ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная группа» хорового коллектива реализуется на базе МБОУ «ЗАТО» СОШ № 1 Имени Героя Советского Союза Ивана Сивко г. Североморск.
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная группа» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:
· Декларация прав ребенка.
· Конвенция о правах ребенка.
· Конституция Российской Федерации.
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Концепция развития дополнительного образования детей (утв09.11.2018 г. № 196ерждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 ноября 2015г.п 09-3242.
Направленность программы художественно-эстетическое (через развитие вокальных навыков способствует творческой самореализации детей)
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).
Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.
Цель программы - эстетическое и духовное развитие личности ребёнка путём овладения основами хорового пения.
Задачи: расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
-Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
-Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
-Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся:
- реализации творческого потенциала, готовности открыто выражать свое отношение к искусству;
- формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
«Вокальная группа» объединяет учащихся 5, 6-е классы.
Срок реализации учебного предмета
Рабочая программа для кружка «Вокальная группа» предусмотрена на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю(68 часов) в оборудованном помещении, на базе МБОУ «ЗАТО» СОШ №1 Имени Героя Советского Союза Ивана Сивко г. Североморск.
Режим занятий:
Количество групп – 1
Количество часов в неделю - 2 часа
Продолжительность занятия – 45 минут
Планируемые результаты работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе ансамблевого пения;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, особенности языка вокальной музыки;
- осуществление чистоты интонирования мелодии, точности ритма в процессе вокальной деятельности;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- умение целостно представлять основные закономерности музыкального искусства на примере вокальных произведений.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самореализации.
По итогам обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
- понимание дирижёрского жеста;
- знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к
ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- методические игры
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива,
правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор
репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания,
знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование
вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения,
направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и
дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок,
упражнений по системе В.В. Емельянова, Л. Алексеевой.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры
звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и
окончание песни. Использование пения а,капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.
Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Использование методики «Звучащих
жестов» (body percussion).
9.Сценадвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в
различных движениях и сценках для создания художественного образа.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и
разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с
фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения
сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и
поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития» 2016.
2. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – Санкт-Петербург, 2000
3. Методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать» 2017.
4. Попов А. И. «Физвокализ» 2011.
5. Электронный образовательный ресурс (ФЦИОР)
6. Электронные ресурсы:
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
Календарно-тематическое планирование
№ п|п |
Наименование разделов, тем |
Ко-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения
|
I полугодие |
|
|||
1 |
Вводное занятие. Прослушивание. Подбор репертуара. |
2 |
Изучение правил поведения, техники безопасности в учебном кабинете, в актовом зале. Культура поведения на сцене. Выработка правильной осанки при пении. Распевания. Усвоение основных дирижерских жестов. Выработка навыка ансамблевого пения. Работа дыханием, 2. Певческая установка. Понимание дирижерского жеста. Пение с сопровождением и без него. 3. Разучивание песен к школьным праздникам: День Учителя, посвящение в пятиклассники. 4. Дыхание. Типы певческого дыхания. Чувство ансамбля. 5. Концертная деятельность. Исполнение ансамблем. 6. Подготовка к празднику «День 2 матери». Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произношения. Разучивание скороговорок. Работа над чистотой интонирования мелодии. Работа в ансамбле. Строй. Основы музыкальной грамоты: ритм, динамика, темп. Пластическое интонирование. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа: эмоциональный отклик и выражение своего впечатления в исполнительском процессе. Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности. Слушание музыки и пение. Определение настроения музыки. |
|
2 |
Певческая установка. Понимание дирижерского жеста. Пение с сопровождением и без него. |
2 |
||
3 |
Разучивание песен к школьным праздникам: День Учителя, посвящение в пятиклассники. |
2 |
||
4 |
Дыхание. Типы певческого дыхания. Чувство ансамбля. |
2 |
||
5 |
Концертная деятельность. Исполнение ансамблем. |
2 |
||
6 |
Подготовка к празднику «День 2 матери». Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произношения. |
2 |
||
7 |
Вокально-хоровая работа. Развитие звуковысотного диапазона |
2 |
||
8 |
Звукообразование. Работа над унисоном. |
2 |
||
9 |
Концертная деятельность. Исполнение ансамблем. |
2 |
||
10 |
Формировать умение петь с сопровождением и без него. |
2 |
||
11 |
Вокально-хоровая работа. Звук, дикция в упражнениях подвижного темпа. |
2 |
||
12 |
Разучивание песен к Новогоднему празднику. Дикция – гласные и согласные при пении. |
2 |
||
13 |
Звукообразование. Закрепление навыка |
2 |
||
14 |
Формирование совместного звучания. Работа с фонограммой. |
2 |
||
15 |
Музыкально-исполнительская работа. Навыки уверенного пения. Динамические оттенки. |
2 |
||
16 |
Концертная деятельность. Участие в выступлениях. |
2 |
||
|
|
32 |
|
|
II полугодие
|
||||
1 |
Вокальная работа. Двуголосие. |
2 |
Владение первоначальными певческими навыками, Участие в коллективном пении. Эмоциональный отклик на музыкальное произведение и выражение своего впечатление в пении. Участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Отклик на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Осмысленное владение способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникновение чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Узнавание изученных произведений. Участие в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильная передача мелодии песни. |
|
2 |
Разучивание песен к праздникам: 23 февраля, 8 марта. Элементы двуголосия. |
2 |
||
3 |
Дикция. Выразительность слов в пении. |
2 |
||
4 |
Дыхание. «Цепное» дыхание. |
2 |
||
5 |
Музыкально-исполнительская работа. Музыкальные штрихи. |
2 |
||
6 |
Концертная деятельность. Исполнение соло и подгруппами. |
2 |
||
7 |
Вокальная работа. Ритм. Трудное сочетание слов в тексте |
2 |
||
8 |
Распевания – звуковысотный диапазон, динамический. |
2 |
||
9 |
Концертная деятельность. Исполнительские навыки на сцене. |
2 |
||
10 |
Разучивание песен к празднику 1классников. Вокальная работа f и p. |
2 |
||
11 |
Певческая установка. Интонирование тона и полутона. |
2 |
||
12 |
Интонация. Выразительность. |
2 |
||
13 |
Концертная деятельность. |
2 |
||
14 |
Разучивание песен. Укрепление навыков дыхания и звукообразования. |
2 |
||
15 |
Формирование совместного ансамблевого звучания. |
2 |
||
16 |
Музыкально-исполнительская работа. Работа с солистами. |
2 |
||
17 |
Концертная деятельность. Ассамблея отличников |
2 |
||
18 |
Концертная деятельность. Последние звонки. Прощание со школой. |
2 |
||
|
|
36 |
|
|
|
ИТОГО |
68 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.