Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения для обучающихся 1-4 классов с ОНР
Оценка 4.8

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения для обучающихся 1-4 классов с ОНР

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
1 кл—4 кл
18.02.2023
Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения для обучающихся 1-4 классов с ОНР
Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения для обучающихся 1-4 классов с ОНР.
Рабочая программа инд.логоп. сопровожд..docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

 

 

Приложение к  адаптированной

основной  общеобразовательной программе 

                                           для детей с ОВЗ,  утверждённой 

приказом №_____от «___» _________2022 г.

 

 

 

Рабочая программа

индивидуального логопедического сопровождения

для обучающихся 1 - 4 классов с ОНР.

на 2022 - 2023 учебный год

 

 

 

Разработчик программы:    Седова Анна Анатольевна,

учитель – логопед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь 2022г.

 

Структура Программы

 

 

1.      Пояснительная записка.

Актуальность и перспективность программы.

Нормативные акты и учебно-методические документы.

Принципы.

Целевая аудитория.

Цель коррекционно-логопедической работы.

Задачи.

 

2.      Планируемые результаты освоения Программы.

Ожидаемые результаты.

Система оценки результатов.

 

3.      Содержание коррекционно-логопедической работы.

Общая характеристика учебного курса.

Содержание учебного курса.

Система занятий.

Периодичность занятий. 

Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий по профилактике и преодолению смешанной дисграфии,  с преобладанием нарушений языкового анализа и синтеза на учебный год.

Примерное перспективное планирование индивидуальных занятий по коррекции произносительной стороны речи и моторики для учащихся 1- 4-х классов с  ОНР  на учебный год.

 

4.      Список литературы.


1.    Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы.

В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, акустической или артикуляторно-акустической дисграфии, а также часто с элементами оптической дисграфии (Классификация дисграфий, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена (Парамонова Л.Г., Ковшиков В.А., Лалаева Р.И.). В настоящее время в большинстве научных работ дисграфия и дизорфография рассматриваются как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи. В последнее время увеличивается число учащихся, в письменных работах которых встречается большое количество пропусков, перестановок букв, нарушение границ предложений. Грамматическая и лексическая стороны могут быть и сохранными. Проблема дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у школьников младших классов с каждым годом становится всё¸ актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребёнка. Наличие дисграфии, в том числе и вышеуказанной дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, не ограничивается пропусками и перестановками букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций (внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса и др.). При дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, медленно происходит закрепление звукобуквенного анализа слов, с опозданием формируется навык анализа структуры предложения. Таким детям, как считают исследователи, трудна дешифровка слогов, входящих в слово и образующих морфемы, которые в сочетании с самим словом составляют комплекс зашифрованной информации. Выявлено, что слово дешифруется лишь при правильном представлении о слоговой и морфемной структуре слова. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.

Актуальным является своевременное оказание этим детям индивидуальной коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии, снизить риск дезадаптации и свести к минимуму сложности в освоении школьной программы. В настоящее время в школах России используют преимущественно аналитико-синтетический звуковой метод при обучении грамоте детей, первоначально предложенный К.Д. Ушинским.

Это создаёт необходимость составления «Рабочей программы логопедического сопровождения для обучающихся 1-4 классов с ОНР» (далее - Программа). Данная Программа составлена   в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении АООП НОО. Программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок ведущих логопедов Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Ю.Е.Розовой, Е.В.Мазановой, О.А.Ишимовой, Т.А.Ткаченко, А.К.Марковой, З.Е.Агранович, О.И.Азовой, И.А. Смирновой, А.Н. Корнева, О.В.Узоровой, Н.Г.Агаркова, Е.Ф.Архиповой, а также в соответствии с УМК «Школа России».

Данная Программа – система работы по профилактике и устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Она может быть использована как в целенаправленной и системной работе по коррекции этой дисграфии, так и в системе работы по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.

 

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная Программа:

Данная образовательная программа относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами.

·       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 20 апреля 2021 г.).

·       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1198 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

·       Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 ВК-42/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

·       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

·       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 марта 2022 г. № 9 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».

·       СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

·       СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

·       Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75).

 

·       Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей от 24.11.2020 ДГ-2210/07.

·       Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Документ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 марта 2020.

·       Положение о логопедическом пункте.

·       Устав ОУ.

 

В основу формирования Программы положены следующие принципы:

·      Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования.

·      Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

·      Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития обучающихся предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся.                                                                            

·      Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.

·      Онтогенетический принцип.

·      Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.

·      Принцип преемственности, предполагающий при проектировании Программы ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с речевыми нарушениями.

·      Принцип направленности на формирование деятельности – обеспечивает возможность овладения обучающимися с речевыми нарушениями всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

·      Принцип сотрудничества с семьей.

·      Принцип единства диагностики и коррекции.

 

Программа написана на основе учебно-методического пособия Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В. под научной редакцией О.В. Елецкой «Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников», комплекта пособий Мазановой Е.В, «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» и учебного пособия Садовниковой И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».

 

 

 

Программа предназначена для обучающихся с общим недоразвитием речи III–IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

 

В составлении индивидуального плана работы с учащимся с ТНР необходимо учитывать следующее:  1. Дети с ОНР могут добросовестно выучить правила, но не будут иметь реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга. 2. Дети с ОНР имеют бедный словарный запас и недостаточно точное понимание значений слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чисто формально и чаще всего невпопад. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил. 3. Дети с ОНР не владеют грамматическими нормами языка. Для таких детей характерны многочисленные ошибки в окончаниях слов, это свидетельствует о неумении учащихся согласовывать слова между собой. При несформированности у учащихся рассмотренных предпосылок, необходимых для овладения морфологическим принципом письма, основная причина допускаемых ими грамматических ошибок будет заключаться не в простом незнании грамматических правил, а в невозможности их усвоения до проведения специальной коррекционной работы.

Эта работа становится еще более актуальной, когда речь идет о детях с недостатками интеллектуального и психофизического развития при ЗПР. Для них характерны нарушения высших психических функций, таких как анализ и синтез, несформированность слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики, т.е. всех компонентов, участвующих в акте письма. Помимо этого, они соматически ослаблены, обладают склонностью к возникновению охранительного торможения в коре головного мозга даже при незначительных умственных и физических нагрузках (Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., 2016).

 

Обязательными условиями реализации Программы являются логопедическое обследование всех компонентов языковой системы и психических процессов, индивидуальное логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов и родителями с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.

 

Целевая аудитория: обучающиеся испытывающие трудности в освоении АООП НОО     в групповой форме и нуждающиеся в индивидуальной организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей, ОНР, 1-4 класс.

 

Цель коррекционно-логопедической работы:  профилактика и преодоление дислексии и дисграфии, обусловленной нарушением смешанного вида (с преимущественным нарушением языкового анализа и синтеза ) у младших школьников.

В основе смешанной дисграфии, обусловленной преимущественно нарушением языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

 

Задачи:

1.Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте:

- формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения;

- формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза;

- формировать, развивать и совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

2.Сформировать обобщённые представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.

3.Создать для детей с нарушением чтения и письма адекватные средовые условия с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

 

2.  Планируемые результаты освоения Программы.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

У обучающихся будут сформированы:

-умения высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

-умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватное восприятие  оценки своей работы  учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-основных типов  учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответ­ствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы:

-умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-умения представлять информацию в виде схемы, таблиц;

-умения делать выводы на основе анализа объектов;

-умения  обобщать и классифицировать по  значимым признакам;

-умения ориентироваться в речевом материале;

-умения  строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-умения выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-умения использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

У обучающихся будут сформированы:

-умения слушать и понимать других;

-умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-умения оформлять свои мысли в устной форме;

-умение работать в паре.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-умения учитывать позицию собеседника (партнера);

-умения организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем.

-умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умения проявлять  чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-умения понимать  причины успешности/неуспешности  своей учебной деятельности;

-умения  адекватно оценивать себя на основе критериев «хорошего ученика»;

-уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.

-способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника;

-адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы.

Предметные

У обучающихся будут сформированы:

-умения составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

-умения анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

-умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;  различать предлоги и приставки в  устной и письменной речи;

-умения подбирать проверочные слова с целью правильного написания слов с безударной гласной.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-умения составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;

-умения списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

-умения писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

- ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

 

К концу обучения по Программе ребёнок должен знать:

– определения понятий «звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог»;

– гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита;

– отличия между собой: звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений;

– графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения

 

К концу периода обучения по Программе учащийся, посещающий логопедические занятия, должен уметь:

– проводить звукобуквенный анализ и синтез слов;

- определять ударные и безударные гласные, слоги;

– различать гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные);

– обозначать мягкость согласных гласными, мягким знаком;

– различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

– подбирать слова на заданный звук;

– сравнивать слова со сходными звуками;

– графически правильно обозначать звуки, слоги и слова;

-определять в словах место и последовательность заданного звука (гласных и согласных звуков);

– определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

- производить слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений

- различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

– составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

– восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

– без ошибок писать слуховые и зрительные диктанты.

 

По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

1.                  Различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;

2.                  Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

3.                  Различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

4.                  Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

5.                  Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

6.                  Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

 

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:

1.                  Различать предложение, словосочетание, слово;

2.                  Анализировать слова по звуковому составу;

3.                  Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

4.                  Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);

5.                  Писать под диктовку предложения и тексты;

6.                  Правильно читать вслух целыми словами;

7.                  Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

8.                  Отвечать на вопросы по прочитанному;

9.                  Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

10.              Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

11.              Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:

1.                  Производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

2.                  Дифференцировать звуки по акустическому сходству;

3.                  Оптически правильно обозначать звук буквой;

4.                  Подбирать к слову родственные слова;

5.                  Владеть навыками словообразования и словоизменения;

6.                  Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;

7.                  Дифференцировать предлоги и приставки;

8.                  Составлять распространенные предложения;

9.                  Определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;

10.              Составлять план связного высказывания.

По окончании 4 класса:

1.                  Должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);

2.                  Учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

3.                  Учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

4.                  Учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

5.                  Учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

6.                  Учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

7.                  Учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно сопоставлять, и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста небольшое

Система оценки результатов:

На индивидуальное логопедическое сопровождение зачисляются учащиеся 1-4 класса, проходящие обучение по АООП НОО в групповой форме. Основанием являются большое количество ошибок, связанных с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза, выявленных по методике «Классификация специфических ошибок письма (по Садовниковой И.Н.)», имеющие трудности в чтении и нарушение звукопроизношения.

Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводится на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.

При условии успешной реализации данной Программы наблюдается положительная динамика в развитии письменной речи. При усвоении индивидуальной Программы ребёнок продолжает обучение по АООП НОО в групповой форме до конца срока, рекомендованного ПМПК.

При не усвоении Программы возможна коррекция индивидуального календарно-тематического плана работы на любом этапе.

 

3.  Содержание коррекционно-логопедической работы.

Общая характеристика учебного курса

В коррекционно-логопедической работе применяется аналитико-синтетический звуковой метод ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления, речи. Это реализуется с помощью следующих методических приемов:

а) акцентированное последовательное воспроизведение звуков - фонем в слове, произносимом или воспринимаемом на слух;

б) произнесение выделенных звуков в чистом виде;

в) характеристика их дифференциальных признаков;

г)формирование или актуализация в памяти графических образов букв (печатных и письменных), соответствующих выделенным звукам-фонемам;

д) перекодирование буквенной формы слова в звуковую (при чтении) и наоборот – звуковой в буквенную (при «печатании», письме по памяти или под диктовку);

е) сам процесс воссоздания буквенной (письменной) формы слова с помощью определенных движений руки и в определенной последовательности (по алгоритмам) (Агаркова Н.Г., 2012).

 

Основные принципы аналитико-синтетического метода обучения грамоте реализуются  в следующих подходах:

1.                  С точки зрения формирования личности обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер;

2.                  С точки зрения психолого-лингвистического подхода:

– обучение опирается на живую речь учащихся, имеющийся у них речевой опыт, включает систему развития речи (автоматизируется на этапе индивидуально для каждого учащегося);

– за основу аналитико-синтетической работы берется звук, только после этого буква вводится как обозначение звука на письме. Звук выделяется из живой речи (при необходимости ставится фонетически правильный звук), наблюдается в сильных позициях слова, в связи с другими звуками, соотносится с буквой;

– усиленное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков и развитию речевого слуха;

– в качестве единицы чтения и письма берется слог-слияние. На первоначальном этапе школьники учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чтении на следующую за согласным букву, а при записи слога – на характер произнесения согласного звука (мягкость-твердость). Последовательность введения слоговых структур обусловливается их доступностью для чтения, нарушенным типом слоговой структуры конкретного учащегося;

– особое внимание уделяется слоговому анализу и синтезу, чтению слогов, использованию слоговых таблиц;              

 – осуществляется звукослоговой анализ слова, в процессе которого выделяются звуки, устанавливается их количество и последовательность, определяется взаимосвязь между звуками слова.

3.             С точки зрения организационного подхода:

– устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частному принципу). Порядок изучения звуков и букв определяется индивидуально для каждого учащегося.

4.             С точки зрения приемов обучения осуществляется:

– индивидуальный подход к учащимся, основанный на различных особенностях учащихся, актуальным развитием и различной степенью готовности к обучению каждого ученика;

– вводятся элементы моделирования. Используются модели предложений, слов, слогов.

 

В содержании заложена одновременная системная направленность на развитие дефицитарных видов восприятия (слухового, зрительного, кинестетического), языковой и мыслительной деятельности детей, психических процессов (внимание, восприятие, память, операции анализа и синтеза, классификации, обобщения, противопоставления и т.д.) и графо-моторных навыков.

 

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н.Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

- ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ-синтез);

- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез)

 

Основное содержание коррекционно-логопедического обучения на этапе овладения грамотой учащихся с нарушениями речи определяется в трех основных направлениях:

1.                   Коррекционная работа на фонетическом уровне:

·      Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата. Коррекция звукопроизношения;

·      Звуковой (фонематический) анализ слов (простые и сложные формы звукового анализа);

·      Обозначение мягкости согласных на письме (два способа: посредством гласных I ряда и посредством буквы Ь);

·      Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство (рукописные буквы б/д, о/а)

 

·      Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (гласные Ё/Ю (О/У), звонкие и глухие парные согласные (В\Ф, Б/П, Д/Т, Дь/Ть, З/С, Г/К, Ж/Ш), оглушение звонких согласных, свистящие и шипящие (С/Ш, З/Ж, Сь/Щ),  соноры (Р/Л, Рь/Ль, заднеязычные (К/Г/Х), аффрикаты (С/Ц, Ч/Ть, Ч/Щ, Ц/Ч)

2.                       Коррекционная работа на лексическом уровне:

·      Выявление активного словарного запаса учащегося;

·      Уточнение и расширение словарного запаса учащихся (слова «сорняки», «приятели» (синонимы), «неприятели» (антонимы), «близнецы» (омонимы), многозначные слова);

·      Слоговой анализ и синтез слов;

·      Типы слогов;

·      Ударение в слове, схемы слого-ритмической структуры слов;

·      Безударные гласные;

·      Состав слова (морфемный анализ и синтез слов), формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов;

·      Корень слова;

·      Сложные слова;

·      Приставка;

·      Суффикс.

·      Дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

3.                       Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

·      Словосочетание и предложение;

·      Согласование (согласование слов в числе и роде);

·      Управление (предложено-падежные конструкции);

·      Связь слов в предложении (словосочетании);

·      Предлоги;

·      Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;

·      развитие навыками самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

 

Работа начинается с развития анализа структуры текста и предложения.

 

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития в период обучения грамоте также предполагает работу по предупреждению нарушений письма и чтения путем тренировки зрительного восприятия букв, упражнений на развитие буквенного гнозиса. Учитывая психологические особенности учеников младшего школьного возраста, делается акцент на использовании игровых приемов, повышающих мотивацию обучения, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

 

 

Содержание учебного курса

Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.

I этап. Организационный этап.

1.1.       Диагностика.

1.2.       Оформление документации и планирование работы.

Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября.

Перед началом логопедической коррекционной работы проводится углублённое обследование. Данные обследования заносятся в «Речевая карта обследования учащихся с нарушениями чтения и письма (Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., 2006)» с учётом «Оценка параметров обследования при заполнении профиля речевого развития карты обследования». При обследовании используются следующие методики и методические пособия: Модифицированная методика Азовой О.И. 2011г. «Исследование языкового, анализа, синтеза и представлений», методическое пособие Азовой О.И. «Диагностика письменной речи у младших школьников», наглядное пособие О.И. Азовой «Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников», «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» И.А.Смирновой.

                 

II . Подготовительный этап.

Подготовительный период имеет свои задачи:

- приобщение ребёнка к учебной деятельности;

- усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

–выявление степени школьной готовности, подготовка к чтению и письму. дифференцированные движения ведущей руки.

2.1  Речь. Общие понятия.

Добукварный период для 1 класса или уточнение знаний и умений учащихся 2-4 класса.

Безбуквенная ступень: освоение понятий «речь, звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение, текст». и знакомство с азбукой, тренировка руки для письма. Изучение гласных звуков (а,о,и,ы,у). Артикуляционная гимнастика и постановка нарушенных звуков. Аналитический этап письма в добукварный период включает развитие мелкой моторики руки при написании элементов букв.

2.2. Развитие неречевых процессов: зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа.

2.3.Формирование пространственно-временных отношений.

 

III. Основной этап логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Постепенное усложнение материала, увеличение объёма текстов, углубление анализа содержания прочитанного и написанного.

Главные задачи основного периода:

- изучение всех звуков и букв;

- практическое усвоение правил графики;

- выработка навыка плавного послогового чтения с переходом на чтение целыми словами;

- развитие речи и мышления.

3.1.Развитие анализа и синтеза структуры текста и предложения.

3.2. Развитие слогового анализа и синтеза.

3.3.Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.

3.4.Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. Определение последовательности, количества и места звука в слове.

 

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приёмами чтения в слове гласных, прямых слогов, слогов со стечением согласных. На второй ступени учащиеся должны научиться ориентироваться в слогозвуковой структуре слов, читать слова, включающие слияния согласных и гласных звуков в разных позициях. На третьей ступени главное внимание уделяется технике чтения. Большое внимание уделяется развитию связной речи. На четвертой ступени учащиеся должны овладеть целостным синтетическим чтением.

– Обучение чтению и письму осуществляется параллельно. После ознакомления с печатной буквой (урок чтения) школьники усваивают ее рукописный вариант (урок письма).

– Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе)

 

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза на основном этапе также включает в себя:

– работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности, памяти, восприятия, внимания);

–  развитие мелкой моторики пальцев рук и автоматизация письма;

Аналитический этап письма. В букварный период включает овладение написанием и дифференциацией букв, особенно сходных по написанию.

Аналитико-синтетический этап. На данном этапе происходит усвоение соединений букв в их сочетаниях на письме и овладение техникой непрерывного письма.

Этап синтетического письма. Процесс письма автоматизирован. Основное внимание уделяется изложению мысли в структуре предложения.

– развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

– развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

 

IV. Заключительный этап.

4.1.Итоговая контрольная, диагностическая работа.

На занятиях заключительного этапа по преодолению данного вида дисграфии учащиеся параллельно с написанием контрольных (диктант, списывание) и диагностических работ могут выполнять различные задания творческого характера (проекты, поделки и др. на тему дифференциации смешиваемых на письме букв).

- закрепление полученных навыков.

- перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

    

Система занятий построена на основе индивидуального календарно-тематического планирования, с учётом речевого профиля ребёнка. Курс не рассчитан на определённое количество часов. Логопед может увеличить или уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня актуального развития ребёнка и степени нарушения речи, либо переставить последовательность тем.

 

Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Работа организуется в форме индивидуальных занятий. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи для каждого учащегося.

 

Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий

по профилактике и преодолению смешанной дисграфии,

с преобладанием нарушений языкового анализа и синтеза на учебный год.

 

п/п

Раздел

Тема и содержание

Часы

 

I этап. Организационный этап.

 

1.

Диагностика.

Определение стартовых возможностей ребёнка.

 

 

II . Подготовительный этап.

 

2.

Речь. Общие понятия.

Освоение понятий «речь, звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение, текст». и знакомство с азбукой, тренировка руки для письма.

 

3.

Развитие неречевых процессов. Развитие слухового восприятия. Работа над ритмической стороной речи.

Концентрация внимания, переключение и объём. Ритм.

 

4.

Развитие неречевых процессов. Формирование пространственно-временных отношений.

Знакомство с такими понятиями, как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра.

Формирование временных представлений по отношению к приему пищи.

Развитие пространственных представлений: «верх, низ, слева, справа, между, под, над...»

дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в окружающем пространстве; уточнение понимания и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

 

5.

Развитие неречевых процессов. Развитие зрительного восприятия, памяти.

 

Развитие зрительной памяти: а) запоминания формы предметов; б) запоминания цвета; в) запоминания последовательности и количества букв и предметов. Узнавание предметов (зрительного гнозиса);

Восприятие цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины;

 

Буквы зеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные).

Развитие буквенного гнозиса

1.Звукобуквенный состав слова.

2.Звуки и буквы О, X.

3.Звуки и буквы А, Ф.

4.Звуки и буквы М, Т.

5.Звуки и буквы П, Д.

6.Звуки и буквы Н, Ш.

7.Звуки и буквы Л, Ж.

 

 

8.Дифференциация П, Т.

9.Дифференциация Л, М.

10.Дифференциация X, Ж.

11.Дифференциация О, А.

12.Проверочная работа «Буквы зеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные)».

 

Буквы незеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные).

Развитие буквенного гнозиса

1.Звуки и буквы Б, Г

2.Звуки и буквы В, 3

3.Звуки и буквы К, С.

4.Звуки и буквы У, Щ.

5.Звуки и буквы Э, Ч.

6.Звуки и буквы Ы, Ц.

7.Звуки и буквы Р, И.

8.Звук и буква Й.

9.Буквы Ю, Е.

10.Буквы Я, Ё.

11.Ударение.

12.Дифференциация Д   Б.

13.Дифференциация Б   В.

14.Дифференциация И   У.

15.Дифференциация И   Ц.

16.Дифференциация И   Й.

17.Дифференциация И   Е.

18.Дифференциация Е   Я.

19.Дифференциация Ё   Ю.

20.Дифференциация 0   У.

21.Проверочная работа «Буквы незеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные)».

 

 

III. Основной этап

 

6.

Развитие анализа и синтеза структуры текста и предложения. Состав предложения.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Определение границ предложения. Работа над деформированным предложением. Знакомство с предлогами. Знакомство с приставками. Дифференциация предлогов и приставок. Знакомство с текстом, определение основных признаков текста.

1.Текст (описательный). Предложение. Слово   предмет.

2.Текст (повествовательный). Предложение. Слово   действие.

3.Текст (описательный). Предложение. Слово   признак.

4.Текст (описательный, повествовательный). Предложение. Слово (лексико-грамматическое значение).

 

 

5.Текст (басня). Предложение. Слово (лексико-грамматическое значение).

6.Предложение (простое нераспространенное). Согласование в числе, роде.

7.Предложение (простое распространенное). Управление беспредложное (Р.п.., В.п.; Д.п.,Т.п.).

8.Предложение (простое распространенное). Управление предложное.

9.Предложение. Предлоги места (в, на, над, под, у).

10.Предложение. Предлоги направления (из, к, от, по, из под).

11.Предложение (деформированное).

12.Слово предмет. Обобщение. Классификация.

13.Слово предмет. Антонимы. Синонимы. Омонимы.

14.Слово действие. Антонимы. Синонимы.

15.Слово признак. Антонимы. Синонимы.

16.Проверочная работа «Текст. Предложение. Словосочетание. Слово».

 

7.

Развитие слогового анализа и синтеза. Слово и слог.

Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с 1, 2, 3, 4-х сложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов. Соотнесение со слоговой схемой. (согласно этапам формирования слоговой структуры, предложенной А.К.Марковой и З.Е.Агранович)

 

8.

Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. Звук. Буква. Гласные и согласные. звуки.

Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах. (последовательность согласно этапам формирования простых звукового анализа в онтогенезе по Ткаченко Т.А.)

 

9.

Гласные I ряда. Буквы.

Знакомство с гласными I ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных I ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных I ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза. (по Ткаченко Т.А.)

 

10.

Гласные II ряда. Буквы.

Звуки согласные твердые-мягкие (1 способ смягчения).

Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

 

 

1.Звуки согласные твердые-мягкие (1 способ).

2.Диктант.

3.Дифференциация А   Я.

4.Дифференциация О   Ё.

5.Дифференциация У   Ю.

6.Дифференциация Э   Е.

7.Дифференциация Ы   И.

8.Проверочная работа «Звуки согласные твердые   мягкие (1 способ смягчения)».

 

11.

Мягкий знак. Звуки согласные твердые-мягкие (2 способ смягчения: буква Ь).

Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Работа по звукобуквенному анализу.

1.Звуки согласные твердые   мягкие (2 способ).

2.Диктант.

3.Буква Ь (функция смягчения).

4.Буква Ь (функция разделения).

5.Буква Ь (дифференциация функций).

6.Проверочная работа «Звуки согласные твердые- мягкие (2 способ смягчения)».

 

12.

Согласные звуки. Буквы.

Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов.

 

Звуки согласные твердые-мягкие (непарные).

1.Звуки согласные твердые (непарные).

Буквы Ц, Ш, Ж.

2.Звуки согласные мягкие (непарные).

Буквы Ч, Щ, Й.

3.Диктант.

4.Дифференциация Ц   С.

5.Дифференциация Ш   С.

6.Дифференциация Ж   3.

7.Дифференциация Ч   ТЬ.

8.Дифференциация Ч Щ.

9.Дифференциация Ч   Ц.

10.Дифференциация Ч   Ш.

11.Дифференциация Ш   Щ.

12.Дифференциация Й   Ц.

13.Устойчивые сочетания (ЖИ ШИ, ЧА ЩА, ЧУ ЩУ, ЧК ЧН,ЩН).

14.Проверочная работа «Звуки согласные твердые   мягкие (непарные)».

 

Звуки согласные звонкие-глухие (парные).

1.Звуки согласные звонкие-глухие (непарные).

Буквы й, м, л, н, р; х, ч, ш, ш.

2.Звуки согласные звонкие   глухие (парные).

3.Диктант.

 

 

4.Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация Б-П

5.Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация Д-Т

6.Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф

7.Звук и буква 3. Звук и буква С. Дифференциация 3-С

8.Звук и буква Ж. Звук и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш

9.Звук и буква Г. Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация Г-К-Х.

10.Проверочная работа «Звуки согласные звонкие-глухие (парные)».

 

13.

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Определение последовательности, количества и места звука в слове (последовательность согласно этапам формирования сложных форм звукового анализа в онтогенезе по Ткаченко Т.А.)

 

 

IV. Заключительный этап.

 

14.

Итоговая контрольная, диагностическая работа.

Закрепление полученных навыков. Перенос полученных знаний на различные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Примерное перспективное планирование индивидуальных занятий по коррекции произносительной стороны речи и моторики

для учащихся 1- 4-х классов с  ОНР  на учебный год.

п/п

 

Этап работы.

Логопедические занятия

Содержание работы

Задачи

Виды работ,

игры и упражнения

1.                   

Диагностика звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Выявлять дефектно произносимые звуки и нарушение в слоговой структуре слов.

 

Индивидуальная диагностика

 

Подготовительный этап.

2.                   

Общие речевые навыки. Правила речи.

1. Развивать общие речевые навыки.

2. Знакомить с понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомить с понятием темп речи.

4. Знакомить с понятием интонационная выразительность.

5. Знакомить с Правилами речи.

1. Игры на развитие дыхания: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п.

2. «В лесу», «Не разбуди Катю».

3. Скороговорки.

4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

5. «Определи с какой интонацией сказана фраза

(. ? !)», «Скажи с разной интонацией».

3.                   

В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

1. Развивать общий физический слух, умение слушать и слышать.

2. Развивать умение различать звуки окружающего мира.

3.Развивать умение различать «неречевые» звуки.

1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.

2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».

3. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

4.                   

Артикуляционные органы. Артикуляционная гимнастика для челюсти, мышц щёк, губ и языка.

 

1. Знакомить со строением артикуляционного аппарата.

2. Отрабатывать упражнения общей артикуляционной гимнастики.

- динамические упражнения;

- статические упражнения.

3. Выполнять артикуляционную гимнастику для разных групп нарушенных звуков: свистящих, шипящих, аффрикат, соноров.

 

1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.

1а)Упр. для подвижности органов артикуляции: «Улыбка-трубочка», «Качели», «Маятник», «Индюк-балаболка» и др.

1б)Силовая гимнастика:

упражнения с присоской, ватной палочкой, шпателем; сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; и др.

3. Арт.гимнастика по методике «Дерево» Е.Ф.Архиповой.

5.                   

Дыхание.  Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

1. Тренировать плавный диафрагмальный выдох. Развивать силу и длительность выдоха.

2.  Дифференцировать  ротовой и носовой вдох и выдох.

3. Знакомить с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).

4. Знакомить с понятием сила голоса (тише, громче).

1.«Надуй шарик», «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».

2.Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».

3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.

3. Дыхание с задержкой под счет.

4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».

 

Основной этап.

6.                   

Постановка звуков

Использование разных способов постановки: по подражанию, механический, смешанный.

На основе правильно произносимых звуков по методике Е.Ф.Архиповой и Т.А.Ткаченко.

7.                   

Общая моторика. Речь с движением.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Игры с передвижением под музыку.

2. Игры с мячом.

3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.

4. «Расскажи стихи руками».

8.                   

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, подвижность кисти и пальцев руки.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика с предметами.

3. Игры и задания с различными предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,  пластилин и т.д.)

 

9.                   

Продолжение постановки звука, отработка звука (автоматизация)

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

По методике Е.Ф.Архиповой и Т.А.Ткаченко.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например, закрепляется [л] исключаются [л'], если ребенок не произносит [р], [р'] - также)

 

10.               

Дифференциация звуков сходных по звучанию

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

 

По методике Е.Ф.Архиповой и Т.А.Ткаченко.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

 

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

 

Заключительный этап.

11.               

Диагностика звукопроизношения, слоговой структуры и мелкой моторики рук.

 

Динамика в произносительной стороне речи и зрительно-моторных навыках.

 

Индивидуальная диагностика


4.                  Список литературы

·                     Агаркова Н.Г. , Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению: Метод. пособие. – М.: Академкнига, 2012

·                     Азова О.И. «Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. Ч.1 и Ч2»

·                     Архипова, Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей» - М.: АСТ: Астрель, 2007.

·                     Безруких М.М. «Учимся писать буквы». – М.: Ювента, 2015.

·                     Горецкий В.Г., Федосеева Н.А. «Методическое пособие по обучению грамоте и письму». – М.: Просвещение, 1996.

·                     Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: Программно-метод. материалы. – М.: Просвещение, 2014.

·                     Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: Программно-метод. материалы. – М.: Просвещение, 2014.

·                     Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: Программно-метод. материалы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.

·                     Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2014.

·                     Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Различаю звонкие и глухие согласные. Правильно пишу: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016.

·                     Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Различаю гласные звуки. Правильно пишу: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016.

·                     Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016.

·                     Ишимова О.А., Алипченкован Н. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016. 63. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Понимаю и различаю текст, предложение, слово: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016

·                     ИшимоваО.А. Тетрадь - помощница «Чтение. От буквы к слогу и словам»  – М.: Издательство «Просвещение», 2014г.

·                     Корнеев А.Н. Ишимова О.А. «Методика диагностики дислексии у детей». -СПь ГПУ, 2010г.

·                     Лалаева Р.И. Логопедия. Методическое наследие. – В 5 кн. – Кн. 4. Нарушения письменной речи. Дислексия, дисграфия. – М.: Владос, 2003.

·                     Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2014.

·                     Садовниковой И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». . -- М.: Владос, 1997

·                     Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков: Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2007.

·                     Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза: Альбом для индивидуальных и групповых занятий. – М.: Гном, 2005.

·                     Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы» – М.: Издательство АСТ,  2016.

·                     Розова Ю.Е, Коробченко Т.В.  «Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников: учебно-методическое пособие –          М.: Редкая птица,  2017.

·                     Розова Ю.Е, Коробченко Т.В.  «Преодоление оптической дисграфии у школьников: учебно-методическое пособие –          М.: Форум: Инфа - М,  2016.

·                     Розова Ю.Е, Коробченко Т.В.  «Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте жлшкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие –          М.: Редкая птица,  2017.

·                     Розова Ю.Е, Коробченко Т.В.  «Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг: Программно-методические материалы. Ч.1 –          М.: Редкая птица,  2017.

·                     Розова Ю.Е, Коробченко Т.В.  «Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов: рабочая тетрадь. –          М.: Редкая птица,  2018.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Структура Программы 1.

Структура Программы 1.

Пояснительная записка Актуальность и перспективность программы

Пояснительная записка Актуальность и перспективность программы

АООП НОО. Программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок ведущих логопедов

АООП НОО. Программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок ведущих логопедов

Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей от 24

Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей от 24

Программа предназначена для обучающихся с общим недоразвитием речи

Программа предназначена для обучающихся с общим недоразвитием речи

Задачи: 1.Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте: - формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения; - формировать, развивать и…

Задачи: 1.Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте: - формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения; - формировать, развивать и…

Обучающиеся получат возможность для формирования: -умения учитывать позицию собеседника (партнера); -умения организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем

Обучающиеся получат возможность для формирования: -умения учитывать позицию собеседника (партнера); -умения организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем

Ожидаемые результаты: - ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка; - ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на…

Ожидаемые результаты: - ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка; - ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на…

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь : 1

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь : 1

Система оценки результатов:

Система оценки результатов:

На первоначальном этапе школьники учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чтении на следующую за согласным букву, а при записи слога – на характер…

На первоначальном этапе школьники учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чтении на следующую за согласным букву, а при записи слога – на характер…

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (гласные Ё/Ю (О/У), звонкие и глухие парные согласные (В\Ф,

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (гласные Ё/Ю (О/У), звонкие и глухие парные согласные (В\Ф,

Содержание учебного курса Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению

Содержание учебного курса Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению

Развитие анализа и синтеза структуры текста и предложения

Развитие анализа и синтеза структуры текста и предложения

Логопед может увеличить или уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня актуального развития ребёнка и степени нарушения речи, либо переставить последовательность тем

Логопед может увеличить или уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня актуального развития ребёнка и степени нарушения речи, либо переставить последовательность тем

Звуки и буквы М, Т. 5.Звуки и буквы

Звуки и буквы М, Т. 5.Звуки и буквы

Текст (описательный). Предложение

Текст (описательный). Предложение

Гласные II ряда. Буквы. Звуки согласные твердые-мягкие (1 способ смягчения)

Гласные II ряда. Буквы. Звуки согласные твердые-мягкие (1 способ смягчения)

Звуки согласные твердые-мягкие (непарные)

Звуки согласные твердые-мягкие (непарные)

Примерное перспективное планирование индивидуальных занятий по коррекции произносительной стороны речи и моторики для учащихся 1- 4-х классов с

Примерное перспективное планирование индивидуальных занятий по коррекции произносительной стороны речи и моторики для учащихся 1- 4-х классов с

Дыхание. Дыхательная гимнастика

Дыхание. Дыхательная гимнастика

Дифференциация звуков сходных по звучанию

Дифференциация звуков сходных по звучанию

Список литературы ·

Список литературы ·

ИшимоваО.А. Тетрадь - помощница «Чтение

ИшимоваО.А. Тетрадь - помощница «Чтение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2023