МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет образования г. Новоалтайска МБОУ "Гимназия № 166"
РАССМОТРЕНО заседание кафедры Руководитель кафедры ______________Зуева Е.В. Протокол № |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР ______________Баташова В.Н. Протокол № от "" г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Кукарева Н.А. Приказ № от "" г. |
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1606034) учебного курса
«Геометрия»
для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Грабарь Олеся Александровна учитель математики
г. Новоалтайск 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.
Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления».
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 7 классе изучается
учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы
содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических
величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения
плоскости» и «Преобразования подобия». Учебный план предусматривает изучение
геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их
свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к
окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности
треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
— Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
— Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
— Строить чертежи к геометрическим задачам.
— Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
— Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
— Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
— Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
— Решать задачи на клетчатой бумаге.
— Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
— Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
— Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
— Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр.
Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и
о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
— Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, про ведённого к точке касания.
— Пользоваться простейшими геометрическими неравенства ми, понимать их практический смысл.
— Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. |
|
|
|
|||||
1.1. |
Простейшие геометрические объекты точки прямые, лучи и углы, многоугольник, ломаная. |
5 |
|
|
|
Формулировать основные понятия и определения; Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение выполнять чертёж по условию задачи; Знакомиться с историей развития геометрии; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
1.2.
|
Смежные и вертикальные углы. |
2 |
|
|
|
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение выполнять чертёж по условию задачи; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
1.3. |
Работа с простейшими чертежами.
|
2 |
|
|
|
Проводить классификацию углов, вычислять линейные и угловые величины, проводить необходимые доказательные рассуждения; |
Практическая работа; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
1.4. |
Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов. |
2 |
|
|
|
Измерять линейные и угловые величины геометрических и практических объектов; Определять «на глаз» размеры реальных объектов, проводить грубую оценку их размеров.; Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов; Решать задачи на взаимное расположение геометрических фигур; Проводить классификацию углов, вычислять линейные и угловые величины, проводить необходимые доказательные рассуждения; |
Письменный контроль; Тестирование; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
1.5. |
Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников. |
3 |
1 |
|
|
Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов; Решать задачи на взаимное расположение геометрических фигур; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
Итого по разделу: |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Треугольники |
|
|
|
|||||
2.1. |
Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных (конгруэнтных) фигурах. |
1 |
|
|
|
Знакомиться с историей развития геометрии; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.2. |
Три признака равенства треугольников. |
6 |
|
|
|
Распознавать пары равных треугольников на готовых чертежах (с указанием признаков); Выводить следствия (равенств соответствующих элементов) из равенств треугольников; Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения равных треугольников; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.3. |
Признаки равенства прямоугольных треугольников. |
3 |
|
|
|
Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения равных треугольников; Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.4. |
Свойство медианы прямоугольного треугольника. |
1 |
|
|
|
Формулировать определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника; |
Зачет; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.5. |
Равнобедренные и равносторонние треугольники. |
1 |
|
|
|
Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.6. |
Признаки и свойства равнобедренного треугольника. |
1 |
|
|
|
Формулировать свойства и признаки равнобедренного треугольника; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.7. |
Против большей стороны треугольника лежит больший угол. |
1 |
|
|
|
Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; Познакомиться со следствиями из теоремы о; соотношениях между сторонами и углами треугольника; с доказательством.; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.8. |
Простейшие неравенства в геометрии. |
1 |
|
|
|
Познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника; с ее; доказательством; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.9. |
Неравенство треугольника. |
2 |
|
|
|
Познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника; с ее; доказательством; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.10. |
Неравенство ломаной. |
1 |
|
|
|
Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.11. |
Прямоугольный треугольник с углом в 30°. |
1 |
|
|
|
Научиться доказывать данные свойства и признаки; решать простейшие задачи по теме;; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
2.12. |
Первые понятия о доказательствах в геометрии |
3 |
1 |
|
|
Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
Итого по разделу: |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Параллельные прямые, сумма углов треугольника |
||||||||
3.1. |
Параллельные прямые, их свойства. |
4 |
|
|
|
Формулировать понятие параллельных прямых, находить практические примеры; |
Зачет; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
3.2. |
Пятый постулат Евклида. |
1 |
|
|
|
Формулировать понятие параллельных прямых, находить практические примеры; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
3.3. |
Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы (образованные при пересечении параллельных прямых секущей). |
2 |
|
|
|
Изучать свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; Проводить доказательства параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при пересечении этих прямых третьей прямой; |
Тестирование; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
3.4. |
Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой. |
2 |
|
|
|
Проводить доказательства параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при пересечении этих прямых третьей прямой; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
3.5. |
Сумма углов треугольника и многоугольника. |
3 |
|
|
|
Вычислять сумму углов треугольника и многоугольника; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
3.6. |
Внешние углы треугольника |
2 |
1 |
|
|
Вычислять сумму углов треугольника и многоугольника; Находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием теорем о сумме углов треугольника и многоугольника; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
Итого по разделу: |
14 |
|
||||||
Раздел 4. Окружность и круг. Геометрические построения |
||||||||
4.1. |
Окружность, хорды и диаметры, их свойства. |
1 |
|
|
|
Формулировать определения: окружности, хорды, диаметра и касательной к окружности; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.2. |
Касательная к окружности. |
1 |
|
|
|
Формулировать определения: окружности, хорды, диаметра и касательной к окружности; Изучать их свойства, признаки, строить чертежи; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.3. |
Окружность, вписанная в угол. |
2 |
|
|
|
Исследовать, в том числе используя цифровые ресурсы: окружность, вписанную в угол; центр окружности, вписанной в угол; равенство отрезков касательных; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.4. |
Понятие о ГМТ, применение в задачах. |
2 |
|
|
|
Использовать метод ГМТ для доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треугольника и серединных перпендикуляров к сторонам треугольника с помощью ГМТ; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.5. |
Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек. |
1 |
|
|
|
Использовать метод ГМТ для доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треугольника и серединных перпендикуляров к сторонам треугольника с помощью ГМТ; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.6. |
Окружность, описанная около треугольника. |
2 |
|
|
|
Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить центры этих окружностей; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.7. |
Вписанная в треугольник окружность. |
2 |
|
|
|
|
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
4.8. |
Простейшие задачи на построение. |
3 |
1 |
|
|
|
Контрольная работа; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
Итого по разделу: |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. Повторение и обобщение знаний. |
||||||||
5.1. |
Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7 класса. |
4 |
|
|
|
Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса; |
Письменный контроль; |
http://schoolcollection.edu.ru/ |
Итого по разделу: |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
0 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Исторические сведения о возникновении геометрии как науки |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
2. |
Прямая и отрезок. Луч и угол. |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
3. |
Прямая и отрезок. Луч и угол. |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
4. |
Положение двух прямых на плоскости. Теорема о пересечении двух прямых |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
5. |
Определения отрезка, луча. Измерение отрезков. Исторические меры длины |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
6. |
Определение угла, виды углов. Плоский угол. Измерение углов |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
7. |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
8. |
Биссектриса угла и перпендикуляр к прямой |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
9. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
10. |
Ломаные и многоугольники |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
11. |
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
12. |
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
13. |
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
14. |
Контрольная работа № 1 по теме "Простейшие геометрические фигуры и их свойства" |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
15. |
Понятие равенства фигур. Задачи на разрезание |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
16. |
Первый признак равенства треугольников |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
17. |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
18. |
Равносторонний треугольник |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
19. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
20. |
Осевая симметрия. Равнобедренный треугольник |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
21. |
Свойства и признаки равнобедренного треугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
22. |
Серединный перпендикуляр к отрезку |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
23. |
Медиана, биссектриса и высота треугольника и их свойства |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
24. |
Медиана, биссектриса и высота равнобедренного треугольника и их свойства |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
25. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
26. |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
27. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
28. |
Теорема о большей стороне и большем угле треугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
29. |
Неравенство треугольника. Неравенство ломаной |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
30. |
Расстояние между точками, расстояние от точки до прямой |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
31. |
Элементы прямоугольного треугольника |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
32. |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
33. |
Теорема о медиане прямоугольного треугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
34. |
Прямоугольный треугольник с углом 30 градусов |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
35. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
36. |
Контрольная работа № 2 по теме "Треугольники" |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
37. |
Случаи взаимного расположения прямых |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
38. |
Параллельные прямые и их свойства |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
39. |
Две параллельные прямые и секущая. Накрест лежащие, соответственные, односторонние углы |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
40. |
Признаки параллельности двух прямых |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
41. |
Признаки параллельности двух прямых |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
42. |
Аксиома параллельных прямых |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
43. |
Аксиома параллельных прямых |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
44. |
Сумма углов треугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
45. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
46. |
Сумма углов выпуклого многоугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
47. |
Теорема о внешнем угле треугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
48. |
Решение практических и прикладных задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
49. |
Решение практических и прикладных задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
50. |
Контрольная работа № 3 по теме "Параллельные прямые, сумма углов треугольника" |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
51. |
Геометрическое место точек (ГМТ). Решение практических и прикладных задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
52. |
Биссектриса угла и серединный перпендикуляр как ГМТ |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
53. |
Решение прикладных и практических задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
54. |
Окружность и круг |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
55. |
Элементы окружности: радиус, хорда, диаметр. Диаметр как наибольшая хорда |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
56. |
Свойства хорды. Построение центра окружности |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
57. |
Теорема об описанной окружности треугольника |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
58. |
Решение практических и прикладных задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
59. |
Касательная к окружности. Свойство касательных. Окружность, вписанная в угол |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
60. |
Окружность, вписанная в треугольник, ее центр |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
61. |
Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы углы |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
62. |
Задачи на построение. Построение серединного перпендикуляра к отрезку. Построение перпендикулярной прямой |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
63. |
Решение практических и прикладных задач |
1 |
|
|
|
Письменный контроль; |
64. |
Контрольная работа № 4 по теме "Окружность и круг. Геометрические построения" |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
65. |
Повторение. Начальные геометрические сведения |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
66. |
Повторение. Треугольники |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
67. |
Повторение. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
68. |
Повторение. Окружность и круг |
1 |
|
|
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
0 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.