Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Большелуг
Согласовано Заместитель директора по УР ____________________ (Ф.И.О, дата)
|
Утверждаю Директор МОУ «СОШ» с.Большелуг ______________ (Ф.И.О) Приказ №____от «___» ____ 201__ г.
|
Рабочая программа учебного предмета
«Коми язык государственный»
основного общего образования
Срок реализации программы – 5 лет
Составитель программы: учитель коми языка и литературы
Старцева Эльвира Александровна
с. Большелуг
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Коми язык государственный» составлена на основе:
· Фундаментального ядра содержания общего образования;
· Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования;
· Примерной программы для общеобразовательных школ с 5 по 9 классы «Коми язык как неродной»: Примерная программа. 5–9 классы. Сост. Т. Д. Поликарпова, Т. В. Якубив. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2015.
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Цели учебного предмета представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Основные цели изучения коми языка как неродного в основной школе направлены на:
• дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою республику, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языка и культуры коми народа, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
• дальнейшее развитие активной жизненной позиции через обсуждение актуальных событий из жизни, своих собственных поступков и поступков своих сверстников, выражение своего отношения к происходящему, обоснование собственного мнения;
• дальнейшее освоение универсальных способов организации своей учебной деятельности и достижение более высокого уровня развития необходимых универсальных учебных действий (УУД);
• дальнейшее развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
- речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковой компетенции – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для изучения в основной школе; освоение языковых явлений изучаемого языка, разных способов выражения мысли на русском и коми языках;
- социокультурной компетенции – приобщение к культуре, традициям, реалиям народа коми в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять культуру своей страны средствами изучаемого языка в условиях межкультурного общения;
- компенсаторной компетенции – решение коммуникативной задачи в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательной компетенции – дальнейшее освоение доступных обучающимся способов и приёмов самостоятельного изучения коми языка и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.
Данная рабочая программа строится на основе следующих подходов в обучении иностранным языкам.
• личностно-ориентированный,
• деятельностный,
• коммуникативно-когнитивный
• социокультурный
С учётом с общедидактических принципов, таких принципов как:
1.Принцип природосообразности (учета не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и учет индивидуальных особенностей);
2.Принцип автономии школьников, они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности;
3.Принцип продуктивности обучения – нацеленность на реальные результаты обучения в виде продуктов деятельности – собственно речевых, речевых, включенных в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую), а также предусматривают не только приращение знаний, умений и навыков, но и приращение в духовной сфере школьника.
В ходе реализации программы используются следующие методические принципы:
1) дифференцированное и интегрированное обучение всем видам речевой деятельности;
2) одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся;
3) активный, деятельностный и сознательный характер процесса обучения;
4) личностно-ориентированный подход к изучению коми языка;
5) максимальная повторяемость материала.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане МОУ «СОШ» с.Большелуг для обязательного изучения коми языка государственного на ступени основного общего образования отводится 170 часов. В том числе: в 5 классе- 34 часа (34 недели), в 6 классе- 34 часа (34 недели), в 7 классе- 34 часа (34 недели), в 8 классе- 34 часа (34 недели), в 9 классе- 34 часа (34 недели), из расчета 1 учебный час в неделю
Содержание учебного предмета
1. Школьное образование, школьная жизнь. Распорядок дня в школе. Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия. Школьные каникулы.
5 класс: Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Распорядок дня в школе.
6 класс: Класс, одноклассники. День учителя. Любимый учитель.
7 класс: Учебные предметы. Любимый предмет. Учебное расписание. Успехи в школе. Летние каникулы.
8 класс: Современная школа. Внеклассные мероприятия / Школьные кружки. Школьные проекты. Отношение к школе.
9 класс: Учебные предметы, важные для будущей профессии. Образовательная карта ВУЗов/ ССУЗов Республики Коми.
2. Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
5 класс: Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга.
6 класс: Семейные праздники. Выбор и покупка подарка. Покупка продуктов питания к праздничному столу. Поздравительные / пригласительные открытки. Планирование праздника.
7 класс: Взаимоотношения с друзьями. Лучший(-ая) друг/ подруга.
8 класс: Обязанности в семье. Работа по дому. Семейные правила и традиции. Взаимопомощь в семье.
9 класс: Взаимоотношения в семье.
3. Здоровый образ жизни: спорт, сбалансированное питание, здоровые привычки.
5 класс: Здоровье. Прием у врача/вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции.
6 класс: Летние виды спорта. История некоторых видов спорта. Мои спортивные увлечения во время летних каникул.
7 класс: Зимние виды спорта. Спортивные увлечения во время зимних каникул. Традиционные виды спорта в Республике Коми.
8 класс: Олимпийские, паралимпийские игры. Олимпийские, паралимпийские чемпионы Республики Коми.
9 класс: Забота о здоровье. Правильное питание. Вредные привычки в молодёжной среде и борьба с ними. Спортивный лагерь.
4. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка, изобразительное искусство и др.). Виды отдыха, путешествий. Молодежная мода.
5 класс: Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры.
6 класс: Посещение музея/выставки. Виды путешествий. Планирование поездки. Выбор маршрута.
7 класс: Планирование свободного времени. Поход в кинотеатр. Посещение театра/филармонии. Театры Республики Коми. Покупка билетов. Музыкальные предпочтения современных подростков. Музыкальные/танцевальные коллективы Республики Коми.
8 класс: Молодёжная мода. Покупка одежды.
9 класс: Декоративно-прикладное искусство народа коми. Увлечения родных и друзей.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Выдающиеся люди Республики Коми.
5 класс: Профессии родных, знакомых.
6 класс: Творческие профессии. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (писатели, поэты, художники).
7 класс: Творческие профессии. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (театральные деятели, певцы, композиторы).
8 класс: Выдающиеся ученые Республики Коми.
9 класс: Популярные и перспективные профессии. Необычные профессии. Выбор будущей профессии.
6. Человек и окружающий мир. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
5 класс: Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных.
6 класс: Квартира/дом/комната. Предметы интерьера, мебели. Традиционное жилище коми.
7 класс: Родной город/ родное село. История города/села. Символы города/села. Достопримечательности.
8 класс: Проблемы загрязнения природы. Красная книга Республики Коми. Удивительные явления природы.
9 класс: Защита окружающей среды в Республике Коми. Заповедники/ национальные природные парки Республики Коми.
7. Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека.
6 класс: Детские газеты и журналы на коми языке. Школьная газета.
7 класс: Телевидение. Телепередачи на коми языке. Любимая телепередача.
8 класс: Интернет. Информационные порталы Республики Коми.
9 класс: Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека
8. Коми край: Географическое положение, страницы истории, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).
5 класс: Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми музыкальные инструменты.
6 класс: Географическое положение Республики Коми. Природные богатства Республики Коми: лес, нефть, газ, уголь и т.п. Реки Республики Коми. Государственная символика Республики Коми. Традиционные праздники народа коми.
7 класс: Сыктывкар – столица Республики Коми. История города.
8 класс: Страницы истории Республики Коми. Легенды и предания народа коми.
9 класс: Финно-угорские языки. Финно-угорские республики, страны. История письменности Республики Коми.
Тематическое планирование
5 класс
№ |
Наименование раздела, тем |
Кол-во часов |
содержание |
1.Школьное образование, школьная жизнь. |
|||
1 |
Первый день в новом учебном году. |
1 ч |
Повествовательные предложения в утвердительной форме, распространенные и нераспространенные простые предложения, вопросительные предложения с вопросительными словами, синонимичные конструкции. |
2 |
День Знаний. |
1 ч. |
Прямой порядок слов в предложении. |
3-4 |
Школа |
2ч. |
Взаимно-личные и вопросительные местоимения. |
5 |
Распорядок дня в школе. |
1 ч. |
Послелоги места. |
2. Взаимоотношения в семье, со сверстниками. |
|||
6-7 |
Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. |
2 ч. |
Распознавание и употребление в речи синонимичные конструкции типа (Менам юрсиӧй сьӧд / Ме сьӧд юрсиа.) |
8-9 |
Распорядок дня в семье. |
2 ч. |
Глаголы прошедшего и настоящего времени. |
10-11 |
Совместное проведение досуга. |
2ч. |
Прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена существительные в форме достигательного и вступительного падежей (-ла: няньла, йӧвла; -ӧ: вӧрӧ, дачаӧ). |
3. Здоровый образ жизни |
|||
12 |
Здоровье. |
1 ч. |
Утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения (сёй, эн котрав, весав). |
13 |
Прием у врача/вызов врача на дом. |
1 ч. |
Имя существительное в форме лишительного падежа (-тӧг: кӧмтӧг, шапкатӧг, кепысьтӧг). |
14 |
Покупка лекарств в аптеке. |
1 ч. |
Обращение. |
15-16 |
Спортивные секции. |
2 ч. |
Глаголы с суффиксом -ась/-ясь (кӧмасьны, пасьтасьны). |
4. Досуг и увлечения. |
|||
17 |
Любимые игры. |
1 ч. |
Множественное число существительных. |
18-19 |
Коми игры. |
2 ч. |
Работа с текстом. Совершенствование грамматических навыков. |
20-21 |
Любимые книги. |
2 ч. |
Работа с текстом. Выделение главных фактов из текста, опуская второстепенные.
|
22 |
Компьютерные игры. |
1 ч. |
Работа с текстом. |
5. Мир профессий. |
|||
23-24 |
Профессии родных, знакомых. |
2 ч. |
Работа с текстом. Заполнение анкеты. Употребление в речи отрицательной частицы абу. |
6. Человек и окружающий мир. |
|||
25-26 |
Описание погоды. |
2 ч. |
Употребление в речи прилагательные с суффиксом -са/-ся. |
27 |
Времена года. |
1 ч. |
Употребление в речи прилагательные с суффиксом -са/-ся. |
28 |
Любимое время года. |
1 ч. |
Употребление в речи модальный глагол позьны для выражения возможности (позьӧ купайтчыны, позьӧ иславны).
|
29 |
Забота о домашних животных. |
1ч. |
Сообщение о домашнем питомце. |
7. Коми край |
|
|
|
30 |
Коми национальный костюм. |
1ч. |
Работа с текстом. Представление национального костюма . |
31 |
Коми национальная кухня. |
1ч. |
Мини-проект |
32 |
Коми музыкальные инструменты. |
1ч. |
Работа с текстом. Презентация по коми музыкальным инструментам. |
33-34 |
Повторение изученного материала. Промежуточная аттестация |
2 ч. |
|
|
|
|
|
Контроль: Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим разбором текста (4 работы за год) Итоговая контрольная работа за год Промежуточная аттестация |
6 класс
№ |
Наименование раздела, тем |
Кол-во часов. |
Содержание |
1.Школьное образование, школьная жизнь |
|||
1-2 |
Класс, одноклассники |
2 ч. |
Имена существительные в форме местного, исходного и творительного падежей (-ын, -ысь, -öн). |
3 |
День учителя |
1 ч. |
Формы существительных 1, 2, 3 лица ед. и множественного числа, глаголы отрицательного спряжения в настоящем времени, предложения с простым именным сказуемым.
|
4 |
Любимый учитель |
1 ч. |
Прилагательные во множественном числе. |
2. Взаимоотношения в семье, со сверстниками |
|||
5-6 |
Семейные праздники |
2 ч. |
Глагол.Употребление в речи утвердительные глаголы повелительного наклонения, глаголы будущего времени, глаголы отрицательного спряжения в настоящем и будущем времени, имена существительные в форме дательного, соединительного падежей, порядковые числительные, частицу вай.
|
7 |
Выбор и покупка подарка. |
1 ч. |
Повествовательные предложения в утвердительной форме. |
8 |
Покупка продуктов питания к праздничному столу. |
1 ч. |
Наречия и прилагательные с суффиксом –а (мичаа, бура). |
9 |
Поздравительные/пригласительные открытки. |
1 ч. |
Оформление открыток. |
10 |
Планирование праздника. |
1 ч |
Работа по тексту. Составление плана проведения праздника. Составление праздничного меню.
|
3. Здоровый образ жизни |
|||
11-12 |
Летние виды спорта. |
2 ч. |
Олимпийские игры. |
13 |
История некоторых видов спорта |
1 ч. |
Образование и употребление в речи наречия сравнительной и превосходной степени; |
14 |
Мои спортивные увлечения во время летних каникул. |
1 ч. |
Образование и употребление в речи существительных от прилагательных с помощью суффикса –лун, существительные от глаголов с помощью суффикса -ӧм. |
4. Досуг и увлечение |
|
||
15 |
Посещение музея/выставки. |
1 ч. |
Выражение желания при помощи модального глагола кӧсйыны. |
16 |
Виды путешествий. |
1 ч. |
Предлог времени чӧж. |
17 |
Планирование поездки. Выбор маршрута. |
1 ч. |
Возвратные глаголы. |
5. Мир профессий |
|
|
|
18 |
Творческие профессии. |
1 ч. |
Знакомство с новой лексикой. |
19-20 |
Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми(писатели, поэты, художники). |
2 ч. |
Сообщение об известном земляке творческой профессии. |
6. Человек и окружающий мир. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. |
|||
21 |
Квартира/дом/комната. |
1 ч. |
Обозначение назначения жилых комнат и учреждений с помощью суффиксов –ан(-ян) и –iн (-ин). |
22 |
Предметы интерьера, мебели. |
1 ч. |
Обозначение принадлежности предмета.с помощью родительного падежа имени существительного . |
23 |
Традиционное жилище коми. |
1 ч. |
Обозначение местоположения предмета, используя пространственные послелоги. |
7. Роль и влияние СМИ на жизнь человека. |
|||
24-25 |
Детские газеты и журналы на коми языке. |
2 ч. |
Отглагольные существительные с суффиксом –ысь, |
26 |
Школьная газета. |
1 ч. |
Заметка в журнал, газету. |
8. Коми край |
|||
27 |
Географическое положение Республики Коми. |
1 ч. |
Послелоги места;Существительные с суффиксами отдалительного и предельного падежей (-сянь, -ӧдз). |
28 |
Природные богатства Республики Коми: лес, нефть, газ, уголь и т.п. |
1 ч. |
Степени сравнения прилагательных. |
29 |
Реки Республики Коми. |
1ч. |
Сложные порядковые числительные, сложные существительные, |
30 |
Государственная символика Республики Коми. |
1 ч. |
Существительные с суффиксом –лун, послелоги сравнения кодь и моз. |
31-32 |
Традиционные праздники народа коми. |
2 ч. |
Знакомство. Презентация. Работа по тексту. |
33-34 |
Повторение изученного. Промежуточная аттестация |
2ч. |
|
Контроль: Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим разбором текста (4 работы за год) Итоговая контрольная работа за год Промежуточная аттестация |
7 класс
№ |
Наименование раздела, тем |
Кол-во часов |
Содержание
|
1. Школьная жизнь, школьное образование. |
|||
1 |
Учебные предметы. |
1 ч. |
Знакомство с новой лексикой. |
2 |
Любимый предмет. |
1 ч. |
Выражение согласия/несогласия с мнением партнера. |
3 |
Учебное расписание. |
1 ч. |
Работа по тексту. |
4 |
Успехи в школе. |
1 ч. |
Глаголы отрицательного спряжения в прошедшем времени |
5 |
Летние каникулы. |
1 ч. |
Повествовательные предложения в отрицательной форме. |
2. Взаимоотношение в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. |
|||
6-7 |
Взаимоотношения с друзьями. |
2 ч. |
Деепричастие. |
8-9 |
Лучший(-ая) друг/ подруга.
|
2 ч. |
Притяжательные местоимения. |
3. Здоровый образ жизни. |
|||
10-11 |
Зимние виды спорта. |
2 ч. |
Определительная частица сӧмын. |
12 |
Спортивные увлечения во время зимних каникул. |
1 ч. |
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами а, но. |
13 |
Традиционные виды спорта в Республике Коми. |
1 ч. |
Сообщения. |
4. Досуг и увлечение. |
|||
14 |
Планирование свободного времени. |
1 ч. |
Составление плана своего досуга на неделю. Причастие.
|
15 |
Поход в кинотеатр. |
1 ч. |
Диалог-побуждение к действию . |
16-17 |
Посещение театра/филармонии. |
2 ч. |
Диалог-обмен |
18 |
Театры Республики Коми. Покупка билетов. |
1 ч. |
Работа по тексту. |
19 |
Музыкальные предпочтения современных подростков. |
1 ч. |
Диалог-обмен . |
20 |
Музыкальные/танцевальные коллективы Республики Коми. |
1ч. |
Сообщение. |
5. Мир профессий. |
|||
21 |
Творческие профессии. |
1 ч. |
Наречия образа действия. |
22-23 |
Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (театральные деятели, певцы, композиторы). |
2 ч. |
Сообщения, комбинированный диалог об известном земляке творческой профессии. |
6. Человек и окружающий мир. |
|||
24 |
Родной город/ родное село. |
1 ч. |
Диалог. |
25 |
История города/села. |
1 ч. |
Сообщение. |
26 |
Символы города/села. |
1 ч. |
Работа по тексту. |
27 |
Достопримечательности. |
1 ч. |
Пространственные и указательные местоимения. |
7. Роль и влияние СМИ на жизнь человека. |
|||
28 |
Телевидение. |
1 ч. |
Место телевидения в жизни подростка. |
29 |
Телепередачи на коми языке. |
1 ч. |
Знакомство. |
30 |
Любимая телепередача. |
1 ч. |
Диалог-интервью. |
8. Коми край. |
|||
31 |
Сыктывкар – столица Республики Коми. |
1 ч. |
Составление текста. Рассказ по плану. Сравнение Сыктывкара со своим селом(поселком). |
32 |
История города Сыктывкара. |
1 ч. |
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, да. |
33-34 |
Повторение изученного. Промежуточная аттестация.
|
2 ч. |
|
Контроль: Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим разбором текста (4 работы за год) Итоговая контрольная работа за год Промежуточная аттестация |
8 класс.
№ |
Наименование раздела, тем |
Кол-во часов |
Содержание |
1. Школьная жизнь, школьное образование. |
|||
1 |
Современная школа. |
1 ч. |
Работа по тексту. |
2 |
Внеклассные мероприятия/ Школьные кружки. |
1 ч. |
Знакомство с новой лексикой. Сообщение о внеклассном мероприятии. |
3-4 |
Школьные проекты. |
2 ч. |
Составление плана. Реализация проекта. Защита проекта. |
5 |
Отношение к школе. |
1 ч. |
Диалог. |
2. Взаимоотношение в семье, со сверстниками. |
|||
6 |
Обязанности в семье. |
1 ч |
Модальные глаголы вермыны и ковны. |
7 |
Работа по дому. |
1 ч. |
Модальные глаголы вермыны и ковны. Закрепление. |
8-9 |
Семейные правила и традиции. |
2 ч. |
Чтение текста с пониманием основного содержания; отвечать на вопросы по тексту. Читать с полным пониманием забавную историю и прогнозировать ее продолжение. 4. Делать подписи к фотографиям из семейного альбома с опорой на план. 5. Писать историю о семейном празднике. |
10 |
Взаимопомощь в семье. |
1 ч. |
Работа по картинке; Рассказ о дружной семье. |
3. Здоровый образ жизни. |
|||
11 |
Олимпийские, паралимпийские игры. |
1 ч. |
Работа по тексту. Знакомство с историей. Заполнение таблицы. |
12 |
Олимпийские, паралимпийские чемпионы Республики Коми. |
1 ч. |
Составление плана текста; письменное сообщение об олимпийском (паралимпийском) чемпионе. |
4. Молодежная мода. |
|||
13 |
Молодежная мода. |
1 ч. |
Работа с текстом. Составление буклета. Знакомство с историей моды. Сопоставление. |
14-15 |
Покупка одежды. |
2 ч. |
Урок-игра. Указательные частицы. |
5. Мир профессий. |
|||
16 |
Выдающиеся ученые Республики Коми. |
1 ч. |
Комбинированный диалог. Работа по тексту. Знакомство . Письменное сообщение . |
6. Человек и окружающий мир. |
|||
17 |
Проблемы загрязнения природы. |
1 ч. |
Составление плакатов. Презентация . |
18-19 |
Красная книга Республики Коми. |
2 ч. |
Сообщение. Работа по тексту. |
20 |
Удивительные явления природы. |
1 ч. |
Работа по тексту. Урок-игра. Выполнение проекта. |
5. Роль и влияние СМИ на жизнь человека. |
|||
21 |
Интернет. |
1 ч. |
Урок-игра. Сообщение. |
22-23 |
Информационные порталы Республики Коми. |
2 ч. |
Наречия меры и степени. |
6. Коми край. |
|||
24-26 |
Страницы истории Республики Коми. |
3 ч. |
Презентациям. Работа по тексту. |
27-32 |
Легенды и предания народа коми. |
6 ч. |
Знакомство. Пересказ. Тестирование. |
33-34 |
Повторение изученного. Промежуточная аттестация. |
2 ч. |
|
|
|
|
|
Контроль: Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим разбором текста (4 работы за год) Итоговая контрольная работа за год Промежуточная аттестация |
9 класс.
№ |
Наименование раздела, тем |
Кол-во часов |
Содержание |
|
1. Школьная жизнь, школьное образование. |
||||
1-2 |
Учебные предметы, важные для будущей профессии. |
2 ч. |
Сложноподчиненные предложения с определительными придаточными. |
|
3 |
Образовательная карта ВУЗов/ССУЗов Республики Коми. |
1 ч. |
Презентация. Работа по тексту . Сообщение. |
|
2. Взаимоотношения в семье. |
||||
4-5 |
Взаимоотношения в семье. |
2 ч. |
Вводную частица пӧ. Сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными и придаточными времени. Прямая и косвенная речь. Сочинение-рассуждение о взаимоотношениях в семье. Работа по тексту. |
|
3. Здоровый образ жизни. |
||||
6-7 |
Забота о здоровье. |
2 ч. |
Сообщение информации личного характера, отвечая на вопросы собеседника. Наречия времени. |
|
8 |
Правильное питание. |
1 ч. |
Проект «Витамины и минералы в жизни человека» |
|
9-10 |
Вредные привычки в молодёжной среде и борьба с ними. |
2 ч. |
Выражение точки зрения за и против , приводя соответствующие аргументы. Составление плакатов. |
|
11 |
Спортивный лагерь. |
1 ч. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели и условия. |
|
4. Досуг и увлечение. |
||||
12-13 |
Декоративно-прикладное искусство народа коми. |
2 ч. |
Знакомство. Описание. Презентация. |
|
14 |
Увлечения родных и друзей. |
1 ч. |
Сообщение. Проект. |
|
5. Мир профессий. |
||||
15-16 |
Популярные и перспективные профессии. |
2 ч. |
Вопросительная частица -ӧ, сложноподчиненные предложения с придаточными причины. |
|
17 |
Необычные профессии. |
1 ч. |
Усилительные и неопределенные местоимения. |
|
18 |
Выбор будущей профессии. |
1 ч. |
Наречия причины. |
|
6. Человек и окружающий мир. |
||||
19-20 |
Защита окружающей среды в Республике Коми. |
2 ч. |
Сочинение-рассуждение о защите окружающей среды. Работа по тексту. |
|
21-22 |
Заповедники/ национальные природные парки Республики Коми. |
2 ч. |
Проект. |
|
7. Роль и влияние СМИ на жизнь человека. |
||||
23-24 |
Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека. |
2 ч. |
Комбинированный диалог о роли и влиянии СМИ. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, бессоюзные сложные предложения. |
|
8. Финно-угорские языки. Коми край. |
||||
25-26 |
Финно-угорские языки. |
2 ч. |
Презентация. Знакомство. Сообщения о ф-у народах. |
|
27-28 |
Финно-угорские республики, страны. |
2 ч. |
|
|
29-32 |
История письменности Республики Коми. |
4 ч. |
Роль Стефана Пермского. |
|
33-34 |
Повторение изученного. Промежуточная аттестация |
2 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Контроль: Контрольные работы по четвертям с лексико-грамматическим разбором текста (4 работы за год) Итоговая контрольная работа за год Промежуточная аттестация |
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
(на уровне основного общего образования).
Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
1 вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в коми языке.
Выпускник получит возможность научиться:
1 вести диалог-обмен мнениями;
2 брать и давать интервью;
3 вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
1 строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
2 описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
3 давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
4 передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
5 описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
6 Выпускник получит возможность научиться:
7 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
8 комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному/ прослушанному;
9 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
10 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.);
11 кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
1. воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, в том числе содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
2. воспринимать на слух и понимать нужную / интересующую / запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
1 . выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
2. использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
1. читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
2. читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную / интересующую / запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
3. читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
4. выразительно читать вслух небольшие, построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
1. устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
2. восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
1. заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.);
2. писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в коми языке, выражать пожелания (объём 30–40 слов, включая адрес).
3. писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в коми языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинение, просьбу; давать совет и т.д. (объём 100–120 слов, включая адрес);
4. писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец / план.
Выпускник получит возможность научиться:
1. делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
2. писать электронное письмо (e-mail) другу в ответ на электронное письмо-стимул;
3. составлять план / тезисы устного или письменного сообщения;
4. кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
5. писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.)
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- правильно писать изученные слова;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
- расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться орфографическим словарём.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова со специфическими звуками коми языка ([ö], [дж], [дз], [тш]), с буквой i после твёрдых парных согласных (д, з, л, н, с, т), со вставочными звуками ([й], [м], [к], [т]: син – синсö – синмыс, кыв – кывсö – кывйыс), а также с чередующимися согласными звуками в середине слова (в//л: ныв – нывсö – нылыс).
- соблюдать правильное ударение в изученных словах;
-различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
-членить предложение на смысловые группы;
-адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительные и вопросительные предложения; предложения с обращением).
Выпускник получит возможность научиться:
-выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
· узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
· употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
· соблюдать существующие в коми языке нормы лексической сочетаемости;
· распознавать и образовывать новые слова с использованием словосложения в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей (существительное + существительное: кывкуд, паськöм; бать-мам);
· распознавать и образовывать слова с использованием суффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -ин/-iн (кушин, косiн); -öм (вöралöм, котралöм); -ысь (велöдысь, мунысь);
- имена прилагательные при помощи суффиксов -а/-я (туруна, пувъя); -тӧм (кöмтöм, помтöм); -са/-ся (сиктса, тӧвся);
- глаголы при помощи суффикса -ась/-ясь (чышъянасьны, кепысясьны, панясьны);
- наречия при помощи суффикса -а (бура, мичаа);
- пользоваться двуязычными словарями (коми-русским, русско-коми).
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
- различать явления синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
- распознавать принадлежность слов к частям речи по суффиксам и по контексту (керкаын югыд – дзоридзыслы югыдыс оз тырмы);
-осуществлять словообразовательный анализ;
- распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (öти-кö, мöд-кö, медводз, медбöрын, сэсся);
-использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам);
- пользоваться словарями синонимов, антонимов, омонимов, толковым словарём.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей, а именно:
- распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме: Ме аски велöдча. / Ме аски ог велöдчы. Керкаыс ыджыд. / Керкаыс абу ыджыд.), вопросительные (с вопросительными словами (Кутшöм небöг тэ видзöдан? Кöнi уджалö Ванялöн мамыс?), без вопросительных слов (Тэ велöдчан? Тэ аски волан?), с вопросительной частицей -ö (Уна-ö кадыс?)), побудительные (с утвердительной (Ворсöй танi!) и отрицательной (Эн мунöй талун вöрö!) формой сказуемого, с частицами мед, вай (Мед пыралас талун! Вай ветламöй вöрö!) и восклицательные (Кутшöм шоныд талун ывлаыс!);
- распознавать и употреблять в речи распространённые и нераспространённые простые предложения (Воис тöв. Воис кöдзыд тöв.);
- распознавать и употреблять в речи предложения с простым глагольным (Аски ме муна школаö) и составным глагольным (Тöрыт ме кöсйи пыравны школаö), с простым именным (Дзоридзыс мича.), с составным именным (Аннушлöн синъясыс бöр лоины вильышöсь.) сказуемыми;
- распознавать и употреблять в речи синонимичные конструкции типа (Менам нимöй Лена. / Менö шуöны Лена. / Менö шуöны Ленаöн. Меным дас нёль арöс. / Ме дас нёль арöса. Менам синмöй лöз. / Ме лöз синма.);
- распознавать и употреблять в речи предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сёйин?);
-распознавать и употреблять в речи сложносочинённые предложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то (Зэрöм бöрын петiс шондi, и челядь котöртiсны ывлаö. Ставöн мунiсны вöрö, а ме кольччи гортö.);
-распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными:
- причины с союзом сы вöсна мый (Школаö эг ветлы, сы вöсна мый виси.);
- времени с союзами кор, да (Кор мамö локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортö.);
- изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшöм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокöй висьталіс, кыдзи ветлöма карö. Тэ аддзылiн, кутшöм платтьö ньöбöма?);
-распознавать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения (Павел гöгöрвоис: ставыс локтö ас кадö.);
-трансформировать прямую речь в косвенную и наоборот;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе;
распознавать и употреблять в речи падежные формы существительных основного и определённо-притяжательного склонения (вок-öй, вок-ыд, вок-ыс, вок-ным, вок-ныд, вок-ныс);
распознавать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ук: пиук; -иль: кöчиль);
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях (мича – мичаджык – медмича);
ным (Тӧрыт ме кӧсйи пыравны школаӧ), с простым именным (Дзоридзыс мича.), с составным именным (Аннушлӧн синъясыс бӧр лоины вильышӧсь.) сказуемыми;
• распознавать и употреблять в речи синонимичные конструк¬ции типа (Менам нимӧй Лена. / Менӧ шуӧны Лена. / Менӧ шуӧны Ленаӧн. Меным дас нёль арӧс. / Ме дас нёль арӧса. Менам синмӧй лӧз. / Ме лӧз синма.);
• распознавать и употреблять в речи предложения с обращени¬ем (Миша, тэ талун мый сёйин?);
• распознавать и употреблять в речи сложносочинённые пред¬ложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то (Зэрӧм бӧрын петiс шондi, и челядь котӧртiсны ывлаӧ. Ставӧн мунiсны вӧрӧ, а ме кольччи гортӧ.);
• распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными:
- причины с союзом сы вӧсна мый (Школаӧ эг ветлы, сы вӧсна мый виси.);
- времени с союзами кор, да (Кор мамӧ локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортӧ.);
- изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшӧм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокӧй висьталіс, кыдзи ветлӧма карӧ. Тэ аддзылiн, кутшӧм платтьӧ ньӧбӧма?);
распознавать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения (Павел гӧгӧрвоис: ставыс локтӧ ас кадӧ.);
трансформировать прямую речь в косвенную и наоборот;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе;
распознавать и употреблять в речи падежные формы су¬ществительных основного и определённо-притяжательного склонения (вок-ӧй, вок-ыд, вок-ыс, вок-ным, вок-ныд, вок-ныс);
распознавать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ук: пиук; -иль: кӧчиль);
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях (мича – мичаджык – медмича);
распознавать и употреблять в речи множественное число прилагательного в функции именного сказуемого (Дзоридзь-яс мичаӧсь.), препозитивное положение прилагательного в функции определения (Туй пӧлӧн сулалӧны мича керкаяс.);
• распознавать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ик: небыдик; -ник: мичаник; -иник: томиник);
• распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
• распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (ме, тэ, сiйӧ, ми, тi, найӧ), усилительные (ачым, ачыд, ачыс, асьным, асьныд, асьныс), притяжательные (менам, тэнад, сылöн, миян, тiян, налöн), вопросительные (кодi, мый, кымын, кутшӧм), указательные (сiйӧ, тайö, сэтшöм, татшöм), неопределенные (кодкö, мыйкö), взаимно-личные (öта-мöд);
• распознавать и употреблять в речи наречия времени (дыр, водз, регыд, сёрöн), места (сэнi, ылын, матын), образа действия (гораа, мичаа, кокниа), количества (кыкысь, öтчыд, унаысь) и меры (зэв, ёна, муртса); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях (дыр – дырджык – медся дыр, ылын – ылынджык – медся ылын);
• распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, будущего и первого прошедшего времён, глаголы утвердительного и отрицательного спряжения, утвердительную и отрицательную формы повелительного наклонения;
• распознавать и употреблять в речи послелоги временные (удж бöрын, во чöж, кык лун мысти, тöлысь сайö, во кымын), пространственные (керка сайын, пу гöгöр, пызан улын, пач дорын, ю вомöн, му пыр), сравнения (бать кодь, зонка моз), причины (висьöм понда, тэ вöсна);
• распознавать и употреблять в речи указательные (со, то, вот), отрицательные (абу, не), формообразующие (мед, вай), вопросительную (-ö), вводную (пö), определительную (сöмын) частицы.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными: условия с союзом кӧ (Кӧсъян кӧ чӧскыда сёйны, ковмас ёна уджавны.);
- уступки с союзом кӧть (Кӧть сiйӧ и ёна гажӧдчис, синмыс сылӧн вӧлi жугыль.);
- изъяснительными с союзными словами мый, кодi, кӧнi и его падежными формами (Батьӧ висьталiс, мый тӧрыт аддзылӧма. Вокӧй петкӧдлiс, мыйӧн тӧрыт кыйсьӧма. Велӧдысь висьталiс, мыйысь вӧчӧны стеклӧ. Ме тӧда, кодi ветлiс сэтчӧ. Ме аддзылi, кодкӧд сiйӧ мунiс. Ме юалi, кодлы сiйӧ сетiс не-бӧгсӧ. Тӧда, кӧнi сiйӧ уджалӧ. Талун висьталiс, кытчӧ аски мунас. Тӧдмалi, кытысь сiйӧ ньӧбӧма небӧгсӧ.);
- определительными с союзными словами кор, кодi (Пыр кута казьтывны сiйӧ лунсӧ, кор тӧдмаси тэкӧд. Морт, кодi ёна лыддьысьӧ, унатор шедӧдӧ.);
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы (кӧсйыны, позьны, вермыны, ковны);
различать по формальным признакам причастия и отглагольные существительные (водзын мунысь морт – водзын мунысь сувтiс);
распознавать и употреблять в речи глаголы второго прошедшего времени;
распознавать, образовывать и понимать значение причастия (котӧртысь, лэччысь, сулалысь; дзирдалан, пусян; вуртӧм, путӧм; шоналӧм, пӧжалӧм) и деепричастия (водiгӧн, велӧд-чигӧн, гижӧмӧн, мӧвпалӧмӧн);
выражать специальными суффиксами способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л-: мӧвпыштны, волывлыны, пыравны).
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
представлять средствами коми языка:
- государственные символы Республики Коми: герб, флаг, гимн,
- города и отдельные населённые пункты Республики Коми, основные достопримечательности Республики Коми (природные и архитектурные памятники, туристические места и т.д.),
- традиционные предметы национальной одежды, быта, культуры,
- факты из истории Республики Коми,
- основные национальные праздники Республики Коми, традиции, связанные с этими праздниками,
- коми национальную кухню,
- биографии/факты из жизни известных людей Республики Коми, их вклад в науку, культуру, спорт,
- современные комиязычные средства массовой информации (газеты, журналы, телепередачи, интернет-ресурсы и т.д.),
- формы проведения досуга, наиболее популярные в Республике Коми;
описывать природу Республики Коми;
понимать и анализировать:
- образцы коми фольклора: сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д.,
- отдельные литературные произведения писателей и поэтов Республики Коми,
- отдельные музыкальные произведения композиторов Республики Коми,
- отдельные произведения живописи художников Республики Коми,
-оказывать помощь гостям республики в ситуациях повседневного общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-сопоставлять реалии Коми республики, России и стран изучаемых иностранных языков;
-использовать социокультурные реалии при реализации учебных проектов и учебных исследований.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
-выходить из трудного положения при дефиците языковых средств, используя при говорении синонимические средства, переспрос, уточнение значения незнакомых слов;
-использовать в качестве опоры ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д. при порождении собственных высказываний;
• прогнозировать содержание текста по заголовку, предварительно заданным вопросам;
• угадывать значения незнакомых слов по содержанию речи, по используемым собеседником жестам и мимике.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать перифраз при дефиците языковых средств;
-пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-сокращать, расширять устную и письменную информацию, создавать второй текст по аналогии, заполнять таблицы;
-извлекать основную, полную, точную, запрашиваемую информацию из прослушанного/прочитанного текста;
-искать, извлекать запрашиваемую или нужную информацию из разных источников на коми языке (справочные материалы, словари, интернет-ресурсы, литература и др.);
-планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбирать тему исследования, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, составлять план работы, пользоваться исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализировать полученные данные и интерпретировать их, презентовать устно и письменно результаты учебно-исследовательской работы с аргументацией;
-разрабатывать и осуществлять краткосрочный/долгосрочный проект: прогнозировать продукт, составлять план работы, презентовать устно и письменно результаты проектной работы с аргументацией, отвечать на вопросы по проекту; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
|
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой Портреты коми писателей и поэтов. Журналы «Бикинь». Газеты «Йöлöга», «Коми му». |
|
Карта Республики Коми, г. Сыктывкара Символика России, Республики Коми, Сыктывкара. Таблицы по морфологии и синтаксису коми языка |
3. |
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (дидактические и раздаточные материалы) 1. Сборник диктантов для 4-9 кл. / редактор Грабежова В.М.-Сыктывкар: КРИРОиПК, 2001.-96 л.б. 2. 5-9 классъясын гижöм вылö диктант текстъяс/лöсьöдіс В.М. Грабежова: Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство, Велöдчöм сöвмöдан коми республиканскöй институт.-Сыктывкар: КРИРО, 2017.-48 л.б. |
Список литературы:
1. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Шондi нюм. 5-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар, Анбур, 2009, 96 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Улыбка солнца. Учебник для 5 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар, Анбур, 2009, 96 с).
2. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Коми кыв: 6-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 127 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Коми язык: Учебник для 6 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 128 с.).
3. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Коми кыв: 7-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011, 144 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Коми язык: Учебник для 7 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011, 144 с.).
4. Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. Коми кыв: 8-öд класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012, 176 л/б. (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. – Коми язык: Учебник для 8 класса по обучению коми языку как неродному. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012, 176 с.).
5. 9 класс. Электронный вариант учебника в стадии апробации. Коми язык. (сост. Г. И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е. Н. Ярошенко). Сыктывкар, 2012.
Автоматизированное место учителя:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
Приложение.
Календарно-тематическое планирование в электронном журнале.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.