Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Согласовано: Утверждаю:
от «___» __________ 2019 г. «___» __________ 2019 г.
Зам.директора по УР Директор МБОУ СОШ № 5
________ Г.С. Тузинская __________ О.А. Банных
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Клуб медиации «Давайте жить дружно»
для учащихся 9-х классов
Автор:
Хорошаева Ольга Викторовна,
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 5 имени
Героя Советского Союза
Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре
Хабаровского края
Категория: высшая
Образование: высшее
г. Николаевск-на-Амуре 2019 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обоснование программы: данная программа разработана в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 по организации службы школьной медиации
Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430)
Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 № 73-рп «О плане мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 гг..» п.47.
Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа «Клуб медиации «Давайте жить дружно» - дополнительная образовательная программа для учащихся 9 классов. Программа направлена на развитие навыков эффективного поведения в конфликте и освоению медиативных технологий. В основу программы положена рабочая программа «Медиация от А до Я. Букварь медиатора» авторов Александровой Н.А. и Быковой Л.В., прошедшая апробацию в школах Василеостровского района СПб и в 2016 году ставшая призером городского конкурса инноваций «Петербургская школа 2020».
Актуальность программы: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед педагогическим сообществом цель воспитать будущих выпускников основной школы, уважающими других людей, умеющими вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов. Формированию коммуникативной компетентности современный образовательный стандарт уделяет пристальное внимание, т.к. она относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека.
Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обозначает следующие составляющие:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (личностные результаты);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение» (метапредметные результаты);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (метапредметные результаты).
Процесс внедрения в образовательное пространство технологии медиации инициирован Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1916-р. В соответствии с пунктом № 64 данного документа в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г., в современном обществе существует острая потребность в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для того чтобы эта потребность реализовывалась, необходимо развивать у подрастающих поколений социальный интеллект, формировать потребность в сотрудничестве и социальном партнерстве. «Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место».
Таким образом, медиация в школе является одной из форм социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающимися.
Одной из наиболее значимых составляющих функционирования службы школьной медиации в образовательной организации является создание «групп равных», позволяющих активно вовлекать в работу по урегулированию конфликтов среди учащихся самих учащихся. Программы для детей, благодаря которым развиваются коммуникативные навыки и умения эффективно разрешать конфликты с позиций сотрудничества возможно проводить с обучающимися с самого раннего возраста. Н.В. Гришина ссылается на опыт японских специалистов, работающих с дошкольниками.
Программа «Клуб медиации «Давайте жить дружно» направлена на формирование у подростков мотивации к участию в деятельности школьных служб медиации; знакомство с эффективными методами взаимодействия и конструктивными методами поведения в конфликте.
Цель и задачи программы
Цель: обучение навыкам эффективного разрешения конфликтов с использованием медиативного подхода.
Задачи:
- Знакомство с понятием, структурой и динамикой конфликта.
- Развитие навыков анализа конфликта.
- Знакомство с принципами и процедурой медиации.
- Тренировка навыков эффективного общения, необходимых для работы медиатора.
Адресат программы: Учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы.
Технология, формы, методы работы: форма работы - групповые занятия с элементами тренинга.
На занятиях используются следующие виды работ:
- Краткие информационные сообщения, направленные на знакомство с основными закономерностями, особенностями и правилами процесса общения, возникновения конфликтов, основ медиации и переговорного процесса;
- Беседы и дискуссии;
- Мозговой штурм;
- Самооценка сильных и слабых сторон участников группы, способствующих или затрудняющих поведение в конфликтных ситуациях, общении со сверстниками и взрослыми, в проведении процедуры медиации;
- Ролевое проигрывание различных ситуаций, возникающих в процессе общения и конфликтов;
- Получение обратной связи от группы, позволяющей контролировать и исправлять поведение, затрудняющее процесс межличностного взаимодействия.
Организация занятий: ппрограмма рассчитана на 34 занятий по 1 академическому часу каждое (1 раз в неделю). Программа может быть реализована в качестве программы внеурочной деятельности, элективного курса.
Ожидаемые результаты, в соответствие с ФГОС
1. Личностные результаты:
- у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, и других видах деятельности;
- у подростков развиваются личная ответственность за свои поступки.
2. Метапредметные результаты:
- у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- у подростков развиваются навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых задач и средств их достижения.
Технология оценки результативности программы:
Критерии:
Оценка освоения содержания программы выражается в наличие у подростков:
- навыков сотрудничества и продуктивного общения в командной работе;
- проявлении личностной ответственности в учебных смоделированных ситуациях конфликтного взаимодействия;
- демонстрации навыков познавательной рефлексии
- знаний об эффективных способах разрешения конфликтов, принципах и процедуре медиации.
Методы, сроки диагностики:
- наблюдение за поведением в специально смоделированных учебных конфликтных ситуациях;
- индивидуальные собеседования с участниками по окончании программы для выяснения понимания и объема пройденного материала.
- Анализ результатов групповых занятий так же может проводиться на основе отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий.
2. Содержательная характеристика
«Клуб медиации «Давайте жить дружно»
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
Раздел 1. Введение Тема 1.1. Знакомство. Медиатор-ровестник и медиация в школе. Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содержание курса. Основы медиации. Принципы и процедура. Коммуникативная разминка. Рефлексия, тематическое сообщение. |
1 час |
|
Раздел 2. Конфликтология Тема 2.1. Конфликты вокруг нас. Структура конфликта. Участники, предмет конфликта. Конфликтогены. Источники конфликта. Граница полномочий ровесников в самостоятельном урегулировании конфликта. Конфликтные ситуации в художественных произведениях. Групповая дискуссия, диагностический опрос. |
1 час |
|
Тема 2.2. Динамика конфликта Формирование навыка распознавания конфликтных ситуаций. Анализ динамики конфликта. Стадии конфликта. Разбор учебного случая на основе художественных произведений. Ролевые игры, групповая дискуссия. |
1 час |
|
Тема 2.3. Стратегии поведения в конфликте Диагностика индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации. Преимущества и ограничения каждой стратегии поведения. Групповое обсуждение. |
1 час. |
|
Тема 2.4. Интересы сторон в медиации. Способы прояснение интересов. Открытые и закрытые вопросы. Деловая игра, учебные ситуации. |
1 час |
|
Раздел 3. Коммуникативные инструменты медиатора Тема 3.1. Контакт Техника установления контакта и вызывание доверия. Деловая игра на проведение дискуссии. |
1 час |
|
Тема 3.2. Обмен информацией в конфликте Вербальная и невербальная коммуникация. Передача информации без обратной связи. Проблемы коммуникации в конфликте. |
1 час |
|
Тема 3.3. Искажение информации в конфликте Способы снижения искажений. Отработка навыка разделения информации на факты, чувства, интерпретаций |
1 час |
|
Тема 3.4. Виды слушания Обратная связь при общении. Упражнения. Коммуникативная эстафета. |
1 час |
|
Тема 3.5. Вопросы как инструмент медиатора Открытые и закрытые вопросы. Барьеры общения и способы их преодоления. Коллективная дискуссия. Упражнения на прояснение ситуации. |
1 час |
|
Тема 3.6. Трудности при обмене информацией. Способы получения достоверной информации от собеседника. Диагностика лжи по поведению. |
1 час |
|
Тема 3.7. Уверенное поведение. Как сказать «нет». Умение противостоять давлению. |
1 час |
|
Уверенное поведение. Продолжение. «Я» - высказывания. Что такое манипуляция. Как вести себя с манипулятором. |
|
|
Раздел 4. Эмоции и чувства. Тема 4.1. Эмоции в конфликте Навык распознавания эмоций, определения причин их возникновения. Виды эмоций. Эмоции в конфликте. Гнев, злость, раздражение. Способы саморегуляции. Упражнения, деловая игра. |
1 час |
|
Тема 4.2. Управление эмоциями в конфликте. Страх, тревога, неуверенность. Приемы саморегуляции. Упражнения на повышение уверенности в себе. Страх публичных выступлений (страх отвечать перед классом). Упражнения по самопрезентации. |
1 час |
|
Тема 4.3. Способы эмоциональной поддержки. Печаль, грусть, разочарование. Приемы взаимодействия с человеком, подверженным сильным эмоциям. Приемы саморегуляции. Зарядка для мозга- восстанавливающие упражнения. |
1 час |
|
Тема 4.4. Способы безопасного выражения эмоций. Вербальные и невербальные техники отработки эмоций. Вентиляция эмоций в медиации. |
1 час |
|
Раздел 5. Переговоры Тема 5.1. Переговоры, как Форма урегулирования конфликта. Переговорная игра, обсуждение |
1 час |
|
Тема 5.2. Подготовка к переговорам. Групповая дискуссия. Переговорная игра. |
1 час |
|
Тема 5.3. Как достигнуть соглашения Проверка соглашения на реальность. Переговорные игры. Упражнения на проверку соглашения. |
1 час |
|
Тема 5.4. Практикум переговорщика Переговорные игры по сюжетам литературных произведений. |
1 час |
|
Практикум переговорщика. Продолжение. Переговорные игры по сюжетам художественных произведений. |
1 час |
|
Раздел 6. Служба Школьной Медиации Тема 6.1. Школьные конфликты Создание банка школьных конфликтных ситуаций. Обсуждение вариантов их урегулирования. |
1 час |
|
Тема 6.2. Реклама школьной службы Создание эмблемы и рекламы СШМ. Презентация школьной службы. Коллаж. |
1 час |
|
Тема 6.3. Практикум медиатора-ровесника Разбор конфликтных ситуаций на основе сюжетов художественных произведений. Анализ урегулирования конфликтов. |
1 час |
|
Практикум медиатора-ровесника. Продолжение. Разбор конфликтных ситуаций, типичных для школы. Учебная медиация. Анализ конфликта. |
1 час |
|
Практикум медиатора-ровесника Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях. |
1 час |
|
Практикум медиатора-ровесника Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях. |
1 час |
|
Практикум медиатора-ровесника Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях. |
1 час |
|
Личность медиатора-ровесника. Что помогает и что мешает разрешать конфликты. Необходимые компетенции конфликтолога. Групповое обсуждение. |
1 час |
|
Тема 6.4. Создание учебных кейсов Групповая дискуссия. Написание кейса конфликтной ситуации из школьной жизни. Деловая игра- создание кейса. |
1 час |
|
Создание учебных кейсов. Продолжение. Репетиция и видеозапись учебной ситуации. Просмотр, обсуждение. |
1 час |
|
Викторина |
1 час |
|
Заключительное занятие. Подведение итогов. Диагностика. Обсуждение результатов. |
1 час |
3. Учебно-методическое обеспечение
Сроки реализации: В курсе программы 34 занятий по 1 академическому часу. В течение учебного года участники программы могут принимать участие во внутришкольных, районных турнирах команд школьных медиаторов или в городских конкурсах медиаторов-ровесников.
Материальное оснащение:
- помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы
- материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).
Список литературы:
1. Алахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008 .
2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, «Речь», 2002.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016
4. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал «Директор школы» 9 – 2008, с.12–20
5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007
6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
7. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015
8. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015
9. Хазанова М. А. Значение и возможности метода медиации в современной образовательной системе // Медиация и право. 2012. № 4. С. 66–74.
10. Хазанова М. А. Путь становления личности. Психологические основы и социальная значимость «школьной медиации» // Медиация и право. 2008. № 2. С. 18–23.
11. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
12. Шамликашвили Ц.А. Что такое «Школьная медиация» в теории и на практике? // Медиация и право. 2008г., Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015
13. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.