Рабочая программа кружка "Экскурсионный проект"
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка "Экскурсионный проект"

Оценка 4.8
docx
25.03.2020
Рабочая программа кружка "Экскурсионный проект"
Рабочая программа кружка Экскурсионный проект.docx

Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красновская средняя общеобразовательная школа

 

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 23.08.2019 г.

Руководитель МО  ______Попова Л.Н.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР Демьяненко И.Н.

 

Подпись

28.08.2019 г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.

Председатель  _____ Воликов Ю.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______ Воликов Ю.В.

Приказот 30.08.2019 г. № 119

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОЕКТ»

Уровень общего образования, класс: начальное общее,   1-4  классы

Количество часов: 1 час

Учитель: Колосова Т. А.

Квалификационная категория: первая

Учитель: Литвинова М. Д.

Квалификационная категория: высшая

Учитель: Талалаева С. В.

Квалификационная категория: первая

Учитель: Попова Л. Н.

Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

 

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  требованиями ФГОС начального общего образования в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности и следующими документами:

Р Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Р Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15); 

Р Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

-  приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

-приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,

Р Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

 

Рабочая   программа предназначенадляорганизациивнеурочной деятельностисобучающимися1-4 классов.Она предполагаеторганизацию внеурочнойдеятельностис обучающимисяв форме экскурсий породному краюи направленана   социализациюобучающихся,напознаниеи исследованиеокружающегомира,   на   межличностноеобщение   и   обмен духовными ценностями     в процессе взаимодействия с     окружающими людьми.

 

 

Рабочая программа разработана  с учетом следующих учебно-методических  пособий:

1.       Астапенко М. П., И славен Дон…:(История Донского краяв рассказах и картинках):книга для чтения длядетей дошк. и мл. шк.
возрастов / М. Астапенко. – Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012

2.      Волошинова В. Ф. , 100 уникальныхмест Ростовской области:иллюстрированный справочник/ В. Ф. Волошинова,Л.Ф. Волошинова. –Ростов-на-Дону: Ростиздат,2011.

3.      Кислицын С. А. История Ростовской области(от Земли Войска Донскогодо наших дней): к 75-летиюРостовской области: [учебное
пособие] / С. А. Кислицын,И. Г. Кислицына; Южно-Рос.ин-т-фил. Рос. Акад. Нар.хоз-ва и Гос. Службы приПрезиденте РФ. – Изд-е 2-еиспр. и доп. – Ростов-на-Дону:Ростовкнига, 2012. 

4.      Хрестоматия по историидонского казачества:(с древнейших времен до1920 года) / [сост. М. П.Астапенко]. – [Изд. 2-е,перераб. и доп.]. –Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012.

Согласно образовательной программе школы в 1-4 классах запланирован кружок «Экскурсионный проект» в объеме 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 34 часа.

Цель программы - повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры школьников и молодёжи, воспитание чувства «малой Родины» путём активизации краеведческо-экскурсионной работы.         

Основныезадачикурса:

 

&    Формирование у школьников представлениео путешествии(экскурсии)как способепознания окружающегомира;

&     Развитие способностикобщению воткрытойобщественнойсредеи готовностьк самостоятельной жизни в окружающем социуме;

&    Развитие мышления,любознательности,умениесамостоятельнодобыватьзнания из различныхисточников;

&    организация и участие в конкурсах по краеведческо-экскурсионному направлению различного уровня;

&     формирование устойчивого интереса у школьников к музейному делу, экскурсионной работе, краеведению.

 

 

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников. Она направлена на развитие их образовательной культуры и несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально — ориентированные направления.

Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.

Экскурсии — это наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Они способствуют более глубокому углубленному изучению школьной программы, способствуют формированию разносторонне развитой личности. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

Организация  экскурсий включает в себя следующие элементы: подготовку учителя к очередной экскурсии, подготовку учащихся, работу учащихся на месте экскурсии, руководство педагога в ходе экскурсии, беседу с учащимися по итогам экскурсии, проверку и оценку знаний учащихся по материалам экскурсий.

В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

§  учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;

§  образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);

§  воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);

§  практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);

§  здоровьесбережение;

§  развитие общего кругозора и эрудиции;

§  вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;

Основные принципы реализации данной программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Экскурсии влияют на патриотическое, эстетическое и культурологическое воспитание учащихся.

Актуальность: программа «Экскурсионный проект» –  формирование образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, активизации мыслительной деятельности младших школьников, уважение к прошлому своей малой Родины.

Новизна программы заключается в её структуре и выборе методов обучения. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог прочувствовать связь с другими поколениями, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками, эмоционально пережить артефакты. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У обучающихся формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

 

В результате реализации программы экскурсионной деятельности у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

§  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

§  познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

§  ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

§  основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

§  ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

§  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

§  эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

§  основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

§  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

§  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

§  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

§  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

§  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

§  различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

§  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

§  проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

§  оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

§  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

§  осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

§  выражать речь в устной и письменной форме;

§  проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

§  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

§  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

§  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

§  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

§  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

§  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

§  допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

§  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

§  формулировать собственное мнение и позицию;

§  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

§  задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

§  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

§  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

§  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

§  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

§  содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

§  точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

§  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

§  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Содержание учебного курса

Первое полугодие:

1.                  Водное занятие. (1 час).

2.                  Беседа «Традиции и быт донского казачества».Географическое и культурно-историческое пространство региона с древнейших времен до наших дней. Музеи, библиотеки, архивы Ростовской области – хранители исторического наследия. Семейные архивы -как исторический источник. (1 час).

3.                  Осенний праздник «Покровская ярмарка».Казачий музыкальный фольклор: плясовые песни, припевки, частушки. (1 час).

4.                 Разучивание казачьих народных игр.(1 час).

5.                  Экскурсия в Старочеркасский исторический музей-заповедник. (12 часов).В 35 км от Ростова-на-Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская, бывшая столица донских казаков – город Черкасск. На территории Дона нет более древнего и интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская. Хранителем казачьей старины, ее памятников и истории является Старочеркасский музей-заповедник, который был образован по инициативе писателя М.А.  Шолохова Постановлением Совета министров РСФСР от 30 декабря 1970 года. Музей-заповедник включает в себя заповедную территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с болеечем 100 памятниковгражданской и культовойархитектуры.

6.                  Подготовка работ по итогам экскурсии. (1 час).

Второе полугодие:

1.                Знакомство с историей города Азова.(1 час).Азов расположен на берегу Дона и его притока, реки Азовки, в 15 км водного пути от его впадения в Таганрогский залив Азовского моря. Город испокон веков занимал важное стратегическое положение, оказавшее большое влияние на его историю. Город является старейшим в Ростовской области, его история началась более двух тысяч лет назад, когда возникли первые поселения скифов. Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник.Валы Азовской крепости XVIII в. Церковь Азовской иконы Божией Матери.

2.                Играем в палеонтологов. (1 час). Знакомство с динозаврами. Собирание пазлов. Изготовление «окаменелостей» из пластилина.

3.                Кто они, сарматы? Просмотр видеоролика.Изучение исторического материала.(1 час)Сарма́ты — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

4.                «Если я пришел в музей…» Повторение правил поведения в музее. (1 час)

5.                Экскурсия в Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник(12 часов)Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — музей в г. Азов Ростовской области, один из крупнейших музеев юга России с самой богатой палеонтологической коллекцией на всем юге России. 

6.                Подготовка работ по итогам экскурсии. (1 час).

Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на два этапа:

œ    Посещение музеев города Старочеркасска.

œ    Посещение музеев города Азова.

 

Тематическоепланирование

 

занятия

Тема

Количествочасов

Планируемая дата

Всего

Теория

Практика

Первое полугодие

1.

Вводноезанятие.

1

1

0

8.10

2.

Беседа «Традиции и быт донского казачества».

1

1

0

15.10

3.

Осенний праздник «Покровская ярмарка».

1

1

1

22.10

4.

Разучивание казачьих народных игр.

1

1

1

29.10

5.

Экскурсия в Старочеркасский исторический музей-заповедник.

12

0

12

2.11

6.

Подготовка работ по итогам экскурсии.

1

0

1

12.11

Второе полугодие

1.

Знакомство с историей города Азов.

1

1

0

25.02

2.

Играем в палеонтологов.

1

0

1

03.03

3.

Кто они, сарматы? Просмотр видеоролика.

1

1

0

10.03

4.

«Если я пришел в музей…» Повторение правил поведения в музее.

1

1

0

17.03

5.

Экскурсия в Азовский историко-археологическийи палеонтологический музей-заповедник

12

0

12

28.03

6.

Подготовка работ по итогам экскурсии.

1

0

1

31.03

 

ИТОГО

34

8

29

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ростовская область Тарасовский район х

Ростовская область Тарасовский район х

Пояснительная записка Настоящая программа подготовлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Настоящая программа подготовлена в соответствии с требованиями

Кислицын С. А. История Ростовской области(от

Кислицын С. А. История Ростовской области(от

В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах: § учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся; § образовательный аспект (тесная связь с учебными…

В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах: § учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся; § образовательный аспект (тесная связь с учебными…

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения учебного курса

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Содержание учебного курса Первое полугодие: 1

Содержание учебного курса Первое полугодие: 1

Подготовка работ по итогам экскурсии

Подготовка работ по итогам экскурсии

Подготовка работ по итогам экскурсии

Подготовка работ по итогам экскурсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020