Рабочая программа и планирование по литературному чтению (4 класс).
Оценка 4.8

Рабочая программа и планирование по литературному чтению (4 класс).

Оценка 4.8
docx
05.01.2024
Рабочая программа и планирование по литературному чтению (4 класс).
Рабочая программа и планирование по литературному чтению (4 класс)..docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по литературному чтению

4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.).  К учебникам    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 класс  в  2 частях, М: «Просвещение» 2013 г.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

·                    овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·                    развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

·                    обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

 

Общая характеристика курса

 «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 102 ч, (3 часа  в неделю, 34 учебные недели)

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:

·                    осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

·                    научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

·                    получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

·                    начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

·                    освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

·                    полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

·                    приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

·                    осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

·                    осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

·                    оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

·                    вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

·                    работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

·                    читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

·                    читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

·                    ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

·                    ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

·                    использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

·                    использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основы­ваясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

·                    передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

·                    коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

·                    ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

·                    составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

·                    самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

·                    воспринимать художественную литературу как вид искусства;

·                    осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

·                    осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

·                    определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

·                    доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

·                    на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

·                    писать отзыв о прочитанной книге;

·                    работать с тематическим каталогом;

·                     работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

- читать по ролям литературное произведение;

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

·                    творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

·                    создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

·                    работать в группе, создавая инсценировки по произ­ведению, сценарии, проекты;

·                    способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

·                    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

·                    отличать прозаический текст от поэтического;

·                    распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

          1           

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

          2           

Летописи, былины, сказания, жития

6

          3           

Чудесный мир классики

18

          4           

Поэтическая тетрадь

9

          5           

Литературные сказки

14

          6           

Делу время – потехе час

7

          7           

Страна детства

6

          8           

Поэтическая тетрадь

4

          9           

Природа и мы

10

        10         

Поэтическая тетрадь

5

        11         

Родина

5

        12         

Страна фантазия

5

        13         

Зарубежная литература

12

 

Итого за уч.год

102

 

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

 

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

 

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Примечание

1 триместр

 

 

ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – 1 час

 

1.                   

 

Знакомство с учебником. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом

 

 

 

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ  -  6 часов

 

2.                   

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

 

3.                   

 

«И вспомнил Олег коня своего».

 

4.                   

 

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

 

5.                   

 

«Житие Сергия Радонежского»

 

6.                   

 

Проект «Создание календаря исторических событий»

 

7.                   

 

Проверь себя!

 

 

 

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ – 18 часов

 

8.                   

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П. П. Ершов. Подготовка сообщений о П. П. Ершове

 

9.                   

 

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

 

10.               

 

П. П. Ершов «Конек - горбунок». Сравнение литературной и народной сказок

 

11.               

 

П. П. Ершов «Конек - горбунок». Характеристика героев

 

12.               

 

А. Слонимский. «О Пушкине»

Подготовка сообщений о А. С. Пушкине

 

13.               

 

А.С. Пушкин  «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование».

 

14.               

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

15.               

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев

 

16.               

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части

 

17.               

 

Внеклассное чтение. Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.

 

18.               

 

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». Подготовка сообщений о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Лермонтов  «Дары Терека»

 

19.               

 

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

 

20.               

 

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

 

21.               

 

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича». Подготовка сообщений о Л. Н. Толстом. Л. Толстой «Детство»

 

22.               

 

Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». Басня

 

23.               

 

А. П. Чехов. Подготовка сообщений об А. П. Чехове. А. П. Чехов «Мальчики»

 

24.               

 

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

 

25.               

 

Проверь себя!

 

 

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ – 9  часов

 

26.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания . Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

 

27.               

 

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

 

28.               

 

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

 

29.               

 

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

 

30.               

 

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

 

 

31.               

 

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

 

32.               

 

И. А. Бунин  «Листопад»

 

33.               

 

Внеклассное чтение. Родные поэты

 

34.               

 

Проверь себя!

 

2 триместр – 34 часа

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ – 14 часов

 

35.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания . В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

 

36.               

 

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки

 

37.               

 

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ

 

38.               

 

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

 

39.               

 

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст - описание в содержании художественного произведения

 

40.               

 

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

 

41.               

 

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

 

42.               

 

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

 

43.               

 

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

 

44.               

 

А.С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

 

45.               

 

А.С. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

 

46.               

 

А.С. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование

 

47.               

 

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей

 

48.               

 

Проверь себя!

 

 

 

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС – 7 часов

 

49.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

 

50.               

 

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

 

51.               

 

  В. Ю. Драгунский «Главные реки»

 

52.               

 

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

 

53.               

 

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

 

54.               

 

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе

 

55.               

 

Проверь себя!

 

 

 

СТРАНА ДЕТСТВА – 6 часов

 

56.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

 

57.               

 

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения

 

58.               

 

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

 

59.               

 

М. М. Зощенко «Елка»

 

60.               

 

Проверь себя!

 

61.               

 

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение

 

 

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ – 4 часа.

 

62.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  В.Я. Брюсов. «Опять сон»,

 «Детская».

 

63.               

 

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

 

64.               

 

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

 

65.               

 

Проверь себя !

 

 

 

ПРИРОДА И МЫ – 10 часов

 

66.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

 

67.               

 

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе

 

68.               

 

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

 

3 триместр

69.               

 

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

 

70.               

 

М. М. Пришвин «Выскочка».

 

71.               

 

Е. И. Чарушин «Кабан»

 

72.               

 

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

 

73.               

 

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

 

74.               

 

Проект  «Природа и мы»

 

75.               

 

Проверь себя!

 

 

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ – 5 часов

 

76.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. С. А. Клычков  «Весна в лесу»

 

77.               

 

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

 

78.               

 

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

 

79.               

 

С. А. Есенин «Лебедушка»

 

80.               

 

Проверь себя!

 

 

 

РОДИНА – 5 часов

 

81.               

 

И. С. Никитин «Русь» . Образ Родины в поэтическом тексте

 

82.               

 

С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

 

83.               

 

А. В. Жигулин «О, Родина!»

 

84.               

 

Проект «Они защищали Родину»

 

85.               

 

Проверь себя!

 

 

 

СТРАНА ФАНТАЗИЯ – 5 часов

 

86.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

 

87.               

 

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

 

88.               

 

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

 

89.               

 

Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

 

90.               

 

Проверь себя!

 

91.               

 

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

 

92.               

 

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

 

93.               

 

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

 

94.               

 

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка

 

95.               

 

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части

 

96.               

 

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

 

97.               

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

 

98.               

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков

 

99.               

 

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

 

100.           

 

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

 

101.           

 

Внеклассное чтение «Путешествие по дорогам любимых книг»

 

102.           

 

Проверь себя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 4 класс

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений

Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи)

Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи)

Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового…

Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового…

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы

Творческая деятельность Выпускник научится: - читать по ролям литературное произведение; - использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в…

Творческая деятельность Выпускник научится: - читать по ролям литературное произведение; - использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в…

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Внеклассное чтение. Творчество

Внеклассное чтение. Творчество

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Сельма Лагерлеф «Святая ночь» 2

Сельма Лагерлеф «Святая ночь» 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024