Рабочая программа Коми язык (государственный) для 5-9 классов

  • docx
  • 13.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала раб прог ФГОС коми яз госуд чистовик.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Большелуг

 

Согласовано

Заместитель директора по УР

____________________

(Ф.И.О, дата)

 

Утверждаю

Директор  МОУ «СОШ» с.Большелуг

______________ (Ф.И.О)

Приказ №____от «___» ____ 201__ г.

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Коми язык государственный»

основного общего образования

 

Срок реализации программы – 5 лет

 

Составитель программы: учитель коми языка и литературы

Старцева Эльвира Александровна

 

 

 

 

 

с. Большелуг

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Коми язык государственный» составлена на основе:

·         Фундаментального ядра содержания общего образования;

·         Требований к результа­там обучения, представленных в Стандарте основного обще­го образования;

·         Примерной программы для общеобразовательных школ с 5 по 9 классы «Коми язык как неродной»: Примерная программа. 5–9 классы.  Сост. Т. Д. Поликарпова, Т. В. Якубив. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2015.

 

 

В программе  учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Цели учебного предмета представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Основные цели изучения коми языка как неродного в основной школе направлены на:

• дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою республику, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языка и культуры коми народа, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;

• дальнейшее развитие активной жизненной позиции через обсуждение актуальных событий из жизни, своих собственных поступков и поступков своих сверстников, выражение своего отношения к происходящему, обоснование собственного мнения;

• дальнейшее освоение универсальных способов организации своей учебной деятельности и достижение более высокого уровня развития необходимых универсальных учебных действий (УУД);

• дальнейшее развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:

- речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

- языковой компетенции – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для изучения в основной школе; освоение языковых явлений изучаемого языка, разных способов выражения мысли на русском и коми языках;

- социокультурной компетенции – приобщение к культуре, традициям, реалиям народа коми в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять культуру своей страны средствами изучаемого языка в условиях межкультурного общения;

- компенсаторной компетенции – решение коммуникативной задачи в условиях дефицита языковых средств  при получении и передаче информации;

- учебно-познавательной компетенции – дальнейшее освоение доступных обучающимся способов и приёмов самостоятельного изучения коми языка и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

Данная рабочая программа строится на основе следующих подходов в обучении иностранным языкам.

•           личностно-ориентированный,

•           деятельностный,

•           коммуникативно-когнитивный

•           социокультурный

С учётом с общедидактических принципов,  таких принципов как:

1.Принцип природосообразности (учета не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и учет индивидуальных особенностей);

2.Принцип автономии школьников, они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности;

3.Принцип продуктивности обучения – нацеленность на реальные результаты обучения в виде продуктов деятельности – собственно речевых, речевых, включенных в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую), а также предусматривают не только приращение знаний, умений и навыков, но и  приращение в духовной сфере школьника.

В ходе реализации программы используются  следующие методические принципы:

1)         дифференцированное и интегрированное обучение всем видам речевой деятельности;

2)         одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся;

3)         активный, деятельностный и сознательный характер процесса обучения;

4)         личностно-ориентированный подход к изучению коми языка;

5)         максимальная повторяемость материала.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

      В учебном плане МОУ «СОШ» с.Большелуг для обязательного изучения коми языка государственного  на ступени основного общего образования отводится 170 часов. В том числе: в 5 классе- 34 часа (34 недели), в 6 классе- 34 часа (34 недели), в 7 классе- 34 часа (34 недели), в 8 классе- 34 часа (34 недели), в 9 классе- 34 часа (34 недели), из расчета 1 учебный час в неделю

 

Содержание учебного предмета

1. Школьное образование, школьная жизнь. Распорядок дня в школе. Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия. Школьные каникулы.

5 класс: Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Распорядок дня в школе.

6 класс: Класс, одноклассники. День учителя. Любимый учитель.

7 класс: Учебные предметы. Любимый предмет. Учебное расписание. Успехи в школе. Летние каникулы.

8 класс: Современная школа. Внеклассные мероприятия / Школьные кружки. Школьные проекты. Отношение к школе.

9 класс: Учебные предметы, важные для будущей профессии. Образовательная карта ВУЗов/ ССУЗов Республики Коми.

2. Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

5 класс: Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга.

6 класс: Семейные праздники. Выбор и покупка подарка. Покупка продуктов питания к праздничному столу. Поздравительные / пригласительные открытки. Планирование праздника.

7 класс: Взаимоотношения с друзьями. Лучший(-ая) друг/ подруга.

8 класс: Обязанности в семье. Работа по дому. Семейные правила и традиции. Взаимопомощь в семье.

9 класс: Взаимоотношения в семье.

3. Здоровый образ жизни: спорт, сбалансированное питание, здоровые привычки.

5 класс: Здоровье. Прием у врача/вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции.

6 класс: Летние виды спорта. История некоторых видов спорта. Мои спортивные увлечения во время летних каникул.

 7 класс: Зимние виды спорта. Спортивные увлечения во время зимних каникул. Традиционные виды спорта в Республике Коми.

 8 класс: Олимпийские, паралимпийские игры. Олимпийские, паралимпийские чемпионы Республики Коми.

9 класс: Забота о здоровье. Правильное питание. Вредные привычки в молодёжной среде и борьба с ними. Спортивный лагерь.

4. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка, изобразительное искусство и др.). Виды отдыха, путешествий. Молодежная мода.

5 класс:  Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры.

6 класс: Посещение музея/выставки. Виды путешествий. Планирование поездки. Выбор маршрута.

 7 класс: Планирование свободного времени. Поход в кинотеатр. Посещение театра/филармонии. Театры Республики Коми. Покупка билетов. Музыкальные предпочтения современных подростков. Музыкальные/танцевальные коллективы Республики Коми.

 8 класс: Молодёжная мода. Покупка одежды.

9 класс: Декоративно-прикладное искусство народа коми. Увлечения родных и друзей.

5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Выдающиеся люди Республики Коми.

5 класс: Профессии родных, знакомых.

6 класс: Творческие профессии. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (писатели, поэты, художники).

 7 класс: Творческие профессии. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (театральные деятели, певцы, композиторы).

 8 класс: Выдающиеся ученые Республики Коми.

9 класс: Популярные и перспективные профессии. Необычные профессии. Выбор будущей профессии.

6. Человек и окружающий мир. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.

5 класс: Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных.

6 класс: Квартира/дом/комната. Предметы интерьера, мебели. Традиционное жилище коми.

 7 класс: Родной город/ родное село. История города/села. Символы города/села. Достопримечательности.

 8 класс:  Проблемы загрязнения природы. Красная книга Республики Коми. Удивительные явления природы.

9 класс: Защита окружающей среды в Республике Коми. Заповедники/ национальные природные парки Республики Коми.

7. Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека.

6 класс: Детские газеты и журналы на коми языке. Школьная газета.

 7 класс: Телевидение. Телепередачи на коми языке. Любимая телепередача.

 8 класс: Интернет. Информационные порталы Республики Коми.

9 класс: Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека

8. Коми край: Географическое положение, страницы истории, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).

5 класс: Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми музыкальные инструменты.

6 класс: Географическое положение Республики Коми. Природные богатства Республики Коми: лес, нефть, газ, уголь и т.п. Реки Республики Коми. Государственная символика Республики Коми. Традиционные праздники народа коми.

 7 класс: Сыктывкар – столица Республики Коми. История города.

 8 класс: Страницы истории Республики Коми. Легенды и предания народа коми.

9 класс: Финно-угорские языки. Финно-угорские республики, страны. История письменности Республики Коми.

 

Тематическое планирование

5 класс

 

Наименование раздела, тем

 

Кол-во часов

 

   содержание                            

1.Школьное образование, школьная жизнь.

1

Первый день в новом учебном году.

1 ч

Повествовательные предложения в утвердительной форме, распространенные и нераспространенные простые предложения, вопросительные предложения с вопросительными словами, синонимичные конструкции.

2

День Знаний.

1 ч.

Прямой порядок слов в предложении.

3-4

Школа

2ч.

Взаимно-личные и вопросительные местоимения.

5

Распорядок дня в школе.

1 ч.

Послелоги места.

2.  Взаимоотношения в семье, со сверстниками.

6-7

Характеристика членов семьи: внешность, черты характера.

2 ч.

Распознавание и употребление  в речи синонимичные конструкции типа (Менам юрсиӧй сьӧд / Ме сьӧд юрсиа.)

8-9

Распорядок дня в семье.

2 ч.

Глаголы прошедшего и настоящего времени.

10-11

Совместное проведение досуга.

2ч.

Прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена существительные в форме достигательного и вступительного падежей (-ла: няньла, йӧвла; -ӧ: вӧрӧ, дачаӧ).

3. Здоровый образ жизни

12

Здоровье.

1 ч.

Утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения (сёй, эн котрав, весав).

13

Прием у врача/вызов врача на дом.

1 ч.

Имя существительное в форме лишительного падежа (-тӧг: кӧмтӧг, шапкатӧг, кепысьтӧг).

14

Покупка лекарств в аптеке.

1 ч.

      

             Обращение.

15-16

Спортивные секции.

2 ч.

Глаголы с суффиксом -ась/-ясь (кӧмасьны, пасьтасьны).

4. Досуг и увлечения.

17

Любимые игры.

1 ч.

Множественное число существительных.

18-19

Коми игры.

2 ч.

Работа с текстом. Совершенствование грамматических навыков.

20-21

Любимые книги.

2 ч.

Работа с текстом. Выделение главных фактов из текста, опуская второстепенные.

 

 

22

Компьютерные игры.

1 ч.

Работа  с текстом.

5. Мир профессий.

23-24

Профессии родных, знакомых.

2 ч.

Работа с текстом. Заполнение анкеты. Употребление в речи отрицательной частицы абу.

6. Человек и окружающий мир.

25-26

Описание погоды.

2 ч.

Употребление в речи прилагательные с суффиксом -са/-ся.

27

Времена года.

1 ч.

Употребление в речи прилагательные с суффиксом -са/-ся.

28

Любимое время года.

1 ч.

Употребление в речи модальный глагол позьны для выражения возможности (позьӧ купайтчыны, позьӧ иславны).

 

 

 

29

Забота о домашних животных.

1ч.

Сообщение о домашнем питомце.

7. Коми край

 

 

30

Коми национальный костюм.

1ч.

Работа с текстом. Представление национального костюма .

31

Коми национальная кухня.

1ч.

Мини-проект

32

Коми музыкальные инструменты.

1ч.

Работа с текстом. Презентация по коми музыкальным инструментам.

33-34

Повторение изученного материала.

Промежуточная аттестация

2 ч.

 

 

 

 

 

Контроль:

Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим  разбором текста

 (4 работы за год)

Итоговая контрольная работа за год

Промежуточная аттестация

 

6 класс

 

Наименование раздела, тем

Кол-во часов.

 

     Содержание

1.Школьное образование, школьная жизнь

1-2

Класс, одноклассники

2 ч.

Имена существительные в форме местного, исходного и творительного падежей (-ын, -ысь, -öн).

3

День учителя

1 ч.

Формы существительных 1, 2, 3 лица ед. и множественного числа, глаголы отрицательного спряжения в настоящем времени, предложения с простым именным сказуемым.

 

4

Любимый учитель

1 ч.

Прилагательные во множественном числе.

2. Взаимоотношения в семье, со сверстниками

5-6

Семейные праздники

2 ч.

Глагол.Употребление в речи утвердительные глаголы повелительного наклонения, глаголы будущего времени, глаголы отрицательного спряжения в настоящем и будущем времени, имена существительные в форме дательного, соединительного падежей, порядковые числительные, частицу вай.

 

7

Выбор и покупка подарка.

1 ч.

Повествовательные предложения в утвердительной форме.

8

Покупка продуктов питания к праздничному столу.

1 ч.

Наречия и прилагательные с суффиксом –а (мичаа, бура).

9

Поздравительные/пригласительные открытки.

1 ч.

Оформление открыток.

10

Планирование праздника.

1 ч

Работа по тексту. Составление плана проведения праздника. Составление  праздничного  меню.

 

3. Здоровый образ жизни

11-12

Летние виды спорта.

2 ч.

Олимпийские игры.

13

История некоторых видов спорта

1 ч.

Образование и употребление  в речи наречия сравнительной и превосходной степени;

14

Мои спортивные увлечения во время летних каникул.

1 ч.

Образование и употребление в речи существительных от прилагательных с помощью суффикса лун, существительные от глаголов с помощью суффикса -ӧм.

4. Досуг и увлечение

 

15

Посещение музея/выставки.

1 ч.

Выражение желания при помощи модального глагола кӧсйыны.

16

Виды путешествий.

1 ч.

Предлог времени чӧж.

17

Планирование поездки. Выбор маршрута.

1 ч.

Возвратные глаголы.

5. Мир профессий

 

 

18

Творческие профессии.

1 ч.

Знакомство с новой лексикой.

19-20

Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми(писатели, поэты, художники).

2 ч.

Сообщение об известном земляке творческой профессии.

6. Человек и окружающий мир. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.

21

Квартира/дом/комната.

1 ч.

Обозначение назначения жилых комнат и учреждений с помощью суффиксов –ан(-ян) и – (-ин).

22

Предметы интерьера, мебели.

1 ч.

Обозначение  принадлежности  предмета.с помощью родительного падежа имени существительного .

23

Традиционное жилище коми.

1 ч.

Обозначение  местоположения предмета, используя пространственные послелоги.

7. Роль и влияние СМИ на жизнь человека.

24-25

Детские газеты и журналы на коми языке.

2 ч.

Отглагольные существительные с суффиксом –ысь,

26

Школьная газета.

1 ч.

Заметка в журнал, газету.

8. Коми край

27

Географическое положение Республики Коми.

1 ч.

Послелоги места;Существительные с суффиксами отдалительного и предельного падежей (-сянь, -ӧдз).

28

Природные богатства Республики Коми: лес, нефть, газ, уголь и т.п.

1 ч.

 Степени сравнения прилагательных.

29

Реки Республики Коми.

1ч.

Сложные порядковые числительные, сложные существительные,

30

Государственная символика Республики Коми.

1 ч.

Существительные с суффиксом –лун, послелоги сравнения кодь и моз.

31-32

Традиционные праздники народа коми.

2 ч.

Знакомство. Презентация. Работа по тексту.

33-34

Повторение изученного.

Промежуточная аттестация

2ч.

 

Контроль:

Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим  разбором текста

 (4 работы за год)

Итоговая контрольная работа за год

Промежуточная аттестация

 

7 класс

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Содержание

 

1. Школьная жизнь, школьное образование.

1

Учебные предметы.

1 ч.

Знакомство с новой лексикой.

2

Любимый предмет.

1 ч.

Выражение  согласия/несогласия с мнением партнера.

3

Учебное расписание.

1 ч.

Работа по тексту.

4

Успехи в школе.

1 ч.

Глаголы отрицательного спряжения в прошедшем времени

5

Летние каникулы.

1 ч.

Повествовательные предложения в отрицательной форме.

2. Взаимоотношение в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций.

Внешность и черты характера человека.

6-7

Взаимоотношения с друзьями.

2 ч.

Деепричастие.

8-9

Лучший(-ая) друг/ подруга.

 

2 ч.

Притяжательные местоимения.

3. Здоровый образ жизни.

10-11

Зимние виды спорта.

2 ч.

Определительная частица сӧмын.

12

Спортивные увлечения во время зимних каникул.

1 ч.

 Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами а, но.

13

Традиционные виды спорта в Республике Коми.

1 ч.

Сообщения.

4. Досуг и увлечение.

14

Планирование свободного времени.

1 ч.

Составление плана своего досуга на неделю. Причастие.

 

15

Поход в кинотеатр.

1 ч.

Диалог-побуждение к действию .

16-17

Посещение театра/филармонии.

2 ч.

Диалог-обмен

18

Театры Республики Коми. Покупка билетов.

1 ч.

Работа по тексту.

19

Музыкальные предпочтения современных подростков.

1 ч.

Диалог-обмен .

20

Музыкальные/танцевальные коллективы Республики Коми.

1ч.

Сообщение.

5. Мир профессий.

21

Творческие профессии.

1 ч.

Наречия образа действия.

22-23

Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (театральные деятели, певцы, композиторы).

2 ч.

Сообщения, комбинированный диалог об известном земляке творческой профессии.

6. Человек и окружающий мир.

24

Родной город/ родное село.

1 ч.

Диалог.

25

История города/села.

1 ч.

Сообщение.

26

Символы города/села.

1 ч.

Работа по тексту.

27

Достопримечательности.

1 ч.

Пространственные и указательные местоимения.

7. Роль и влияние СМИ на жизнь человека.

28

Телевидение.

1 ч.

Место телевидения в жизни подростка.

29

Телепередачи на коми языке.

1 ч.

Знакомство.

30

Любимая телепередача.

1 ч.

Диалог-интервью.

8. Коми край.

31

Сыктывкар – столица Республики Коми.

1 ч.

Составление текста. Рассказ по плану. Сравнение Сыктывкара со своим селом(поселком).

32

История города Сыктывкара.

1 ч.

Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, да.

33-34

Повторение изученного.

Промежуточная аттестация.

 

2 ч.

 

Контроль:

Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим  разбором текста

 (4 работы за год)

Итоговая контрольная работа за год

Промежуточная аттестация

 

8 класс.

 

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

 Содержание

1. Школьная жизнь, школьное образование.

1

Современная школа.

1 ч.

Работа по тексту.

2

Внеклассные мероприятия/ Школьные кружки.

1 ч.

Знакомство с новой лексикой. Сообщение о внеклассном мероприятии.

3-4

Школьные проекты.

2 ч.

Составление плана. Реализация проекта. Защита проекта.

5

Отношение к школе.

1 ч.

Диалог.

2. Взаимоотношение в семье, со сверстниками.

6

Обязанности в семье.

1 ч

Модальные глаголы вермыны и ковны.

7

Работа по дому.

1 ч.

Модальные глаголы вермыны и ковны. Закрепление.

8-9

Семейные правила и традиции.

2 ч.

Чтение текста с пониманием основного содержания;

отвечать на вопросы по тексту. Читать с полным пониманием забавную историю и прогнозировать ее продолжение.

4. Делать подписи к фотографиям из семейного альбома с опорой на план.

5. Писать историю о семейном празднике.

10

Взаимопомощь в семье.

1 ч.

Работа по картинке; Рассказ о дружной семье.

3. Здоровый образ жизни.

11

Олимпийские, паралимпийские игры.

1 ч.

Работа по тексту. Знакомство с историей. Заполнение таблицы.

12

Олимпийские, паралимпийские чемпионы Республики Коми.

1 ч.

Составление плана текста; письменное сообщение об олимпийском (паралимпийском) чемпионе.

4. Молодежная мода.

13

Молодежная мода.

1 ч.

Работа с текстом. Составление буклета. Знакомство с историей моды. Сопоставление.

14-15

Покупка одежды.

2 ч.

Урок-игра. Указательные частицы.

5. Мир профессий.

16

Выдающиеся ученые Республики Коми.

1 ч.

Комбинированный диалог. Работа по тексту. Знакомство . Письменное сообщение   .

6. Человек и окружающий мир.

17

Проблемы загрязнения природы.

1 ч.

Составление плакатов. Презентация .

18-19

Красная книга Республики Коми.

2 ч.

Сообщение. Работа по тексту.

20

Удивительные явления природы.

1 ч.

Работа по тексту. Урок-игра. Выполнение проекта.

5. Роль и влияние СМИ на жизнь человека.

21

Интернет.

1 ч.

Урок-игра. Сообщение.

22-23

Информационные порталы Республики Коми.

2 ч.

Наречия меры и степени.

6. Коми край.

24-26

Страницы истории Республики Коми.

3 ч.

Презентациям. Работа по тексту.

27-32

Легенды и предания народа коми.

6 ч.

Знакомство. Пересказ.

Тестирование.

33-34

Повторение изученного.

Промежуточная аттестация.

2 ч.

 

 

 

 

 

Контроль:

Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим  разбором текста

 (4 работы за год)

Итоговая контрольная работа за год

Промежуточная аттестация

 

9 класс.

 

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

   Содержание

1. Школьная жизнь, школьное образование.

1-2

Учебные предметы, важные для будущей профессии.

2 ч.

Сложноподчиненные предложения с определительными придаточными.

3

Образовательная карта ВУЗов/ССУЗов Республики Коми.

1 ч.

Презентация. Работа по тексту . Сообщение.

2. Взаимоотношения в семье.

4-5

Взаимоотношения в семье.

2 ч.

Вводную частица пӧ. Сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными и придаточными времени. Прямая и косвенная речь. Сочинение-рассуждение о взаимоотношениях в семье. Работа по тексту.

3. Здоровый образ жизни.

6-7

Забота о здоровье.

2 ч.

 Сообщение   информации личного характера, отвечая

на вопросы собеседника. Наречия времени.

8

Правильное питание.

1 ч.

Проект «Витамины и минералы в жизни человека»

9-10

Вредные привычки в молодёжной среде и борьба с ними.

2 ч.

Выражение точки зрения за и против ,  приводя соответствующие аргументы. Составление плакатов.

11

Спортивный лагерь.

1 ч.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели и условия.

4. Досуг и увлечение.

12-13

Декоративно-прикладное искусство народа коми.

2 ч.

Знакомство. Описание. Презентация.

14

Увлечения родных и друзей.

1 ч.

Сообщение. Проект.

5. Мир профессий.

15-16

Популярные и перспективные профессии.

2 ч.

Вопросительная  частица -ӧ, сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

17

Необычные профессии.

1 ч.

Усилительные и неопределенные местоимения.

18

Выбор будущей профессии.

1 ч.

Наречия причины.

6. Человек и окружающий мир.

19-20

Защита окружающей среды в Республике Коми.

2 ч.

Сочинение-рассуждение о защите окружающей среды. Работа по тексту.

21-22

Заповедники/ национальные природные парки Республики Коми.

2 ч.

Проект.

7. Роль и влияние СМИ на жизнь человека.

23-24

Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека.

2 ч.

Комбинированный диалог о роли и влиянии СМИ. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, бессоюзные сложные предложения.

8. Финно-угорские языки. Коми край.

25-26

Финно-угорские языки.

2 ч.

Презентация. Знакомство. Сообщения о ф-у народах.

 

27-28

Финно-угорские республики, страны.

2 ч.

 

 

29-32

История письменности Республики Коми.

4 ч.

Роль Стефана Пермского.

 

33-34

Повторение изученного.

Промежуточная аттестация

2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Контроль:

Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим  разбором текста

 (4 работы за год)

Итоговая контрольная работа за год

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

(на уровне основного общего образования).

 

Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности

Говорение. Диалогическая речь

Выпускник научится:

1        вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-рас­спрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в коми языке.

Выпускник получит возможность научиться:

1        вести диалог-обмен мнениями;

2        брать и давать интервью;

3        вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.д.).

Говорение. Монологическая речь

Выпускник научится:

1        строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;

2        описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);

3        давать краткую характеристику реальных людей и литера­турных персонажей;

4        передавать основное содержание прочитанного текста с опо­рой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;

5        описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключе­вые слова/ план/ вопросы.

6        Выпускник получит возможность научиться:

7        делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

8        комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать своё отношение к про­читанному/ прослушанному;

9        кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

10     кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (та­блицы, диаграммы, расписание и т.п.);

11    кратко излагать результаты выполненной проектной рабо­ты.

Аудирование

 Выпускник научится:

1.  воспринимать на слух и понимать основное содержание не­сложных аутентичных текстов, в том числе содержащих не­которое количество неизученных языковых явлений;

2.  воспринимать на слух и понимать нужную / интересующую / запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содер­жащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Выпускник получит возможность научиться:

1 . выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;

2. использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

1. читать и понимать основное содержание несложных аутен­тичных текстов, содержащие отдельные неизученные языко­вые явления;

2. читать и находить в несложных аутентичных текстах, содер­жащих отдельные неизученные языковые явления, нужную / интересующую / запрашиваемую информацию, представ­ленную в явном и в неявном виде;

3.  читать и полностью понимать несложные аутентичные тек­сты, построенные на изученном языковом материале;

4.  выразительно читать вслух небольшие, построенные на из­ученном языковом материале аутентичные тексты, демон­стрируя понимание прочитанного.

Выпускник получит возможность научиться:

1. устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;

2. восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём добавления выпущенных фрагментов.

Письменная речь

Выпускник научится:

1. заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, нацио­нальность, адрес и т.д.);

2. писать короткие поздравления с днём рождения и други­ми праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в коми языке, выражать пожелания (объём 30–40 слов, включая адрес).

3. писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употребле­нием формул речевого этикета, принятых в коми языке: со­общать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинение, просьбу; давать совет и т.д. (объём 100–120 слов, включая адрес);

4. писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец / план.

Выпускник получит возможность научиться:

1. делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

2. писать электронное письмо (e-mail) другу в ответ на элек­тронное письмо-стимул;

3. составлять план / тезисы устного или письменного сообще­ния;

4. кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;

5. писать небольшое письменное высказывание с опорой на не­линейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.)

Языковые навыки

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

- правильно писать изученные слова;

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопроси­тельный знак в конце вопросительного предложения, вос­клицательный знак в конце восклицательного предложения;

 - расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке.

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться орфографическим словарём.

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

- различать на слух и адекватно, без фонематических оши­бок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова со специфическими звуками коми языка ([ö], [дж], [дз], [тш]), с буквой i после твёрдых парных согласных (д, з, л, н, с, т), со вставочными звуками ([й], [м], [к], [т]: син – синсö – синмыс, кыв – кывсö – кывйыс), а также с чередующимися согласными звуками в середине слова (в//л: ныв – нывсö – нылыс).

- соблюдать правильное ударение в изученных словах;

-различать коммуникативные типы предложений по их ин­тонации;

-членить предложение на смысловые группы;

-адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, про­износить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительные и вопросительные предложе­ния; предложения с обращением).

 

Выпускник получит возможность научиться:

-выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.

 

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

·         узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лек­сические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах те­матики основной школы;

·         употреблять в устной и письменной речи изученные лек­сические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах те­матики основной школы в соответствии с решаемой комму­никативной задачей;

·         соблюдать существующие в коми языке нормы лексической сочетаемости;

·         распознавать и образовывать новые слова с использованием словосложения в пределах тематики основной школы в соот­ветствии с решаемой коммуникативной задачей (существи­тельное + существительное: кывкуд, паськöм; бать-мам);

·         распознавать и образовывать слова с использованием суф­фиксации в пределах тематики основной школы в соответ­ствии с решаемой коммуникативной задачей:

- имена существительные при помощи суффиксов -ин/-iн (кушин, косiн); -öм (вöралöм, котралöм); -ысь (велöдысь, мунысь);

- имена прилагательные при помощи суффиксов -а/-я (туру­на, пувъя); -тӧм (кöмтöм, помтöм); -са/-ся (сиктса, тӧвся);

- глаголы при помощи суффикса -ась/-ясь (чышъянасьны, кепысясьны, панясьны);

- наречия при помощи суффикса (бура, мичаа);

- пользоваться двуязычными словарями (коми-русским, рус­ско-коми).

Выпускник получит возможность научиться:

 - распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основ­ной школы;

- различать явления синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

- распознавать принадлежность слов к частям речи по суф­фиксам и по контексту (керкаын югыд – дзоридзыслы югы­дыс оз тырмы);

-осуществлять словообразовательный анализ;

- распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (öти-кö, мöд-кö, медводз, медбöрын, сэсся);

-использовать языковую догадку в процессе чтения и аудиро­вания (догадываться о значении незнакомых слов по контек­сту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразо­вательным элементам);

- пользоваться словарями синонимов, антонимов, омонимов, толковым словарём.

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

- оперировать в процессе устного и письменного общения ос­новными синтаксическими конструкциями и морфологиче­скими формами в соответствии с коммуникативной задачей, а именно:

- распознавать и употреблять в речи различные коммуника­тивные типы предложений: повествовательные (в утверди­тельной и отрицательной форме: Ме аски велöдча. / Ме аски ог велöдчы. Керкаыс ыджыд. / Керкаыс абу ыджыд.), вопро­сительные (с вопросительными словами (Кутшöм небöг тэ видзöдан? Кöнi уджалö Ванялöн мамыс?), без вопроситель­ных слов (Тэ велöдчан? Тэ аски волан?), с вопросительной частицей (Уна-ö кадыс?)), побудительные (с утвердитель­ной (Ворсöй танi!) и отрицательной (Эн мунöй талун вöрö!) формой сказуемого, с частицами мед, вай (Мед пыралас та­лун! Вай ветламöй вöрö!) и восклицательные (Кутшöм шо­ныд талун ывлаыс!);

- распознавать и употреблять в речи распространённые и не­распространённые простые предложения (Воис тöв. Воис кöдзыд тöв.);

- распознавать и употреблять в речи предложения с простым глагольным (Аски ме муна школаö) и составным глаголь­ным (Тöрыт ме кöсйи пыравны школаö), с простым имен­ным (Дзоридзыс мича.), с составным именным (Аннушлöн синъясыс бöр лоины вильышöсь.) сказуемыми;

-  распознавать и употреблять в речи синонимичные конструк­ции типа (Менам нимöй Лена. / Менö шуöны Лена. / Менö шуöны Ленаöн. Меным дас нёль арöс. / Ме дас нёль арöса. Менам синмöй лöз. / Ме лöз синма.);

-  распознавать и употреблять в речи предложения с обращени­ем (Миша, тэ талун мый сёйин?);

-распознавать и употреблять в речи сложносочинённые пред­ложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то (Зэрöм бöрын петiс шондi, и челядь котöртiсны ывлаö. Ставöн мунiсны вöрö, а ме кольччи гортö.);

-распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными:

- причины с союзом сы вöсна мый (Школаö эг ветлы, сы вöсна мый виси.);

- времени с союзами кор, да (Кор мамö локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортö.);

- изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшöм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокöй висьталіс, кыдзи ветлöма карö. Тэ аддзылiн, кутшöм платтьö ньöбöма?);

-распознавать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения (Павел гöгöрвоис: ставыс локтö ас кадö.);

-трансформировать прямую речь в косвенную и наоборот;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе;

распознавать и употреблять в речи падежные формы существительных основного и определённо-притяжательного склонения (вок-öй, вок-ыд, вок-ыс, вок-ным, вок-ныд, вок-ныс);

распознавать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ук: пиук; -иль: кöчиль);

распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях (мича – мичаджык – медмича);

 

ным (Тӧрыт ме кӧсйи пыравны школаӧ), с простым именным (Дзоридзыс мича.), с составным именным (Аннушлӧн синъясыс бӧр лоины вильышӧсь.) сказуемыми;

• распознавать и употреблять в речи синонимичные конструк¬ции типа (Менам нимӧй Лена. / Менӧ шуӧны Лена. / Менӧ шуӧны Ленаӧн. Меным дас нёль арӧс. / Ме дас нёль арӧса. Менам синмӧй лӧз. / Ме лӧз синма.);

• распознавать и употреблять в речи предложения с обращени¬ем (Миша, тэ талун мый сёйин?);

• распознавать и употреблять в речи сложносочинённые пред¬ложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то (Зэрӧм бӧрын петiс шондi, и челядь котӧртiсны ывлаӧ. Ставӧн мунiсны вӧрӧ, а ме кольччи гортӧ.);

• распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными:

- причины с союзом сы вӧсна мый (Школаӧ эг ветлы, сы вӧсна мый виси.);

- времени с союзами кор, да (Кор мамӧ локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортӧ.);

- изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшӧм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокӧй висьталіс, кыдзи ветлӧма карӧ. Тэ аддзылiн, кутшӧм платтьӧ ньӧбӧма?);

распознавать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения (Павел гӧгӧрвоис: ставыс локтӧ ас кадӧ.);

трансформировать прямую речь в косвенную и наоборот;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе;

распознавать и употреблять в речи падежные формы су¬ществительных основного и определённо-притяжательного склонения (вок-ӧй, вок-ыд, вок-ыс, вок-ным, вок-ныд, вок-ныс);

распознавать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ук: пиук; -иль: кӧчиль);

распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях (мича – мичаджык – медмича);

распознавать и употреблять в речи множественное число прилагательного в функции именного сказуемого (Дзоридзь-яс мичаӧсь.), препозитивное положение прилагательного в функции определения (Туй пӧлӧн сулалӧны мича керкаяс.);

• распознавать и употреблять в речи прилагательные с умень­шительно-ласкательными суффиксами (-ик: небыдик; -ник: мичаник; -иник: томиник);

• распознавать и употреблять в речи количественные и поряд­ковые числительные;

• распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (ме, тэ, сiйӧ, ми, тi, найӧ), усилительные (ачым, ачыд, ачыс, асьным, асьныд, асьныс), притяжательные (менам, тэнад, сылöн, миян, тiян, налöн), вопросительные (кодi, мый, кы­мын, кутшӧм), указательные (сiйӧ, тайö, сэтшöм, татшöм), неопределенные (кодкö, мыйкö), взаимно-личные (öта-мöд);

• распознавать и употреблять в речи наречия времени (дыр, водз, регыд, сёрöн), места (сэнi, ылын, матын), образа дей­ствия (гораа, мичаа, кокниа), количества (кыкысь, öтчыд, унаысь) и меры (зэв, ёна, муртса); наречия в положитель­ной, сравнительной и превосходной степенях (дыр – дыр­джык – медся дыр, ылын – ылынджык – медся ылын);

   • распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, бу­дущего и первого прошедшего времён, глаголы утвердитель­ного и отрицательного спряжения, утвердительную и отри­цательную формы повелительного наклонения;

• распознавать и употреблять в речи послелоги временные (удж бöрын, во чöж, кык лун мысти, тöлысь сайö, во кы­мын), пространственные (керка сайын, пу гöгöр, пызан улын, пач дорын, ю вомöн, му пыр), сравнения (бать кодь, зонка моз), причины (висьöм понда, тэ вöсна);

• распознавать и употреблять в речи указательные (со, то, вот), отрицательные (абу, не), формообразующие (мед, вай), вопросительную (), вводную (пö), определительную (сöмын) частицы.

Выпускник получит возможность научиться:

- распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными: условия с союзом кӧ (Кӧсъян кӧ чӧскыда сёйны, ковмас ёна уджавны.);

- уступки с союзом кӧть (Кӧть сiйӧ и ёна гажӧдчис, син­мыс сылӧн вӧлi жугыль.);

- изъяснительными с союзными словами мый, кодi, кӧнi и его падежными формами (Батьӧ висьталiс, мый тӧрыт ад­дзылӧма. Вокӧй петкӧдлiс, мыйӧн тӧрыт кыйсьӧма. Велӧдысь висьталiс, мыйысь вӧчӧны стеклӧ. Ме тӧда, кодi ветлiс сэтчӧ. Ме аддзылi, кодкӧд сiйӧ мунiс. Ме юалi, кодлы сiйӧ сетiс не-бӧгсӧ. Тӧда, кӧнi сiйӧ уджалӧ. Талун висьталiс, кытчӧ аски му­нас. Тӧдмалi, кытысь сiйӧ ньӧбӧма небӧгсӧ.);

- определительными с союзными словами кор, кодi (Пыр кута казьтывны сiйӧ лунсӧ, кор тӧдмаси тэкӧд. Морт, кодi ёна лыддьысьӧ, унатор шедӧдӧ.);

распознавать и употреблять в речи модальные глаголы (кӧсйыны, позьны, вермыны, ковны);

различать по формальным признакам причастия и отгла­гольные существительные (водзын мунысь морт – водзын мунысь сувтiс);

распознавать и употреблять в речи глаголы второго прошед­шего времени;

распознавать, образовывать и понимать значение причастия (котӧртысь, лэччысь, сулалысь; дзирдалан, пусян; вуртӧм, путӧм; шоналӧм, пӧжалӧм) и деепричастия (водiгӧн, велӧд-чигӧн, гижӧмӧн, мӧвпалӧмӧн);

выражать специальными суффиксами способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л-: мӧвпыштны, волывлыны, пыравны).

Социокультурные знания и умения

Выпускник научится:

представлять средствами коми языка:

- государственные символы Республики Коми: герб, флаг, гимн,

- города и отдельные населённые пункты Республики Коми, основные достопримечательности Республики Коми (при­родные и архитектурные памятники, туристические места и т.д.),

- традиционные предметы национальной одежды, быта, культуры,

- факты из истории Республики Коми,

- основные национальные праздники Республики Коми, традиции, связанные с этими праздниками,

- коми национальную кухню,

- биографии/факты из жизни известных людей Республи­ки Коми, их вклад в науку, культуру, спорт,

- современные комиязычные средства массовой информа­ции (газеты, журналы, телепередачи, интернет-ресурсы и т.д.),

- формы проведения досуга, наиболее популярные в Респу­блике Коми;

описывать природу Республики Коми;

понимать и анализировать:

- образцы коми фольклора: сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д.,

- отдельные литературные произведения писателей и по­этов Республики Коми,

- отдельные музыкальные произведения композиторов Ре­спублики Коми,

- отдельные произведения живописи художников Респу­блики Коми,

-оказывать помощь гостям республики в ситуациях повсед­невного общения.

Выпускник получит возможность научиться:

-сопоставлять реалии Коми республики, России и стран из­учаемых иностранных языков;

-использовать социокультурные реалии при реализации учеб­ных проектов и учебных исследований.

Компенсаторные умения

Выпускник научится:

-выходить из трудного положения при дефиците языковых средств, используя при говорении синонимические средства, переспрос, уточнение значения незнакомых слов;

-использовать в качестве опоры ключевые слова, план к тек­сту, тематический словарь и т.д. при порождении собствен­ных высказываний;

• прогнозировать содержание текста по заголовку, предвари­тельно заданным вопросам;

• угадывать значения незнакомых слов по содержанию речи, по используемым собеседником жестам и мимике.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать перифраз при дефиците языковых средств;

-пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.

Универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-сокращать, расширять устную и письменную информацию, создавать второй текст по аналогии, заполнять таблицы;

-извлекать основную, полную, точную, запрашиваемую ин­формацию из прослушанного/прочитанного текста;

-искать, извлекать запрашиваемую или нужную информацию из разных источников на коми языке (справочные материа­лы, словари, интернет-ресурсы, литература и др.);

-планировать и осуществлять учебно-исследовательскую ра­боту: выбирать тему исследования, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, составлять план работы, пользоваться исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализировать полученные данные и ин­терпретировать их, презентовать устно и письменно резуль­таты учебно-исследовательской работы с аргументацией;

-разрабатывать и осуществлять краткосрочный/долгосроч­ный проект: прогнозировать продукт, составлять план рабо­ты, презентовать устно и письменно результаты проектной работы с аргументацией, отвечать на вопросы по проекту; взаимодействовать в группе с другими участниками проект­ной деятельности.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

1.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

 

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Портреты коми писателей и поэтов.

Журналы  «Бикинь».

Газеты «Йöлöга», «Коми му».

 

Карта Республики Коми, г. Сыктывкара

Символика России, Республики Коми, Сыктывкара.

Таблицы по морфологии и синтаксису коми языка

3.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                      (дидактические и раздаточные материалы)

1.      Сборник диктантов для 4-9 кл. / редактор Грабежова В.М.-Сыктывкар: КРИРОиПК, 2001.-96 л.б.

2.      5-9 классъясын гижöм вылö диктант текстъяс/лöсьöдіс В.М. Грабежова: Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство, Велöдчöм сöвмöдан коми республиканскöй институт.-Сыктывкар: КРИРО, 2017.-48 л.б.

 

 

Список литературы:

1. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Шондi нюм. 5-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар, Анбур, 2009, 96 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Улыбка солнца. Учебник для 5 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар, Анбур, 2009,      96 с). 

2. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Коми кыв: 6-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 127 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Коми язык: Учебник для 6 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 128 с.).

3. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Коми кыв: 7-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011, 144 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Коми язык: Учебник для 7 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011, 144 с.).

4. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Коми кыв: 8-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012, 176 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Коми язык: Учебник для 8 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012, 176 с.).

5. 9 класс. Электронный вариант учебника в стадии апробации. Коми язык. (сост. Г. И. Ватаманова, Ж.Г.  Сизева, Е. Н. Ярошенко).   Сыктывкар, 2012.

 

Автоматизированное место учителя:

1.    Компьютер

2.    Проектор

3.    Экран

 

Приложение.

Календарно-тематическое планирование  в электронном журнале.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru