Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 23.08.2019 г. Руководитель МО ______Попова Л.Н. |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР Демьяненко И.Н.
Подпись 28.08.2019 г. |
ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от 28 августа 2019 г. Председатель _____ Воликов Ю.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ______ Воликов Ю.В. Приказот 30.08.2019 г. № 119 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОЕКТ»
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 1-4 классы
Количество часов: 1 час
Учитель: Колосова Т. А.
Квалификационная категория: первая
Учитель: Литвинова М. Д.
Квалификационная категория: высшая
Учитель: Талалаева С. В.
Квалификационная категория: первая
Учитель: Попова Л. Н.
Квалификационная категория: высшая
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности и следующими документами:
Ð Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Ð Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Ð Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
-приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
Ð Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Рабочая программа предназначенадляорганизациивнеурочной деятельностисобучающимися1-4 классов.Она предполагаеторганизацию внеурочнойдеятельностис обучающимисяв форме экскурсий породному краюи направленана социализациюобучающихся,напознаниеи исследованиеокружающегомира, на межличностноеобщение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Рабочая программа разработана с учетом следующих учебно-методических пособий:
1. Астапенко М. П., И славен Дон…:(История Донского краяв рассказах
и картинках):книга для чтения длядетей дошк. и мл. шк.
возрастов / М. Астапенко. – Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012
2. Волошинова В. Ф. , 100 уникальныхмест Ростовской области:иллюстрированный справочник/ В. Ф. Волошинова,Л.Ф. Волошинова. –Ростов-на-Дону: Ростиздат,2011.
3.
Кислицын С.
А. История Ростовской области(от Земли Войска Донскогодо наших дней):
к 75-летиюРостовской области: [учебное
пособие] / С. А. Кислицын,И. Г. Кислицына; Южно-Рос.ин-т-фил. Рос. Акад. Нар.хоз-ва
и Гос. Службы приПрезиденте РФ. – Изд-е 2-еиспр. и доп. –
Ростов-на-Дону:Ростовкнига, 2012.
4. Хрестоматия по историидонского казачества:(с древнейших времен до1920 года) / [сост. М. П.Астапенко]. – [Изд. 2-е,перераб. и доп.]. –Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012.
Согласно образовательной программе школы в 1-4 классах запланирован кружок «Экскурсионный проект» в объеме 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы - повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры школьников и молодёжи, воспитание чувства «малой Родины» путём активизации краеведческо-экскурсионной работы.
Основныезадачикурса:
& Формирование у школьников представлениео путешествии(экскурсии)как способепознания окружающегомира;
& Развитие способностикобщению воткрытойобщественнойсредеи готовностьк самостоятельной жизни в окружающем социуме;
& Развитие мышления,любознательности,умениесамостоятельнодобыватьзнания из различныхисточников;
& организация и участие в конкурсах по краеведческо-экскурсионному направлению различного уровня;
& формирование устойчивого интереса у школьников к музейному делу, экскурсионной работе, краеведению.
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников. Она направлена на развитие их образовательной культуры и несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально — ориентированные направления.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.
Экскурсии — это наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Они способствуют более глубокому углубленному изучению школьной программы, способствуют формированию разносторонне развитой личности. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Организация экскурсий включает в себя следующие элементы: подготовку учителя к очередной экскурсии, подготовку учащихся, работу учащихся на месте экскурсии, руководство педагога в ходе экскурсии, беседу с учащимися по итогам экскурсии, проверку и оценку знаний учащихся по материалам экскурсий.
В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
§ учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
§ образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
§ воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
§ практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
§ здоровьесбережение;
§ развитие общего кругозора и эрудиции;
§ вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
Основные принципы реализации данной программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Экскурсии влияют на патриотическое, эстетическое и культурологическое воспитание учащихся.
Актуальность: программа «Экскурсионный проект» – формирование образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, активизации мыслительной деятельности младших школьников, уважение к прошлому своей малой Родины.
Новизна программы заключается в её структуре и выборе методов обучения. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог прочувствовать связь с другими поколениями, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками, эмоционально пережить артефакты. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У обучающихся формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате реализации программы экскурсионной деятельности у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
§ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
§ познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
§ ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
§ основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
§ ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
§ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
§ эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
§ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
§ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
§ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
§ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
§ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
§ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
§ различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
§ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
§ проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
§ оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
§ осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
§ выражать речь в устной и письменной форме;
§ проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
§ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
§ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
§ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
§ осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
§ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
§ допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
§ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
§ формулировать собственное мнение и позицию;
§ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
§ задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
§ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
§ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
§ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
§ аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
§ содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
§ точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
§ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
§ адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание учебного курса
Первое полугодие:
1. Водное занятие. (1 час).
2. Беседа «Традиции и быт донского казачества».Географическое и культурно-историческое пространство региона с древнейших времен до наших дней. Музеи, библиотеки, архивы Ростовской области – хранители исторического наследия. Семейные архивы -как исторический источник. (1 час).
3. Осенний праздник «Покровская ярмарка».Казачий музыкальный фольклор: плясовые песни, припевки, частушки. (1 час).
4. Разучивание казачьих народных игр.(1 час).
5. Экскурсия в Старочеркасский исторический музей-заповедник. (12 часов).В 35 км от Ростова-на-Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская, бывшая столица донских казаков – город Черкасск. На территории Дона нет более древнего и интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская. Хранителем казачьей старины, ее памятников и истории является Старочеркасский музей-заповедник, который был образован по инициативе писателя М.А. Шолохова Постановлением Совета министров РСФСР от 30 декабря 1970 года. Музей-заповедник включает в себя заповедную территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с болеечем 100 памятниковгражданской и культовойархитектуры.
6. Подготовка работ по итогам экскурсии. (1 час).
Второе полугодие:
1. Знакомство с историей города Азова.(1 час).Азов расположен на берегу Дона и его притока, реки Азовки, в 15 км водного пути от его впадения в Таганрогский залив Азовского моря. Город испокон веков занимал важное стратегическое положение, оказавшее большое влияние на его историю. Город является старейшим в Ростовской области, его история началась более двух тысяч лет назад, когда возникли первые поселения скифов. Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник.Валы Азовской крепости XVIII в. Церковь Азовской иконы Божией Матери.
2. Играем в палеонтологов. (1 час). Знакомство с динозаврами. Собирание пазлов. Изготовление «окаменелостей» из пластилина.
3. Кто они, сарматы? Просмотр видеоролика.Изучение исторического материала.(1 час)Сарма́ты — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).
4. «Если я пришел в музей…» Повторение правил поведения в музее. (1 час)
5. Экскурсия в Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник(12 часов)Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — музей в г. Азов Ростовской области, один из крупнейших музеев юга России с самой богатой палеонтологической коллекцией на всем юге России.
6. Подготовка работ по итогам экскурсии. (1 час).
Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на два этапа:
œ Посещение музеев города Старочеркасска.
œ Посещение музеев города Азова.
Тематическоепланирование
№ занятия |
Тема |
Количествочасов |
Планируемая дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Первое полугодие |
||||||
1. |
Вводноезанятие. |
1 |
1 |
0 |
8.10 |
|
2. |
Беседа «Традиции и быт донского казачества». |
1 |
1 |
0 |
15.10 |
|
3. |
Осенний праздник «Покровская ярмарка». |
1 |
1 |
1 |
22.10 |
|
4. |
Разучивание казачьих народных игр. |
1 |
1 |
1 |
29.10 |
|
5. |
Экскурсия в Старочеркасский исторический музей-заповедник. |
12 |
0 |
12 |
2.11 |
|
6. |
Подготовка работ по итогам экскурсии. |
1 |
0 |
1 |
12.11 |
|
Второе полугодие |
||||||
1. |
Знакомство с историей города Азов. |
1 |
1 |
0 |
25.02 |
|
2. |
Играем в палеонтологов. |
1 |
0 |
1 |
03.03 |
|
3. |
Кто они, сарматы? Просмотр видеоролика. |
1 |
1 |
0 |
10.03 |
|
4. |
«Если я пришел в музей…» Повторение правил поведения в музее. |
1 |
1 |
0 |
17.03 |
|
5. |
Экскурсия в Азовский историко-археологическийи палеонтологический музей-заповедник |
12 |
0 |
12 |
28.03 |
|
6. |
Подготовка работ по итогам экскурсии. |
1 |
0 |
1 |
31.03 |
|
|
ИТОГО |
34 |
8 |
29 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.