ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «ГИМНАЗИЯ № 7 имени В.И. ВЕЛИКОГО»
«Рассмотрено» Руководитель МО
_________ /Р.М.Джамелёва /
30.08.2019г. |
«Согласовано» Заместитель директора ГБОУ «Гимназия № 7 им. В.И. Великого» _______ /И.А.Пылова/
30.08.2019г. |
«Утверждаю» Директор ГБОУ «Гимназия № 7 им. В.И. Великого» _____________/О.А.Хомякова/
01.09.2018г.
приказ № от 01.09.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
к курсу
«История. Личность и истории России.»
для 8-9х классов
на 2019 – 2021 учебный год
Учитель: Домброва Инна Александровна
Сроки реализации: 2019 – 2021 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета гимназии
Протокол №1от «30 » августа 2019 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Домбровой И.А. и учебного плана ГБОУ"Гимназия№7 имени В.И.Великого" на 2019-2021 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счёте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства.
Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны.
Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность элективного курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.
Место учебного предмета в учебном плане:
Часы для элективного курса даны из школьного компонента- 68 часов из расчёта 1 час в неделю при 68 учебных неделях . курс решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
- осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
- осознание роли личности в истории;
- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
-совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
- Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
- Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
Планируемые результаты освоения курса истории
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
· уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.
• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
Выпускник получит возможность научиться
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина
Познавательные
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
- находить основание для сравнения фактов, явлений;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- строить рассуждение с доказательством от противного;
- решать проблемы, используя предоставленную информацию;
- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис
Регулятивные
- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
- осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;
- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;
- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
- высказывать и защищать свою точку зрения;
- осуществлять самокоррекцию
Коммуникативные
- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; - корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
Формы представления результатов внеурочной деятельности
1. Составление кроссвордов,
2. Индивидуальные и групповые проекты,
3. Написание эссе,
4. Творческий отчет.
Содержание учебного предмета.
Темы разделов программы |
Кол-во часов |
Тема 1. Киевская Русь. |
10 |
Тема 2. Эпоха раздробленности |
7 |
Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная. |
16 |
Тема 4. Путь к абсолютизму |
16 |
Тема 5. Эпоха дворцовых переворотов. |
12 |
Тема 6. Эпоха самодержавных преобразований. |
5 |
Тема1. Киевская Русь. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые князья. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.
Тема2. Эпоха раздробленности Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фёдор. Борис Годунов, Минин и Пожарский.
Тема 4. Путь к абсолютизму. Государь Михаил Фёдорович. Алексей Михайлович “Тишайший”. Фёдор Тишайший. Царевна Софья. Церковный раскол . Деятели культуры. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова.
Тема 5. Эпоха дворцовых переворотов. Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета Петровна и Пётр III. Екатерина Великая. ПавелI и Александр I. Великие полководцы и флотоводцы. Русское “просвещение”.
Тема 6. Эпоха самодержавных преобразований. Сперанский М.М. Николай I-жандарм Европы и Александр Освободитель. Александр III и Николая II.
Требования к уровню подготовки
В процессе обучения учащиеся приобретают с л е д у ю щ и е у м е н и я: видеть проблему; сформулировать её;
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
составить план решения проблемы, задачи;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций;
Учебно-методическое обеспечение:
Список литературы для учителя
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по истории.
Рекомендуемая литература.
Н.Л.Пушкарёва Женщины Древней руси. М., 1989.
Кириллов История Отечества в таблицах и схемах. - М: ЭКСМО, 2010.
Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. В.,1995г.
Школьная энциклопедия –М, 2003
История России в лицах. М., 1997
История России в лицах и датах. М., 1995.
История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
Календарно-тематическое планирование курса " Личность и история России" 8 класс (34 часа).
№ урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата фактич. |
1. |
Введение. Роль личности в истории. |
|
|
2. |
Тема 1. Киевская Русь. 10 ч. Киевская Русь, общая характеристика. |
|
|
3. |
Легендарное и реальное в «призвании варягов». |
|
|
4. |
Рюрик. |
|
|
5. |
Норманская теория, и её роль в русской истории. |
|
|
6. |
Первые князья. |
|
|
7. |
Владимир Святой. |
|
|
8. |
Борис и Глеб – князья мученики. |
|
|
9. |
Ярослав Мудрый. |
|
|
10. |
Владимир Мономах. |
|
|
11. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
12. |
Тема 2. Эпоха раздробленности. 7 ч. Князья эпохи раздробленности. |
|
|
13. |
Александр Невский. |
|
|
14. |
Деятели русской церкви и культуры. |
|
|
15. |
Иван Калита. |
|
|
16. |
Дмитрий Донской. |
|
|
17. |
Сергий Радонежский. |
|
|
18. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
19. |
Тема 3.Русь неделимая, единая, долговечная. 16 ч. Возникновение государства Российского. |
|
|
20. |
Иван III – первый Великий князь всея Руси. |
|
|
21. |
Характер Ивана III. |
|
|
22. |
Дела семейные. |
|
|
23. |
Софья Палеолог – Супруга Московского князя. |
|
|
24. |
« Москва – третий Рим.» |
|
|
25. |
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. |
|
|
26. |
Иван IV Грозный. |
|
|
27. |
Великие живописцы. |
|
|
28. |
Государь князь Фёдор. |
|
|
29. |
Борис Годунов. |
|
|
30. |
Минин и Пожарский. |
|
|
31. |
Лжедмитрий I. |
|
|
32. |
Лжедмитрий II. |
|
|
33. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
34. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование курса «Личность и история России» 9 класс ( 34 часа).
№ урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата фактич. |
1. |
Введение. Роль личности в истории. |
|
|
2. |
Тема 4. Путь к абсолютизму. 16ч. Государь Михаил Фёдорович. |
|
|
3. |
Алексей Михайлович « Тишайший». |
|
|
4. |
Фёдор «Тишайший». |
|
|
5. |
Царевна Софья. |
|
|
6. |
Церковный раскол. |
|
|
7. |
Деятели культуры. |
|
|
8. |
Воспитание Петра. |
|
|
9. |
Первые самостоятельные шаги Петра. |
|
|
10. |
Путешествие за границу. |
|
|
11. |
Реформы Петра I. |
|
|
12. |
Победы на театре войны. |
|
|
13. |
Итоги экономического развития. |
|
|
14. |
Дело царевича Алексея. |
|
|
15. |
Публицистика. |
|
|
16. |
Птенцы гнезда Петрова. |
|
|
17. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
18. |
Тема 5. Эпоха дворцовых переворотов. 12ч. Женщины на престоле. |
|
|
19. |
Екатерина I. |
|
|
20. |
Анна Иоановна. |
|
|
21. |
Фавориты и политики. |
|
|
22. |
Борьба придворных группировок. |
|
|
23. |
Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. |
|
|
24. |
Елизавета Петровна и Пётр III. |
|
|
25. |
Екатерина Великая. |
|
|
26. |
Павел I. |
|
|
27. |
Александр I. |
|
|
28. |
Великие полководцы и флотоводцы. Русское просвещение. |
|
|
29. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
30. |
Тема 6. Эпоха самодержавных преобразований. 5ч. Сперанский М.М. |
|
|
31. |
Николай Iи Александр Освободитель. |
|
|
32. |
Александр III и НиколайII. |
|
|
33. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
34. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.