Рабочая программа I вида по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа по РСВ отд. глухих.doc

 

Надпись:  Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Ι  * 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19, Ι ) тел/факс: (83822) 43-54-53, 43-26-69, 43-53-65 Ι : e-mail: sch15@mail2000.ru Ι

Л/С 21090000270

ИНН 7018039474/701701001

ГРКЦ ГУ Банка России по Томской Области г. Томска

БИК 046902001

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа I вида по развитию

речевого  слуха и формированию

произносительной стороны речи

(I  -  VI   классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  речевого  слуха.

Пояснительная записка.

Настоящая программа по развитию слухового восприятия и обучению произношения составлена на основании программы «Развитие слухового восприятия» «Обучение произношению I отделения (сборник Программы специальных коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение» 2003г., авторы программ: Е.П.Кузьмичёва, И.Ф.Федосова, Н.Ф.Слезина, Е.З.Яхнина в соответствии с учебным планом для специальных (коррекционных) школ I вида (приказ Министерства образования РФ 10 апреля 2002 г., Москва № 29/2065-п.

Программа рассчитана на шесть лет обучения в соответствии с учебным планом школы (1 – 6 классы.

Развитие у глухих словесной речи в устной форме предполагает формирование навыков её восприятия и воспроизведения. Формирование этих навыков осуществляется в условиях широкого использования развивающегося  остаточного слуха глухих школьников в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Программа соответствует общим задачам школы и направлена на решение специальных (коррекционных) задач:

-обучение учащихся на индивидуальных занятиях восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее;

-создание слухо-зрительной основы для восприятия глухими обучающимися устной речи;

-   формирование у глухих учащихся речевого поведения на основе активного использования развивающего слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры индивидуальных слуховых аппаратов;

-   формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной устной речи обучающихся.

-   совершенствование навыков восприятия устной речи и навыков внятной, выразительной речи обучающихся.

- совершенствование навыков речевой коммуникации.

-  формирование навыков практической ориентации в звучащем мире.

Цель данного курса - формирование у глухих обучающихся уровня слухо-зрительного восприятия речи и владение ее произносительной стороной, достаточного для вступления в контакт со слышащими людьми.

Каждое занятие должно быть построено и насыщено речевым материалом таким образом, чтобы оно вселяло в учащегося уверенность в возможности восприятия им речи на слух. 

Развитие слухового восприятия у глухих обучающихся является одной из ведущих задач школы. Единая система работа по развитию слухового восприятия, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование у учащихся умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, различных неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающейся в процессе работы слуховой функции учащихся с понижением слуха.

 

Программа определяет следующие задачи занятий в слуховом кабинете:

Навыки восприятия на слух устной речи формируются на материале текстов из учебников, лексических упражнений по русскому языку, развитию речи, математики, содержание которых близко жизненному опыту учащихся.

Основным критерием для отбора материала является его необходимость для общения, употребительность.

При обучении восприятию речи на слух необходимо создавать ситуации, дающие возможность учащимся воспринимать не только речь учителя, но и своих товарищей, речь которых отличается темпом, тембром, интенсивностью звучания, "манерой".

В ходе каждого занятия проводится работа по формированию ритмико-интонационной структуры речи. Учащиеся воспринимают речь учителя, воспитателя, товарища эмоционально выразительную, и, подражая, воспроизводят ее интонацию. Особенно большое внимание формированию этой стороне произношения отводятся при работе над ритмом стихотворения, над логическим ударением.

На специальных индивидуальных занятиях в 1 – 6 классах основным способом восприятия  речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Дактильная форма речи на индивидуальных занятиях используется в крайних случаях, когда ученик не знает состава слова.

При работе по развитию слухового восприятия в слуховом кабинете большое внимание, как и на других уроках и занятиях, следует обращать на режим усиления звучания с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного типа, вырабатывать у обучающихся, по возможности, умение воспринимать звучание при всё уменьшающемся уровне усиления.

Развитие речевого слуха включает 3 этапа: первоначальный период (подготовительный – I классы); основной период (IIV классы);  период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (VI – ХI классы).

  Первоначальный период.

 Уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств и уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата

 На фронтальных занятиях (уроки, занятия в слуховом кабинете) основной речевой материал воспри­нимается детьми слухо-зрительно или слухо-зрительно-дактильно. Речевой материал, который знаком учащимся по звучанию,  воспринимает­ся только на_слух, исключая зрение.

Широко используются таблички с печатным текстом. Если речевой материал учеником на слух не воспринят, то он предъявляется слухо-зрительно, записывается учителем на  табличке, прочитывается учеником вслух и затем снова опознаётся им только на слух. Начиная с 3 – го класса ученики учатся воспринимать  на слух речь не только учителя, но и друг друга.

Основной период.

Осуществляется дальнейшее уточнение оптимального режима  работы электроакустической аппаратуры (коллективного и индиви­дуального пользования) с учетом комплекса факторов, включающих данные аудиолого-педагогических исследований нарушенной слухо­вой функции, уровня общего и речевого развития, сформированности навыков слухового восприятия и произношения. Период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом.

Особое значение на этом этапе придается обучению учащихся воспринимать слухо-зрительно и на слух довольно большие по объ­ему тексты, что способствует дальнейшему развитию их речевого слуха и отвечает требованиям программы по родному языку. На уро­ках и фронтальных занятиях важное место занимают специальные упражнения по отработке основной терминологической лексики по каждому из предметов: обучение учащихся воспринимать на слух определенный речевой материал и произносить его, реализуя сфор­мированные речевые навыки.

Задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Для того чтобы устная речь выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.

Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении электроакустической аппаратуры): учащиеся на основе подражания образцу правильной, естественной речи педагога имеют возможность овладевать элементами ритмико- интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение ее звукового состава.

Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей учащихся.   

В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод с применением сокращенной системы фонем. Сущность его заключается в том, что первоначальное обучение произношению у глухих состоит из двух концентров.

 

 

 

Работа с  экраном.  

 Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости.

Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы.

Требования к отбору речевого материала:

- знакомый речевой материал с постепенным его усложнением;

 - в соответствии речевому уровню учащегося;

- доступный слуху речевой материал учащимся (по физическим характеристикам).

Учитель заранее продумывает определённые виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д.

При работе с индивидуальным аппаратом, кроме того, следует добиваться уменьшения величины оптимального для восприятия на слух звучания (неречевого, речи) расстояния. Эту же задачу следует решать при работе обучающегося без аппаратуры.

Контроль достижения обучающимися оптимального уровня восприятия и воспроизведения речи, обусловленного программными требованиями, осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля.

 В тексте программы встречаются термины ( отчасти условные), раскрывающие особенности работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.

Слуховой словарь – это речевой материаль (слова, фразы, словосочетания), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной тренировки и активно используется ими в речи.

Речевой материал, знакомый по звучанию,- это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в разных модальностях – слухо-зрительно и на слух.

Речевой материал, незнакомый по звучанию, - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухо-зрительного восприятия.

Различение – восприятие на слух учащимися речевого материала, знакомого по звучанию. Различение осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанными  словами.

 Опознавание – восприятие учащимися на слух речевого материала, знакомого по звучанию, вне ситуации наглядного выбора.

Распознавание – восприятие на слух речевого материала, который на использовался в процессе слуховой тренировки, т.е. незнакомого по звучанию. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 Программа (IVI классы).

 

Iкласс.

Умения:

различать и опознавать на слух: простые предложения, предло­жения с однородными членами (подлежащим или дополнением) словосочетания — существительные, местоимения, числительные союзы (и, а), частицы (еще); слова.

I полугодие

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ.

Здравствуй. До свидания. Аппарат работает? Что ты будешь делать? Что ты делал?

Примерные тексты:   

-  Дай пластилин

-  ВОЗЬМИ.

- Спасибо.

Вова дал пластилин. Ира взяла пластилин.

— У меня есть книга.

— А у меня нет книги.

-На.

- Спасибо.

Словарь: рука, тетрадь, карандаш, бумага, кисточка, книга, пла­стилин, альбом, клей, возьми, попроси, дай, убери, открой, закрой, есть, нет, у тебя есть, у меня есть (нет), на, я, ты, у меня, у тебя, я буду, Таня будет.

 

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ

Название чисел: один, ..., десять.

Примеры типа: 3 + 3, 5 + 2

Возьми три карандаша (две ручки).

Попроси пять ручек (...); возьми две ручки, возьми еще пять ручек, раздай ребятам.

Собери тетради. Сколько? Сколько будет?

Примерные тексты-задачи:

ВОЗЬМИ ОДНУ КНИГУ.

Возьми еще три книги.

Сколько книг стало?

Запиши.

Словарь: один, ..., десять, сколько, сколько стало, сколько будет, сколько осталось, один карандаш, две ручки (...), раздай, собери,  запиши.Нарисуй.

II полугодие

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ

Поздоровайся. Попрощайся. Какое сегодня число? какой день недели?

Примерные тексты:

- Здравствуйте, ребята.

-Здравствуйте.

- Кто сегодня дежурный?

-Саша.

-Я сегодня дежурный.

-Саша, напиши на доске число, день недели

- Что мы сегодня будем делать

 Мы будем слушать и говорить.

Словарь: сегодня, завтра, вчера, поздоровайся, попрощайся, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

 

МОЯ СЕМЬЯ

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Скажи свой адрес.

Примерные тексты:

-Здравствуй.

- Добрый день.

- Как тебя зовут?

- Марина. А тебя?

-   Меня Саша.

- Сколько тебе лет?

-   Мне семь лет. А тебе?

-  А мне восемь.

- Давай играть!

-  Давай!

Словарь: семья, папа, мама, брат, сестра, адрес, мой адрес, скажи, семь (восемь) лет, три (четыре) человека, моя фамилия,  ме­ня зовут, я живу, маму (папу) зовут.

МОЙ КЛАСС

В каком классе ты учишься? Как зовут твою учительницу? Как ты учишься? Сколько человек в классе?

Примерные тексты:

Класс. В классе три мальчика и три девочки. Ребята взяли книи. Они читают.

— Кто сегодня дежурный?

 — Я!

—  Наташа, возьми тетради. Раздай ребятам. Ребята будут писать.

Словарь: класс, учительница, воспитательница, дежурный, вчера, сегодня, завтра, парта, доска, стол, мел, цветы, вытри, вымой, полей, мальчик, девочка, взять, читать, писать, в первом классе.

СТОЛОВАЯ

Возьми (попроси...) ложку (вилку...). У тебя есть ложка (вилка)? Ты хочешь есть? Ты завтракал (обедал...)? Ешь суп (...). Пей молоко (чай...). Скажи спасибо. Ты сказал спасибо?

Примерные тексты:

— Вова! Иди обедать.

— Я не хочу есть.

— Пора обедать.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

— Я не буду есть суп.

— Ешь, суп вкусный.

            Наташа и Марина дома. Наташа лепит. А Марина рисует. Наташа лепит чашку и тарелку. А Марина рисует ложку и вилку.

Словарь: ложка, вилка, тарелка, нож, чашка, суп, каша, кар­тошка, рыба, мясо, хлеб, чай, молоко, компот, сок, кофе, завтрак, обед, ужин, столовая, ешь, пей.

 

II класс

 Умения:

воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, незнакомые по звучанию;

различать и опознавать на слух простые и сложные предложе­ния, слова, словосочетания с союзами (и, а) и частицами (тоже, еще, не, уже).

 

 

 

 

I полугодие

 МОЙ КЛАСС

Возьми (попроси...) клей (...). У/тебя есть ...? Положи ... справа. Попроси синий карандаш. Тебе нужен альбом? Зачем нужен? Что тебе нужно? Мне нужна .книга, мне не нужна ручка. Спроси, куда положить (где лежит)…?

Примерные тексты:

— Наташа, возьми клей, цветную бумагу и ножницы.

—  Хорошо.

—  Марина, ты тоже возьми цветную бумагу, ножницы, клей и кисточку.

—  Я уже все взяла.

— Молодцы.       

— Что мы будем делать

— Будем делать аппликацию/

— Какую аппликацию?

— «Летом в лесу».

Наташа и Марина взяли цветную бумагу, ножницы, клей и ки­сточку. Они сделали аппликацию «Летом в лесу».

Словарь: клей, линейка, салфетка, клеенка, ножницы, клей и салфетка (...), поднос, цветная бумага, краски, фломастер, пример, задача, реши, прочитай, синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый, справа, слева, перед собой, простой, лист бумаги, нужно, не нужно, ничего не нужно, понравился, не понравился.

ЗДОРОВЬЕ

Как ты себя чувствуешь? Ты здоров (не здоров)? Что у тебя болит? Ты пойдешь (ходил) к врачу? С кем ты пойдешь в поликлинику? Иди к врачу.

Примерные тексты:  

—  Ты заболела?

— Да. Я чувствую себя очень плохо.

– А что у тебя болит?

-  Живот.

— Иди к врачу и попроси лекарство.

Женя заболела. Она чувствует себя очень плохо. У нее болит живот. Мама дала Жене лекарство. Женя выпила лекарство. Ско­ро она будет здорова.

Словарь: здоров, нездоров, заболел, я чувствую себя-хорошо (плохо), чувствует себя плохо, болит, не болит, голова, горло, ру­ка, нога, живот, уши, зубы, кашель, насморк, нет кашля, ничего не болит, врач, аптека, поликлиника, больница, пойду, не пойду, хо­дил, не ходил, с мамой, с папой, с бабушкой, лекарство, таблетки, капли.

 

II полугодие

СТОЛОВАЯ

Ты завтракал (позавтракал)? Что ты ел на обед? Ешь щи. Ты хочешь еще супа? Ты сыт (голоден)? Скажи, чтобы он шел завтракать. Положи ложку справа, а нож слева.

Примерные тексты:

Наташа уже пообедала. А Саша еще не обедал. Наташа уже играет. А Саша еще обедает.

—  Я уже пообедала. А ты?

—  А я еще не обедал. Что ты будешь делать?

—  Я буду играть. А ты?

—   А я пойду обедать.

Словарь: я (...) обедал, завтракал, ужинал, не обедал, не завт­ракал, не ужинал, я (...) пообедал, позавтракал, уже пообедал, я (...) еще не обедал (...), я ел (не ел, буду есть, не буду есть) щи, борщ, вермишель, макароны, котлету, колбасу, курицу, сосиски, хо­чу (не хочу) есть, пить, голодный, не голодный, сыт, не сыт, иди завтракать (...), глубокая (мелкая) тарелка, столовая (чайная) лож­ка, посуда, справа, слева, накрой на стол, грязная (чистая) посу­да, я буду мыть (вытирать), ты будешь мыть (вытирать), после обе­да (завтрака, ужина).

 

МОЯ СЕМЬЯ

Твоя мама (папа) работает? Где работает ... ? Твоя семья боль­шая или маленькая? У тебя есть брат (...)?

В каком году ты родился? Когда у тебя день рождения?

 Примерные тексты:

— Сколько человек в твоей семье?

— Три человека.

— Твоя мама работает?     

— Работает.

— А папа?

Тоже работает.

— Где работают твои мама и папа?

— На заводе.

— Ты сейчас пойдешь домой?                                                   — Да. Скоро придут мама и папа. Я хочу приготовить ужин.

—  Молодец. Ты хорошая помощница.

В семье три человека: мама, папа и Марина. Мама и папа ра­ботают на заводе. Марина учится в школе. Марина уже дома. Она приготовила ужин и накрыла на стол. В шесть часов пришли ма­ма и папа. Мама, папа и Марина ужинают.

Словарь: мама, папа; мама (папа) работает (не работает); папа работает, а мама не работает; работает на заводе (на фабрике, в шко­ле, в больнице, в поликлинике, в аптеке, в магазине), брат

(-ья), сестра(-ы), есть брат (сестра), нет брата (сестры), бабушка, дедуш­ка, семья большая (маленькая), день рождения, у меня (мой) день рождения ..., родился в ... году, адрес, мой адрес, я живу в ....

 

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Названия чисел от 11 до 100.

Начерти (нарисуй) круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Вырежи (наклей, раскрась) круг, квадрат...

Положи по два (три...) карандаша (...) справа и слева.

Сколько стало? Сколько всего  стало?

Сколько осталось?

Который час? Сколько времени? Узнай, который час (сколько времени).

Сейчас два часа пятнадцать минут (...).

Какой сейчас (был, будет) месяц? Сейчас январь (февраль...).

У меня (Иры...) день рождения в январе.

Назови дни недели. Сегодня (вчера был, завтра будет) поне­дельник (вторник, среда...).

Примерные тексты:

— Марина, сколько ты взяла тетрадей?

—Двадцать шесть. (Я взяла двадцать шесть тетрадей.)

 - Ира, а сколько ты взяла тетрадей?

 А я взяла двенадцать тетрадей.                                                                                                                                                                                                          — Алеша, сколько всего тетрадей взяли девочки?                                                                                                — Двадцать семь.                                                                                                       — Алеша ошибся.

—  Да, Алеша, ты ошибся. Кто скажет правильно?

—  Я!

—  Пожалуйста, Дима.

—  Тридцать восемь! Девочки взяли всего тридцать восемь тет­радей.

—   Молодец. Правильно.

Марина взяла двадцать шесть тетрадей. А Ира взяла двенад­цать тетрадей. Сколько всего тетрадей взяли девочки?

Словарь: одиннадцать, двенадцать, ..., сто, прибавить, отнять, умножить, разделить, получится, начерти, нарисуй, раскрась, выре­жи, наклей, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по два (три и т.д.), справа, слева, перед собой, стало, осталось, который час, сколько времени, ... часа, ... минут, месяц, день недели, январь, февраль, ..., декабрь, понедельник, ..., воскресенье.

КАНИКУЛЫ

Скоро будут каникулы. Скоро будут летние каникулы. Что ты будешь делать в летние каникулы? Куда ты поедешь отдыхать? В какой класс ты перейдешь (перешел)? Ты перешел (перейдешь) в третий класс?  

Примерный текст:

— Скоро каникулы.

— Ура!                                                                                                                                                   -  А что ты будешь делать в каникулы?

— Я буду отдыхать. А ты?

— Я тоже. Я буду много плавать. Я очень люблю плавать и за­горать.                                                                                                                                                                             

— А я люблю ходить в лес. Я люблю собирать грибы, ягоды, цветы.

—  А я люблю ловить рыбу. А мама потом рыбу жарит. Очень вкусно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

— Я тоже люблю ловить рыбу. Как хорошо, что скоро каникулы!;

— Я тоже рад. Я так люблю лето!

— И я!

Словарь: каникулы, летние каникулы, отдыхать, буду (не буду) отдыхать, я перешел, перейду.     

 

III класс       

Умения:

воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, незнако­мые по звучанию;                                                                                                                                                                                                                                                                             

опознавать на слух простые и сложные предложения,

I полугодие      

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Возьми карандаш и положи на парту, У тебя есть тетрадь в ли­нейку? После обеда садись делать уроки. По математике задано...

Вспомни, что ты делал вчера вечером. Как ты провел выходной

день? Тебе нужны ... ?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- Примерные тексты; 

— Положи тетрадь, ручку, карандаш и книгу на парту,

— Я положила все на парту.

—Тетрадь и ручка лежат на парте?

-   Да.

 — А карандаш и книга тоже лежат на парте?                                                                                                                                                                              

—  Да. Тетрадь, ручка, карандаш и книга лежат на парте.     

Ира положила тетрадь, ручку, карандаш и книгу на парту. Тет­радь, ручка, карандаш и книга лежат на парте.

Словарь: стол, шкаф, парта, на столе, на парте, на шкафу, в стол, в парту, в шкаф, портфель, сумка, ранец, тетрадь (в клет­ку, в линейку), несколько, уроки, учить, выучить, садись учить уро­ки, после (до) обеда (завтрака, ужина, прогулки), математика, чте­ние, развитие речи, ничего не задано, нужен, не нужен, экскурсия, выходной день, сказка, рассказ, стихотворение, задача, пример, ри­совать, зачем, чтобы, чтобы написать, действующие лица, попроси помочь.

ВРЕМЕНА ГОДА

Какое сейчас время года? Сейчас осень (зима...). Какое время года ты любишь больше? Что ты будешь делать в каникулы? Ка­кая сегодня погода? Сегодня холодно? Сегодня холоднее, чем вче­ра. Вчера был дождь (не было дождя). Идет снег. Не идет снег.

Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха.

Температура воздуха плюс, (минус) пять градусов.

 

Примерные тексты:

— Ребята, вы выполнили задание по развитию речи?

— Да.

— А что было задано по развитию речи?

 — Нужно было написать рассказ «Осень».

— Ира, прочитай свой рассказ.

— Наступила осень. Погода солнечная, теплая. На деревьях желтые, красные, оранжевые листья. Ребята собирают разноцвет­ные листья в букеты.

— Ира написала очень интересный рассказ. Молодец!

— Я еще нарисовала осень. Вот, посмотрите.

— Покажи всем ребятам.

— Как красиво!

— Ребята, посмотрите, какие разноцветные листья на деревьях. — А вот ребята собирают листья в букеты.

— И солнышко светит. Солнечная погода.

— Молодец, Ира!

Наступила осень. Погода солнечная, теплая. На деревьях жел­тые, красные, оранжевые листья. Ребята собирают разноцветные листья в букеты.

Словарь: времена года, осень, зима, осенние (зимние) канику­лы, месяц, осенние (зимние) месяцы, сентябрь, октябрь... — осен­ние месяцы, декабрь, январь, февраль — зимние месяцы, погода пасмурная (солнечная), погода, холодно, тепло, прохладно, мороз, холодный, теплый, прохладный, морозный день, холоднее, теплее, холоднее, чем вчера (сегодня, завтра), теплее, чем вчера (сегодня, завтра), идет дождь (снег), не идет дождь (снег), был дождь (снег), не было дождя (снега), будет дождь (снег), не будет дождя (снега), температура воздуха, на улице (в, комнате), плюс (минус) ... градусов

 

II полугодие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Я И МОЯ СЕМЬЯ

 Сколько лет тебе исполнится в этом году? В этом году мне ис­полнится ... лет. Тебе уже исполнилось ... лет? Мне .. . Тебе еще не исполнилось ... лет. Мне .... У тебя есть старшие (младшие) братья или сестры? Сколько лет исполнилось в этом году брату (сестре)? Кто твои родители? Как зовут твоих родителей? Моя ма­ма (мой папа) врач (рабочий, инженер и т. д.). Примерные тексты:

— Поздравляю тебя с днем рождения!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

—Спасибо.

— А сколько тебе сегодня исполнилось лет?

— Девять.

—  А мне уже исполнилось девять лет в прошлом году.

—  А мне будет девять лет в этом году. Скоро.

— Девочки, давайте пить чай с тортом!

У Наташи день рождения! Наташе сегодня исполнилось 9 лет! К Наташе пришли Ира и Вика. Девочки пьют чай с тортом. Ире уже исполнилось 9 лет. (Ире исполнилось 9 лет в прошлом году.) А Вике пока 8 лет. Вике тоже скоро дополнится 9 лет.

Словарь: мне исполнилось (уже исполнилось, еще не исполни­лось) ... лет, в этом году (в прошлом году, в следующем году), стар­ший (младший) брат, старшие (младшие) братья, старшая (млад­шая) сестра, старшие (младшие) сестры, родители, врач, рабочий, инженер, повар, продавец, портниха.

 

БУДЕМ ЗДОРОВЫ

 Тебе нездоровится? Мне нездоровится (я здорова). Купи в ап­теке бинт (вату, йод, капли, градусник, витамины, таблетки). Схо­ди в аптеку и купи . Попроси маму (...) купить ..... Как само­чувствие? Принеси от врача справку о состоянии здоровья. Возь­ми градусник. Поставь градусник. Измерь температуру. 'Дай мне, пожалуйста, градусник, чтобы измерить, температуру. Какая у тебя температура? У меня (тебя) нормальная (повышенная, высокая) температура.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Примерные тексты:

— Ты заболела?

— Да, мне нездоровится. 

— А что у тебя болит?    

  — Голова и горло.

—  Сейчас я дам тебе лекарство.

Таня заболела. Ей нездоровится. У нее болит голова и горло. Мама дала Тане лекарство.

Словарь: здоровье, здоров, нездоровится, самочувствие, мое са­мочувствие, я чувствую себя ..., бинт, йод, вата, капли, таблетки, витамины, справка, справка о состоянии здоровья, градусник, темпе­ратура, измерить, нормальная (повышенная, высокая) температура.

 

ВЕСНА — ЛЕТО

Назови весенние (летние) месяцы. Сейчас март (апрель, май, июнь, июль, август). Какой самый холодный месяц весны? Какой самый теплый месяц весны? Март (май) — самый холодный (теп­лый) месяц весны. Ты любишь весну (лето)? Скоро будут весенние (летние) каникулы. Почему тает снег? Снег тает, потому что солн­це греет. Солнце греет, и снег тает. Назови дни недели. Сколько дней в неделе? В неделе семь дней. Сегодня (завтра) понедельник               

Примерный текст:

— Какое время года наступило?

— Весна.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

—  А почему вы думаете, что наступила весна?

— Тает снег. Бегут ручейки/

—  А почему тает снег и бегут ручейки?

—  Потому что солнце греет!

—  Правильно. Солнце греет, и снег тает.

Словарь: назови месяцы (дни недели), весенние (летние) меся­цы, март (апрель...), понедельник (вторник...), самый холодный ме­сяц, самый теплый месяц, скоро будут каникулы, солнце греет, снег тает.

IV класс

Умения:

воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова; опознавать на слух речевой материал.

 

I полугодие

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Какие сегодня (завтра) уроки? Спроси, какие будут завтра. Сколько сегодня уроков? Что интересного ты узнал? Ты живёшь далеко от школы? Сколько времени ты тратишь на дорогу? Попроси Галю помочь. Расскажи новости спорта.

Примерный текст:

В половине девятого утра в нашей школе звенит звонок и начи­нается первый урок. Ребята все готовы к уроку. На уроке ребята узнают много нового и интересного. Урок продолжается 40 минут. После урока наступает перемена. На перемене можно отдохнуть.

Словарь: учитель — учительница — ученик, учить, урок, пере­мена, звонок, время, звенит звонок, начинается урок, первый (второй...) урок, урок окончен, готов (не готов) к уроку, урок чтения (развития речи...), тратить время, не тратить времени, дорога от школы до дома, дорога от дома до школы, попросить помочь (на­писать, прочитать, решить, нарисовать, дать, убрать), вид спорта, заниматься спортом.

                                                                                                                                                                                                   СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ

Сентябрь, октябрь, ноябрь — осенние месяцы. Когда бывает ранняя (поздняя) осень? Осенью дни становятся короче, а ночи— длиннее. Осенью солнце греет слабее. Осенью часто идет дождь. Осенью, дует холодный ветер. Тебе нравится осень? Мне нравится (не нравится) осень. Осенью в садах и огородах поспевают (созре­вают) овощи и фрукты. Посмотри на термометр и скажи; какая температура воздуха на улице (в комнате). Какие листья на дере­вьях осенью (летом)?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Примерные тексты:

Осень. Сухие листья опадают. Ребята сгребают листья в кучи; Взрослые окапывают деревья.

Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В са­дах собирают яблоки, на полях убирают картофель, свеклу, мор­ковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе.

Словарь: ночь, день, солнце, дождь, оранжевый, багровый, лис­топад, листья, падать, тихо, птицы, страна — страны, сад, огород, овощи, фрукты, урожай, убирать, картофель, лук, морковь, огурцы, капуста, яблоки, груши, виноград, короткий — короче, длинный — длиннее, ранняя (поздняя) осень, наступила осень, наступила золо­тая осень, ночи длиннее, дни короче, греет слабее, солнце греет, солнце греет слабее (слабо), идет дождь, оранжевые (желтые, су­хие...) листья, листья падают, сухие листья опадают, листья пада­ют на землю, дальние страны, теплые страны.

II полугодие

МОЙ ДОМ. МОИ ДРУЗЬЯ

 Какой номер вашего (твоего) дома? Номер нашего (моего) до­ма ... . Какой номер вашей (твоей) квартиры? Номер нашей (моей) квартиры ... . Номер моего дома (квартиры)... . Скажи, свой адрес.  Какой твой адрес? У вас (в квартире) есть газ (горячая во­да)? У нас в квартире есть (нет) газ (-а), горячая вода (горячей во­ды). У тебя есть друг (подруга, товарищ)? С кем из ребят вашего класса ты дружишь? Кто твой друг (подруга)? Когда тебе испол­нится 11 (12, 13) лет? Осенью (летом) мне исполнится ... лет. Мне уже исполнилось ... лет. 10 (1, 15) сентября (октября...) мне исполнится (исполнилось) ... лет. Принеси свидетельство о рожде­нии. С кем ты сидишь за партой? У меня есть друг (подруга, това­рищ). Мне исполняется осенью (летом) ... лет/

Примерные тексты:

Мою подругу зовут Таня. У Тани вчера был день рождения. Та­не вчера исполнилось 11 лет. Таня пригласила к себе в гости всех ребят из класса. Ребята поздравили Таню и подарили цветы, кон­феты, книги, игрушки. Таня угощала ребят чаем, конфетами, тор­том, фруктами. Потом ребята играли, танцевали. Всем было очень весело.

Письмо подруге.

Дорогая Марина!

Спасибо, за поздравление! Да, мы получили новую квартиру. Квартира на третьем этаже. Она большая, светлая. В квартире две комнаты, есть газ, горячая вода, мусоропровод, лифт. Приезжай посмотреть новую квартиру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Целую. Таня.

Словарь: номер дома (квартиры), номер вашего (моего) дома, мой (твой) адрес, газ, горячая вода, друг (товарищ),подруга, поз­дравлять, подарить подарки, день рождения, исполнилось ... лет, свидетельство о рождении.

В ШКОЛЕ

Примерный текст:

Света решала задачу, но задача не выходила.

— Давай, я решу тебе задачу,— сказал старший брат.

—     Нет, я сама решу,— ответила Света.

— Дай, я тебе помогу,— предложила мама.

— Нет, я сама справлюсь,— ответила Света.

Девочка думала, считала, писала и решила задачу сама.

Словарь: отмерь — измерь, окружность, точка, сумма, раз­ность, частное, произведение, год, неделя, месяц, час, минута, се­кунда, килограмм, тонна, центнер, больше, меньше, длиннее, ко­роче, высота — высокий — выше, ширина — широкий — шире, длина — длинный — длиннее, две тысячи (пять тысяч...), двад­цать (пять, десять...) минут второго (первого...), половина перво­го (второго...), без четверти девять (десять...), сорок (пятьдесят...) минут.

 

V класс

Умение:

воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова.

I полугодие

Мой класс

Что ты будешь делать? Зачем ты открыл форточку? Открой ..., чтобы проветрить класс (комнату). Нужно проветрить ... . Ты от­крыл ... ? Для чего ты взял ... ? Скажи дежурному, чтобы он про­ветрил класс (вытер доску, открыл форточку...). Посмотри на тер­мометр. Скажи, какая температура воздуха. Отметь в календаре погоду.

Примерный текст:

Сегодня ребята убирали класс. Коля и Галя вытирали парты и стол. Марина, Олег и Саша мыли доску, стены и дверь. Оля и Андрей поливали цветы. Таня и Лена аккуратно сложили в шка­фу книги и тетради. Наташа взяла тряпку и вытерла пол, а потом она открыла форточку и проветрила класс. В классе стало чисто. Словарь: вымыть, вытереть, проветрить, открыть, закрыть, про­ветри класс (комнату), открой форточку (окно, дверь...).                                                                                                                                                                                                                                                            СПОРТ 

В какой спортивной секции ты занимаешься? Я занимаюсь .... Я не занимаюсь ни в какой секции. „. занимается в секции по пла­ванию (...). Кто твой тренер? Спроси у ..., кто ее тренер. Ты дав­но занимаешься в секции по ...? Я давно занимаюсь в секции по ..., а ... недавно. Ты устаешь после тренировки? Приходи вовремя.

Примерный текст:

Вова записался в секцию по футболу. Тренировки в секции по футболу проходят два раза в неделю по вторникам и четвергам с трех до пяти. Тренер предупредил Вову, чтобы он приходил во­время, без опозданий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Словарь: секция, секция по футболу (по плаванию, по баскет­болу...), спортивная секция, тренер, давно, недавно, тренировка, тренироваться, вовремя, не вовремя, я устаю, не устаю, без опоз­дания, не опаздывая, не надо опаздывать, не опоздаю, не буду опаз­дывать, бывает, опаздываю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

II полугодие

В гостях

Разреши (те) поздравить Вас с наступающим (наступив­шим) Новым годом. Прими (те) мои самые теплые пожелания здо­ровья и долгих лет жизни. Скажи ..., чтобы он (она, они) проходил и раздевался. Проходи, раздевайся. Я тебя жду. Мы тебя ждем. Не забудь поздравить всех близких с праздником. До встречи Но­вого года осталось .... Скажи  … чтобы он (...) садился за стол. Приглашай (пригласи) ... к столу. Ты пригласил ...? Садитесь за стол.

Примерный текст:

— Здравствуйте.

— Здравствуйте. Проходите. Раздевайтесь. Мы вас ждем.

—  Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом. Примите самые теплые пожелания здоровья и долгих лет жизни.

—  Спасибо. Я вас тоже от всей души поздравляю. Желаю в новом году радости, удачи, счастья, крепкого здоровья.

—  А это наш новогодний подарок.

—  Благодарю. Ой, до встречи Нового года осталось 20 минут! Скорее проходите, садитесь за стол.

— С удовольствием. Какой красивый и нарядный стол!

Словарь: разреши поздравить тебя с наступающим Новым го­дом (праздником), прими мои пожелания, теплые пожелания, самые теплые пожелания, самые теплые пожелания здоровья, проходи, раздевайся, я жду тебя, подожди, не забудь поздравить, не забудь поздравить всех, садитесь за стол, пригласи, приглашаю вас к сто­лу, до встречи осталось...                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

БУДЕМ ЗНАКОМЫ

Будем знакомы. Мы знакомы. А мы не знакомы. Вы знакомы? Мы уже знакомы. Мы еще не знакомы. Давайте знакомиться. Мы уже познакомились. Мы еще не познакомились. Очень приятно (неприятно, не очень приятно, совсем неприятно). Очень приятно было с тобой познакомиться (поговорить). Как, ты хочешь прове­сти свой отдых (каникулы, воскресенье, праздники, день рожде­ния)? Куда ты собираешься поехать отдыхать в этом году? Куда ты собираешься? Спроси у ..., куда он собирается. Я собираюсь домой (в школу, в магазин, в больницу, в деревню, на море, к вра­чу...). Я никуда не собираюсь. Я согласен. Я не согласен. Ты со­гласен? Я согласен с тем, что... Я не согласен с тем, что... Я со­гласен с тобой (с ним...). Я не согласен с тобой (...). Сколько ин­тересного можно узнать во время путешествия! Давай совершим куда-нибудь путешествие! Ты рад? Рад, рад! Есть новости? Нет но­востей.

Примерный текст:

— Здравствуйте. Будем знакомы. Алексей.

— Очень приятно. Дмитрий.

— Вы едете отдыхать?

— Да. Хочу попутешествовать по горам.

— А я еду на море. По-моему, летом надо отдыхать только на

море!

— Не согласен. Лучший отдых — путешествие по горам!

Словарь: будем знакомы, мы знакомы, мы не знакомы, мы по­знакомились, приятно, неприятно, провести воскресенье (...), ты собираешься, я собираюсь, я не собираюсь, согласен, не согласен, можно узнать, рад, очень рад, не очень рад, совсем не рад, рад те­бя видеть, что нового, новости, есть новости, путешествие, путе­шествовать, попутешествовать, свободное время, советую, посове­тую, дай совет, не советую, посоветоваться, приготовить все зара­нее, лодка, палатка, спальный мешок, рюкзак, консервы.

VI класс

Умение:

воспринимать речевой материал слухо-зрительно и на слух.

РОДИНА

Примерный текст:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

—Наша страна очень большая.

— Можно я покажу нашу страну на карте?

 — Покажи. Наша Родина очень велика. Когда утром москов­ские ребята идут в школу, школьники Владивостока возвращаются домой.

— Ого! Вот это да!

— Когда в Москве полдень, на Чукотке и на Камчатке позд­ний вечер.

— Ой, какая наша страна огромная!                                                                                                                                                                                                                       

— А столица нашей Родины — Москва!

 Задания по тексту:

Покажи на карте нашу страну (Москву, Чукотку, Камчатку, Владивосток, столицу...).

Скажи ..., чтобы он (-а) показал (-а) на карте ... . Наша страна большая или небольшая? Напиши: Наша Родина очень велика,

Продолжи: Когда в Москве полдень, на Чукотке и на Кам­чатке...

Ты был в Москве (во Владивостоке, на Чукотке...)? Какой го­род является столицей нашей Родины? Что интересного ты видел в ... ? В каких городах нашей страны ты был?                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Словарь: Родина, страна, полдень, полночь, утро, день, вечер, ночь, поздний вечер, раннее утро, школа, школьник, столица, круп­ный (небольшой...) город (городок...), памятник, памятник культу­ры, экскурсия, экскурсионное бюро, заказать экскурсию.

СПОРТ

Примерный текст:

— Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

—   Вова.

  — А как фамилия?

— Петров.

 — А я тренер. Ты в какой секции хочешь заниматься?

—  В секции по футболу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

—  Хорошо, я запишу тебя. Мы тренируемся по вторникам и четвергам с трех до пяти. Сегодня среда. Приходи на трениров­ку завтра.

— Спасибо. Я обязательно приду.        

— Не опаздывай.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

—Я приду вовремя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Задания по тексту:

В какую секцию записался Вова? Почему он записался в сек­цию по футболу? Когда тренировка секции по футболу? Сколько раз в неделю у Вовы тренировки? О чем предупредил Вову тренер?

Словарь: тренер, секция, футбол (хоккей...), тренировка, не опаздывай на тренировку, записаться в секцию, тренировки (по вторникам, с трех до пяти), занятия в секции ..., приду вовремя.

 

ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ И ДОМА

Рад тебя видеть. Что нового? Что у тебя нового? Ничего нет нового. Какие новости? У меня есть новости. У меня нет новостей. Все по-старому (по-прежнему, без изменений). Путешествие,— лучший отдых. Чем ты занимаешься в свободное время? В свобод­ное время я хожу в походы (читаю, занимаюсь спортом, играю...). Советую тебе совершить путешествие (пойти в поход, отдохнуть на море, поехать в деревню...). Дай мне совет. Ты можешь дать мне совет? Мне нужен твой совет. Я хочу с тобой посоветоваться. По­советуйся с ... . Спасибо за совет. Нужно все приготовить зара­нее. Купи (приготовь, возьми напрокат) рюкзак (палатку, спальный мешок, лодку, консервы). ...можно взять напрокат. Как хорошо, что я тебя встретил! Рад был нашей встрече. Я благодарен тебе. Я благодарен тебе, за хороший совет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

II полугодие

Здоровье

Узнай в аптеке, есть ли у них это лекарство (когда будет это лекарство). Не огорчайся. Ты (...) огорчился? Скажи ..., чтобы он не огорчался. Не расстраивайся. Ты (...) расстроился? Успокойся. Я не могу успокоиться. ... успокоился. Не волнуйся. У тебя есть что-нибудь от головной боли? У тебя есть аспирин (цитрамон)? Узнай в аптеке, есть ли у них ... . Узнай в аптеке, какое лекарство есть у них от головной боли. Мне помогает (хорошо помогает, пло­хо помогает, лучше помогает, не помогает) это лекарство (аспирин, цитрамон). Спроси у ..., помогает ли ему это лекарство. Какой у тебя рост? Ты знаешь свой рост? Узнай свой рост. Спроси у ....

Праздники

23 февраля – День защитника Отечества. В армию пошёл – родную семью нашёл (пословица). Воины Российской Армии верно служат своей Родине.

8 Марта – Международный женский день. Подарок лучше сделать своими руками. Поздравляю тебя (Вас) с Днём 8 Марта (Международным женским днём).

12 апреля – День космонавтики. Юрий Гагарин открыл дорогу в космос. Мы гордимся тем, что дорогу в космос проложила наша страна.

Что ты сейчас читаешь? Кто твой любимый писатель?  Какие произведения Л.Толстого (М.Лермонтова, А.Пушкина, Н.Некрасова, И.Тургенева, А.Фадеева, В.Катаева, А.Гайдара) ты читал? Кто из героев тебе больше всего понравился (полюбился, запомнился)? Какие черты характера тебя привлекают в …? Праздник книги отмечается весной. Праздник книги длится целую неделю. Праздник книги проводится не только у нас, но и в других странах. Чтение – вот лучшее учение (пословица). Книга – лучший товарищ. Книга поможет в труде, выручит в беде. Произведения …  знают и любят миллионы людей.

Словарь: 23 февраля, День Защитника Отечества, сухопутные войска, сухопутная граница, военно-морской флот, военно-воздушные силы, космос-космонавт-космический, дорога в космос, женский праздник, любимый писатель, умная книга, произведения Л.Толстого и т.д.

 

Учебная деятельность.

Каково содержание рассказа (стихотворения, текста)? Назови действующих лиц. О чём говорят эти строки? Назови глагол … в неопределённой форме.  Образуй прилагательное от существительного …. Составь предложения с прилагательным … в роли определения. Составь предложение с существительным в роли подлежащего. Построй простое (сложное) предложение со словами …. Найди в предложении наречия. Подбери глаголы к наречию ….

Тематический план программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от особенностей обучающихся, что находит

 отражение в календарно-тематических планах.

Для индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на каждого обучающегося отводится 3 часа в неделю (рекомендуется чередовать занятия по РСВ с занятиями по обучению произношению).

 

Формирование

произносительной стороны речи.

 

Содержание специального обучения произношению включает в себя работу над дыханием, голосом, над звуками и их сочетаниями.

Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы

Работа над голосом предполагает формирование и развитие у ученика навыка пользоваться голосом нормальной   высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляции голоса по силе и высоте. 

Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи, на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Сущность его заключается в том, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с подготовительным классом, а второй охватывает 1 – 2 классы. 

В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных звуков, которые составляют сокращённую систему фонем.

В первых – вторых классах ведётся систематическая работа по уточнению произношения слов. В содержание работы включена отработка артикуляции звонких и мягких согласных, аффрикат, гласного  - Ы.

Содержание обучения произношению включает в работу над словом и фразой.

Работа над словом направлена на формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без  призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила.

Целью работы над фразой является формирование и развитие у учащихся навыков ее произношения в нормальном темпе, слитно, соблюдая ритмику - мелодическую структуру, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.

В процессе обучения произношению большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самоконтроля.

У глухих в условиях специального обучения целенаправленно развивается естественная манера речи, умение пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами – выражением лица, позы, естественными жестами.

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки. В процессе обучения используются тексты прежде всего диалогического характера, а также стихи, чистоговорки, рифмовки и др. При подборе речевого материала учитывают его необходимость в общении (материалу разговорной речи отдаётся предпочтение), используют материал, знакомый по содержанию, соответствующий фонетическим задачам занятия, доступный             произношению ученика (в одном слове не должно быть двух или более звуков, в одинаковой степени сложных для правильного воспроизведения на данном этапе работы. При отборе речевого материала для закрепления правильного произнесения определённого звука используются все позиции его сочетаний с гласными и согласными при постепенном усложнении позиционных трудностей.

Диалоги, составленные для специальной работы по развитию навыков восприятия и воспроизведения устной речи, должны представлять собой  небольшие целостные тексты. Выбор коммуникативых ситуаций для диалогов педагог осуществляет с учетом их необходимости для межличностного общения, соответствия жизненному и эмоциональному опыту детей, содействуя их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов. При составлении диалогов для специальной работы над произношением педагог учитывает также фонетический принцип. Используются слова, состоящие из звуков, которые ученик произносит точно или с регламентированными допустимыми заменами,  а также звуков, которые закрепляются в его речи на данном занятии.

Планирование работы над произношением осуществляется педагогом  на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития учащегося. Преемственность в обучении произношению в разных организационных формах предполагает совместное планирование работы учителями, ведущими уроки и занятия, и воспитателем. При этом учитывается, что на индивидуальных занятиях у учащихся формируют первичные произносительные навыки, а их закрепление осуществляют как на индивидуальных занятиях, так и на уроках и фронтальных занятиях.

 

Список литературы.

1.    Боскис Р.М.Глухие и слабослышащие  дети.  - М., 1963 г.

2. Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителей.  М., 1991.

3.   Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих.   М., 1983.

4. Кузьмичёва Е.П., Леонгард Э.И.  Развитие восприятия речи  на слух у глухих. Дефектология. М., 1973,  № 3.

6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. Заведений. Под. Ред. В.И. Селивёрстова. М., 2001.

8.  СлезинаН.Ф. Е.П. Кузьмичёва. Развитие слухового восприятия  и обучение произношению детей с недостатками слуха: Из опыта работы. Ред – сост.,.  М.: Просвещение, 1986.

9. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Под ред.М.: ВЛАДОС, 2004.

10. Рау. Ф.Ф., Нейман Л.В. , Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия глухих и тугоухих учащихся. М., 1961.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей).Москва.«Просвещение» 2003 г.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru