Содержание рабочей программы
№ п/п |
Содержание |
стр.
|
1 |
Пояснительная записка |
3 |
2 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса |
4 |
3 |
Содержание учебного предмета |
5 |
4 |
Тематическое планирование с указанием количества часов
|
7 |
5 |
Лист изменений и дополнений |
9 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории России для учащихся 7А, 7Б классов составлена в соответствии с :
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ;
Основной образовательной программой МБОУ СОШ №14 г. Яровое Приказ № 96 от 01.06. 2015г.;
ПОЛОЖЕНИЕМ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
МБОУ СОШ №14 г. Яровое Алтайского края.
Всеобщая история. История нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов
В результате изучения курса учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Планируемые результаты освоения учебного курса
по истории Нового времени XIX — начала ХХ вв.
Целью изучения всеобщей истории в 9 классе является базовая историческая подготовка и социализация учащихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Нового времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления мировой цивилизации. В этот период зарождаются и формируются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации учащихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов.
Работа с учебно-методическим комплектом будет способствовать активизации познавательной деятельности школьников, активному применению ими исторических знаний в учебной и социальной деятельности.
Методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Авторы методического пособия особое внимание уделяют направленности учебного процесса на реализацию требований к результатам обучения и освоения курса «Всеобщая история» в основной школе.
Личностные
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
— сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;
— осознание российской идентичности в поликультурном социуме;
— сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;
— развитие чувства личности;
— система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;
— предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.
Метапредметные
— освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
— готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
— овладение навыками работы с информацией.
Предметные
— знание основных дат, этапов и ключевых событий всеобщей истории XIX — начала XX в.; выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
— сформированность умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов, происходивших в XIX — начале XX в.; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);
-сформированность умений, используя легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
— сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;
— сформированность умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которого он относится; описывать
вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);
— сформированность умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;
— сформированность умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);
— сформированность умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
— сформированность умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях XIX — начала XX в., показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
— сформированность умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;
— сформированность умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов;
— сформированность умений выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;
— сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям XIX — начала XX в., достижениям мировой культуры;
— сформированность умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Содержание курса
«Всеобщая история. История Нового времени» в 9 классе
Промышленный переворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельское хозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция. Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, его черты. Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма.
Новые тенденции в экономическом развитии индустриальных стран. Монополистический капитализм и особенности его проявления в разных странах. Появление новых форм производства, торговли и кредита. Развитие банковской системы, введение золотого стандарта, экспорт капиталов. Интеграция мировых рынков. Экономические кризисы. Усиление экономического соперничества между великими державами.
Расширение спектра общественных движений: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, реформизм, анархизм. Рабочее движение и профсоюзы. Международное рабочее движение. I и II Интернационалы.
Колониальные империи (британская, французская, испанская, португальская, голландская, бельгийская). Доминионы. Колонии и зависимые страны. Колониальная политика Германии, США и Японии. Историческая роль колониализма.
Франция в период консульства. Первая империя во Франции. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Поход в Россию. «Сто дней» Наполеона. Битва при Ватерлоо. Крушение наполеоновской империи.
Венский конгресс и Венская система международных отношений. К. Меттерних. Священный союз. Противостояние консервативных и либеральных монархий. Восточный вопрос в 30–40-е гг. XIX века. Крымская война. Национальные и колониальные войны.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1849 гг.
Европейские революции 1830–1831 гг. и 1848–1849 гг. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений и партий. Возникновение марксизма. Борьба за избирательное право.
Великобритания. «Мастерская мира»: социальное и экономическое развитие. Фритредерство. Чартизм. Либеральный и консервативный политические курсы. Парламентские реформы. У. Гладстон. Б. Дизараэли. Г. Пальмерстон. Д. Ллойд-Джордж. Ирландский вопрос. Расширение колониальной империи. Викторианская эпоха. Формирование британской нации.
Франция. Вторая империя. Политика бонапартизма. Наполеон III. Политическое развитие и кризис Третьей Республики. Франко-прусская война и ее последствия.
Движение за национальное единство и независимость Италии. Рисорджименто. Д. Гарибальди. Образование единого государства в Италии. К. Кавур.
Политическая раздробленность германских государств. Войны за объединение Германии Создание Германской империи. Внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка. Колониальная политика. Вильгельм II. Новый политический курс.
Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического развития и политического устройства. Кризис Австрийской империи. Провозглашение конституционной дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867 г.). Император Франц-Иосиф.
Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великих держав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировой политики.
Увеличение территории США. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие США в первой половине XIX в. Политическая борьба в начале XIX в. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. Доктрина Монро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
Борьба за независимость и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. С. Боливар. Мексиканская революция.
Особенности экономического развития Латинской Америки. Судьба индейцев. Межгосударственные конфликты.
Традиционные устои Османской империи и попытки проведения реформ. Младотурки и младотурецкая революция.
Завершение завоевания Индии англичанами. Индийское национальное движение и восстание сипаев. Ликвидация Ост-Индской компании. Объявление Индии владением британской короны. Экономическое и социально-политическое развитие Индии во второй половине XIX века. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.
Китай в период империи Цин. Опиумные войны. Гражданская война тайпинов. Политика самоусиления Китая и начало модернизации страны. Движение ихэтуаней. Синьхайская революция 1911 г. Сунь Ятсен и создание Гоминьдана.
Кризис Сегуната Токугава. Открытие Японии. Преобразования эпохи Мейдзи. Превращение Японии в великую державу.
Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движение. Суэцкий канал. Англо-бурская война.
Военные союзы в Европе и назревание общеевропейского кризиса. Колониальная политика европейских государств. Международное соперничество и войны западных стран в начале ХХ века. Русско-японская война. Возникновение Тройственной Антанты. Марокканские кризисы. Боснийский кризис. Балканские войны. Июльский кризис 1914 года и начало Первой мировой войны.
Новая научная картина мира. А. Эйнштейн. Путешествия и развитие географических знаний. Открытия в астрономии, химии, физике. Биология
и эволюционное учение. Ч. Дарвин. Революция в медицине. Л. Пастер. Р. Кох. Гуманитарные и социальные науки. Начальное и общее образование. Женское образование. Немецкая университетская революция. А. Гумбольдт. Распространение идеи университета за пределы Европы.
«Золотой век» европейской культуры. Художественные стили и направления в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и музыке. Культура модерна. Зарождение массовой культуры. Возрождение Олимпийских игр. Кинематограф.
Духовный кризис индустриального общества. Декаданс.
Тематическое планирование История России
№ урока |
Тема раздела, урока
|
Кол-во часов |
Вид и форма контроля |
|
1 |
Введение: «Долгий» XIX век
|
1 |
Доклад Учительский, взаимоконтроль |
|
Тема 1 Начало Индустриальной эпохи (9ч) |
|
|||
2 |
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в.
|
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
3 |
Меняющееся общество |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
|
4 |
Политическое развитие мира в XIX — начале ХХ в. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
|
5-6 |
«Великие идеологии» |
2 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
7 |
Образование и наука |
1 |
Творческая работа |
|
8-9 |
XIX век в зеркале художественных исканий |
2 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
10 |
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
|
Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (8 ч) |
|
|||
11- 12 |
Консульство и империя Наполеона Бонапарта |
2 |
Творческая работа |
|
13 |
Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
14 |
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
15 |
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии |
2 |
Взаимоконтроль. Внутригрупповой контроль |
|
16 |
Германия в первой половине XIX в. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
|
17 |
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
18 |
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост |
2 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. (3 ч) |
|
|||
19 |
Страны Азии в XIX — начале ХХ в. |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
20 |
Африка в XIX — начале ХХ в. |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
21 |
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. (9 ч) |
|
|||
22 |
Англия до Первой мировой войны |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
23 |
Франция: Вторая империя и Третья республика |
2 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
24 |
Германия на пути к европейскому лидерству |
1 |
Самост.работа Учительский, взаимоконтроль |
|
25 |
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны
|
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
26
|
Италия: время реформ и колониальных захватов |
1 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
27-28 |
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры
|
2 |
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
29-30
|
Международные отношения в XIX — начале ХХ вв |
2
|
Опрос Учительский, взаимоконтроль |
|
31-32
|
Основные итоги истории XIX — начала ХХ в. (повторительно-обобщающие уроки)
|
2 |
Взаимоконтроль, самоконтроль |
|
33-35 |
Резерв
|
3 |
Подготовка и повторение |
Список литературы:
1. Всеобщая история. История нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций/ М.Л. Несмелова-М.: Просвещение, 2020.
2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 класса.- М.: Просвещение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.