
П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения. |
Формирование навыков самостоятель-ной работы. |
Выделять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице. |
1.10 |
|
|||||||
6 |
Реки Земли.
|
2,4 |
Использова-ние средств Интернета |
Презентация «Реки Мозамбика» (обучаю-щиеся) |
П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения |
Формирование навыков самостоятель-ной работы с техническими средствами информационных технологий. |
Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. |
8.10 |
|
|||||||
7 |
Реки Земли. П/Р. Описание реки Замбези по плану |
1, 6 |
Работать с различными средствами географи-ческой информации. |
|
П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать актуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры. |
Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей теста. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. |
8.10 |
|
|||||||
8 |
Озера и болота. П/Р. Описание озера по плану. |
1,6 |
Выполнять презентацию. |
Презентация про озеро Ньяса (обучающиеся) |
П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать актуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры. |
Определять по карте ГП и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять писание озера по плану. |
15.10 |
|
|||||||
9 |
Подземные воды и ледники.
|
2, 11 |
Самостоятельно составлять план описания гео-графического объекта. |
Презентация учителя по теме. |
П.Самостоятельно анализиро-вать текст и составлять к нему план. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Развитие навыков самостоятель-ной работы. |
Описывать по карте районы распространения ледников |
22.10 |
|
|||||||
10 |
Гидросфера и человек. |
1,2,7 |
Выполнять презентацию – проект |
ПРОЕКТ «Составле-ние марш-рута, куда можно отправлять туристов для укрепления здоровья»
|
П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. |
Формирование толерантности и умения работы в группе. |
Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов океана для человека. |
5.11 |
|
|||||||
11 |
Обобщение знаний по теме «Гидросфера |
1,2,7 |
Систематизировать и представлять свои знания при выполне-нии заданий в различной форме. . |
|
П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразо-ванию. |
Систематизиро-вать информа-цию по теме «Гидросфера» |
12.11 |
|
|||||||
12 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 часов Состав и строение атмосферы. П/Р. Составление схемы «Состав атмосферы».
|
1, 3, 6 |
Выявлять причинно – следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли. |
Презентация учителя по теме. |
П.Устанавливать причинно – следственные связи. Умение представить изучаемый материал в виде простых схем. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме. |
Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении; «Тропосфера – кухня погоды» |
19.11 |
|
|||||||
13 |
Тепло в атмосфере. П/Р. Вычерчивание графиков суточного изменения температуры.
|
1,2,7 |
Определять показания приборов температуры и анализи-ровать их.
|
Работать с термометрами и элект-ронной метеостанцией. |
П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. |
Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятель-ной работы с доступными метеоприбо-рами. |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. |
26.11 |
|
|||||||
14 |
Тепло в атмосфере.
П/Р. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой |
2,3,4 |
Решать задачи на опреде-ление средней месячной температуры, изменения температуры с высотой |
Работа с электронной метеостан-цией |
П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. |
Развитие навыков самостоятель-ной работы с учебными пособиями и метео. приборами. |
Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. |
3.12 |
|
|||||||
15 |
Атмосферное давление.
П/Р «Измерение атмосферного давления с помощью барометра». |
2,3,4 |
Проводить измерение атмосферного давления. |
Работа с электронной метеостанцией и баро-метром – анероидом. |
П.Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения |
Развитие навыков самостоятель-ной работы с учебными пособиями и метео. приборами |
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. |
10.12 |
|
|||||||
16 |
Ветер. П/Р. Вычерчивание графиков «роза ветров»
|
2,3,4 |
Умение работать с географичес-кими приборами. |
Работа с электронной метеостан-цией и флюгером. . |
П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. |
Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами |
Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды |
17.12 |
|
|||||||
17 |
Вода в атмосфере. П/р. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха.
контрольная |
1,2,3,4 |
Вычислять влажность воздуха. |
|
П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. |
Развитие навыков самостоятель-ной работы при решении задач. |
Решать задачи по расчету относительно влажности на основе имеющихся данных. |
24.12 |
|
|||||||
18 |
Атмосферные осадки. П/Р. Наблюдение за облаками. ПРОЕКТ.
|
3, 6,7 |
Проводить простые наблюдения за явлениями природы. |
Презентация учителя «Необычные осадки» ПРОЕКТ. Создание электронно-го атласа облаков. |
П. Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. |
14.01 |
|
|||||||
19 |
Погода и климат |
3, 6,7 |
Вести дневник погоды. |
|
П.Сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей Р.Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры. |
Устанавливать причинно – следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. |
21.01 |
|
|||||||
20 |
Наблюдение за погодой. Карты погоды. П/Р. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. |
3, 6,7 |
Читать синоптичес-кую карту. Предсказы-вать погоду по имеющим-ся данным метеосводки. |
|
П.Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования Р.Планировать деятельность в паре. К.Организовывать работу в парах. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствую-щего современ-ному уровню развития науки и обществен-ной практики. |
Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характе-ристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характерис-тики погоды и климата. |
28.01 |
|
|||||||
21 |
Атмосфера и человек. П/Р. Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. ПРОЕКТ.
|
2, 11 |
Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений |
ПРОЕКТ «Стихийные явления в атмосфере» |
П.Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовы-вать работу в группе. |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуаль-ного и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. |
Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. |
4.02 |
|
|||||||
22 |
Обобщение знаний «Атмосфера» |
1,2,7 |
Систематизи-ровать и представлять свои знания при выпол-нении заданий в различной форме. |
|
П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
Систематизиро-вать информа-цию по теме «Атмосфера» |
11.02 |
|
|||||||
23 |
Биосфера – живая оболочка Земли – 4 часа. Биосфера – земная оболочка. |
1, 3, 6 |
Выявлять причинно – следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли. |
Презентация учителя «Биосфера» |
П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры. |
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. |
18.02 |
|
|||||||
24 |
Почва как особое природное образование.
П/Р с коллекцией почв. |
1, 4, 6 |
Делать описание почвенного разреза по плану. |
Презентация учителя по теме урока. |
П.Формирова-ние умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовы-вать работу в группе. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствую-щего современ-ному уровню развития науки, готовности и способности к самообразованию. |
Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. |
25.02 |
|
|||||||
25 |
Биосфера – сфера жизни. |
1, 4, 6,7 |
Делать компьютер-ные презен-тации по выбранной теме. |
ПРОЕКТ «Древние животные Земли» |
П.Работать с различными источниками географических знаний, работать с компьютером. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры в том числе развитие навыков самостоятель-ной работы с техническими средствами информацион-ных технологий. |
Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействия человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. |
3.03 |
|
|||||||
26 |
Обобщение знаний «Биосфера» |
1,2,7 |
Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. |
|
П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразо-ванию. |
Систематизиро-вать информа-цию по теме «Биосфера» |
10.03 |
|
|||||||
27 |
Географическая оболочка Земли – 8 часов. Географическая оболочка Земли. |
1, 3, 6 |
Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли. |
Выявлять доказатель-ства существова-ния главных закономер-ностей географи-ческой оболочки. |
П.Формирова-ние умения классифициро-вать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р.Определять цель в деятельности. К.Осознанно использовать речевые средства общения. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки. |
Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. |
17.03 |
|
|||||||
28 |
Природные зоны Земли |
1,3, 4 |
Работать с тематической картой «Природные зоны Земли». Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания. |
ПРОЕКТ «Животные и растения родного края или Мозамбика» |
П.Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели. К. Осознанно использовать речевые средства общения. |
Формирование познавательной и информа-ционной культуры, в том числе развитие навыков самостоятель-ной работы с различными источниками информации. |
Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. |
7.04 |
|
|||||||
29 |
Культурные ландшафты. П/Р. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов. |
1, 3, 6 |
Выявлять главные признаки культурных ландшафтов и отличия между природными и культур-ными ландшафтами. |
Презентация учителя по теме. |
П.Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Осознанно использовать речевые средства общения. |
Формирование навыков самостоятель-ной работы с материалом учебника и презентацией по теме. |
Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. |
14.04 |
|
|||||||
30
|
Влияние человека на ландшафт. |
1,2,7 |
Выполнять презентацию по заданной теме. |
ПРОЕКТ Агитацион-ный листок о защите природы |
П.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.
|
Формирование толерантности и умения работы в группе. |
Приводить примеры положительного и отрицатель-ного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу. |
21.04 |
|
|||||||
31 |
Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» |
1,2,7 |
Систематизи-ровать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. |
|
П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообра-зованию. |
Систематизировать информацию по теме «Географическая оболочка Земли» |
28.04 |
|
|||||||
32 |
Подготовка к итоговому тестированию |
7,8 |
Выполнять тестовые задания различного уровня. |
|
П.Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообра-зованию. |
Выполнение тренировочных заданий различного уровня. |
5.05 |
|
|||||||
33 |
Итоговое тестирование за учебный год. |
7,8 |
Выполнять тестовые задания различного уровня. |
|
Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразо-ванию. |
Выполнение контрольных заданий различного уровня. |
12.05 |
|
|||||||
34 |
Итоговый урок |
|
|
|
|
|
|
19.05 |
|
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.