Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.
Задачи
Место предмета в учебном плане школы
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В 3-ем классе 33 часа (1 час в неделю, 1 час выпадает 1 мая). Программа третьего класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Результаты освоения курса
Чтение. Работа с текстом.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителей.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
· По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
· По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
· По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.
Рубрики и их цели
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрика |
Задачи рубрик «Первоклассной газеты» |
Личностные УУД (ФГОС) |
ОБЩЕСТВО |
Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство. |
Основы гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
КРАЕВЕДЕНИЕ |
Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности. |
|
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА |
Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам. |
|
СТРАНОВЕДЕНИЕ |
Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран. |
|
ЛИЧНОСТИ |
Воспитание понимания вклада отдельных личностей в развитие человечества. |
|
БИЗНЕС |
Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами. |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
СПОРТ |
Привитие интереса к спорту и активному отдыху. |
Установка на здоровый образ жизни. |
ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО |
Формирование осознания того, что сегодняшнее отношение к учёбе – это старт в завтрашний день. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
ИСКУССТВО |
Развитие эстетических чувств через знакомство с разными видами искусств, их тайнами, функциями. |
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
Рубрики: Страноведение (выпуски №5, 12, 22, 28), Профессии будущего (выпуски №6, 11, 17, 23), Личности (выпуски №7, 13, 19, 24), Спорт (выпуски №3, 8, 16, 29), Краеведение (выпуски № 1, 14, 18, 25), Искусство (выпуски №2, 10, 21, 27), Современная наука (выпуски №4, 9, 20, 26), Экология (спецвыпуск №15), Бизнес (спецвыпуск №30).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Дата |
Название темы |
Количество часов |
1 |
06.09 |
Знакомство с курсом |
1 |
2 |
13.09 |
Республика Хакасия |
1 |
3 |
20.09 |
Рисование |
1 |
4 |
27.09 |
Прыжки на батуте |
1 |
5 |
04.10 |
Квадрокоптеры |
1 |
6 |
18.10 |
Чили |
1 |
7 |
25.10 |
Повар молекулярной кухни |
1 |
8 |
01.11 |
Рэйчел Карсон |
1 |
9 |
08.11 |
Спортивное ориентирование |
1 |
10 |
15.11 |
Лифты |
1 |
11 |
29.11 |
Световое искусство |
1 |
12 |
06.12 |
Киберследователь |
1 |
13 |
13.12 |
Эстония |
1 |
14 |
20.12 |
Сезария Эвора |
1 |
15 |
27.12 |
Архангельская область |
1 |
16 |
10.01 |
Война с мусором |
1 |
17 |
17.01 |
Тюбинг |
1 |
18 |
24.01 |
Разработчик медицинских роботов |
1 |
19 |
31.01 |
Тульская область |
1 |
20 |
07.02 |
Ли Яньпин |
1 |
21 |
14.02 |
Марсоходы |
1 |
22 |
29.02 |
Музыка |
1 |
23 |
06.03 |
Индонезия |
1 |
24 |
13.03 |
Дизайнер дополненной реальности |
1 |
25 |
20.03 |
Зинаида Ермольева |
1 |
26 |
27.03 |
Забайкальский край |
1 |
27 |
03.04 |
От клавиатуры до нейроинтерфейса |
1 |
28 |
17.04 |
Керамика |
1 |
29 |
24.04 |
Греция |
1 |
30 |
08.05 |
Городки |
1 |
31 |
15.05 |
Дальновидность руководителя |
1 |
32 |
22.05 |
Итоговое занятие |
3 |
33 |
29.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.