ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2022-2023 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель программы: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Задачи:
- развитие интереса к изобразительной деятельности,
- формирование умений пользоваться инструментами,
- обучение доступным приемам работы с различными материалами,
- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
- развитие художественно-творческих способностей,
- развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное в окружающем мире,
- формирование у детей наглядно-образного и логического мышления.
Краткая характеристика предмета:
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети выражают себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью. Во время занятий педагог рисует для ребенка и вместе с ним, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.). На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.
Срок реализации программы - 1 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«Изобразительная деятельность» как систематический курс включает в себя основные виды деятельности: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка. Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих элементарных умений. Обучающими задачами является необходимость вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Формами обучения – урок, ориентированный на игровой, практический и наглядный методы обучения.
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
- здоровье-сберегающие технологии;
- технология личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно - коммуникационные технологии;
- игровые технологии.
Предмет «Изобразительная деятельность» находит свое логическое продолжение в содержании большинства предметов учебного плана АООП (вариант 2), а также коррекционных курсов таких как: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия».
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции, относится к предметной области «Искусство».
Недельный учебный план по предмету «Изобразительная деятельность»: 6 класс-3 часа в неделю. Всего 34 недели – 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела |
Содержание учебного предмета |
Кол-во часов |
Уроки безопасности |
ТБ и правила поведения на уроках. |
3 |
Наблюдай, как всё изменяется. |
Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка из пластилина. «Дует ветер». Рисование Осень Птицы улетают. |
7 |
Наблюдай, удивляйся, любуйся!
|
Аппликация «Бабочка». ТБ и приёмы работы с ножницами. Рисование «Бабочки и цветы» Узор в прямоугольнике. Узор в круге. «Божья коровка и листочки» (узор в квадрате) «Необычная бабочка» (из кусочков бумаги) |
16 |
Вспоминаем, повторяем, тренируемся |
«Необычная бабочка» (из пластилиновых шариков) «Необычная бабочка» (из гофрированной бумаги) Рисуем акварельными красками по сухой бумаге. Главные и составные цвета Изменяем цвет. Делаем его светлее (вода или гуашь) Превращение пятна в изображение. Работа с бумагой и картоном. Новогодняя гирлянда. Подвеска на ёлку: «Дед Мороз» (втулки из туал.бумаги) Работа с ножницами. «Снежинки» Рисование по сырой бумаге (небо, радуга, листья, цветок). Время года – зима. Способы изображения. |
28 |
Изучай, любуйся, делай сам. |
Лошадка из Каргополя (лепка) Лошадка из Каргополя (рисование) Изображение нескольких предметов рядом (аппликация) Изображение нескольких предметов рядом (рисование) Подарок для папы. |
10 |
Рассматривай, любуйся узором (росписью) |
Косовская роспись. Узор в круге. Подарок для мамы. Орнамент с помощью штампа. Аппликация: чайник, чашка, тарелка с орнаментом (узором). Городецкая роспись. Украшение для пасхального яйца. |
14 |
Работа с бумагой и картоном |
Разметка бумаги и картона по линейке. Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. Изготовление предметной аппликации, состоящей из геом.фигур. |
7 |
Работа с нитками |
Свойства ниток, виды работ. Сматывание ниток в клубок. Пришивание пуговиц. Связывание ниток в пучок «Ягоды» Изготовление фигурки из связанных пучков ниток. С |
9 |
Рисуем по клеточкам. |
Рисуем двумя руками. Графические дорожки. Рисуем по линиям. Рисуем по клеточкам, по точкам. Итоговый контроль знаний. Рисуем по клеточкам, по точкам. |
9 |
Всего |
|
103 |
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Ожидаемые личностные результаты:
Наличие:
-положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
- готовности к взаимодействию в творческой деятельности с педагогом.
Предметные результаты:
-по подражанию учителя разминать пластилин двумя руками;
-раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями на подкладной доске между ладонями;
-устанавливать связи между формой предмета и способом лепки «Похожие на шар, на палочку (карандаш, конфеты, вишенки)»;
-размазывать пластилин на заготовках;
-разрывать бумагу по линии сгиба;
- уметь различать материалы и инструменты, используемые для рисования;
-уметь оставлять графический след на бумаге, доске;
-уметь соблюдать последовательность действий при работе с красками;
- уметь рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки.
Базовые учебные действия:
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации;
- выполняет действие способом «рука в руке»;
- использует по назначению цветную бумагу и пластилин, картон, краски, геометрические шаблоны и др.;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- принимает цели и произвольно включается в деятельность;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
- ориентироваться в пространстве класса;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на группы:
1 группа |
2 группа |
|
|
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. |
Обучение по основной программе (незначительная помощь педагога) |
Обучение по основной программе (частичная помощь педагога)
|
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: |
Оценка |
0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. |
3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. |
4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. |
5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: |
|
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. |
3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. |
4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
|
5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тематические блоки. Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть 25ч |
|||||
1 |
01.09 |
День Знаний. Урок безопасности. |
1 |
|
|
2 |
02.09 |
ТБ на уроках ИЗО. Материалы и инструменты, используемые на уроках. |
1 |
Продуктивная деятельность направленная на развитие интереса к изобразительной деятельности.
Практическая работа с целью коррекции мелкой моторики, глазомера, развития внимания. |
Уч-к «ИЗО» 3 кл.
|
|
|
Наблюдай, как всё изменяется. |
|
|
|
3-4 |
07,08.09 |
Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка из пластилина. |
2 |
|
|
5-6 |
09,14.09 |
«Дует ветер». Рисование |
2 |
|
|
7-8 |
15,16.09 |
Осень Птицы улетают. |
2 |
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
|
|
9 |
21.09 |
Входной контроль уровня знаний и умений. |
1 |
||
|
|
Наблюдай, удивляйся, любуйся! |
|
||
10-11 |
22, 23.09 |
Аппликация «Бабочка». ТБ и приёмы работы с ножницами. |
2 |
||
12-13 |
28, 29.09 |
Рисование «Бабочки и цветы» |
2 |
||
14-16 |
30.09 05,06.10 |
Узор в прямоугольнике. |
3 |
Совместная работа с целью активного управления ходом развития возможностей учащихся.
|
|
17-18 |
07,12.10 |
Узор в круге. |
2 |
||
19-21 |
13,14, 19.10 |
«Божья коровка и листочки» (узор в квадрате) |
3 |
||
22-23 |
20,21.10 |
«Необычная бабочка» (из кусочков бумаги) |
2 |
||
24-25 |
26,27.10 |
Обобщающий урок |
2 |
||
II четверть 23 ч |
|||||
|
|
Вспоминаем, повторяем, тренируемся |
|
|
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ |
1-3 |
09,10, 11.11 |
«Необычная бабочка» (из пластилиновых шариков) |
3 |
Познавательно-практическая деятельность для развития художественно-творческих способностей учащихся, коррекции и развития умения ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.
|
|
4-6 |
16,17,18.11 |
«Необычная бабочка» (из гофрированной бумаги) |
3 |
||
7-8 |
23,24.11 |
Рисуем акварельными красками по сухой бумаге. |
2 |
||
9-10 |
25,30.11 |
Главные и составные цвета |
2 |
||
11-12 |
01,02.12 |
Изменяем цвет. Делаем его светлее (вода или гуашь) |
2 |
||
13-14 |
07,08.12 |
Превращение пятна в изображение. |
2 |
||
15-17 |
09,14,15.12 |
Работа с бумагой и картоном. Новогодняя гирлянда. |
3 |
||
18-20 |
16,21,22.12 |
Подвеска на ёлку: «Дед Мороз» (втулки из туал.бумаги) |
3 |
||
21-22 |
23,28.12 |
Работа с ножницами. «Снежинки» |
2 |
||
23 |
29.12 |
Украшаем класс. Итоговый урок. |
2 |
||
III четверть 29 ч |
|||||
1 |
11.01 |
ТБ и правила поведения на уроках. Повторение пройденного. |
1 |
Практическая деятельность для развития мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умения замечать прекрасное в окружающем мире |
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
|
2-3 |
12,13.01 |
Рисование по сырой бумаге (небо, радуга, листья, цветок). |
2 |
||
4-6 |
18,19,20.01 |
Время года – зима. Способы изображения. С.48-50 |
3 |
||
|
|
Изучай, любуйся, делай сам. |
|
||
7-8 |
25,26.01 |
Лошадка из Каргополя (лепка) |
2 |
||
9-10 |
27.01 01.02 |
Лошадка из Каргополя (рисование) |
2 |
||
11-12 |
02,03.02 |
Изображение нескольких предметов рядом (аппликация) с.58-61 |
2 |
||
13-14 |
08,09.02 |
Изображение нескольких предметов рядом (рисование) |
2 |
||
15-16 |
10,15.02 |
Подарок для папы. |
2 |
||
|
|
Рассматривай, любуйся узором (росписью) |
|
Индивидуально-дифференцированная работа для формирования у детей наглядно-образного и логического мышления |
|
17-18 |
16,17.02 |
Косовская роспись. С.64-65 |
2 |
||
19-20 |
22.02 01.03 |
Узор в круге. С.66-67 |
2 |
||
21-22 |
02,03.03 |
Подарок для мамы. |
2 |
||
23-24 |
09,10.03 |
Орнамент с помощью штампа. С. 76-78 |
2 |
||
25-26 |
15,16.03 |
Аппликация: чайник, чашка, тарелка с орнаментом (узором). С.79 |
2 |
||
27-28 |
17, 22.03 |
Городецкая роспись. С.82-87 |
2 |
||
29 |
23.03 |
Украшение для пасхального яйца. С.80-81 |
2 |
|
|
IV четверть 24 ч |
|||||
|
|
Работа с бумагой и картоном |
|
|
|
1-2 |
05,06.04 |
Разметка бумаги и картона по линейке. С.74-77 |
2 |
Практическая деятельность с целью обучения доступным приемам работы с различными материалами |
Уч-к «Ручной труд» 2 кл.
Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru |
3-4 |
07,12.04 |
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. С. 36-37 |
2 |
||
5-7 |
12,13,14.04 |
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геом. фигур. с.78-79 |
3 |
||
|
|
Работа с нитками |
|
||
8-9 |
19.20.04 |
Свойства ниток, виды работ. Сматывание ниток в клубок. с.38-39, 65. |
2 |
||
10-12 |
21,26,27.04 |
Пришивание пуговиц. С.42-43 |
3 |
||
13-14 |
28.04 03.05 |
Связывание ниток в пучок «Ягоды» с.40-41 |
2 |
||
15-16 |
04,05.05 |
Изготовление фигурки из связанных пучков ниток. С.58-59 |
2 |
|
|
|
|
Рисуем по клеточкам. |
|
Индивидуально-дифференцированная работа для формирования у детей наглядно-образного и логического мышления |
|
17-18 |
10,11.05 |
Рисуем двумя руками. |
2 |
||
19-20 |
12,17.05 |
Графические дорожки. Рисуем по линиям. (Я.Д.) |
2 |
||
21 |
18.05 |
Рисуем по клеточкам, по точкам. (Я.Д.) |
1 |
||
22 |
19.05 |
Итоговый контроль знаний. |
1 |
||
23-24 |
24,25.05 |
Рисуем по клеточкам, по точкам. |
2 |
||
25 |
26.05 |
Итоговый урок. Выставка работ. |
1 |
График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Входной контроль уровня знаний. |
21.09.22
|
5 |
Итоговый контроль знаний |
19.05.23 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
1. Бернфельс А. Забавные уроки рисования / Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80с.: ил.
2. Бернфельс А., Ланда Н. Весёлая школа живописи / Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80с.: ил.
3. Жукова О.С. Простые и увлекательные упражнения по подготовке руки к письму. 15 минут в день /Олеся Жукова. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2010. – 64с.: ил. – (Для умных малышей и занятых родителей).
4. Куцакова Л.В. Уроки лепки: для детей 3-5 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2011. – 80с.: ил. – (Мои первые уроки).
5. Куцакова Л.В. Уроки творчества: для детей 3-5 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2011. – 80с.: ил. – (Мои первые уроки).
6. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.прораммы/М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. – М.: Просвещение, 2017. – 111с.: ил.
7. Тюрк Х. Праделла Р. Весёлая школа рисования для детей от 3-х лет/ Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80с.
Материалы и оборудование:
· наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
· репродукции картин;
· изделия из глины;
· альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
· рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
· видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
оборудование:
· компьютер, интерактивная доска;
· стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
· расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.