Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«НОВОСВЕТЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № ___________ от «____»_______ _______г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
___________Быцюта Ю.А. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ГОУ ЛНР «НОВОСВЕТЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» Олейник М.А. Приказ № __________ от «____»_______ _______г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Индивидуальный проект»
для 10 класса
Составитель:
Ревага Е.М.
учитель технологии.
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г. № 1645, 31 декабря 2015г. № 1578, 29 июня 2017г. № 613)
Программа разработана с учетом содержания следующих программных, методических и дидактических разработок, используемых в электронном виде:
1. Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.-Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.
2. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. - Москва : Просвещение, 2019.
3. Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО.-Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018.
4. Свиридова Л.Е., Комаров Б.А., Маркова О.В., Стацунова Л.М. Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь. 10-11 классы.- Москва: Просвещение, 2019.
5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015
Программа курса «Индивидуальный проект» в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования сформирован в целях создания условий для осуществления индивидуальной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на построение системы метапредметных результатов, на формирование методологического компонента содержания образования.
«Индивидуальный проект» представляет организационную форму (с соответствующим содержанием) деятельности обучающихся ( или проект) представленным в виде курса, для выбора обучающимися на уровне среднего общего образования.
Программа курса «Индивидуальный проект» обеспечивает:
Цель курса «Индивидуальный проект»:
создание условий для формирование основных методологических компетентностей у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.
Задачи курса
1. Способствовать формированию:
2.Создать условия для развития:
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю). Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Новизна курса «Основы проектной деятельности» заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение обучающихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
-знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
-представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
-знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
-составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
-иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия;
-расширять кругозор;
-обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;
-развивать творческие способности;
-развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
-на представленном материале формировать у обучающихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
-развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
-дать возможность учащимся проявить себя.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
• уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• ЛР.5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
• принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» отражают:
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
• владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;
• сформированность понятий проект, проектирование;
• владение знанием этапов проектной деятельности;
• владение методами поиска и анализа научной информации.
Основное содержание учебного предмета, курса
№п/п |
|
К-во часов |
|
|
Введение «Что такое проект» |
1 |
https://new.future4you.ru/ |
Тема 1 |
«От проблемы к цели» |
5 |
https://konstruktor-proekta.ru/ |
Тема 2 |
«Работа с каталогами» |
4 |
https://konstruktor-proekta.ru/ |
Тема 3 |
«Работа со справочной литературой» |
4 |
https://new.future4you.ru/ |
Тема 4 |
«Методы исследования» |
7 |
https://konstruktor-proekta.ru/ |
Тема 5 |
«Анализ и планирование ресурсов» |
6 |
https://konstruktor-proekta.ru/ |
Тема 6 |
«Презентация продукта» |
7 |
https://konstruktor-proekta.ru/ |
Итого |
|
34 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ урока в теме |
ТЕМА УРОКА |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
||||
1 |
1 |
Введение. Что такое проект. Виды проектов |
02.09 |
|
|
Тема 1 . «От проблемы к цели» |
|||||
2 |
1 |
Описание ситуации. Постановка проблемы |
09.09 |
|
|
3 |
2 |
. Постановка проблемы исследования |
16.09 |
|
|
4 |
3 |
От проблемы – к цели. Определение цели исследования |
23.09 |
30.09 |
|
5 |
4 |
От проблемы – к цели. Определение цели исследования |
30.09 |
07.10 |
|
6 |
5 |
Планирование ресурсов. |
07.10 |
14.10 |
|
Тема 2 «Работа с каталогами» |
|||||
7 |
1 |
Организация информации в каталоге. Виды каталогов |
14.10 |
21
10 |
|
8 |
2 |
Поиск информации в каталоге по заданному параметру |
21.10 |
|
|
9 |
3 |
Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру |
28.10 |
|
|
10 |
4 |
Поиск информации в карточном и электронном каталоге |
11.11 |
|
|
Тема 3. «Работа со справочной литературой» |
|||||
11 |
1 |
Знакомство с видами справочной литературы и способами размещения информации в справочной литературе |
18.11 |
|
|
12 |
2 |
Поиск информационных лакун. |
25.11 |
|
|
13 |
3 |
Оформление ссылок. |
02.12 |
|
|
14 |
4 |
Способы первичной обработки информации |
09.12 |
|
|
Тема 4. «Методы исследования» |
|||||
15 |
1 |
Наблюдение как способ сбора первичной информации |
16.12 |
|
|
16 |
2 |
Практическая работа: «Организация наблюдений за объектами живой природы в классе и на пришкольном участке». |
23.12 |
|
|
17 |
3 |
Эксперимент как способ получения информации |
30.12 |
|
|
18 |
4 |
Практическая работа «Постановка эксперимента» |
|
|
|
19 |
5 |
Способы обработки полученной информации |
|
|
|
20 |
6 |
Способы обработки полученной информации |
|
|
|
21 |
7 |
Работа по выбранному проекту. |
|
|
|
Тема 5. «Анализ и планирование ресурсов» |
|||||
22 |
1 |
Виды ресурсов. |
|
|
|
23 |
2 |
Ресурсы, необходимые для выполнения индивидуальных и групповых проектов. |
|
|
|
24 |
3 |
Ресурсы, необходимые для выполнения индивидуальных и групповых проектов. |
|
|
|
25 |
4 |
Создание ресурсов. Усовершенствование продукта |
|
|
|
26 |
5 |
Создание ресурсов. Разработка нового продукта. |
|
|
|
27 |
6 |
Работа по индивидуальному проекту. |
|
|
|
Тема 6. «Презентация продукта» |
|||||
28 |
1 |
Презентация как вид деловой коммуникации |
|
|
|
29 |
2 |
Планирование презентации. |
|
|
|
30 |
3 |
Как помочь аудитории воспринимать информацию |
|
|
|
31 |
4 |
Подготовка презентации проекта. |
|
|
|
32 |
5 |
Подготовка презентации проекта. |
|
|
|
33 |
6 |
Защита проекта. |
|
|
|
34 |
7 |
Рефлексия индивидуального проекта |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект».
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еетрезультаты, аргументированно ответить на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.