Рабочая программа "Клуб медиации Давайте жить дружно"

  • doc
  • 05.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Клуб медиации.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова

г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

 

 

 

Согласовано:                                                              Утверждаю:              

от  «___» __________ 2019 г.                                                «___» __________ 2019 г.

Зам.директора по УР                                                             Директор МБОУ СОШ № 5

________ Г.С.  Тузинская                                                       __________ О.А. Банных                                    

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу Клуб медиации «Давайте жить дружно»

для учащихся 9-х классов

 

 

 

 

 

Автор:

Хорошаева Ольга Викторовна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 5 имени

Героя Советского Союза

Георгия Евдокимовича Попова

г. Николаевска-на-Амуре

Хабаровского края

Категория: высшая

Образование: высшее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Николаевск-на-Амуре 2019 г.

 

Пояснительная записка

 

Нормативно-правовое обоснование программы: данная программа разработана в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 по организации службы школьной медиации

Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430)

Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 № 73-рп «О плане мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 гг..» п.47.

Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа «Клуб медиации «Давайте жить дружно» - дополнительная образовательная программа для учащихся 9 классов. Программа направлена на развитие навыков эффективного поведения в конфликте и освоению медиативных технологий. В основу программы положена рабочая программа «Медиация от А до Я. Букварь медиатора» авторов Александровой Н.А. и Быковой Л.В., прошедшая апробацию в школах Василеостровского района СПб и в 2016 году ставшая призером городского конкурса инноваций «Петербургская школа 2020».

Актуальность программы: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед педагогическим сообществом цель воспитать будущих выпускников основной школы, уважающими других людей, умеющими вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов. Формированию коммуникативной компетентности современный образовательный стандарт уделяет пристальное внимание, т.к. она относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека.

Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обозначает следующие составляющие:

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (личностные результаты);

-  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение» (метапредметные результаты);

-  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (метапредметные результаты).

Процесс внедрения в образовательное пространство технологии медиации инициирован Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1916-р. В соответствии с пунктом № 64 данного документа в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г., в современном обществе существует острая потребность в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для того чтобы эта потребность реализовывалась, необходимо развивать у подрастающих поколений социальный интеллект, формировать потребность в сотрудничестве и социальном партнерстве. «Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место».

Таким образом, медиация в школе является одной из форм социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающимися.

Одной из наиболее значимых составляющих функционирования службы школьной медиации в образовательной организации является создание «групп равных», позволяющих активно вовлекать в работу по урегулированию конфликтов среди учащихся самих учащихся. Программы для детей, благодаря которым развиваются коммуникативные навыки и умения эффективно разрешать конфликты с позиций сотрудничества возможно проводить с обучающимися с самого раннего возраста.  Н.В. Гришина ссылается на опыт японских специалистов, работающих с дошкольниками.

 Программа «Клуб медиации «Давайте жить дружно» направлена на формирование у подростков мотивации к участию в деятельности школьных служб медиации; знакомство с эффективными методами взаимодействия и конструктивными методами поведения в конфликте.

Цель и задачи программы

Цель: обучение навыкам эффективного разрешения конфликтов с использованием медиативного подхода.

Задачи:

- Знакомство с понятием, структурой и динамикой конфликта.

- Развитие навыков анализа конфликта.

- Знакомство с принципами и процедурой медиации.

- Тренировка навыков эффективного общения, необходимых для работы медиатора.

Адресат программы: Учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы.

Технология, формы, методы работы: форма работы - групповые занятия с элементами тренинга.

На занятиях используются следующие виды работ:

- Краткие информационные сообщения, направленные на знакомство с основными закономерностями, особенностями и правилами процесса общения, возникновения конфликтов, основ медиации и переговорного процесса;

- Беседы и дискуссии;

- Мозговой штурм;

- Самооценка сильных и слабых сторон участников группы, способствующих или затрудняющих поведение в конфликтных ситуациях, общении со сверстниками и взрослыми, в проведении процедуры медиации;

- Ролевое проигрывание различных ситуаций, возникающих в процессе общения и конфликтов;

- Получение обратной связи от группы, позволяющей контролировать и исправлять поведение, затрудняющее процесс межличностного взаимодействия.

Организация занятий:  ппрограмма рассчитана на 34 занятий по 1 академическому часу каждое (1 раз в неделю). Программа может быть реализована  в качестве программы внеурочной деятельности, элективного курса.

Ожидаемые результаты, в соответствие с ФГОС

1.      Личностные результаты:

-  у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, и других видах деятельности;

-  у подростков развиваются личная ответственность за свои поступки.

2. Метапредметные результаты:

-  у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-  у подростков развиваются  навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых задач и средств их достижения.

 

Технология оценки результативности программы:

Критерии:

Оценка освоения содержания программы выражается в наличие у подростков:

-       навыков сотрудничества и продуктивного общения в командной работе;

-       проявлении личностной ответственности в учебных смоделированных ситуациях конфликтного взаимодействия;

-       демонстрации навыков познавательной рефлексии

-       знаний об эффективных способах разрешения конфликтов, принципах и процедуре медиации.

Методы, сроки диагностики:

-       наблюдение за поведением в специально смоделированных учебных конфликтных ситуациях;

-       индивидуальные собеседования с участниками по окончании программы для выяснения понимания и объема пройденного материала.

-       Анализ результатов групповых занятий так же может проводиться на основе отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий.

 

2.      Содержательная характеристика

«Клуб медиации «Давайте жить дружно»

№ п/п

Название темы

Количество

часов

  1.  

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Знакомство.  Медиатор-ровестник и медиация в школе.

Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содержание курса. Основы медиации. Принципы и процедура.

Коммуникативная разминка. Рефлексия, тематическое сообщение.

1 час

  1.  

Раздел 2. Конфликтология

Тема 2.1. Конфликты вокруг нас. Структура конфликта. Участники, предмет конфликта. Конфликтогены.  Источники конфликта. Граница полномочий ровесников в самостоятельном урегулировании конфликта. Конфликтные ситуации в художественных произведениях. Групповая дискуссия, диагностический опрос.

1 час

  1.  

Тема 2.2. Динамика конфликта

Формирование навыка распознавания конфликтных ситуаций. Анализ динамики конфликта. Стадии конфликта.

Разбор учебного случая на основе художественных произведений. Ролевые игры, групповая дискуссия.

1 час

  1.  

Тема 2.3. Стратегии поведения в конфликте

Диагностика индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации. Преимущества и ограничения каждой стратегии поведения.  Групповое обсуждение.

1 час.

  1.  

Тема 2.4. Интересы сторон в медиации.

Способы прояснение интересов. Открытые и закрытые вопросы. Деловая игра, учебные ситуации.

1 час

  1.  

Раздел 3. Коммуникативные инструменты медиатора

Тема 3.1. Контакт

Техника установления контакта и вызывание доверия.  Деловая игра на проведение дискуссии.

1 час

  1.  

Тема 3.2. Обмен информацией в конфликте

Вербальная и невербальная коммуникация.  Передача информации без обратной связи.

Проблемы коммуникации в конфликте.

1 час

  1.  

Тема 3.3. Искажение информации в конфликте

Способы снижения искажений. Отработка навыка разделения информации на факты, чувства, интерпретаций

1 час

  1.  

Тема 3.4. Виды слушания

Обратная связь при общении. Упражнения. Коммуникативная эстафета.

1 час

  1.  

Тема 3.5. Вопросы как инструмент медиатора

Открытые и закрытые вопросы. Барьеры общения и способы их преодоления. Коллективная дискуссия. Упражнения на прояснение ситуации.

1 час

  1.  

Тема 3.6. Трудности при обмене информацией.

Способы получения достоверной информации от собеседника. Диагностика лжи по поведению.

1 час

  1.  

Тема 3.7. Уверенное поведение. Как сказать «нет». Умение противостоять давлению.

1 час

  1.  

Уверенное поведение. Продолжение.

«Я» - высказывания. Что такое манипуляция. Как вести себя с манипулятором.

 

  1.  

Раздел 4. Эмоции и чувства.

Тема 4.1. Эмоции в конфликте

Навык распознавания эмоций, определения причин их возникновения. Виды эмоций. Эмоции в конфликте. Гнев, злость, раздражение. Способы саморегуляции.

Упражнения, деловая игра.

1  час

  1.  

Тема 4.2. Управление эмоциями в конфликте. Страх, тревога, неуверенность. Приемы саморегуляции. Упражнения на повышение уверенности в себе. Страх публичных выступлений (страх отвечать перед классом). Упражнения по самопрезентации.

1 час

  1.  

Тема 4.3. Способы эмоциональной поддержки. Печаль, грусть, разочарование. Приемы взаимодействия с человеком, подверженным сильным эмоциям. Приемы саморегуляции. Зарядка для мозга- восстанавливающие упражнения.

1 час

  1.  

Тема 4.4. Способы безопасного выражения эмоций. Вербальные и невербальные техники отработки эмоций. Вентиляция эмоций в медиации.

1 час

  1.  

Раздел 5. Переговоры

Тема 5.1. Переговоры, как Форма урегулирования конфликта.

Переговорная игра, обсуждение

1 час

  1.  

Тема 5.2. Подготовка к переговорам.

Групповая дискуссия. Переговорная игра.

1 час

  1.  

Тема 5.3. Как достигнуть соглашения

Проверка соглашения на реальность. Переговорные игры. Упражнения на проверку соглашения.

1 час

  1.  

Тема 5.4. Практикум переговорщика

Переговорные игры по сюжетам литературных произведений.

1 час

  1.  

Практикум переговорщика. Продолжение.

Переговорные игры по сюжетам художественных произведений.

1 час

  1.  

Раздел 6. Служба Школьной Медиации

Тема 6.1. Школьные конфликты

Создание банка школьных конфликтных ситуаций. Обсуждение вариантов их урегулирования.

1 час

  1.  

Тема 6.2. Реклама школьной службы

Создание эмблемы и рекламы СШМ. Презентация школьной службы. Коллаж.

1 час

  1.  

Тема 6.3. Практикум медиатора-ровесника

Разбор конфликтных ситуаций на основе сюжетов художественных произведений. Анализ урегулирования конфликтов.

1 час

  1.  

Практикум медиатора-ровесника. Продолжение.

Разбор конфликтных ситуаций, типичных для школы. Учебная медиация. Анализ конфликта.

1 час

  1.  

Практикум медиатора-ровесника

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

1 час

  1.  

Практикум медиатора-ровесника

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

1 час

  1.  

Практикум медиатора-ровесника

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

1 час

  1.  

Личность медиатора-ровесника.

Что помогает и что мешает разрешать конфликты. Необходимые компетенции конфликтолога. Групповое обсуждение.

1 час

  1.  

Тема 6.4. Создание учебных кейсов

Групповая дискуссия. Написание кейса конфликтной ситуации из школьной жизни. Деловая игра- создание кейса.

1 час

  1.  

Создание учебных кейсов. Продолжение.

Репетиция и видеозапись учебной ситуации.  Просмотр, обсуждение.

1 час

  1.  

Викторина

1 час

  1.  

Заключительное занятие.

Подведение итогов. Диагностика. Обсуждение результатов.

1 час

3. Учебно-методическое обеспечение

 

Сроки реализации: В курсе программы 34 занятий по 1 академическому часу. В течение учебного года участники программы могут принимать участие во внутришкольных, районных турнирах команд школьных медиаторов или в городских конкурсах медиаторов-ровесников.

 

Материальное оснащение:

- помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы

- материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).

 

Список литературы:

1.             Алахвердова О.В.,  Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008      .

2.             Баева  И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, «Речь», 2002.

3.             Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016

4.             Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал «Директор школы» 9 – 2008, с.12–20

5.             Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007

6.             Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

7.             Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015

8.             Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015   

9.             Хазанова М. А. Значение и возможности метода медиации в современной образовательной системе // Медиация и право. 2012. № 4. С. 66–74.

10.         Хазанова М. А. Путь становления личности. Психологические основы и социальная значимость «школьной медиации» // Медиация и право. 2008. № 2. С. 18–23.

11.         Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.

12.         Шамликашвили Ц.А. Что такое «Школьная медиация» в теории и на практике? // Медиация и право. 2008г., Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015

13.         Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013      


Скачано с www.znanio.ru