Рекомендована педагогическим советом
от «____».______.2022 протокол №____
Утверждена приказом директора
от «____»._______.22, №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
программа технической направленности
«Программирование на Python»
на 2022/2023 учебный год
Разработчик:
Джумаев Низомиддин Вохиджонович,
Учитель физики и информатики,
второй квалификационной категории.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора
учителей физики и информатики ______________20___года
от ______________20___года Махадова Г.Х. /_________/
________________/_____________/
г. Душанбе 2022 г.
Пояснительная записка.
По мнению большинства современных педагогов и ученых, наше образование обращено лицом к прошлому. Знаменитый физик и популяризатор науки Митио Каку так говорит об этом: «Действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных». Именно по причине инертности общего образования важную роль приобретает дополнительное образование. Его мобильность неоспорима. Его цели накрепко связаны с практическими потребностями нашего общества.
Актуальность
На данный момент ни для кого не секрет, что в Таджикистан активно строится информационное общество. Одним из критериев признания общества информационным является снижение занятости в сфере производства и увеличение в сфере услуг и информации (поскольку "сырьем" для нефизического труда является именно информация). Так, в Западной Европе, Японии и Северной Америке более 70% населения заняты в "информационной" сфере. Наша страна пока по этому критерию отстает. Для увеличения количества занятых в информационной сфере людей дополнительное образование может предложить корректировку к программе такого фундаментального школьного предмета, как информатика, добавив, например, достаточное количество часов по программированию. После такой подготовки ребенку намного проще адаптироваться к современным требованиям. Более того, некоторые современные информационные гиганты (например, Яндекс) считают, что школьники вполне могут принимать участие в разработках приложений, которые будут полезны многим пользователям. Таким образом, не нужно доказывать необходимость кружков, направленных на обучение программированию, в дополнительном образовании.
Направленность программы: техническая.
Обобщенные ориентиры направленности: приобретение устойчивых навыков программирования на одном из самых востребованных языков мира Python3.
Направления деятельности включают в себя:
- знакомство с языком программирования Python3, его основами.
- решение различных задач с использованием языка Python3.
- создание рабочих приложений на языке Python3.
Отличительные особенности данной программы:
В основе программы лежит три основных принципа:
В связи с тем, что объем информации, связанной с информационными технологиями, огромен, существует проблема выбора предмета изучения и последовательности изучения различных направлений ИТ. В данной программе эта проблема решается за счет того, что учащиеся на каждом году обучения получают законченный объем знаний определенного уровня по различным направлениям (модулям) программирования. В следующем году происходит углубление и расширение знаний по каждому из модулей. Каждый год обучения состоит из четырех модулей, которые можно условно назвать: "Языки программирования", "Синаксис Python", "Принципы ООП Python", "Прикладное программирование на Python". Так, например, в "Языках программирования" учащиеся на первом году обучения осваивают основные алгоритмические конструкции языков программирования на примере Python, чтобы научиться писать простые программы, а на втором году — учатся работать в команде, составляя одну большую программу из кусочков, написанных разными детьми.
Модули:
Несмотря на то, что программа состоит из различных модулей, все они основаны на обучении программированию. Поэтому программа способствует ранней профессиональной ориентации обучающихся.
Использование СПО позволяет гарантировать равные возможности участникам образовательного процесса, несет в себе воспитательное значение как демонстрация положительного результата открытости и взаимодействия профессионального сообщества.
С будущем целью методической поддержки программы будет создан сайт (http://), на котором в открытом доступе выложу дидактические материалы к занятиям. Обучающиеся смогут воспользоваться этим материалом для самообучения, задать вопросы по изучаемой теме, получить консультацию.
Адресат программы
Принимаются ученики 7-11 классов, проявляющие интерес к программированию и планирующие связать свое дальнейшее образование с этой сферой деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы — создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, формирование у них информационной картины мира посредством планомерного изучения современного и востребованного языка программирования Python 3.x.
Обучающие задачи программы:
Развивающие задачи программы:
Воспитательные задачи программы:
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия могут быть теоретической или практической направленности. На теоретическом занятии учащихся знакомят с правилами и особенностями языка программирования Python3. На практических занятиях учащиеся применяют полученные теоретические знания для решения конкретных задач. Учащиеся проходят промежуточную аттестацию (декабрь) и итоговую аттестацию (май).
Условия приема детей: в кружок принимаются все желающие.
Формы обучения:
Основная форма занятий – групповая. Но также может использоваться индивидуальная форма работы с занимающимися, испытывающими трудности в освоении программы.
Формами занятий являются: учебное теоретическое занятие, урок-зачет, урок решения задач на компьютере.
Режим занятий:
Программа ДООП «Программирование на Python» реализуется на базе Лицей. Занятия проводятся в кабинете информатики.
План работы рассчитан на 38 недель.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
В конце обучения учащийся должен
иметь следующие
личностные результаты:
метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Учебный план по годам
программы
«Программирование на Python»
Модуль |
№ темы |
Название темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
I |
1. |
Языки программирования. Обзор современных языков программирования. |
1 |
1 |
0 |
2. |
Язык программирования Python 3.x. Особенности ссылочных переменных. Блок-схемы. Команды ввода-вывода. Ветвления. Циклы. |
3 |
1 |
2 |
|
II |
3. |
Разные способы ввода-вывода информации: генераторы. Решение задач. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Ветвления: отличия. Решение задач. |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Циклы: виды, особенности, генераторы условий. Решение задач. |
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Типы данных: целый тип, вещественный тип. |
2 |
1 |
1 |
|
7. |
Строки. Списки. Решение задач. |
2 |
1 |
1 |
|
8. |
Кортежи. Срезы. Решение задач. |
2 |
1 |
1 |
|
9. |
Словари. Решение задач. Промежуточная аттестация. |
3 |
1 |
2 |
|
10. |
Функции. Работа с функциями в Python. Решение задач. |
2 |
1 |
1 |
|
11. |
Работа со встроенным графическим исполнителем Черепашка. |
2 |
1 |
1 |
|
12. |
Работа с подключенным из модуля исполнителем Робот. |
2 |
1 |
1 |
|
III |
13. |
Объекты. Теория объектов. Решение задач. |
3 |
1 |
2 |
14. |
Классы. Наследование свойств. Решение задач. |
3 |
1 |
2 |
|
IV |
15. |
Изучаем более совершенную графику с модулем TKinter. Итоговая аттестация. |
6 |
1 |
5 |
|
16. |
Резерв |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
38 |
15 |
23 |
Содержание программы
1. Языки программирования. Основные понятия и конструкции языков программирования на примере Python (4).
1. Языки программирования. Обзор современных языков программирования.
2. Язык программирования Python 3.x. Особенности ссылочных переменных. Блок-схемы. Команды ввода-вывода. Ветвления. Циклы.
2. Синтаксис Python. Работа со стандартной библиотекой и с внешними библиотеками. Основы объектно-ориентированного программирования в Python (21).
1. Разные способы ввода-вывода информации: генераторы. Решение задач.
2. Ветвления: отличия. Решение задач.
3. Циклы: виды, особенности, генераторы условий. Решение задач.
4. Типы данных: целый тип, вещественный тип.
5. Строки. Списки. Решение задач.
6. Кортежи. Срезы. Решение задач.
7. Словари. Решение задач.
8. Промежуточная аттестация.
9. Функции. Работа с функциями в Python. Решение задач.
10. Работа со встроенным графическим исполнителем Черепашка. Подключение модуля. Работа с библиотекой модуля.
11. Работа с созданным исполнителем Робот.
12. Создание исполнителя Чертежник. Работа с Чертежником.
13. Создание собственного исполнителя. Проект.
3. Изучение принципов ООП Python. Технология разработки программ. Графические интерфейсы (6).
4. Решение прикладных задач и создание приложений с графическим интерфейсом и использованием различных библиотек Python. Профессиональная ориентация (7).
1. Изучаем более совершенную графику с модулем TKinter.
2. Итоговая аттестация.
3. Резерв.
Форма проведения аттестации
1. Промежуточная аттестация - тест на знание теории и практическая задача.
2. Итоговая аттестация – тест на знание теории и практическая задача.
Критерии оценивания результатов
1. Тест на знание теории проводится на 10 ключевых вопросах, правильный ответ на которые оценивается 1 первичным баллом.
2. Практическая задача проверяется на компьютерных тестах. В зависимости от кол-ва пройденных тестов к результату теста по теории добавляется от 0 (нет пройденных тестов) до 5 (все тесты пройдены) баллов.
3. Итоговый первичный балл, набранный по сумме баллов тестовой и практической части переводится в проценты делением на 15.
4. При наборе от 70% и более ученик показывает высокий уровень подготовки по дисциплине.
5. При наборе от 50% до 69% уровень полученных знаний и умений считается базовым.
6. При наборе ниже 50% уровень подготовки ученика считается низким.
Контрольно-измерительные материалы
КИМ для промежуточной аттестации
Тест «Язык Python3»
Задание: Продолжите каждое предложение по смыслу. За каждый правильный ответ вы набираете 1 балл.
1. Программа на Python называется …
2. Расширение файла Python – …
3. Переменная в Python – это …
4. Регистр букв в идентификаторах значение …
5. Выражение в Python – это …
6. Символ # в Python обозначает …
7. … в Python это тип данных для вещественных чисел, встроенный в Python по умолчанию.
8. Операция 3 ** 4 – это
9. 345 – данные … типа.
10. Операция 46 % 10 – это …
11. Функция round(d) – это …
12. Функция input() – предназначена для …
13. Для вывода данных в Python есть функция - …
14. … в Python - это логический тип данных, встроенный в Python по умолчанию.
15. Cтроки – это …
16. A = ’pri’, s = ’vet’. A + s – это …
17. E = ’no’, print(E * 5) выведет на экран …
18. К элементу в строке можно обратиться по …
19. S = 'asdfgh'
print(s[-1]). Программа выведет …
20. S = 'asdfgh'
print(s[2:4]). Программа выведет …
21. Функция len(S) – возвращает …
22. Списки – это …
23. Пример списка - …
24. Словари – это …
25. Пример словаря - …
26. Условный оператор в Python - …
27. Цикл for называется циклом …
28. Переведите конструкцию языка
S = [1, 2, 3]
for i in S:
print(i * 4)
29. Функция range() переводится как …
30. Переведите конструкцию языка
S = 0
while S < 10:
print(S)
S += 1
Ответы:
1. Скрипт
2. Ру
3. имя/идентификатор, который может принимать некоторое значение.
4. Имеет
5. это фрагмент языка программирования, представляющий способ вычисления некоторого значения.
6. Комментарий
7. Float
8. Возведение в степень
9. Целочисленный, int
10. Остаток от деления
11. Округление числа
12. Ввода данных в строку
13. Print()
14. Bool
15. Упорядоченные неизменяемые последовательности символов, используемые для хранения и представления текстовой информации
16. Объединение, сложение строк. Конкатенация
17. Повторение строки 5 раз. Дублирование
18. Индексу
19. h
20. dfg
21. длину строки
22. изменяемая последовательность произвольных объектов.
23. C=[2,3,4.5,’gh’]
24. Изменяемые неупорядоченные коллекции произвольных объектов с доступом по ключу
25. K={1:’a’,2:’b’,3:’c’}
26. If
27. Обхода
28. для каждого элемента I в списке s делать следующее (то, что в теле цикла)
29. диапазон
30. пока условие истинно, то выполняется инструкция, после чего условие проверяется снова и снова выполняется инструкция. Так продолжается до тех пор, пока условие будет истинно, в противном случае мы выйдем из цикла.
Критерии оценивания:
№ п/п |
Количество набранных баллов |
Оценка |
1 |
27-30 |
Высокий уровень |
2 |
20-26 |
Базовый уровень |
3 |
до 19 |
Низкий уровень |
Задача на промежуточную аттестацию
Ограничение времени |
1 секунда |
Ограничение памяти |
64Mb |
Ввод |
стандартный ввод или input.txt |
Вывод |
стандартный вывод или output.txt |
Ленты облаков, расшитые серебряными нитями, стягивались к Краедуге, где, увлекаемые вращением мира, свертывались в стомильные бигуди. Два помела, взрыхляя туман, оставляли за собой клубящиеся туннели пара, так что наблюдающие за этим полетом боги — которые наверняка наблюдали, поскольку им просто нечем больше заниматься — явились свидетелями грандиозного окучивания неба.
Поднявшись на тысячу футов и войдя в ледяную полосу атмосферы, ведьмы вновь принялись спорить. Когда спорят ведьмы, слова разлетаются фейерверком. Даже богам опасно вставать у них на пути. Слово ведьмы, да еще сказанное в горячке спора, может обладать бронебойной силой.
Напишите программу, выбирает слова по определенному правилу.
Формат ввода
Строка слов, разделенных символами <&>.
Строка слов, разделенных символами -{}-.
Формат вывода
Для каждого слова из первой строки нужно записать список слов из второй строки, в которых есть ровно 2 общие буквы с заданным. Одинаковые буквы в слове считаются за одну. Порядок вывода строк и слов в списке не важен. Слова в списке записываются через запятую и пробел. Если таких слов не оказалось, вывести нет слов.
Пример 1
Ввод |
Вывод |
туман<&>метла<&>слово земля-{}-камни-{}-твердый-{}-мягкий-{}-удар-{}-черт |
туман: удар метла: камни, твердый, черт слово: нет слов |
Пример 2
Ввод |
Вывод |
пейзаж<&>красота<&>ландшафт сон-{}-ярость-{}-суровый-{}-пик-{}-долина |
пейзаж: нет слов красота: сон, долина ландшафт: нет слов |
КИМ для итоговой аттестации
Тест «Язык Python3»
Задание: Продолжите каждое предложение по смыслу. За каждый правильный ответ вы набираете 1 балл.
1. Программа на Python называется …
2. Расширение файла Python – …
3. Переменная в Python – это …
4. Регистр букв в идентификаторах значение …
5. Выражение в Python – это …
6. Символ # в Python обозначает …
7. … в Python это тип данных для вещественных чисел, встроенный в Python по умолчанию.
8. Операция 3 ** 4 – это
9. 345 – данные … типа.
10. Операция 46 % 10 – это …
11. Функция round(d) – это …
12. Функция input() – предназначена для …
13. Для вывода данных в Python есть функция - …
14. … в Python - это логический тип данных, встроенный в Python по умолчанию.
15. Cтроки – это …
16. A = ’pri’, s = ’vet’. A + s – это …
17. E = ’no’, print(E * 5) выведет на экран …
18. К элементу в строке можно обратиться по …
19. S = 'asdfgh'
print(s[-1]). Программа выведет …
20. S = 'asdfgh'
print(s[2:4]). Программа выведет …
21. Функция len(S) – возвращает …
22. Область видимости функции – это …
23. Глобальная переменная - это …
24. Словари – это …
25. Пример словаря - …
26. Условный оператор в Python - …
27. Цикл for называется циклом …
28. Переведите конструкцию языка
S = {1, 2, 3}
for i not in S:
S.add(i)
29. Функция round() переводится как …
30. Переведите конструкцию языка
S = {}
for x in input().split():
s[x[0]] = x[1]
Ответы:
1. Скрипт
2. Ру
3. имя/идентификатор, который может принимать некоторое значение.
4. Имеет
5. это фрагмент языка программирования, представляющий способ вычисления некоторого значения.
6. Комментарий
7. Float
8. Возведение в степень
9. Целочисленный, int
10. Остаток от деления
11. Округление числа
12. Ввода данных в строку
13. Print()
14. Bool
15. Упорядоченные неизменяемые последовательности символов, используемые для хранения и представления текстовой информации
16. Объединение, сложение строк. Конкатенация
17. Повторение строки 5 раз. Дублирование
18. Индексу
19. h
20. dfg
21. длину строки
22. рамки подпрограммы или программы, где работает та или иная переменная
23. переменная, видимая из всех частей программы
24. Изменяемые неупорядоченные коллекции произвольных объектов с доступом по ключу
25. K={1:’a’,2:’b’,3:’c’}
26. If
27. Обхода
28. для элемента, не входящего в множество S, добавить его в множество S
29. математическое округление
30. для элемента, введенного клавиатуры и разделенного на слова по пробелу, добавить в словарь по ключу – первому слову его значение – второе слово
Критерии оценивания:
№ п/п |
Количество набранных баллов |
Оценка |
1 |
27-30 |
Высокий уровень |
2 |
20-26 |
Базовый уровень |
3 |
до 19 |
Низкий уровень |
Задача на итоговую аттестацию
Ограничение времени |
1 секунда |
Ограничение памяти |
64Mb |
Ввод |
стандартный ввод или input.txt |
Вывод |
стандартный вывод или output.txt |
Напишите функцию export_check(text), которая принимает на вход текст, где каждая строка состоит из:
1. названия товара (строка)
2. цены за единицу товара (вещественное число)
3. количества единиц товара (целое число)
(Значения
внутри строки разделены символом табуляции).
Ваша программа должна обработать полученные данные и создать документ Excel res.xlsx,
в котором будут следующие столбцы:
«Товар», «Цена за единицу товара», «Количество товара», «Общая стоимость товара» (названия столбцов выводить не надо)
В столбце «Общая стоимость товара» должна содержаться формула, которая рассчитывает общую стоимость товара как произведение цены и количества товара (с использованием простого перемножения ячеек)
Последней
строкой должно идти «Итого», c пустыми значениями в столбцах «Цена за
единицу товара» и «Количество товара».
В столбце «Общая стоимость товара» должна содержаться формула, которая
считает общую сумму покупок. (с использованием функции Excel СУММ)
Для разделения товаров разных чеков используется строка «---». В документе res.xlsx информация о каждом чеке должна располагаться на отдельном листе. При дублировании товара (совпадении названия и цены за единицу) в чеке в res.xlsx должна создаваться только одна строка с общим количеством купленного товара.
Товары в чеке должны быть отсортированы по алфавиту.
Формат ввода
Многострочный текст в параметре text.
Формат вывода
Файл res.xlsx, содержащий обработанную информацию.
Методическое обеспечение программы.
№\п
|
раздел
|
Формы занятий |
Приемы и методы организации занятий |
Дидактический материал
|
Формы подведения итогов |
1. |
Основы знаний |
Учебное групповое занятие |
Словесные, репродуктивные, наглядные |
Проверочные задания в виде листинга фрагментов программ |
Тест |
2. |
Практика по решению задач |
Учебное групповое занятие |
Словесные, наглядные, практические. |
Распечатки условий задач для решения на компьютере |
Решение задачи |
3. |
Промежуточная аттестация |
Учебное групповое занятие |
Словесные, наглядные, практические |
Бумажный или электронный тест, распечатка условия задачи |
Тест + задача |
4. |
Итоговая аттестация |
Учебное групповое занятие |
Словесные, наглядные, практические |
Бумажный или электронный тест, распечатка условия задачи |
Тест + задача |
Условия реализации программы.
Основной учебной базой для проведения занятий является кабинет информатики 307
Инвентарь:
Ноутбуки – 3 штуки
Компьютеры – 12 штук
Мебель:
Парты – 6 штук на 12 посадочных мест
Стулья – 12 штук
Компьютерные столы – 12 штук на 12 посадочных мест
Кресла – 12 штук.
Литература
https://pythontutor.ru/
https://www.python.org/
https://pythonworld.ru/samouchitel-python
https://pythoner.name/
Календарно-тематическое планирование
Модуль |
№ темы |
Название темы |
Всего часов |
Дата проведения |
I |
1. |
Языки программирования. Обзор современных языков программирования. |
1 |
|
2. |
Язык программирования Python 3.x. Особенности ссылочных переменных. |
1 |
|
|
Блок-схемы. Команды ввода-вывода. |
1 |
|
||
Ветвления. Циклы. |
1 |
|
||
II |
3. |
Разные способы ввода-вывода информации: генераторы. |
1 |
|
Решение задач. |
1 |
|
||
4. |
Ветвления: отличия. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
5. |
Циклы: виды, особенности, генераторы условий. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
6. |
Типы данных: целый тип, вещественный тип. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
7. |
Строки. Списки. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
8. |
Кортежи. Срезы. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
9. |
Словари. |
1 |
|
|
Промежуточная аттестация |
1 |
|
||
Решение задач. |
1 |
|
||
10. |
Функции. Работа с функциями в Python. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
11. |
Работа со встроенным графическим исполнителем Черепашка. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
12. |
Работа с подключенным из модуля исполнителем Робот. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
III |
13. |
Объекты. Теория объектов. |
1 |
|
Решение задач. |
1 |
|
||
Решение задач повышенной сложности. |
1 |
|
||
14. |
Классы. Наследование свойств. |
1 |
|
|
Решение задач. |
1 |
|
||
Решение задач повышенной сложности. |
1 |
|
||
IV |
15. |
Изучаем более совершенную графику с модулем TKinter. Знакомство с модулем. |
1 |
|
Знакомство с объектом Canvas и его свойствами и методами. |
1 |
|
||
Работа с объектом Canvas и его свойствами и методами. |
1 |
|
||
Создание собственных графических объектов. |
1 |
|
||
Итоговая аттестация |
1 |
|
||
|
|
Резерв |
3 |
|
Итого: |
38 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.