Рабочая программа кружка "История и культура родного края"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "История и культура родного края"

Оценка 4.9
docx
30.12.2020
Рабочая программа кружка "История и культура родного края"
Рабочая программа кружка История и культура родного края.docx


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Карачевского района Брянской области

 

 

 

      «Утверждено»                                                             «Согласовано»

Приказ № 86                                                                  зам. директора по ВР

от 31.09. 2020г.                                                              _________Г.М. Мягкова

Директор ________В.Д. Чижикова                                         ________________ 2020г.

 

 

 

«Рассмотрена»

Педагогическим советом

Протокол №_____

от ____________ 2020г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для учащихся 1-4 классов

«История и культура родного края»

(духовно-нравственное направление)

 

                                     Составитель: Лужецкая А.В.         

 

 

 

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

            Исходными документами для составления курса по внеурочной деятельности  являются:

 

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО).

3.                  Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

4.                  Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Ревенская СОШ

5.                  Рабочая программа по курсу «История и культура родного края» разработана в соответствии авторской программы курса «История и культура родного края», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова . Рекомендована Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.

Современная начальная школа нацелена на достижение более высокого уровня развития ученика, его творческих способностей. При этом формирование знаний, умений и навыков выступает как средство развития и воспитания личности ребенка.

Уточнение и изменение акцентов в образовании привело к введению новых курсов. Один из них — "История и культура родного края" (начальные сведения по истории своего народа, о природе своего края). Переход к дифференцированному выделению отдельных предметов определяется углублением и расширением теоретических сведений предмета, возрастными и психологическими особенностями детей.

 Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

 

Цели и задачи курса

Главная цель курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.

- формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина на основе изучения истории и культуры родного края;

- пробудить у ребенка интерес к предмету «История и культура родного края» и уважение к прошлому;

- формирование интереса к истории своей Малой Родины;

- расширение собственного культурного кругозора, развитие самосознания школьника.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;

- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;

- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;

- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;

- развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);

- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

- освоение историко - обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);

- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);

- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;

- воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Карачева и Брянской области;

- выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках:

- формирование культуры общения и поведения в социуме;

- воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Учащиеся должны знать:

- изображение герба г. Брянска, г. Карачева;

- птиц и животных населяющих наш край;

- название страны, региона, где живет учащийся, родного села;

- символику страны, края, района, школы;

- государственные праздники;

- имена известных людей Брянской области, героев ВОВ;

- названия городов, посёлков, рек, озёр, изученных в курсе;

- некоторые особенности природы своего края; основные признаки времен года;

- значение природы для человека;

- некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;

- правила поведения в природе.

должны уметь:

- ориентироваться по карте Брянской области;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- выражать свои мысли;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную

литературу.

- описывать изученные события истории родного края;

- оценивать поступки других с позиции добра и зла;

- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- вести наблюдения в природе;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

- проводить поисково-исследовательскую деятельность.


Методы работы

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Формы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История и культура родного края» необходимо использовать такие формы проведения занятий как

  • - экскурсии,
  • - занятия-встречи с информантами,
  • - практические работы.

Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию своего народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

Учебно – тематический план кружка «История и культура родного края»

 

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

итого

1

Введение. Откуда мы родом.

0,5

0,5

1

2.

Мой край на карте России. Имена на карте.

1

1

2

3.

Символы Брянского края

0,5

0,5

1

4.

Откуда пошла Русь. Первые русские князья. Брянское княжество.

0,5

0,5

1

5.

Древний город Брянск.

0,5

0,5

1

6.

Не посрамим русской земли. Александр Пересвет.

0,5

0,5

1

7.

Брянский край и Отечественная война 1812г.

1

-

1

8.

Брянский край в годы  Великой Отечественной войны

-

2

2

9.

Святые места на Брянщине. Храмы Брянского края

0,5

1,5

2

10.

Моя малая родина

-

2

2

11.

Долог день до вечера

0,5

0,5

1

12.

По одежке встречают

-

2

2

13.

Делу время, потехе час

-

2

2

14.

Народные игрушки. Народные мастера Брянщины. Мглинская игрушка.

-

2

2

15.

Брянщина поэтическая

1

2

3

16.

Памятные места Брянского края. На родине певца Бояна

1

-

1

17.

Парк-музей имени А.К. Толстого в Красном Роге.

1

1

2

18.

Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»

1

1

2

19.

Музеи Брянского края

 

1

1

2

20.

Брянск театральный

 

1

1

2

21.

Брянский край сегодня. Что дает мой край стране

0,5

0,5

1

ИТОГО

12

22

34

 

Содержание курса внеурочной деятельности «История и культура родного края»

Тема 1: Введение. Откуда мы родом. (1ч)

Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Славяне на территории Брянского края. Правила техники безопасности на занятиях кружка.

Тема 2: Мой край на карте России. Имена на карте. (2 ч)

Всё на земле имеет свой адрес. Карта Брянской области. Как люди выбирали названия. История наименований географических объектов. Топонимика.

Тема 3: Символы Брянского края (1 ч)                                                                                 Самыми главными символами являются герб, флаг и гимн. Герб Брянской области. Описание гербов городов Брянской области. Флаг Брянской области.  Как написан гимн Брянской области.

Тема 4: Откуда пошла Русь. Первые русские князья. Брянское княжество. (1 ч)

Династия Рюриковичей. Возникновение Брянского княжества. Князь Михаил Всеволодович Черниговский. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Путешествие на стоянку первобытного человека в Юдиново.

Тема 5: Древний город Брянск. (1ч)

Брянская земля в XIXII вв. Устройство древнего города. Кремль, посад. Укрепление древнего города. Детинец. Древние города Брянского края. Занятия горожан.

Тема 6: Не посрамим русской земли. Александр Пересвет. (1 ч)

Славянские воины. Карачевская крепость. Севская крепость. Снаряжение славянского воина в походе. Брянский боярин, герой Куликовской битвы – Александр Пересвет.

Тема 7: Брянский край и Отечественная война 1812г. (1 ч)

Немало славных страниц в историю этой войны вписали жители Брянского края. Брянский завод «Арсенал». Кавалерийские эскадроны из Стародуба. Брянский пехотный полк на Бородинском поле. Народное ополчение. Герои Отечественной войны 1812г: Александр Безобразов  (уроженец Кокино), А. Петровский из Почепа, гренадер И. Страхов (из с. Ревны Навлинского района) и другие.

Тема 8: Брянский край в годы  Великой Отечественной войны  (2 ч)

Суровые годы войны. Брянск – город партизанской славы. Брянский Сусанин. Юные герои Брянского края. Путешествие по мемориальным местам (Хацунь, Партизанская поляна). Обелиски Карачевского района и Ревенского поселения.

Тема 9: Святые места на Брянщине. Храмы Брянского края (2 ч)

Понятие «христианство». Храмы Брянского края. Свенский монастырь. Николо-Одринский монастырь.

 

Тема 10: Моя малая родина (2 ч)

Название своего поселка, сколько лет родному поселку. Некоторые достопримечательности своего поселка (обелиск). Гордость нашего поселка. Что дает поселок нашей стране. Будущее моего поселка. Экскурсия в краеведческий музей. Составление рассказа, сочинение. Викторины. Аппликация достопримечательностей своего поселка.

Тема 11: Долог день до вечера (1ч)

Орудия труда, предметы домашней утвари. Ремесленники. Важнейшие ремёсла в Брянском крае. Гончары и кузнецы. Брянский музей этнографии и ремёсел. Промежуток времени, когда работали крестьяне.

Тема 12: По одежке встречают. (2)

Повседневная и праздничная одежда. Рубаха, понёва, фартук – одежда крестьянок. Искусство русской вышивки. Головные уборы женщин в брянских селах. Женский костюм села Ружное Карачевского района. «Верещакское ткачество» - село Верещаки Новозыбковского района.

 

Тема 13: Делу время, потехе час. (2)

Правила жизни крестьянской семьи.  Наши предки умели не только хорошо работать, но  и отдыхать, и веселиться. Основные праздники. Рождество Христово – праздник милосердия. Святочные вечера. Колядки. Масленица – древнеславянский праздник. Значение дней на Масленицу. Светлое Христово Воскресенье. Праздник Ивана Купалы. Праздники наших дней. Троицкие хороводы.

 

Тема 14: Народные игрушки. Народные мастера Брянщины.       

Мглинская игрушка. (2)

История народной игрушки. Древний волчек. Тряпичная кукла. Славные традиции предков. Народный мастер Королева Татьяна Ивановна. Мглинская игрушка из глины. Народный мастер, возродивший «Мглинскую игрушку» Александр Владимирович Хомрачев.

 

Тема 15: Брянщина поэтическая. (3)

Писатели и поэты Брянщины.

Тема 16: Памятные места Брянского края. На родине певца Бояна (1)

Усадьба «Вьюнки» в пригороде г. Клинцы. Трубчевск – родина певца Бояна. Троицкий собор в Трубчевске. Архитектор Брянского края Василий Николаевич Городков. Центральный парк культуры и отдыха «Соловьи».

 

Тема 17: Парк-музей имени А.К. Толстого в Красном Роге. (2)

Парк культуры и отдыха А.К. Толстого в Красном Роге. Неповторимый облик парка. В.Д. Динабургский. Коллекция деревянных скульптур. Красный рог – усадьба с большой историей. Праздник поэзии «Серебряная лира».

Тема 18: Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» (2)

На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Усадьба  великого поэта. Тенистые аллеи и живописный пруд. Ветряная  и водная мельница. Владимир Данилович Гамолин – основатель и идейный вдохновитель сохранения памяти о великом поэте. Первый праздник тютчевской поэзии в 1961г. Школа для крестьянских детей.

 

Тема 19: Музеи Брянского края (2)

Брянский краеведческий музей. Музей братьев Ткачевых. Знаменитые парки и музеи Брянщины. Музей дятьковского хрусталя.

 

Тема 20: Брянск театральный (2)

Брянский драматический театр. Театр юного зрителя. Театр кукол. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.

Тема 21: Брянский край сегодня. Что дает мой край стране (1 ч)

Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков. БМК «Мираторг», «Царь-мясо», «Кролково», «Куриное царство» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

п/п

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата  проведения

теория

практика

по плану

факт.

 

Тема 1: Введение (1 ч)

1

1

Вводное занятие. Откуда мы родом.

0,5

0,5

 

 

 

Тема 2: Мой край на карте России. Имена на карте.  (2 ч)

2

1

Мой край на карте России. Карта Брянской области.

1

 

 

 

3

2

История наименований географических объектов моего края

 

1

 

 

 

Тема 3: Символы Брянского края  (1ч)

4

1

Символы Брянского края

0,5

0,5

 

 

 

Тема 4: Откуда пошла Русь. Первые русские князья. Брянское княжество. (1 ч)

5

1

Откуда пошла Русь. Первые русские князья. Брянское княжество.

0,5

0,5

 

 

 

Тема 5: Древний город Брянск.

6

1

Древний город Брянск

0,5

0,5

 

 

 

Тема 6: Не посрамим русской земли. Александр Пересвет. (1 ч)

7

1

Не посрамим русской земли. Александр Пересвет.

0,5

0,5

 

 

 

Тема 7: Брянский край и Отечественная война 1812г. (1 ч)

8

1

Брянский край и Отечественная война 1812г.

1

-

 

 

 

Тема 8: Брянский край в годы  Великой Отечественной войны  (2 ч)

9

1

Брянск – город партизанской славы. Брянский Сусанин. Мемориальные комплексы «Хацунь», «Партизанская поляна». Поездка по памятным местам

 

-

1

 

 

10

2

Памятники и обелиски, погибшим в годы Вов Карачевского района и Ревенского сельского поселения. Творческий проект

-

1

 

 

 

Тема 9: Святые места на Брянщине. Храмы Брянского края (2 ч)

11

1

Храмы Брянска и области.

Свенский монастырь.

0,5

0,5

 

 

12

2

Храмы и монастыри Карачевского района. Посещение Николо-одринского монастыря и Воскресной школы в с. Бережок

-

1

 

 

 

Тема 10: Моя малая Родина (2 ч)

13

1

Моя родная деревня. Из истории. Гордость нашего поселка. «Их сердце отдано людям» проект

-

 

1

 

 

14

2

Экскурсия в краеведческий музей г. Карачева.

-

1

 

 

 

Тема 11: Долог день до вечера (1ч)

15

1

Важнейшие ремёсла в Брянском крае. Промежуток времени, когда работали крестьяне.

0,5

0,5

 

 

 

Тема 12: По одежке встречают (2)

16

1

Повседневная и праздничная одежда.

-

1

 

 

17

2

Искусство русской вышивки.

-

1

 

 

 

Тема 13: Делу время, потехе час. (2)

18

1

Правила жизни крестьянской семьи.

-

1

 

 

19

2

Основные православные и христианские праздники

-

1

 

 

 

Тема 14: Народные игрушки. Народные мастера Брянщины.

Мглинская игрушка. (2)

20

1

История народной игрушки.  Славные традиции предков.

-

1

 

 

21

2

Мглинская игрушка из глины.

-

1

 

 

 

Тема 15: Брянщина поэтическая. (3)

22

1

Писатели и поэты Брянской области.

0,5

0,5

 

 

23

2

Поэтический Карачев.

0,5

 

0,5

 

 

 

24

3

Литературно-музыкальная композиция «Этих строк прекрасное звучанье…»

-

1

 

 

 

Тема 16: Памятные места Брянского края. На родине певца Бояна (1)

25

1

Памятные места Брянского края. Трубчевск – родина певца Бояна.

1

-

 

 

 

Тема 17: Парк-музей имени А.К. Толстого в Красном Роге. (2)

26

1

Парк культуры и отдыха А.К. Толстого в Красном Роге.

1

-

 

 

27

2

Красный рог – усадьба с большой историей. Праздник поэзии «Серебряная лира».

 

-

1

 

 

 

Тема 18: Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» (2)

28

1

На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Усадьба  великого поэта.

1

-

 

 

29

2

Первый праздник тютчевской поэзии

-

1

 

 

 

Тема 19: Музеи Брянского края (2)

30

1

Знаменитые парки и музеи Брянщины.

0,5

0,5

 

 

31

2

Брянский краеведческий музей. Музей братьев Ткачевых.

0,5

0,5

 

 

 

Тема 20: Брянск театральный (2)

32

 

Брянский драматический театр. Театр юного зрителя. Театр кукол.

1

-

 

 

33

 

Просмотр онлайн-спектакля театра юного зрителя. Виртуальная экскурсия в Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.

-

1

 

 

 

 Тема 21:  Брянский край сегодня. Что дает мой край стране (2 ч)

34

1

Брянский край сегодня. Что дает мой край стране

0,5

0,5

 

 

 

Методическое обеспечение курса

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность младших школьников: методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников начального общего образования по новым стандартам /Авт.-сост. Н.А.Асташова, В.И.Борисова. – Брянск: изд-во БИПКРО, 2011.
  2. Электронное пособие: Классные часы в начальной школе/изд-во «Учитель», 2010.
  3. Природа родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Пряникова Н. Е., Шик Н. В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2007.
  4. История родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Лупоядов В. И., Лупоядова Л. Ю. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
  5. Культура родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Лупоядов В. И., Лупоядова Л. Ю. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
  6. Брянская земля от истоков к будущему: Книга очерков. /Т.И. Локтина –Брянск: ГУП «Брянск. обл. полиграф. объединение», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цели и задачи курса Главная цель курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота

Цели и задачи курса Главная цель курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей

Народные игрушки. Народные мастера

Народные игрушки. Народные мастера

Славянские воины. Карачевская крепость

Славянские воины. Карачевская крепость

Тема 14: Народные игрушки.

Тема 14: Народные игрушки.

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Памятники и обелиски, погибшим в годы

Памятники и обелиски, погибшим в годы

Мглинская игрушка из глины. -1

Мглинская игрушка из глины. -1

Просмотр онлайн-спектакля театра юного зрителя

Просмотр онлайн-спектакля театра юного зрителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020