Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина ОП.15 Компьютерное моделирование электрических цепей
Профиль профессионального образования Технический
Специальность СПО
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Базовая подготовка
г.о. Новокуйбышевск, 2018
РАССМОТРЕНО предметной (цикловой) комиссией Протокол № _____ от «___» ___________ 201_ г. Председатель ПЦК _____________Тарасова О.П. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР
______________Щелкова О.Д. |
Разработчик:
Комиссарова Н.П., преподаватель ГАПОУ СО «ННХТ»
должность полное название ОО
Внутренняя экспертиза:
Семисаженова В.Б зам. директора по УР
Фамилия И.О. должность
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. 2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. 3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины
|
14 |
4. 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
17
18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Дисциплина «Компьютерное моделирование электрических цепей» относится к вариативной части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Моделирование электрических цепей средствами моделирующих пакетов занимает одно из основных место в подготовке специалистов в области компьютерных технологий. Базовыми дисциплинами для изучения компьютерного моделирования электрических цепей являются информатика, электротехника.
Дисциплина «Компьютерное моделирование электрических цепей» имеет практическую направленность и является базовой для всех дисциплин, изучающих электромагнитные явления в различных устройствах, способы их представления и анализа работы с использованием компьютеров.
Задачи изучения дисциплины:
• выработать умения рационально применять методы расчета линейных и нелинейных электрических и магнитных цепей с источниками различной формы,
• научиться анализировать полученные результаты с различных точек зрения (оптимальности, достоверности),
• использовать информационные технологии для этих целей.
Целями преподавания компьютерного моделирования электрических цепей являются:
• создание у студентов научной системы взглядов на теорию электромагнитных процессов,
• овладение студентами теоретическими и практическими знаниями законов электрических цепей, свойств и характеров процессов в электромагнитных устройствах, аналитическими и численными методами анализа электрических цепей, способами моделирования сложных устройств.
- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
По окончании изучения курса студент должен знать:
• понятия моделей, их классификацию по различным основаниям;
• процесс моделирования, его этапы и виды;
• особенности компьютерного моделирования объектов, процессов. явлений;
• этапы и технологии компьютерного моделирования электрических цепей;
• особенности прикладного программного обеспечения, предназначенного для компьютерного моделирования электрических цепей;
• методы расчета и измерения основных параметров
электрических цепей;
• параметры электрических схем и единицы их измерения.
По окончании изучения курса студент должен уметь:
• рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
• моделировать электрические цепи постоянного, синусоидального и периодического несинусоидального электрического тока с использованием прикладного программного обеспечения, анализировать полученные модели;
• собирать электрические схемы с использованием прикладного программного обеспечения, читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
• моделировать логические функции и электронные устройства с использованием прикладного программного обеспечения, анализировать полученные модели.
В процессе изучения данной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции (ОК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В процессе освоения данной дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 154 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часа;
самостоятельной работы обучающегося 53 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка |
154 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка |
106 |
в том числе: |
|
лабораторно-практические занятия |
64 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
53 |
в том числе: составление конспекта, информационного блока, ответы на вопросы, подготовка сообщений, подготовка презентаций, составление глоссария, выполнение заданий, тестов, решение задач, выполнение заданий к практическим занятиям, подготовка отчетов |
|
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Компьютерное моделирование электрических цепей»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Моделирование как метод познания |
|
9 |
|
|
Содержание учебного материала |
6 |
1,2
|
Понятие о модели. Моделирование. Алгоритмическое (математическое) моделирование Физическое моделирование. Использование информационных технологий для моделирования. |
|
||
Самостоятельная работа |
3 |
2 |
|
Модели и моделирование. Составить информационный блок. Информационное моделирование. Ответить на вопросы. Модели каких видов чаще используются в вашей будущей профессиональной деятельности Подготовить сообщение. |
|
||
Раздел 2. Основные понятия и определения теории электрических цепей |
|
9 |
|
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
Физические основы электротехники. История развития электротехники и ее теории. Основные понятия и законы электромагнитного поля, электрических и магнитных цепей. Электрические цепи и схемы, их основные элементы. |
|
||
Самостоятельная работа |
3 |
2 |
|
История развития электротехники и ее теории. Подготовить презентацию. Законы электрических и магнитных цепей. Составить глоссарий. Элементы электрической цепи. Составить опорный конспект. |
|
||
Раздел 3. Использованию систем моделирования Electronics Workbench, Multisim MS-01 |
|
21 |
|
|
Содержание учебного материала |
2 |
2
|
Контрольно-измерительные приборы пакета Electronics Workbench Элементная база пакета EWB: источники тока, резисторы, конденсаторы, коммутационные аппараты и т.д. |
|
||
Практические занятия |
8 |
2, 3 |
|
Практическое занятие № 1. Изучение интерфейса пакета Electronics Workbench (Электронные инструментальные средства). Опорное меню пакета. Практическое занятие № 2. Технология подготовки схем в виртуальной лаборатории. Моделирование электротехнической схемы. |
|
||
Лабораторные работы |
4 |
3 |
|
Лабораторная работа № 1.Назначение и состав системы моделирования и анализа электрических схем Multisim. Запуск программы, её составляющие. |
|
||
Самостоятельная работа |
7 |
|
|
Элементная база пакета Electronics Workbench. Составить информационный блок Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Раздел 4. Особенности компьютерного моделирования электрических цепей постоянного тока |
|
27
|
|
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Закон Ома для участка цепи с ЭДС. Законы Кирхгофа и их применение для расчета электрических цепей постоянного тока. Принцип суперпозиции и метод наложения. Баланс активной мощности. |
|
||
Лабораторные работы |
10 |
3 |
|
Лабораторная работа № 2. Сборка простейших виртуальных электрических схем. Моделирование и расчет электрических цепей постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа. Лабораторная работа № 3.Моделирование и расчет сложных электрических цепей постоянного тока методом контурных токов. Лабораторная работа № 4. Моделирование и расчет сложных электрических цепей постоянного тока методом наложения. Лабораторная работа № 5. Моделирование и расчет сложных электрических цепей постоянного тока методом эквивалентного генератора. |
|
||
Практические занятия |
4 |
3 |
|
Практическое занятие № 3. Моделирование электрических цепей постоянного тока. Практическое занятие № 4. Особенности компьютерного моделирования электрических цепей постоянного тока. Контрольная работа. |
|
||
Самостоятельная работа |
9 |
2, 3 |
|
Цепи постоянного тока. Подготовить презентацию. Выполнить тест. Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Раздел 5. Компьютерное моделирование электрических цепей синусоидального тока |
|
54 |
|
|
Содержание учебного материала |
12 |
2
|
Переменные токи. Понятие о генераторах переменного тока. Синусоидальный ток. Характеристики синусоидального тока. Действующее и амплитудное значения тока, ЭДС, напряжения. Синусоидальный ток в резисторе. Индуктивность в цепи синусоидального тока. Конденсатор в цепи синусоидального тока. Ток и напряжения при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного элементов Активное, реактивное, полное сопротивления. Угол сдвига фаз между напряжением и током. Напряжение и токи при параллельном соединении активного, индуктивного и емкостного элементов. Мощность. Основные определения. Мощности резистивного, индуктивного и емкостного элементов Связь мощностей с сопротивлениями и проводимостями. Коэффициент мощности. Баланс мощностей. |
|
||
Лабораторные работы |
16 |
3 |
|
Лабораторная работа № 6. Исследование компьютерной модели неразветвленной электрической цепи синусоидального тока. Резонанс напряжений. Лабораторная работа № 7. Исследование компьютерной модели разветвленной электрической цепи синусоидального тока. Резонанс напряжений. Лабораторная работа № 8. Исследование компьютерной модели трехфазной цепи при соединении приемника звездой. Лабораторная работа № 9. Исследование компьютерной модели трехфазной цепи при соединении приемника треугольником. |
|
||
Практические занятия |
8 |
2 |
|
Практическое занятие № 5. Расчет цепей при синусоидальных токах. Практическое занятие № 6. Моделирование однофазных электрических цепей синусоидального тока. Практическое занятие № 7. Компьютерное моделирование электрических цепей синусоидального тока. Контрольная работа. |
|
||
Самостоятельная работа |
18 |
2, 3 |
|
Электрические цепи синусоидального тока. Составить опорный конспект. Выполнить задание. Выполнить тест. Решить задачи. Выполнение заданий к практическому занятию. Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе. |
|
||
Раздел 6. Компьютерное моделирование электрических цепей с применением устройств промышленной электроники |
|
24 |
|
|
Содержание учебного материала |
8 |
2
|
Элементная база электроники. Полупроводниковые диоды, устройство, принцип действия, вольт-амперная характеристика. Полевые и биполярные транзисторы, принцип работы, область применения. Тиристоры. Устройства промышленной электроники. Выпрямители. Однополупериодная, двухполупериодная, мостовая схемы выпрямления. Принцип действия. Достоинства и недостатки. Область применения. Электронные ключи. Усилители переменного тока Коэффициент усиления. |
|
||
Практические занятия |
8 |
3 |
|
Практическое занятие № 8. Порядок расчета числа диодов в маломощных схемах. Практическое занятие № 9. Определение статических параметров транзистора как элемента системы управления силовыми приборами. Практическое занятие № 10. Моделирование электронных устройств. |
|
||
Самостоятельная работа |
8 |
2, 3 |
|
Элементная база электроники. Подготовить информационный блок. Выполнить задание. Выполнить тест. Выполнение заданий к практическому занятию. |
|
||
Раздел 7. Особенности компьютерного моделирования электрических цепей с использованием устройств на базе логических элементов |
|
15 |
|
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Решение задач по подбору эмпирических формул Выбор эмпирических формул для нелинейных зависимостей. Логические функции и способы их записи Основы алгебры логики Логические элементы |
|
||
Практические занятия |
6 |
2, 3 |
|
Практическое занятие № 11. Реализация алгоритмов линейной и квадратичной интерполяции для обработки результатов экспериментальных данных. Преобразование экспериментальных данных методом выравнивания. Практическое занятие № 12. Компьютерное моделирования устройств на базе логических элементов. Практическое занятие № 13. Устройства промышленной электроники. Контрольная работа. |
|
||
Самостоятельная работа |
5 |
2, 3 |
|
Логические элементы. Решить задачи. Устройства промышленной электроники. Составить глоссарий. Выполнение заданий к практическому занятию. |
|
||
Всего |
154 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся, оснащенные ПЭВМ, оборудованные в соответствии и требованиями СанПиН;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор,
- периферийные устройства
- Интернет.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Афонин, В.В. Моделирование систем: учеб. пособие / В.В. Афонин, С.А. Федоскин. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016. – 231 с. – ISBN 978-5-9963-0352-6
2. Колесов, Ю.Б. Моделирование систем. Практикум по компьютерному моделированию / Ю.Б. Колесов, Ю.Б. Сенинченков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 352 с.
3. Панфилов, Д.И., Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях: практикум на Electronics Workbanch / Д.И. Панфилов, В.С. Иванов, И.Н. Чепурин. – М.: ДОДЭКА, 2015. – 304 с.
4. Харнитер, М.Е. Multisim 7. Современная система компьютерного моделирования и анализа схем электронных устройств / М.Е. Харнитер. – М.: ДМК Пресс, 2017. – 488 с. – ISBN 5-9706-0026-1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Уметь: |
|
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; |
Практические задания |
моделировать электрические цепи постоянного, синусоидального и периодического несинусоидального электрического тока с использованием прикладного программного обеспечения, анализировать полученные модели; |
Практические задания |
собирать электрические схемы с использованием прикладного программного обеспечения, читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; |
Практические задания
|
моделировать логические функции и электронные устройства с использованием прикладного программного обеспечения, анализировать полученные модели. |
Практические задания
|
Знать: |
|
понятия моделей, их классификацию по различным основаниям; |
Устный опрос Тестирование
|
процесс моделирования, его этапы и виды; |
Устный опрос Тестирование
|
особенности компьютерного моделирования объектов, процессов. явлений; |
Устный опрос Тестирование |
особенности компьютерного моделирования объектов, процессов, явлений; |
Устный опрос Тестирование
|
этапы и технологии компьютерного моделирования электрических цепей; |
Практические задания
|
особенности прикладного программного обеспечения, предназначенного для компьютерного моделирования электрических цепей; |
Практические задания Творческая работа |
методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей; |
Практические задания
|
параметры электрических схем и единицы их измерения. |
Тестирование Практические задания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Формируемые универсальные учебные действия |
1. |
Моделирование как метод познания |
2 |
Интерактивная лекция.
|
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
2. |
Основные понятия и определения теории электрических цепей |
3 |
Работа в малых группах, метод «Мозгового штурма». |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
3. |
Использованию систем моделирования Electronics Workbench, Multisim MS-01 |
12 |
Тренинг, мини-лекция. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4. |
Особенности компьютерного моделирования электрических цепей постоянного тока |
14 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, творческое задание, работа в малых группах. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
5. |
Компьютерное моделирование электрических цепей синусоидального тока |
16 |
Проблемная лекция, творческое задание. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
6. |
Компьютерное моделирование электрических цепей с применением устройств промышленной электроники |
8 |
Творческое задание, работа в малых группах, метод «Мозгового штурма», тренинг. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
7. |
Особенности компьютерного моделирования электрических цепей с использованием устройств на базе логических элементов |
6 |
Творческое задание, работа в малых группах |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.