Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Патриот»
с кадетскими классами имени Героя Российской Федерации
Дейнеко Юрия Михайловича»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол №___ от___________ Руководитель ШМО _____________/Ковальчук Н.В. |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______/Яскевич В.А./ |
УТВЕРЖДАЮ директор МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами имени Героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича» ________/Барановский Д.П./ Приказ №159 от 03.06.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
краеведческого кружка «Родник»
для учащихся 9-х классов
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Заруцкая Наталья Владимировна,
учитель географии
первой квалификационной категории
Энгельс, 2022 г.
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной волжской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Данная программа - авторская программа Заруцкой Натальи Владимировны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению. Авторская рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на формирование, углубление, систематизацию знаний природы своего края, географии района, экологического состояния природных объектов .
На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о различных компонентах природы, крае, проводить исследовательские и поисковые работы.
Цели:
1. Создание условий для развития личности ребенка через изучение природного наследия малой Родины.
2. Вовлечение обучающихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
3. Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.
Задачи
1. Формировать знания о родном крае, его природе.
2. Обучать азам научного поиска, ознакомление с методами географического исследования.
3. Развивать интерес к родному краю.
4. Развивать творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
5. Воспитывать у обучающихся нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению и преумножению природных богатств.
6. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
В реализации решения представленных задач, образовательные учреждения опираются на следующие принципы:
1. формирование у учащихся единой научной картины мира;
2. принцип межпредметных связей, раскрывающих единство окружающего мира;
3. принцип направленности, способствующей развитию гармоничных отношений к окружающей среде;
4. принцип вовлечения учащихся в общественную и природоохранную деятельность;
5. принцип преемственности учащихся.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по географии, истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Возраст детей, участвующих при реализации данной программы, - 15-16 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 1 час в неделю.
Информационно-методическое обеспечение
Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 71 с. (Стандарты второго поколения).
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Издательство. «Просвещение». 2009.
А.М. Демин, География Саратовской области. Лицей, 2005
Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Издательство Саратовского университета. 2008
Л. С. Литвинова, О.Е. Жиренко. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
1. основы краеведческой работы;
2. основные правила организации научно-исследовательской и проектной деятельности;
3. теоретические основы происходящих в природе естественных и антропогенных катаклизм.
4.экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
основные нормативно- правовые документы в области экологии; растения и животных своего края, находящихся под охраной;
УМЕТЬ:
1. работать с различными информационными источниками
( интернет, методическая, научная, научно-публицистическая литература);
2. владеть приемами проектной и исследовательской деятельности;
3. уметь самостоятельно создавать презентации;
4. получать информацию из местных источников ( опросы, беседы с ветеранами, учёными, специалистами и т.д.);
5. применять полученные знания на практике.
6.давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
7.приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
8.определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
9.прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах,
парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1
раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает
проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными
людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут
быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конферения.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Содержание программы
1. Исторические и культурные особенности края ( 20 часов)
Понятия «родной край», краеведение. Наш край в древности. История исследования Саратовского края. Путешественники , иностранные послы: араб Ибн Батут, француз Гильом Рубрук, итальянец Марко Поло, Контарини, русские географы: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, П.И. Рычков, П.С. Паллас, И.П. Дальк, И.И. Лепехин, С. Никитин, А.А. Тилло, П.П. Семенов История географического развития территории, происхождение названий (топонимика) Заселение края. Города области. Современные демографические показатели области, города. Геральдика Саратовской области. История появления гербов Саратовской области, городов Саратова и Энгельса. Культура народов края. Особенности национального состава района. Традиции, обычаи, характеристика национального костюма,блюда, разных наций. Древо жизни, происхождение именю Методика составления
родословной
Практическая работа № 1 «Исследователи Саратовской области»
Практическая работа № 2 «Геральдика Саратовской области»
Практическая работа№ 3 «Топонимика области»
Практическая работа №4 «Моя родословная»
Практическая работа № 5 «Современные демографические показатели области, города»
2. Физико – географические особенности природы края (7 часов)
Географичекое положение и административно-территориальное устройство Саратовской области. Экономика края. Отрасли промышленности. Проблемы экономичсекого развития области. Сельское хозяйство края. Растиниеводство, животноводство. Различие специализации сельского хозяйства в Левобережье и Правобережье. Зона экстремального земледелия. Транспортная система области. Саратов-крупный транспортный узел. Проблемы и перспективы развития хозяйства области.
3. Экология родного края (6 часов)
Памятники природы Саратовской области, находящиеся под охраной государства (заповедники, заказники, дубравы, рощи, боры, овраги, грязевые источники, родники)
Экологическое состояние природы области. Основные загрязнители. Причины ухудшения плодородия почв. Сохранение, улучшение и увеличение и увеличение площади зеленых насаждений. Экологические проблемы Приволжского региона, Западного региона, Восточного региона. Меры по охране природы края. Взаимосвязь экологии и состояния здоровья населения области.
Практическая работа № 7 «Экологическое состояние края. Основные загрязнители природы»
Практическая часть
|
|
Практические работы
|
7 ч |
Экскурсии
|
1 ч. |
Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
|
1.Исторические и культурные особенности края |
20 |
|
|
1 |
Понятия «родной край», «малая родина», краеведение. |
1 |
1.09 |
|
2 |
История исследования Саратовского края |
1 |
8.09 |
|
3 |
Практическая работа №1 «Исследователи Саратовской области» |
1 |
15.09 |
|
4 |
Практическая работа №2«Геральдика Саратовской области» |
1 |
22.09 |
|
5-6 |
Практическая работа №3«Топонимика области» |
2 |
29.09 6.10 |
|
7-8 |
Заселение Саратовской области |
2 |
13.10 20.10 |
|
9-10 |
Национальный состав области культура народов Саратовской области |
2 |
27.10 10.11 |
|
11-12 |
Практическая работа №4 «Моя родословная» |
2 |
17.11 24.11 |
|
13-14 |
Города области. |
2 |
1.12 8.12 |
|
15 |
Села Саратовской области.
|
1 |
15.12 |
|
16 |
Практическая работа № 5 «Современные демографические показатели области, города» |
1 |
22.12 |
|
17-18 |
Памятные места родного города |
2 |
12.01 19.01 |
|
19 |
Улицы родного города.
|
1 |
26.01 |
|
20 |
Экскурсия «По улицам родного города» |
1 |
2.02 |
|
|
2.Физико – географические особенности природы края |
7 |
|
|
21 |
Административно-территориальное деление Саратовской области.
|
1 |
9.02 |
|
22 23 |
Промышленность Саратовской области. |
2 |
16.02 2.03 |
|
24 25 |
Сельское хозяйство Саратовской области. |
2 |
9.03 16.03 |
|
26
|
Транспортная сеть области. |
1 |
23.03 |
|
27 |
Перспективы развития области. |
1 |
6.04 |
|
|
3.Экология родного края. |
7 |
|
|
28 |
Особо охраняемые природные территории России. Памятники природы Саратовской области. |
1 |
13.04 |
|
29 |
Памятники природы Правобережья. Национальный парк «Хвалынский» |
1 |
20.04 |
|
30 |
Памятники природы Левобережья. |
1 |
27.04 |
|
31 |
Практическая работа № 7 «Экологическое состояние края. Основные загрязнители природы» |
1 |
4.05
|
|
3233- 34 |
Человек-друг природы.
Экологический десант «Береги природу»
|
1 2 |
11.05 18.05 25.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.