Рабочая программа и поурочное планирование русского языка, 3 класс, Школа России
Оценка 4.6

Рабочая программа и поурочное планирование русского языка, 3 класс, Школа России

Оценка 4.6
doc
20.02.2022
Рабочая программа и поурочное планирование русского языка, 3 класс, Школа России
Русский язык.doc

 Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2»

142280 Московская область,  г. Протвино, ул. Гагарина, д.7

тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ О.В.Хоменко

«____» ____________2021 г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей №2»

______________Л.И. Иващенко

«___» _______________2021 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2021-2022 учебный год

 

КЛАСС_________________________________________________3 «А»

ПРЕДМЕТ  ______________________________________Русский язык

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ _____________136ч

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ______________________________Базовый

ФИО учителя_____________________Куринова Ирина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протвино

2021 год


Русский язык

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе нормативно-правовых актов:

 

·                    Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;

·                    Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·                    Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;

·                    Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;

·                    Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

·                    Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»;

·                    Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2».

 

Цель курса «Русский язык»:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и  формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся через развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Задачи:

·                    развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·                    освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·                    овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объема;

·                    воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Особенности организации учебного процесса, место предмета в учебном плане

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена в соответствии с примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык», УМК «Школа России», «Просвещение», 2017 г. и в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2021 -2022 учебный год.

Программа начальной школы по русскому языку рассчитана на 540 учебных часов. По учебному плану МБОУ «Лицей №2» количество часов по русскому языку в 3 классе – 136 часов годовых (4 часа в неделю – федеральный компонент) что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе УМК «Школа России». В процессе обучения сохранён порядок изучения тем.

 

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

·                    система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

·                    орфография и пунктуация;

·                    развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

 

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»

Личностные результаты

 

·                    формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·                    уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

·                    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·                    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·                    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·                    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·                    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·                    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·                    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты

 

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

регулятивных УУД:

 

·                    принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·                    овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

·                    планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

·                    учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

·                    выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

·                    выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

·                    контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

·                    оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

·                    адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

 

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

познавательных УУД

 

·                    осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

·                    самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

·                    понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

·                    использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

·                    воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

·                    анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·                    осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

·                    использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

·                    пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

·                    анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

·                    осуществлять синтез как составление целого из их частей;

·                    овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

·                    ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

·                    находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

·                    осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

·                    осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

·                    осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

·                    составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

·                    строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

 

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

коммуникативных УУД:

 

·                    выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

·                    ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·                    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

·                    участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

·                    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·                    контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

·                    учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

·                    оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

·                    строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

·                    применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

·                    осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

·                    представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

·                    формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

·                    понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

·                    приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

·                    овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

·                    овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

·                    овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

 

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

 

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

·                    участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

·                    осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

·                    применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

·                    анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

·                    строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

·                    понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

·                    понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

·                    восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

·                    распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

·                    замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

·                    знакомство с жанрами объявления, письма;

·                    строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

·                    пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

·                    письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

·                    составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

·                    использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

·                    пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

·                    находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

·                    проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

·                    характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

·                    определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

·                    устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

·                    осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

·                    произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

·                    использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

·                    применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

·                    пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

·                    оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

·                    соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

·                    пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

·                    находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

·                    наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

·                    иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

·                    иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

·                    наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

·                    распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

·                    иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

·                    пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

·                    замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

·                    оценивать уместность использования слов в тексте;

·                    подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·                    выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

·                    размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

·                    приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

·                    владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

·                    различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

·                    различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

·                    находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

·                    выделять нулевое окончание;

·                    подбирать слова с заданной морфемой;

·                    образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

·                    различать изменяемые и неизменяемые слова;

·                    узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

·                    сравнивать, классифицировать слова по их составу;

·                    соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

·                    осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

·                    наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

·                    разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

·                    подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

·                    распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

·                    распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

·                    распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

·                    распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

·                    распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

·                    узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

·                    устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

·                    узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

·                    подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

·                    наблюдать над словообразованием частей речи;

·                    замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

·                    различать предложение, словосочетание и слово;

·                    выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

·                    определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

·                    различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

·                    находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

·                    устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

·                    соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

·                    различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

·                    отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

·                    разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

·                    выделять в предложении основу и словосочетания;

·                    находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

·                    опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

·                    выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

·                    применять ранее изученные правила правописания, а также:

·                    непроизносимые согласные;

·                    разделительный твёрдый знак (ъ);

·                    непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

·                    гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

·                    мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

·                    безударные родовые окончания имён прилагательных;

·                    раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

·                    раздельное написание частицы не с глаголами;

·                    подбирать примеры с определённой орфограммой;

·                    обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

·                    определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

·                    применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

·                    безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

·                    писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

·                    проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    применять правила правописания:

·                    соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

·                    е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

·                    запятая при обращении;

·                    запятая между частями в сложном предложении;

·                    безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

·                    при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

 

 

Содержание учебного предмета

 

Основное содержание предмета

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Язык и речь.

 Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение, его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о русском языке как основе национального самосознания.

2 часа

Различать язык и речь;

объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь; рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков;

составлять текст по рисунку.

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Характерные признаки текста, повторение известных видов текстов, их основных признаков; упражнение в распознавании вида текста. Определение границ предложений; работа со знаками препинания; восстановление деформированного текста. Обсуждение смысловой нагрузки предложений и их отличий в зависимости от цели высказывания. Наблюдение над употреблением в речи обращений, обособление их запятыми. Определение основы предложения; распространение и конструирование предложений. Знакомство с понятием «словосочетание»; выделение главного и зависимого слова. Разграничение понятий «простое» и «сложное» предложение.

 

 

 

 

11 часов

Различать текст и предложение, текст и набор предложений;

определять тему и главную мысль текста. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения.  Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации;

обосновывать знаки препинания в конце предложений.  Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные предложения; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

3.

Слово в языке и речи.

Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов. Лексическое значение омонимов. Пословицы – сохранность устного творчества русского народа. Сравнение синонимов, антонимов, омонимов. Значение фразеологизмов; словосочетания; комментированная запись словосочетаний; знакомство с фразеологическим словарём.

Сопоставление существительного и местоимения; знакомство с числительным. Составление текста – описания; замена существительных местоимениями.

Роль прилагательных, упражнения в постановке вопросов к глаголам, изменение глаголов по вопросам.

18 часов

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю, распознавать многозначные слова, работать со словарями, узнавать знакомые части речи, классифицировать их, приводить примеры, различать. Сравнивать однокоренные слова, определять в слове наличие орфограмм. Подбирать из разных источников информацию о слове.

4.

Состав слова.

Работа со словарём однокоренных слов в учебнике; подбор однокоренных слов.  Работа над лексическим значением слов; подбор сложных слов; из пары слов образовать сложные слова.

Разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова» Обучение способу выделения окончания в слове; изменение формы слова в зависимости от предлога; знакомство с понятием «нулевое окончание».

Знакомство с понятием «приставка»; образование слов с помощью приставок. Наблюдение над значением приставки в слове; упражнение в образовании слов при помощи приставок; сопоставление определения суффикса и приставки;

 знакомство с некоторыми суффиксами русского языка.

образование слов с помощью суффикса.

13 часов

Различать однокоренные слова, группировать их, находить корень. Работать со словарем однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня, суффикса. Работать с памяткой, производить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов. Редактировать текст, оценивать результаты деятельности, подробно излагать содержание повествовательного текста.

5.

Правописание частей слова.

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в слове. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и суффиксов. Сравнение и правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительными знаками. Русский художник Васнецов и его картина  «Снегурочка»

24 часов

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм, находить и отмечать в словах орфограммы, обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач, подбирать несколько проверочных слов, объяснять, доказывать правильность написания орфограммы, группировать слова по типу орфограмм. Осуществлять взаимоконтроль, контролировать правильность записи текста, работать с орфографическим словарем.

6

Части речи.

 Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.

1 час

Определять и классифицировать слова различных частей речи.

7

Имя существительное

Употребление имен существительных в речи, одушевленные – неодушевленные, собственные – нарицательные. Устаревшие имена существительные – история в словах. Изменение существительных по числам, род. Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода. Падеж существительных, три склонения имен существительных. Несклоняемые существительные. Различие падежных форм существительных. Морфологический разбор имен существительных. Русские художники-иллюстраторы.

29 час

Распознавать имена существительные среди других частей речи. Распознавать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные, наблюдать над толкованием значения слов, работать с текстом. Классифицировать имена существительные по числу и роду. Распознавать падеж имен существительных по падежному вопросу и предлогу, составлять словосочетания, употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Составлять и различать сходные падежные формы (именительный и винительный, родительный и винительный). Работать с текстом.

8

Имя прилагательное.

Употребление прилагательных в речи, роль прилагательных в тексте. Род имен прилагательных, изменение прилагательных по родам. Родовые окончания имен прилагательных. Число имен прилагательных, изменение прилагательных по числам. Изменение имен прилагательных по падежам (склонение). Морфологический разбор имен прилагательных.

12 часов

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение прилагательных, подбор к именам существительным подходящих по смыслу имен прилагательных. Определять род прилагательных, классифицировать прилагательные по родам, правильно писать родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имен прилагательных, изменять прилагательные по числам. Изменять прилагательные по падежам, определять падеж имен прилагательных. Выполнять морфологический разбор имен прилагательных.

9

Местоимение.

Понятие о личных местоимениях. Изменение личных местоимений третьего лица по родам.

5

часов

Распознавать местоимения среди других частей речи, определять грамматические признаки личных местоимений.

10

Глагол.

Лексическое значение глаголов, употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди других частей речи. Неопределенная форма глаголов. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Правописание окончаний второго лица глаголов. Род глаголов прошедшего времени. Частица НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.

11 час

Распознавать глаголы среди других частей речи, задавать к глаголам вопросы, определять лексическое значение глаголов.  Определять неопределенную и временные формы глаголов. Определять число глаголов, изменять глаголы по числам. Образовывать от глаголов однокоренные слова, писать отдельно глаголы с частицей НЕ.

11

Повторение.

Части речи. Слово, предложение, текст. Правописание окончаний прилагательных. Правописание предлогов и приставок. Однокоренные слова. Состав слова, правописание значимых частей слова. Три правила корня (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные). Удвоенные согласные.

 

10 часов

Обобщать знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме, анализировать высказывания одноклассников. Определять падеж существительных и прилагательных, называть их характерные признаки. Классифицировать части речи, грамотно писать слова с изученными орфограммами, обосновывать правильность своего выбора.

 

Учебно-методический комплект учащихся:

1.                  Канакина В.П., В.Г. Горецкий. Русский язык, учебник, 3 класс. М.: Просвещение, 2019г.

2.                  Канакина В.П.. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс. М.: Просвещение 2019г

  1. В.П. Канакина   Рабочая тетрадь в 2-х частях М : Просвещение 2019г

 

Учебно-методический комплект учителя:

1.                  Канакина В. П., Г. С. Щеголева. Русский язык. Сборник диктантов и  творческих работ. Москва, Просвещение, 2015.

2.                  Канакина В.П., В.Г. Горецкий. Русский язык, учебник,  3 класс. М.: Просвещение, 2019г.

4.                  Канакина В.П. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс. М.: Просвещение , 2019.

5.                  В.П. Канакина Г.Н. Манасова Русский зык. Методическое пособие с поурочными разработками М : Просвещение 2018г

Техническое обеспечение учебного процесса:

1.                  Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.

2.                  Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

3.                  Проектор.

 

Календарно-тематическое планирование

3 класс (136 ч.)

 

Тема урока

Дата проведения

Форма

контроля

Примечание

План

Коррект.

Язык и речь. 2 часа.

1

Вводный инструктаж по ОТ № 36. Наша речь. Виды речи.

 

 

 

 

2

Наш язык. Русский язык – основа национального самосознания.

 

 

 

 

Текст. Предложение. Словосочетание. 11часов.

3

Текст.

 

 

 

 

4

Типы текстов.

 

 

Пр/раб 4-5

 

5

Предложение.

 

 

 

 

6

Виды предложений по цели высказывания, по интонации

 

 

Пр/раб 6-7

 

7

Входная контрольная работа № 1.

 

 

Вход/дикт

 

8

Работа над ошибками. Предложения с обращениями.

 

 

 

 

9

Главные и второстепенные члены предложений.

 

 

Пр/раб 8

 

10

Главные и второстепенные члены предложения.

 

 

Пр/раб 9

 

11

Простое и сложное предложения.

 

 

 

 

12

Словосочетание.

 

 

 

 

13

Проверочная работа  по теме: «Простое и сложное предложения»

 

 

Пр/раб 10-11

 

Слово в языке и речи. 18 часов.

14

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные  слова.

 

 

Пр/раб 12-13

 

15

Синонимы и антонимы.

 

 

 

 

16

Омонимы. Пословицы – творчество русского народа.

 

 

 

 

17

Слово и словосочетание. Фразеологизмы.

 

 

Пр/раб 14-17

 

18

Обучающее изложение.

 

 

 

 

19

Части речи.

 

 

 

 

20

Имя существительное.

 

 

 

 

21

Имя прилагательное.

 

 

 

 

22

Глагол.

 

 

 

 

23

Что такое имя числительное.

 

 

Пр/раб 18-19

 

24

Однокоренные слова.

 

 

 

 

25

Зуки и буквы. Гласные звуки.

 

 

 

 

26

Звуки и буквы. Согласные звуки.

 

 

 

 

27

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

 

 

 

 

28

Орфография(списывание текста с пропуском орфограмм)

 

 

 

 

29

Обобщение и закрепление изученного материала.

 

 

Пр/раб стр 20-23

 

30

Проект «Рассказ о слове»

 

 

Тв/раб

 

31

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» №2.

 

 

Кон/дикт

 

Состав слова.  13 часов.

32

Что такое корень слова? Как найти корень в слове?

 

 

 

 

33

Сложные слова.

 

 

Пр/раб 24-25

 

34

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

 

 

Пр/раб 26-27

 

35

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

 

 

 

 

36

Значения приставок.

 

 

 

 

37

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов.

 

 

Пр/раб 28-30

 

38

Контрольный диктант № 3 за 1 триместр

 

 

Конт/дикт

 

39

Работа над ошибками. Суффикс.

 

 

 

 

40

Что такое основа слова?

 

 

 

 

41

Сочинение по картине А,А.Рылова. «В голубом просторе».

 

 

Сочинение.

 

42

Обобщение знаний о составе слова.

Правописание слов с «ь» знаком.-проверочная работа.

 

 

Пр/раб 31

 

43

Проект «Семья слов». Закрепление пройденного.

 

 

.

 

44

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

 

 

Пр/раб 32-33

 

Правописание частей слова. 24 часа.

45

Обучающее изложение.

 

 

 

 

46

Правописание слов с безударными гласными в корне

 

 

 

 

47

Правописание слов с безударными гласными в корне

 

 

Пр/раб 34-35

 

48

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

 

 

 

 

49

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

 

 

 

 

50

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

 

 

Пр/раб 36-37

 

51

Обучающее изложение.

 

 

 

 

52

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

 

 

 

 

53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

 

 

Пр/раб 38-41

 

54

Правописание слов с удвоенными согласными.

 

 

 

 

55

Правописание слов с удвоенными согласными.

 

 

Пр/раб 42-43

 

56

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».

 

 

 

 

57

Контрольный диктант № 4 по итогам 1 полугодия

 

 

Конт. дикт.

 

58

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

 

 

59

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

 

 

60

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

 

 

61

Правописание приставок и предлогов.

 

 

Пр/раб стр. 44-46

 

62

Правописание приставок и предлогов.

 

 

 

 

63

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

 

 

 

 

64

Разделительные твердый и мягкий знаки.

 

 

 

 

65

Разделительные твердый и мягкий знаки.

 

 

Пр/раб 47-49

 

66

Обучающее изложение.

 

 

 

 

67

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова».

 

 

Конт/дикт

 

68

Обобщение знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне».

 

 

Пр/раб 50-51

 

Части речи. 76 часов.

69

Части речи

 

 

 

 

Имя существительное. 29 часов.

70

Имя существительное и его роль в речи. Устаревшие слова – история Руси.

 

 

 

 

71

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

 

 

 

72

Обучающее изложение.

 

 

Изложение

 

73

Собственные и нарицательные имена существительные.

 

 

 

 

74

Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.

 

 

 

 

75

Одушевленные и неодушевленные  имена существительные.

 

 

Пр/раб

 

76

Число имен существительных.

 

 

 

 

77

Род имен существительных.

 

 

 

 

78

Число и род имен существительных.

 

 

Пр/раб

 

79

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

 

 

 

 

80

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

 

 

 

 

81

Обучающее изложение.

 

 

Изложение.

 

82

Контрольный диктант № 6 за 2 триместр» Состав слова»

 

 

Конт/дикт

 

83

Склонение имен существительных.

 

 

 

 

84

Падеж имен существительных.

 

 

 

 

85

Падеж имен существительных.

 

 

 

 

86

Художник-иллюстратор И.Я. Билибин. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

 

 

Сочинение.

 

87

Именительный падеж.

 

 

 

 

88

Родительный падеж.

 

 

 

 

89

Дательный падеж.

 

 

 

 

90

Винительный падеж.

 

 

 

 

91

Творительный падеж.

 

 

 

 

92

Предложный падеж.

 

 

 

 

93

Обучающее изложение.

 

 

Изложение

 

94

 Работа над ошибками в изложении. Все падежи.

 

 

 

 

95

Обобщение знаний.

 

 

 

 

96

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

 

 

Сочинение.

 

97

Контрольный диктант по теме № 7 по теме «Имя существительное».

 

 

Конт/дикт

 

98

Работа над ошибками в диктанте.

 

 

 

 

Имя прилагательное. 12 часов.

99

Значение и употребление имен прилагательных в речи. Морфология (словарный диктант)

 

 

Слов/ дикт

 

100

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

 

 

 

 

101

Роль прилагательных в тексте. Текст-описание

 

 

 

 

102

Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

 

 

Тв. раб.

 

103

Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам.

 

 

 

 

104

Число имен прилагательных.

 

 

 

 

105

Изменение имен прилагательных по падежам.

 

 

 

 

106

Обобщение знаний.

 

 

Пр/раб

 

107

Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками».

 

 

Тв. раб.

 

108

Обобщение знаний.

 

 

 

 

109

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное».

 

 

Конт/дикт

 

110

Закрепление пройденного по теме: «Имя прилагательное».

 

 

 

 

Местоимение. 5 часов.

111

Личные местоимения.

 

 

 

 

112

Изменение личных местоимений по родам.

 

 

 

 

113

Местоимение.

 

 

Пр/раб

 

114

 

Обучающее изложение.

 

 

Изложение.

 

115.

Работа над ошибками в изложении. Закрепление пройденного по теме: «Местоимение».

 

 

 

 

Глагол. 11 часов.

116

Значение и употребление глаголов в речи. Проверочный диктант «Правописание падежных окончаний имен существительных»

 

 

 

 

117

Неопределенная форма глагола.

 

 

 

 

118

Число глаголов.

 

 

 

 

119

Времена глаголов. Второе лицо глаголов.

 

 

 

 

120

Изменение глаголов по временам.

 

 

 

 

121

Обучающее изложение.

 

 

Изложение.

 

122

Род глаголов в прошедшем времени.

 

 

 

 

123

Правописание частицы НЕ с глаголами.

 

 

 

 

124

Обобщение знаний.

 

 

Пр/раб

 

125

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».

 

 

Конт. диктант

 

126

Обобщение знаний, анализ диктанта.

 

 

 

 

Повторение.10 часов.

127

Части речи.

 

 

 

 

128

Обобщение изученного о слове, предложении..

 

 

 

 

129

Правописание окончаний имен прилагательных

 

 

 

 

130

Правописание приставок и предлогов.

 

 

 

 

131

Правописание безударных гласных.

 

 

 

 

132

Правописание значимых частей слов.

 

 

Пр/раб

 

133

Административный итоговый контрольный диктант.

 

 

Конт/дикт

 

134

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

 

 

 

 

135

Однокоренные слова.

 

 

 

 

136

Закрепление пройденного по теме: «Текст».

 

 

Сам/раб.

 

 

 

 

 

 

 

Тексты и задания диктантов.

1.      Входной диктант № 1.

Осень  в лесу.

Как красив осенью лес! Берёзки надели золотые платья.  Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. По веткам деревьев скачут белочки. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников. (46 слов)

Грамматическое задание:

1) Во втором предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи над всеми словами.

2) Найти и подчеркнуть восклицательные предложения.

 

  1. Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи».

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, над каждым словом указать части речи.
  2. К словам снег, мороз, лист подобрать по 2 однокоренных слова, выделить корень.
  3. Сделать звуко-буквенный разбор слова льют.

 

3.Контрольный диктант № 3 за 1 триместр.

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.      Тишина в лесу.  Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка. 

Грамматические  задания

1.     Выписать 3 глагола   с приставками,   выделить их.

                                      1 вариант – из первой части текста

                                      2 вариант – из  второй  части текста

2.     Записать 3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень.

                                           1 вариант – корм

                                           2 вариант – свист

 

  1. Контрольный диктант № 4 по итогам 1 полугодия.

Зимний лес.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

 

Грамматические  задания

1.     Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

                                I вариант.        Голодные синички прилетели к кормушке.

                                2 вариант.       Серенькая белочка спряталась в дупле.

 

2.     Разбери слова по составу

         I вариант                                            II вариант

         пробежка                                              погрузка

длинный                                              ранний                                     

прилетят                                              замерзают

                                         

5.Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова».

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки ему сделали из светлых льдинок. Нос и рот из моркови, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

                                                                                                             Слово для справки: краснеет.  

Грамматические  задания

1.Разбери по составу слова:  сторожка, зимний, душистый.

2.Подбери  и запиши однокоренные слова к слову лес.

3.Выпиши из текста глаголы с приставками.

6.Контрольный диктант № 6 за 2 триместр

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.  

(66 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант:            Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант:           Надулись на деревьях пахучие почки.

 

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

I вариант:        Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант:      Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

 

3. Разберите слова по составу.

I вариант:          лунный, подкормка, сталевар

II вариант:        лимонный, заморозки, птицевод

 

 

 

7.Контрольный диктант по теме № 7 по теме «Имя существительное».

На речке

Владимир   жил  в тайге. Сторожка стояла  на берегу  реки  Краснуха. Кругом тишь.  За  много  лет    Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей.  У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях  каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята.   Рано утром     мать  выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку. Мать  была  довольна. 

Грамматические  задания

1.     Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения (У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант  – 9 предложения  (Рано  утром  мать выводила  их  на берег)

 

2.     Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения (Владимир жил  в тайге)

2 вариант – десятого предложения (Малыши щипали   нежную травку)

 

3.     1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только  в единственном  числе
        2 вариант.  Запиши 3 имени существительных, употребляемых только  во множественном  числе

 

8.Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное».

 

Шаги  весны

         Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце.                                                                                                                                               Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.        

    Грамматические задания

1.    Подчеркните  имена  прилагательные ,  выделите окончание 

                                    1 вариант –    в  первой  части текста

                                    2 вариант  -      во  второй  части  текста        

 

2. Определите   падеж  и род   у имён  прилагательных…

          1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце.)                        

        2 вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще. )

 

3. *   К данным  прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

        1 вариант     Лёгкая  задача -…..,         широкое  шоссе - ….                

        2 вариант      Сладкое яблоко - ….,  тяжёлый  портфель -…..                  

 

 

9.Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».

 

Весна

              Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света.  Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.  

Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного  сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

 Грамматические  задания

 1.   Подчеркните   грамматическую  основу, указав  части  речи  

                                        1 вариант –    8 предложения    (Она разбудила своих подруг.)

                                        2 вариант  -     12 предложения   (Она открыла свою чашечку.)          

 

2.     Выпишите глаголы,  употреблённые …  

              1 вариант  –      в   единственном  числе   (6)

              2 вариант  -      во  множественном  числе  (6)

 

3. Подберите  глаголы - синонимы, употреблённые  в  неопределённой форме

                    1 вариант.        Рассказывать-…,                  смотреть-….                

                    2 вариант.        Трудиться - …,                     видеть -…                         

 

 

10.Итоговый контрольный диктант.

Лето.

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.    

                                                    Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

Грамматические задания.

1 вар.

  1. Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
  2. Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.

 

2 вар.

  1. Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
  2. Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

  1. Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» 142280

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» 142280

Русский язык Пояснительная записка

Русский язык Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена в соответствии с примерной программой по русскому языку и на основе…

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена в соответствии с примерной программой по русскому языку и на основе…

Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных

Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных

Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы · осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны,

Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы · осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны,

Обучающийся получит возможность научиться: · определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; · пользоваться самостоятельно памяткой…

Обучающийся получит возможность научиться: · определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; · пользоваться самостоятельно памяткой…

Обучающийся получит возможность научиться : · осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; · оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; · соблюдать…

Обучающийся получит возможность научиться : · осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; · оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; · соблюдать…

Обучающийся получит возможность научиться: · находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; · различать изменяемые и неизменяемые слова; · узнавать сложные слова…

Обучающийся получит возможность научиться: · находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; · различать изменяемые и неизменяемые слова; · узнавать сложные слова…

Обучающийся получит возможность научиться: · устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; · выделять в предложении основу и словосочетания; · находить…

Обучающийся получит возможность научиться: · устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; · выделять в предложении основу и словосочетания; · находить…

Обучающийся получит возможность научиться : · применять правила правописания: · соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); · е и и в суффиксах…

Обучающийся получит возможность научиться : · применять правила правописания: · соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); · е и и в суффиксах…

Различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста

Различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

Местоимение. Понятие о личных местоимениях

Местоимение. Понятие о личных местоимениях

Календарно-тематическое планирование 3 класс (136 ч

Календарно-тематическое планирование 3 класс (136 ч

Проект «Рассказ о слове»

Проект «Рассказ о слове»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Контрольный диктант № 6 за 2 триместр»

Контрольный диктант № 6 за 2 триместр»

Изменение личных местоимений по родам

Изменение личных местоимений по родам

Тексты и задания диктантов. 1

Тексты и задания диктантов. 1

Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень

Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень

В лесной глуши. Тропинка привела нас в лесную глушь

В лесной глуши. Тропинка привела нас в лесную глушь

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя

Лето. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца

Лето. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022