Содержание рабочей программы
№ п/п |
Содержание |
стр.
|
1 |
Пояснительная записка |
3 |
2 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса |
4 |
3 |
Содержание учебного предмета |
6 |
4 |
Тематическое планирование с указанием количества часов
|
8 |
5 |
Лист изменений и дополнений |
11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории России для учащихся 9А, 9Б классов составлена в соответствии с :
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ;
Основной образовательной программой МБОУ СОШ №14 г. Яровое Приказ № 96 от 01.06. 2015г.;
ПОЛОЖЕНИЕМ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА МБОУ СОШ №14 г. Яровое Алтайского края.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : А. А. Данилов,
Цели и задачи изучаемого курса
-Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
-Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
-Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов
Планируемые образовательные результаты изучения
содержания курса «История России» (9 класс)
Личностные:
· освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России
(на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.);
· уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
· эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· уважение к истории, культурным и историческим па-
мятникам;
· гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство
гордости за свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
· устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
· уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
· уважение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
· эмпатия как осознанное понимание и сопереживание
чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
· формирование коммуникативной компетентности,
умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
· готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные:
· самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
· планировать пути достижения целей, устанавливать
целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
· уметь самостоятельно контролировать своё время и
управлять им;
· адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
· организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
· осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
· работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
· в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· ставить проблему, аргументировать её актуальность;
· выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
· делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
· структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные:
· представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
· знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
· представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
· ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
· представление об основных течениях общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);
· установление связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);
· определение и использование основных исторических понятий периода;
· установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
· установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
· анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);
· анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры —Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины,К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели —К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;
-сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России(крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
-определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории(фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
-систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к
оценке социальных явлений;
· представление о культурном пространстве России XIX в., осознание роли и места культурного наследия
Объем учебного времени: 46 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.
Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине ХIXвека
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала
XIX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа .Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Тематическое планирование
|
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч) |
||
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Глава I. Россия в первой четверти XIX в. (10 ч) |
|||
1 |
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
2 |
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
3 |
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
4 |
Отечественная война 1812 г. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
5 |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813— 1825 гг. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
6 |
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
7 |
Национальная политика Александра I. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
8 |
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
9 |
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
10 |
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы I
|
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
Глава II. Россия во второй четверти XIX в. (9 ч) |
|||
11 |
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
12 |
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
13 |
Общественное движение при Николае I. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
14 |
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
15 |
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. |
1 |
Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский |
16 |
Крымская война 1853—1856 гг. |
1 |
Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский |
17-18 |
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. |
2 |
Учительский, взаимоконтроль |
19 |
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы II |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ (8 ч) |
|||
20 |
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
21 |
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
22 |
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация |
1 |
Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский |
23 |
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
24 |
Общественное движение при Александре II и политика правительства |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
25 |
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
26 |
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
27 |
Урок 27. Повторительно-обобщающий урок по материалам главы III
|
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
Глава IV. Россия в 1880—1890-е гг. (10 ч) |
|||
28 |
Александр III: особенности внутренней политики |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
29 |
Перемены в экономике и социальном строе |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
30 |
Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
31 |
Национальная и религиозная политика Александра III
|
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
32 |
Внешняя политика Александра III |
1 |
Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский |
33-35 |
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. |
3 |
Учительский, взаимоконтроль |
36 |
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
37 |
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы IV |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
Глава V. Россия в начале XX в. (9 ч) |
|||
38 |
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития |
1 |
Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский |
39 |
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.
|
1 |
Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский. |
40 |
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. |
1 |
Внутригрупповой и самоконтроль учащихся |
41 |
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.
|
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
42 |
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
43 |
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина |
1 |
Внутригрупповой и самоконтроль учащихся |
44 |
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
|
1 |
Внутригрупповой и самоконтроль учащихся |
45 |
Серебряный век русской культуры |
1 |
Внутригрупповой и самоконтроль учащихся |
46 |
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы V |
1 |
Учительский, взаимоконтроль |
Список литературы:
1. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е.
2. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов,А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. —М. : Про-свещение,2018
3. Барыкина И. Е История России. Поурочные рекомендации. 9 класс :пособие для учителей общеобразоват. организаций /И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2015.
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы ________/Ж.А. Грицай/
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу по истории
для 9 класса
№ п/п |
Дата |
Характеристика изменений
|
|
|
|
|
|
|
Основание
|
|
Учитель: /Ф.И.О./
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.