Рабочая программа "История"
Оценка 4.8

Рабочая программа "История"

Оценка 4.8
docx
30.11.2023
Рабочая программа "История"
рабочая История СВ МДР ТА.docx

Министерство образования Камчатского края

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский политехнический техникум»

(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.5 история

 

для ПРОФЕССИи 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

1 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск - Камчатский - 2023


Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «История» (пр. Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 в редакции от 29.06.2017 г.) в рамках освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена

Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум».

Разработчик: Макарова Юлия Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории.

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

 

ЦК общепрофессиональных дисциплин,

протокол № 1

от 21 сентября 2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

 

Методическим советом

протокол № 1

от 23 сентября 2023 г.

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА................................................ 4

2.     СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА..................................... 6

3.    условия реализации  учебноГО ПРЕДМЕТА............................................ 15 

4.    Контроль результатов Освоения учебноГО ПРЕДМЕТА........... ……16

 

 

 

 

 


1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

1.1 Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебный предмет «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

1.2 Планируемые результаты освоения:

Особое значение имеет при формировании и развитии общих компетенций: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1), организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6), исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 7).

В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб). Коды и планируемые результаты представлены в таблице1.

Таблица 1 – Коды и планируемые результаты освоения дисциплины.

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях 

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

 

На изучение дисциплины «История» по профессиям начального профессионального образования технического, естественно-научного профиля отводится максимальной нагрузки – 78 часов, в том числе 72 часа аудиторной нагрузки из них – 28 часов теоретических занятий и 44 часа практических занятий в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП по профессиям начального профессионального образования среднего профессионального образования.  В соответствии с учебным планом изучается со 2 по 3 семестр. Итоговый контроль осуществляется в конце 3 семестра в виде дифференцированного зачета.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории. Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Россия – моя история».

Программа составлена на основе учебника Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. В.  Р.  Мединского, А. О. Чубарьяна. — М.: 2023; История. Всеобщая история: 10—11-е классы: базовый уровень: методическое пособие. — Москва, 2023; История России 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. — М.: 2023; История России 11 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. — М.: 2023.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержа­ние, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. И ключевых компетенции – совокупность родовых качеств, которые важны и необходимы работникам большинства профессий и значимы для общества в целом на данном временном отрезке развития цивилизации.

В программе по дисциплине «История», реализуемой при подготовке студентов профессиям технического профиля, профильной составляющей является темы, расположенные в конце каждого раздела.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами.

Изучение регионального компонента включено в раздел 1 изучение вопроса: «Камчатка во время гражданской войны», раздел 2 изучение вопроса «Наш край в 1920-1930 гг.», раздел 4 изучение вопроса «Камчатка в годы ВОВ».

 Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку исследовательских работ в форме проектов, тему которых студенты определяют вместе с преподавателем и работают над ней в течение всего учебного года. Программа предусматривает работу студентов в среде информационных технологий, создание презентаций по темам с последующей защитой.

Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце семестра.

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета и выставляется на основании результатов выполнения контрольной работы и защиты исследовательского проекта за весь курс изучения дисциплины «История».

Программа предусматривает постоянный мониторинг образовательных достижений, обучающихся использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, подготовку виртуальной экскурсии.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы.

Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины:  для одаренных обучающихся, средний уровень обученности,  для обучающихся испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем.

Программа предусматривает реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подхода и реализацию дистанционных образовательных технологий через платформу Moodle.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- развитие критического мышления,

- информационно-коммуникативные,

- проблемные,

- проектные,

- игровые,

- групповые,

- здоровьесберегающие технологии.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа.

Учебным планом предусмотрена итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

 


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице ниже.

Таблица – Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе, дистанционные занятия на платформе Moodle

72

теоретические занятия

28

практические занятия, семинары

44

контрольные работы, в том числе промежуточная аттестация (зачет) в форме теста

0


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» 

Таблица – Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды личностных, метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой

Российской революции (1914–1922).

16

ОК 01, ОК 02, ОК 04,

ОК 05, ОК 06

 

Тема 1.1.

Россия и мир в годы Первой мировой войны

Содержание учебного материала:

1.     Новейшая история как этап развития человечества. Мир в начале ХХ в.4 Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация. Усиление борьбы ведущих держав за передел мира. Тройственный союз и Антанта.

2.     Причины и начало Первой мировой войны. Сараевское убийство. Вступление в войну России. Соотношение сил и планы сторон.

3.     Военные действия на Восточных фронтах. Операции русских войск в Восточной Пруссии и Галиции. Позиционная война и новые виды вооружения. Отступление русской армии в 1915 г. Битвы под Верденом и на р. Сомма. Брусиловский прорыв русских войск на Юго- Западном фронте. Восточный фронт в условиях революционных событий 1917 года. Выход России из войны.

4.     Российское государство и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем. Милитаризация экономики. Российское общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Нарастание дисбаланса в экономике, падение уровня жизни населения. Рост забастовочного и оппозиционного движения. Распутинщина и кризис власти. Речь Н. Милюкова.

5.     Итоги Первой мировой войны. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 05,

ОК 06,

ЛР 8, ЛР 7, МР 1, ПР 1,

ПР 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05,

ОК 06,

ЛР 1, ЛР 2, ЛР 7, ЛР 8, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 3, ПР 4, ПР 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05

ОК 01, ОК 02, ОК 04,

ОК 05, ОК 06, ПК

Теоретическое занятие:

2.   «Причины и начало Первой мировой войны. Вступление в войну европейских держав. Цели и планы сторон». Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой.

2

Практическое занятие:

«Россия и мир в годы Первой мировой войны». Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой, заполнить таблицу:

Фронт

Даты

Этапы

Боевые действия

События в тылу

Последствия

Западный фронт

 

 

 

 

 

Восточный фронт

 

 

 

 

 

2

Тема 1.2.

Великая российская революция

1917-1922 г. Первые революционные преобразования большевиков

Содержание учебного материала:

1.     Причины Великой российской революции и ее начальный этап. Нарастание революционных настроений в российском обществе. Война как революционизирующий фактор. Революционные события в Петрограде в феврале 1917 г. Система двоевластия.

2.     Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Формирование Временного правительства. Отречение Николая II.

3.     Нарастание кризисных явлений в стране весной – летом 1917 г. Программа преобразований Временного правительства. Апрельский политический кризис. Июньский политический кризис и рост популярности большевиков. Попытка установления военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова. Провозглашение России республикой. Предпарламент.

4.     Октябрьское вооруженное восстание. Первые революционные преобразования большевиков. Назревание общенационального кризиса в стране. Большевизация Советов. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Новые органы власти: ВЦИК, Совнарком. Первые декреты. Мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Конституция РСФСР. Декрет о мире. Брест-Литовский мир.

2

Теоретическое занятие:

«Великая российская революция 1917-1922 г..». Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие)

1

Практическое занятие:

«Причины Великой российской революции.» Работа с историческими источниками. Анализ источников. заполнить таблицу:

Предпосылки

Действия правительства

Действия восставших

События

Итоги

Объективные

 

 

 

 

 

Субъективные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Тема 1.3.

Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны.

Содержание учебного материала:

1.     Причины и этапы Гражданской войны в России. Причины Гражданской войны и ее характер. Выборы и разгон Учредительного собрания. Очаги гражданского противостояния осенью 1917 – весной 1918 г. Восстание Чехословацкого корпуса и формирование фронтов Гражданской войны. Создание Красной Армии. Антибольшевистские силы: состав, идеология, цели.

2.     Боевые действия на Восточном фронте. Поражение армий А.В. Колчака. Действия Н.Н. Юденича на Северо-Западе РСФСР. Формирование Добровольческой армии.

3.     «Вооруженные силы Юга России» А.И. Деникина. Поражение армии П.Н. Врангеля в Крыму.

4.     Советско-польская война 1919 – 1920 г. Причины победы большевиков в Гражданской войне. Итоги и последствия Гражданской войны в России.

5.     Внутренняя политика большевиков. Политика «военного коммунизма». Национализация торговли и промышленности. ВСНХ. Всеобщая трудовая повинность. Продразверстка. Чрезвычайные органы: ЧК, комбеды и ревкомы. Отмена товарно- денежных отношений, уравнительная оплата труда, введение карточной системы. План ГОЭЛРО.

6.     Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. «Красный» и «белый» террор. Социальная политика большевиков. Политика большевиков в области идеологии, образования культуры в годы Гражданской войны. Эмиграция и формирование Русского зарубежья.

2

Практическое занятие:

«Гражданская война и иностранная интервенция в России», «Гражданская война на Камчатке». Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), заполнить таблицу:

Участники

Социальные группы поддерживающие участников

Идеологические взгляды

События

Итоги

Белые

 

 

 

 

Красные

 

 

 

 

Зеленые

 

 

 

 

«Демократическая контрреволюция»

 

 

 

 

1

 Практическое занятие:

«Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы гражданской войны.

Работа с историческими источниками

1

Тема 1.4.

Страны Европы и Северной Америки в 1920 - 1930-е гг.

Содержание учебного материала:

1.     Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход лейбористов к власти в Великобритании. Зарождение фашистского движения в Италии; Б. Муссолини. Приход фашистов к власти и утверждение тоталитарного режима в Италии.

2.     Стабилизация 1920-х гг. Эра процветания в США. Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. и начало Великой депрессии. Проявления и социально-политические последствия кризиса. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта (цель, мероприятия, итоги). Кейнсианство. Государственное регулирование экономики.

3.     Альтернативные стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Становление нацизма в Германии. НСДАП; А. Гитлер. Приход нацистов к власти. Нацистский режим в Германии (политическая система, экономическая политика, идеология). Нюрнбергские законы. Подготовка Германии к войне. Установление авторитарных режимов в странах Европы в 1920 - 1930-х гг.

4.     Борьба против угрозы фашизма. Тактика единого рабочего фронта и Народного фронта. Приход к власти и политика правительств Народного фронта во Франции, Испании. Франкистский мятеж и гражданская война в Испании (участники, основные сражения). Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Поражение Испанской Республики.

2

Теоретическое занятие:

«Страны Европы и Северной Америки в 1920 - 1930-е гг.»

1

Практическое занятие:

«Формирование новой идеологии в странах Западной Европы». Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой, заполнить таблицу:

Вопросы

США

Франция

Великобритания

Германия

Состояние после войны

 

 

 

 

Экономика

 

 

 

 

Политика

 

 

 

 

Общество

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

 

1

Тема 1.5.

Страны Азии, Латинской Америки в 1918 - 1930-е гг.

Содержание учебного материала:

1.     Распад Османской империи. Провозглашение Турецкой Республики. Курс преобразований. Кемаля Ататюрка. Страны Восточной и Южной Азии. Революция 1925 - 1927 гг. в Китае. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая. Национально-освободительное движение в Индии в 1919 - 1939 гг. Индийский национальный конгресс. М.К. Ганди.

2.     Мексиканская революция 1910 - 1917 гг., ее итоги и значение. Реформы и революционные движения в латиноамериканских странах. Народный фронт в Чили.

2

Теоретическое занятие:

«Страны Азии, Латинской Америки в 1918 - 1930-е гг.». Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой.

2

Тема 1.6. Международные отношения в 1920 - 1930-х гг.

Содержание учебного материала:

1.     Версальская система и реалии 1920-х гг. Планы Дауэса и Юнга. Советское государство в международных отношениях в 1920-х гг. (Генуэзская конференция, соглашение в Рапалло, выход СССР из дипломатической изоляции). Пакт Бриана-Келлога. «Эра пацифизма».

2.     Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. Агрессия Японии против Китая (1931 - 1933). Итало-эфиопская война (1935). Инициативы СССР по созданию системы коллективной безопасности. Агрессивная политика Германии в Европе (оккупация Рейнской зоны, аншлюс Австрии). Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика «умиротворения» агрессора. Создание оси Берлин - Рим - Токио. Японо-китайская война. Советско-японские конфликты у оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия.

4

Теоретическое занятие:

«Международные отношения в 1920 - 1930-х гг»

2

Профессионально-ориентированное содержание:

«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений. «Достижения в области сварки в Первой мировой войне», «Развитие вооружения и военной техники в годы Первой мировой войны».  

2

Раздел 2. СССР в 1920–1930-е годы. Межвоенный период (1918–1939).

12

ОК 01, ОК 02, ОК 04

ОК 05, ОК 06

 

Примечание: *для одаренных  обучающихся, **для среднего уровня обученности, ***для обучающихся испытывающие трудности в обучении и с ослабленным здоровьем


 

Тема 2.1.

Новая экономическая политика.

Содержание учебного материала:

1.     Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-х гг. Внутренняя ситуация в стране после Гражданской войны. Социально-экономический кризис. Голод 1921–1922 гг. Крестьянские восстания (Сибирь, Тамбовщина, Поволжье). Кронштадтское восстание.

2.     Основные мероприятия нэпа. Переход к новой экономической политике (нэп). Замена продразверстки натуральным налогом. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Перемены в промышленности. Частичная денационализация. Концессии. Внутренние противоречия и кризисы новой экономической политики. Итоги экономического развития страны к концу 20-х годов. Причины свертывания нэпа.

3.     Национальная политика. Образование СССР. Предпосылки образования СССР. План «автономизации» И.В. Сталина. Ленинский план создания федерации равноправных республик. Договор об образовании СССР 1922 г. Конституция СССР 1924 г.

4.     Общественно-политическая жизнь в СССР в 20-е гг. Активизация борьбы в партийно- государственном руководстве СССР в 20-е годы. Установление однопартийной политической системы. Изъятие церковных ценностей и преследования духовенства. Активизация борьбы за власть в партии большевиков после смерти В.И. Ленина. И.В. Сталин – Генеральный секретарь ЦК партии. Курс на строительство социализма в одной стране.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05,

 ОК 6,

ЛР 6, ЛР 5, ЛР 6, МР 2,

 МР 5, МР 6, ПР 2, ПР 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 05, ОК 6,

ЛР 6, ЛР 5, ЛР 6, МР 2,

 МР 5, МР 6, ПР 2, ПР 5

Теоретическое занятие:

«НЭП (новая экономическая политика)», «Образование СССР. Внешняя политика»

2

Практическое занятие:

«СССР в 1921-1928 годы», «Сущность, основное содержание и результат вну­трипартийной борьбы в 1920 —1930-е годы», (подготовить сообщение)***

1

Тема 2.2.

Советский Союз в конце

1929-х– 1941-е гг.

Содержание учебного материала:

1.     Индустриализация в СССР. Причины, цели и источники индустриализации. Особенности индустриализации в СССР. Разработка первого пятилетнего плана. Форсированная индустриализация.  Труд заключенных.  Социалистическое соревнование. Итоги индустриализации.

2.     Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации сельского хозяйства. Сочетание добровольного принципа вступления в колхозы с административным нажимом на крестьян. «Великий перелом» и переход к сплошной коллективизации. Политика «раскулачивания». Итоги коллективизации.

3.     Итоги и цена советской модернизации. Итоги развития СССР к концу 30-х гг. Цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу.

4.     Политическая система СССР в 30-е гг. Утверждение «культа личности» Сталина. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Усиление идеологического контроля над обществом. Пионерская организация и ВЛКСМ. Массовые политические репрессии и их последствия. Конституция СССР 1936 г.

4

Теоретическое занятие:

 «Индустриализация и коллективизация в СССР», Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой

2

Практическое занятие:

Итоги и цена советской модернизации. Организация дискуссии по методу «метаплана», «Великие стройки страны. «По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих свершений» (технологическая карта 2 примерного учебно-методического комплекса)*, (подготовить презентацию по выбору одного из направлений темы)**,  (подготовить сообщение) ***

2

 

 

Тема 2.3.

Культурное пространство советского общества в 1920– 1930-е гг.

Содержание учебного материала:

1.     Социокультурное развитие СССР в период нэпа. Деятельность Наркомпроса. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Развитие системы образования. Рабфаки. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Советский авангард. Развитие советского кинематографа. С. Эйзенштейн. Развитие науки. Большевики и интеллигенция. Высылка группы интеллигенции за границу (1922 г.). «Сменовеховство» и начало массового возвращения на Родину.

2.     Завершение «культурной революции» в СССР в 30-е гг. Введение всеобщего начального обучения (1930 г.). Укрепление партийного контроля в системе образования. Развитие науки и техники. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Развитие архитектуры и скульптуры. Формирование творческих союзов. Борьба с «буржуазной» наукой и культурой, утверждение принципов «социалистического реализма». Становление и развитие естественных наук в 1930-е гг. Академия наук СССР. Выдающиеся ученые, конструкторы и их достижения. Освоение Арктики.

1

Теоретическое занятие:

«Социокультурное развитие СССР в период нэпа, культурная революция»

1

 

 

Тема 2.4.

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е

годы. СССР накануне Великой  Отечественной войны.

Содержание учебного материала:

1.       Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Г.В. Улучшение отношений с западными державами. Генуэзская конференция. Раппальский договор с Германией. Прорыв дипломатической изоляции СССР в 1924 г. «Полоса признаний». Противоречия во взаимоотношениях с западными странами. Нерешенность вопроса о долгах царского и Временного правительств. Коммунистический интернационал (Коминтерн) и ставка большевиков на развитие «мировой революции».

2.       Внешняя политика СССР в 1930-е годы и ее результативность. От курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Приход к власти в Германии нацистов. Возрастание угрозы мировой войны. Советско-американские отношения. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Заключение СССР двусторонних договоров с Францией и Чехословакией. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Неудача англо-франко-советских переговоров в августе 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол о разделе сфер влияния СССР и Германии. Советско-германский договор «О дружбе и границах». Результативность внешней политики СССР накануне войны.

3.       СССР накануне Великой Отечественной войны. Укрепление обороноспособности страны. Форсирование военного производства и освоение новой техники. Ужесточение трудового законодательства.

4.       «Зимняя война» с Финляндией и ее последствия. Изменение государственных границ СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

2

Теоретическое занятие:

«Международные отношения накануне войны».

1

Практическое занятие:

Наш край в 1920-1930-е гг. Работа с историческими источниками и исторической картой

1

Тема 2.5

Страны Европы и

Северной Америки

в 1920-е гг.

Содержание учебного материала:

1.          Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социально-экономической сфере в странах Запада. Экономический бум. Демократизация общественной жизни, возникновение массового общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.

2.          Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в европейских странах в 1920–1930-е г. Возникновение фашизма. Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало борьбы с фашизмом.

3.          Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические последствия кризиса конца 1920 – 1930 -х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК

05, ОК 06, ПК

Практическое занятие:

«Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.».  Анализ учебной и внеучебной исторической информацией,  (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой

1

Профессионально ориентированное содержание:

«Индустриализация в живописи и поэзии», «Развитие автостроение в первые пятилетки страны Советов», «Сварка в период индустриализации СССР (1929- 1940)».

1

Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая

Отечественная война. 1941–1945 годы.

16

ОК 01, ОК 02, ОК 04

ОК 05, ОК 06

Тема 3.1.

Начало Второй мировой войны. Начальный период Великой Отечественной

войны (июнь 1941

– осень 1942).

Содержание учебного материала:

1.       Причины и начало Второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. Нападение Германии на Польшу. Странная война. Разгром Франции и ее союзников. Вступление США в войну.

2.       Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Причины Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Вторжение Германии и ее союзников на территорию СССР. Характер войны. Действия группы армий «Север», «Центр» и «Юг». Сопротивление врагу и трагедия отступления. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Оборона Одессы и Севастополя. Ленинград в условиях

3.       блокады: военный и трудовой подвиг горожан. «Дорога жизни».

4.       Битва за Москву. Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Г.К. Жуков. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны.

5.       Нападение японских войск на Перл-Харбор, вступление США в войну. Формирование Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз.

6.       Перестройка внутренней жизни страны в условиях войны. Образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Помощь населения фронту. Создание дивизий народного ополчения. Перестройка экономики на военный лад. Трудовой героизм советского народа.

7.       Формирование Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз и его значение.

8.       Нацистский оккупационный режим. Движение партизан и подпольщиков.

9.       «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Концлагеря и гетто. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Положение в оккупированных странах. «Новый порядок». Нацистская политика, геноцида, холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления. Партизанская война

10.    Начало массового сопротивления врагу. Развертывание партизанского движения. Подпольщики и их борьба с врагом.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 01, ОК 02, ОК 04

ОК 05, ОК 06,

 

 

ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 5, ЛР

6, ЛР 8, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР 5, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 5

Практическое занятие:

Причины и начало Второй мировой войны. Причины и начальный период Великой

Отечественной войны. Работа с исторической картой и историческими источниками, заполнить таблицу

Дата

Битва

Итог

Значение

2

Практическое занятие:

«Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву».  Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой.

2

Тема 3.2.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).

 

 

Содержание учебного материала:

1.       Сталинградская битва. Германские военные планы на 1942 год. Мобилизация сил СССР в 1942 г. Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.

2.       Прорыв блокады Ленинграда. Значение героического сопротивления Ленинграда.

3.       Изменения повседневного быта горожан после прорыва блокады.

4.       Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Итоги и значение Курской битвы. Завершение коренного перелома в войне.

5.       Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения.

6.       Внешняя политика СССР в условиях коренного перелома в войне. СССР и союзники. Проблема открытия Второго фронта. Тегеранская конференция 1943 г. и ее решения.

4

Теоретическое занятие:

 «Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны»

2

Практическое занятие:

«Битва на Курской дуге». Работа с исторической картой,

Дата

Битва

Итог

Значение

1

Теоретическое занятие:

«Внешняя политика СССР в условиях коренного перелома в войне»

1

Тема 3.3.  

Человек и война: единство фронта и тыла.

Содержание учебного материала:

1.     «Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту.

2.     Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне.  Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу.

3.     Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.

4.     Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.

2

Практическое занятие:

«Человек и война: единство фронта и тыла»

2

 

Тема 3.4.

Человек и культура в годы Великой Отечественной войны.

Содержание учебного материала:

1.       Советская страна: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Культурное пространство в годы войны. Советский патриотизм. Советские писатели,

2.       композиторы, художники, ученые в условиях войны. Помощь мастеров культуры фронту. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.

2

Теоретическое занятие:

«Человек и культура в годы Великой Отечественной войны»

2

Тема 3.4.

 Победа СССР в Великой Отечественной войне.

Завершение Второй мировой войны.

Содержание учебного материала:

1.     Завершающий период Великой Отечественной войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и в Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной армии. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Безоговорочная капитуляция Германии.

2.     Антигитлеровская коалиция на завершающем этапе войны. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 г.: основные решения и дискуссии. Конференция Объединенных наций в Сан-Франциско. Создание ООН (июнь 1945 г.). Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.

3.     Итоги Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Источники, цена и историческое значение Победы. Решающий вклад СССР в разгром нацистской Германии.

4.     Наш край в годы Великой Отечественной войны.

5.     Разгром милитаристской Японии. Завершение Второй мировой войны. Атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.

6.     Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения на политической карте Европы. Уроки войны. Создание ООН.

4

Практическое занятие:

«Победа СССР в Великой Отечественной войне. Завершение Второй мировой войны»

Источники

Итоги

1

Практическое занятие:

«Камчатка в годы войны. Ленд-лиз». Подбор фото и видео материала подготовка презентаций по темам: «Камчатка в годы войны. Ленд-лиз», «Камчатка в годы ВОВ»***- провести исследование по теме.

1

Профессионально ориентированное содержание:

 «Искусство и агитация в годы Великой Отечественной войны»,  «Подвиг шоферов на фронте и в тылу», «Разработка новых способов сварки в годы Великой Отечественной войны».

2

Раздел 4 Формирование биполярного мира, соревнование социальных систем. Современный мир

18

1

Тема 4.1.

Послевоенное

устройство мира.

Начало «холодной войны». Ведущие

капиталистические

страны

Содержание учебного материала:

1.      Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности.

2.      Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Голод 1946 - 1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947).

3.      Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с космополитизмом. «Дело врачей».

4.       Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления разрушенного хозяйства. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Рост влияния СССР на международной арене.  От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. Начало холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание Совета экономической взаимопомощи. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. Война в Корее.

2

 

ОК 01, ОК 02, ОК 04

ОК 05, ОК 06,

 

 

 

ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6, МР 2, МР

3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 3, ПР 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6, МР 2, МР

3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 3, ПР 5

Практическое занятие:

«Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».  «Ленинградское дело», (создание презентации с последующей защитой)*, (подготовить сообщение)***.  Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой.

2

Тема 4.2.

Страны Северной Америки и Европы во второй половине XX - начале XXI в.

Содержание учебного материала:

1.     Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие постиндустриального общества. Общество потребления. Демократы и республиканцы у власти: президенты США и повороты политического курса. Социальные движения (борьба против расовой сегрегации, за гражданские права, выступления против войны во Вьетнаме). Внешняя политика США во второй половине XX начале XXI в. Развитие отношений с СССР, Российской Феддерации

2.     Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной экономики. Германское «экономическое чудо». Установление V республики во Франции. Лейбористы и консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). «Бурные шестидесятые». «Скандинавская модель» социально-экономического развития. Падение диктатур в Греции, Португалии, Испании. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг. Неоконсерватизм. Европейский союз.

3.     Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Революции второй половины 1940-х гг. и установление коммунистических режимов. СЭВ и ОВД. Достижения и проблемы социалистического развития в 1950-е гг. Выступления в ГДР (1953), Польше и Венгрии (1956). Югославская модель социализма. Пражская весна 1968 г. и ее подавление. Движение "Солидарность" в Польше. Перестройка в СССР и страны восточного блока. Революции 1989 - 1990 гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Распад ОВД, СЭВ. Образование новых государств на постсоветском пространстве. Разделение Чехословакии. Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.  Развитие восточноевропейских государств в XXI в. (экономика, политика, внешнеполитическая ориентация, участие в интеграционных процессах).

1

Теоретическое занятие:

«Страны Северной Америки и Европы во второй половине XX - начале XXI в.»

1

Тема 4.3.

Страны Азии, Африки во второй половине XX - начале XXI в.: проблемы и пути

модернизации.

Содержание учебного материала:

1.       Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и провозглашение национальных государств в регионе. Китай: провозглашение республики; социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и маоизм; экономические реформы конца 1970-х - 1980-х гг. и их последствия; современное развитие. Разделение Вьетнама и Кореи на государства с разным общественно-политическим строем. Индия: провозглашение независимости; курс Неру; внутренняя и внешняя политика современного индийского государства.

2.       Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к лидерству. Восстановление суверенитета страны. Японское "экономическое чудо". Новые индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея).  Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие, достижения и проблемы модернизации. Иран: реформы 1960 - 1970-х гг.; исламская революция. Афганистан: смена политических режимов, роль внешних сил. Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути развития; внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце XX – начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии.

3.       Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости ("год Африки", 1970 - 1980-е гг.). Выбор путей развития. Попытки утверждения демократических режимов и возникновение диктатур. Организация Африканского единства. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке.

 

 

 

 

 

2

Теоретическое занятие:

«Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии»

1

Теоретическое занятие:

«Гражданские войны и этнические конфликты в Африке»

1

Тема 4.4.

Страны Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI в.

Содержание учебного материала:

1.     Положение стран Латинской Америки в середине XX в.: проблемы внутреннего развития, влияние США. Аграрные реформы и Националреформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской Америки. Революции конца 1960-х - 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа). "Левый поворот" в конце XX в.  Международные отношения во второй половине XX - начале XXI в. Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский) кризис). Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме.

2.     Разрядка международной напряженности в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств - участников ОВД в Чехословакию. Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.).

3.     Международные отношения в конце XX - начале XXI в. От биполярного к многополюсному миру. Региональная и межрегиональная интеграция. Россия в современном мире: восстановление лидирующих позиций, отстаивание национальных интересов. Усиление позиций Китая на международной арене. Военные конфликты. Международный терроризм. Мировое сообщество и роль России в противостоянии угрозам и вызовам в начале XX в.

1

Теоретическое занятие:

« Страны Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI в.»

1

Тема 4.5.

 СССР в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг

Содержание учебного материала:

1.     Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере. XX съезд партии и разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Утверждение единоличной власти Хрущева.

2.     Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Образование и наука. Приоткрытие железного занавеса. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Неофициальная культура. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат.

3.     Социально-экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.

4.     Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.

5.     XXII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы

образования. Пенсионная реформа и жилищного строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.

6.     Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах третьего мира.

7.     Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева.

4

Теоретическое занятие:

«СССР в 1950-х — начале 1960-х годов»

2

Практическое занятие:

«Международные отношения».  Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой.

1

Практическое занятие:

«Развитие культуры»,  (сообщения по теме*** провести исследование, подготовка презентации***)

1

Тема 4.6.

Советское государство и общество в середине 1960-х - начале

1980-х гг

Содержание учебного материала:

1.     Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».

2.     Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление темпов развития. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

3.     Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.

4.     Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие). Диссидентский вызов. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.

5.     Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов.

6.     Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.

2

Практическое занятие:

«Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Внешняя

политика СССР в середине 60-х – начале 80-х гг.» Работа с историческими источниками

2

Тема 4.7.

Политика

«перестройки».

Распад СССР

(1985–1991 гг.)

Содержание учебного материала:

1.     Политика перестройки. Распад СССР (1985-1991). Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.

2.     Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения.

3.     Новое мышление М.С. Горбачева. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной войны. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов - высший орган государственной власти. I съезд народных депутатов СССР и его значение. Демократы первой волны, их лидеры и программы.

4.     Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиции республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап перестройки: 1990-1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание.

5.     Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие). Диссидентский вызов. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.

6.     Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Углубление политического кризиса.

7.     Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР. Превращение  кономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов. Разработка союзным и российским

8.     руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.

9.     Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной арене

4

Теоретическое занятие:

«Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)»

2

Практическое занятие:

Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Дебаты «за» и «против».  Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с презентациями

2

Тема 4.8.

Развитие науки и культуры во второй половине XX - начале XXI в.

Содержание учебного материала:

1.     Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология, медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Информационная революция. Интернет.

2.     Течения и стили в художественной культуре второй половины XX - начала XXI в.: от модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии, концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодежная культура.

2

Практическое занятие:

«Развитие науки и культуры во второй половине XX - начале XXI в.».  Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с презентациями.

1

Профессионально ориентированное содержание:

Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие).  «Как ремонтировали машины в СССР?»  Советские сварщики на службе Родине.  Успехи и проблемы рыбной отрасли на Камчатке.

1

Раздел 5. Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации

10

 

Тема 5.1.

Становление

новой России

(1992–1999 гг.)

Содержание учебного материала:

1.       Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ.

2.       Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.

3.       Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Взаимоотношения центра и субъектов Федерации. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

4.       Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия.

5.       Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода средств массовой информации (далее - СМИ). Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.

6.       Новые приоритеты внешней политики. Россия - правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военнополитическое сотрудничество в рамках СНГ.

7.       Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина

2

ОК 01, ОК 02, ОК 05,

ОК 06, ПК…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 7, ЛР 8, ЛР 9, ЛР 10,

ЛР 11, ЛР 12, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР «, ПР 3, ПР 4, ПР 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 02, ОК 04, ОК 05,

ОК 06

 

 

 

 

 

ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 7, ЛР 8, ЛР 9, ЛР 10,

ЛР 11, ЛР 12, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР «, ПР 3, ПР 4, ПР 5

Теоретическое занятие:

«Становление новой России (1992–1999 гг.)»

1

Практическое занятие:

«Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Занятие с использованием музейнопедагогических технологий»

1

Тема 5.2.

Современный

мир. Глобальные

проблемы

человечества

Самостоятельная работа обучающегося: подготовить материал для участия в дискуссии

1.     Современный мир. Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение ядерного оружия. Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. Эпидемии в современном мире. Процессы глобализации и развитие национальных государств. Внешняя политика США конце XX - начале XXI в. Развитие отношений с Российской Федерацией. Европейский союз.

2.     Разделение Чехословакии. Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Развитие восточноевропейских государств в XXI в. (экономика, политика, внешнеполитическая ориентация, участие в интеграционных процессах).

3.     «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве. Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии. "Левый поворот" в Латинской Америке в конце XX в.

4.     Развитие науки и культуры во второй половине XX - начале XXI в. Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология, медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Информационная революция. Интернет.

5.     Течения и стили в художественной культуре второй половины XX - начала XXI в.: от модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии, концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодежная культура

2

Практическое занятие:

««Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах.» Работа с историческими источниками.

1

Практическое занятие:

«Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический прогресс.»

Дискуссия по методу «метаплана»

1

Тема 5.3.

Россия в XXI веке:

вызовы времени и

задачи

модернизации

 

 

Содержание учебного материала:

1.     Россия в XXI в.: вызовы времени и задачи модернизации. Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990-х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм. Создание Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа

2.     Экономический подъем 1999 -2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005) и продолжение (2018) реализации приоритетных национальных проектов.

3.     Президент Д.А. Медведев, премьер -министр В.В. Путин. Основные направления внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.

4.     Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других). Конституционная реформа (2020).

5.     Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда

6.     спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014), успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их последствия для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа России миру.

7.     Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военно -патриотические движения. Марш «Бессмертный полк». Празднование 75 -летия Победы в Великой Отечественной войне (2020).

8.      Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Утверждение новой Концепции внешней политики Российской Федерации (2000) и ее реализация. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Односторонний выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и последствия для России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.

4

Практическое занятие:

« Развитие политической системы России в начале XXI в. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в.» Работа с историческими источниками.

1

Практическое занятие:

«Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в современном мире.», «Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией» Работа с историческими источниками

1

Практическое занятие:

«Экономические реформы 1990 –х годов в России: основные этапы и результаты»

2

Тема 5.4.

Современный мир.

Содержание учебного материала:

1.     Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение ядерного оружия.

2.     Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. Эпидемии в современном мире.

2

Практическое занятие:

«Современный мир».  Анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), работа с исторической картой. «Защита проектов»

1

Профессионально ориентированное содержание:

Международное сотрудничество и противостояние в спорте. Достижения российских спортсменов. «Двадцать лет спустя: как изменился российский автопром с 2000 года», «Повелители огня и металла. Тонкости профессии после реформы»

 

 

1



3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, исторические карты, презентации, DVD диски.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1 Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. В.  Р.  Мединского, А. О. Чубарьяна. — М.: 2023; История. Всеобщая история: 10—11-е классы: базовый уровень: методическое пособие. — Москва, 2023; История России 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. — М.: 2023; История России 11 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. — М.: 2023.

2 Интернет- ресурсы:

1      Электронно-библиотечная система IPRbooks,

2      Библиотека Гумер: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info.

3      Библиотека Исторического факультета МГУ: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm,

4      Библиотека социал-демократа: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.plekhanovfound.ru/library,

5      Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам: [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. bibliotekar. Ru.

 

 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

            Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и исследовательских работ, тестирования, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Таблица 3 – Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

Формы и методы контроля результатов обучения

Усвоенные знания:

1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории,

2) периодизацию всемирной и отечественной истории,

3) современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории,

4)  основные исторические термины и даты,

5)  особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

Освоенные умения:

1) анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд),

2) различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения,

3) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений,

4) результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, проекта

Формы: текущее и итоговое тестирование, самоконтроль, практические работы, семинарские занятия

Методы: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменный  опрос (тест, диктант основных понятий темы и др.), дискуссия, анализ проблемных ситуаций по теме, отчет по самостоятельной работе, составление схем и таблиц, защита рефератов, презентаций, проектов

Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных настоящей программой

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Камчатского края

Министерство образования Камчатского края

Программа разработана на основе требований

Программа разработана на основе требований

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 1

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержа­ние, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержа­ние, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные…

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 01, ОК 02,

ОК 02, ОК 04, ОК 05 ОК 01, ОК 02,

План ГОЭЛРО. 2. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в

План ГОЭЛРО. 2. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в

Практическое занятие: «Формирование новой идеологии в странах

Практическое занятие: «Формирование новой идеологии в странах

Тема 2.1. Новая экономическая политика

Тема 2.1. Новая экономическая политика

ОК 05, ОК 6, ЛР 6, ЛР 5, ЛР 6,

ОК 05, ОК 6, ЛР 6, ЛР 5, ЛР 6,

ОК 05, ОК 6, ЛР 6, ЛР 5, ЛР 6,

ОК 05, ОК 6, ЛР 6, ЛР 5, ЛР 6,

Формирование Антигитлеровской коалиции

Формирование Антигитлеровской коалиции

Тема 3.3. Человек и война: единство фронта и тыла

Тема 3.3. Человек и война: единство фронта и тыла

Тема 3.3. Человек и война: единство фронта и тыла

Тема 3.3. Человек и война: единство фронта и тыла

МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 3,

МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 3,

МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 3,

МР 4, МР 6, ПР 1, ПР 2, ПР 3,

Запуск первого спутника Земли.

Запуск первого спутника Земли.

КВН и другие). Диссидентский вызов

КВН и другие). Диссидентский вызов

Коммунистической партии РСФСР

Коммунистической партии РСФСР

Камчатке. 1 Раздел 5

Камчатке. 1 Раздел 5

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06

ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06

МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР «,

МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР «,

МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР «,

МР 3, МР 4, МР 6, ПР 1, ПР «,

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023