Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Физика в задачах и экспериментах»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 13 лет
Пояснительная записка
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности «Точка роста» обучающихся 7 класса.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях лаборатории центра «Точка роста», а также применять полученные знания для решения качественных, количественных и экспериментальных задач различной сложности. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенностью данной программы является то, что:
·она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов;
·составлена с учетом возрастных особенностей учащихся;
·часть учебного времени отведена на решение задач в формате PISA.
Цель и задачи
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие интереса к исследовательской деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.
• формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
• совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
• выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
• развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год, на 30 часов, по 1 занятию в неделю.
В реализации данной программы будут участвовать дети 13 лет.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, мозговой штурм, исследование, проект.
Программа строится на следующих принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, презентации, видео и др.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников.
Принцип увлекательности является одним из
самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
Принцип коллективизма. В коллективных творческих делах происходит
развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость
и пользу.
Планируемые результаты изучения учебного курса
После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся:
• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
• выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики.
• совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней.
• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
·знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
·умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
·умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
·формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
·развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
·овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
·понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
·формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
·приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
·развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
·освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
·формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД.
·Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
·Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
·Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
·Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД.
·Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
·Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
·Смысловое чтение.
·Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
·Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
·Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
·Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:
·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
·убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
·самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
·готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
·мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
·формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Содержание программы
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Полезные ссылки по физике в Интернет. Методы изучения физических явлений. Физический эксперимент. Погрешность прямых измерений. Правила проведения школьного эксперимента. Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики.
Измерение физических величин с помощью цифровой лаборатории. Определение цены деления приборов. Определение расстояний до недоступных объектов. Измерение толщины листа бумаги.
ТЕМА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 ч)
Планирование физического эксперимента – как доказать теорию. От Декарта до наших дней. Броуновское движение. Нано технологии. Сочинение «Микромир». Микро величины в нашей жизни. Загадочное вещество – вода. Три состояния воды. Интересное о воде. Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях. Роль воды в жизни человека.
Расширение тел при нагревании. Измерение скорости диффузии. Модели агрегатных состояний.
Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе.
Измерение температуры.
ТЕМА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (6 ч)
Механическое движение и взаимодействие. Как быстро мы движемся. Примеры различных значений величин, описывающих механическое движение в живой природе. Использование в технике принципов движения живых существ. Явление инерции. «Неподвижная башня». Что изучает статика? Виды равновесия.
Измерение быстроты реакции человека. Измерение скорости ходьбы. Экспериментальные доказательства явления инерции. Определение плотности природных материалов. Определение объема и плотности своего тела. Определение объёма (массы) продуктов в упаковке.
Правила решения и оформления задач. Система СИ и ее значение. Поиск ошибок. Решение занимательных задач. Решение задач в формате ПИЗА.
ТЕМА 4. СИЛЫ В ПРИРОДЕ(5 ч)
Сила – векторная величина. Вес и невесомость. Сила трения. Сочинение «Мир без трения».
Закон всемирного тяготения. Строение солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Сила тяжести на других планетах. Время и его измерение. Календарь.
Динамическое решение задач на сложение сил. Решение занимательных задач. Решение задач в формате ПИЗА. Определение веса сумки школьника. Определение массы и веса воздуха в комнате.
ТЕМА 5. ДАВЛЕНИЕ (5 ч)
Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода. Тонометр, манометры. Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? Влияние атмосферного давления на самочувствие людей. Решение занимательных задач.
Изучение зависимости давления от площади поверхности с помощью датчика давления. Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан», «Фонтан в колбе», «Яйцо в бутылке». Приборы для измерения. Атмосферное давление и медицина. Шприц, пипетка, медицинская банка. Кровяное давление. Определение давления крови у человека. Определение высоты здания с помощью барометра.
ТЕМА 6. ЭНЕРГИЯ (4 ч)
Различные виды энергии, используемые людьми, и их запасы. Почему работа и энергия имеют одну единицу измерения? Энергия и пища: основы правильного питания. Решение занимательных задач. Решение задач в формате ПИЗА.
Измерение кинетической энергии тела. Измерение потенциальной энергии. Определение работы и мощности рук. Определение механической работы при прыжке в высоту. Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 100м. Определение средней мощности, развиваемой при приседании. Измерение средней мощности, развиваемой при подъеме по лестнице.
ТЕМА 7. ФИЗИКИ И ЛИРИКИ (2 ч)
Физика в художественных произведениях. Достижения современной физики.
Изготовление самодельных картин «Физика в веселых картинках». Урок-представление «Физические фокусы».
Тематическое планирование
№ п/п |
№ |
Тема |
Дата |
1. Введение (3 ч) |
|||
1 |
1 |
Вводное занятие. Методы изучения физических явлений. Планирование физического эксперимента – как доказать теорию. |
|
2 |
2 |
Физический эксперимент. Погрешность прямых измерений. |
|
3 |
3 |
Измерение физических величин. |
|
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) |
|||
4 |
1 |
Агрегатное состояние вещества. |
|
5 |
2 |
Загадочное вещество – вода. |
|
6 |
3 |
Диффузия. Измерение скорости диффузии. |
|
7 |
4 |
Температура. Измерение температуры. |
|
8 |
5 |
Решение задач в формате ПИЗА. |
|
3. Взаимодействие тел (6 ч) |
|||
9 |
1 |
Измерение скорости тел. |
|
10 |
2 |
Решение задач на механическое движение. |
|
11 |
3 |
Определение плотности природных материалов. |
|
12 |
4 |
Определение объёма (массы) продуктов в упаковке. |
|
13 |
5 |
Решение занимательных задач на плотность. |
|
14 |
6 |
Решение задач в формате ПИЗА. |
|
4. Силы в природе (5 ч) |
|||
15 |
1 |
Сила. Закон всемирного тяготения. Строение солнечной системы. Сила тяжести на других планетах. |
|
16 |
2 |
Решение занимательных задач. |
|
17 |
3 |
Определение массы и веса воздуха в комнате. |
|
18 |
4 |
Динамическое решение задач на сложение сил. |
|
19 |
5 |
Решение задач в формате ПИЗА. |
|
5. Давление (5 ч) |
|||
20 |
1 |
Давление твердых тел. Изучение зависимости давления от площади поверхности. |
|
21 |
2 |
Определение давление человека на поверхность. |
|
22 |
3 |
Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан», «Фонтан в колбе», «Яйцо в бутылке». |
|
23 |
4 |
Атмосферное давление в жизни человека. |
|
24 |
5 |
Кровяное давление. Определение давления крови у человека. |
|
6. Энергия ( 4 ч) |
|||
25 |
1 |
Различные виды энергии, используемые людьми, и их запасы. |
|
26 |
2 |
Косвенные измерения. Измерение кинетической и потенциальной энергии тела. |
|
27 |
3 |
Мощность. Определение средней мощности. |
|
28 |
4 |
Решение задач в формате ПИЗА. |
|
7. Физики и лирики (2 ч) |
|||
29 |
1 |
Физика в художественных произведениях. |
|
30 |
2 |
Урок-представление «Физические фокусы». |
|
Способы оценки уровня достижения обучающихся
Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ. Критерием оценки в данном случае является степень овладения навыками работы, самостоятельность и законченность работы, тщательность эксперимента. Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований в классе.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.
Учебно – методическое обеспечение курса
1. Евсеевич А.Н. Силы в упряжке. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2014 г.
2. Мотылёва Э.И. Большая книга экспериментов. М.: «РОСМЕН», 2014 г.
3. Овчинникова Д.А. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Айриспресс, 2006 г.
4. Перельман Я.И., Занимательная физика. М.: «Наука» .
5. Селезнёв В.И., Увлекательная физика. М.: «Новая школа», 1997 г.
6. Шербакова Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 кл. - Издательство «ГЛОБУС», 2008г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.