Рабочая программа кружка "Речевая гимнастика"
Оценка 4.6

Рабочая программа кружка "Речевая гимнастика"

Оценка 4.6
docx
30.12.2020
Рабочая программа кружка "Речевая гимнастика"
Кружок Речевая гимнастика.docx


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Карачевского района Брянской области

 

 

 

      «Утверждено»                                                             «Согласовано»

Приказ № 86                                                                  зам. директора по ВР

от 31.09. 2020г.                                                              _________Г.М. Мягкова

Директор ________В.Д. Чижикова                                         ________________ 2020г.

 

 

 

«Рассмотрена»

Педагогическим советом

Протокол №_____

от ____________ 2020г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для учащихся 1-4 классов

«Речевая гимнастика»

(социальное направление)

 

                                     Составитель: Лужецкая А.В.         

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

            Исходными документами для составления курса по внеурочной деятельности  являются:

 

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО).

3.                  Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

4.                  Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Ревенская СОШ

5.                  Рабочая программа по курсу «Речевая гимнастика» разработана в соответствии авторской программы курса «Детская риторика в рассказах и рисунках», Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина.

                                                                             Речь - это канал развития интеллекта...

                                                                             Чем раньше будет усвоен язык,

                                                                             тем легче и полнее будут усваиваться знания.

                                                                                                                                    Н.И. Жинкин

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения.  Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то  количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Речевая гимнастика» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Речевая гимнастика» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут учителю и ученику в осмыслении программного материала.

Цели и задачи программы

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

         способностей.

 

Задачи:

1.      Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.      Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.       Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.       Обогащать словарный запас учащихся.

5.      Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы

         Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

            взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

  • коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
  • системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
  • этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
  • концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

        Коммуникативно - ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьни­ков. Кроме развития речи каждого ученика предполагается во­оружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл об­ращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 - мотив;

 - цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

   и т.д.);

-  замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

 - реализация (что и зачем услышу);

 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

      Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
  • упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
  • упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
  • вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;

·         развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

·         своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

·         воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;

·         вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

 

   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

 

 

 

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными  умениями:

-овладевать  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

-составлять тексты в устной и письменной формах;

- понять тему сочинения, раскрыть её;

- передать в своём сочинении определённую идею;

- собирать и отбирать материал для сочинения;

- составлять план своего рассказа;

- правильно, логически последовательно выражать свои мысли.

-обогащать жизненный опыт;

- активизировать словарный запас.

Учебно – тематический план кружка «Речевая гимнастика»

 

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

итого

1

Как мы говорим

2,5

2,5

5

2.

Учимся говорить

3,5

3,5

7

3.

Учимся слушать

2

2

4

4.

Учимся объяснять и доказывать

2

2

4

5.

Учимся писать, редактировать

2

2

4

6.

Вежливое общение

1,5

1,5

3

7.

Весёлая литературия

-

7

7

ИТОГО

13,5

20,5

34

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Речевая гимнастика»

Тема 1: Как мы говорим  (5ч)

Теория. Темп. Тон речи. То же слово, да не так бы молвить. Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. (2,5ч).

Практика. Круглый год. Лесные путешествия по временам года. Учим детей рассказыванию. (2,5ч).

 

           Тема 2: Учимся говорить (7ч)

Теория. Что мы знаем о речевой ситуации. Твои речевые роли. Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Говорим подробно, кратко. Произноси правильно! Употребляй слова правильно! Диалог и монолог. Пересказ. Выбери нужное. Цитата в пересказе. Тексты разные нужны. (3,5 ч).

Практика: Что за словом? Обогащаем словарный запас. Игры  «Словесный сад», «Кто больше», «Подскажи словечко», «Как растут слова», «Разговор красок», «Магазин игрушек» и другие.(3,5 ч)

 

Тема 3: Учимся слушать (4ч)

Теория: Мы слушаем – нас слушают. Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке. Слушаем каждый день.()

Практика: Игры-путешествия, игры-импровизации. Развиваем фантазию и речевое творчество детей. Учим узнавать предметы по описанию. Учим сочинять сказки и небылицы. Учим детей разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью. Учим детей использовать в речи  вежливые обращения. ()

 

Тема 4: Учимся объяснять и доказывать  (4ч)

Теория: Рассуждение. Вывод в рассуждении. Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве.

Сравни и скажи. Правила сравнения. ()

Практика: Языколомки. Работаем над дикцией. Произнеси быстро (скороговорки). Произнеси правильно (чистоговорки). Совершенствуем в игре качества голоса, мимику и жесты, развиваем артистизм у детей. Учим детей «читать по губам». (2ч)

 

Тема 5: Учимся писать, редактировать  (4ч)

Теория: Деление сплошного текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Редактирование текста. Сочинение «Мое любимое домашнее животное». ()

Практика: Работаем над дикцией. Произнеси быстро (скороговорки). Произнеси правильно (чистоговорки). Совершенствуем в игре качества голоса, мимику и жесты, развиваем артистизм у детей. Учим детей «читать по губам». (2ч)

 

Тема 6: Вежливое общение (3ч)

Теория: Прошу вас. Скрытая просьба. Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо. Добрые дела – добрые слова. А ты вежлив? (1,5ч)

Практика: В мире звуков и букв. Развиваем у детей речевой слух, учим звуковому анализу. Развиваем зрительную и слуховую память. Речевые игры. (1,5ч)

 

Тема 7: Весёлая литературия  (7ч)

Практика: Оригинальные игры и викторины, интересные сценарии пьес для      постановок,  позволят в нестандартной, игровой форме знакомить детей с новыми литературными произведениями и закреплять у них в памяти хорошо известные книги, прививая любовь к чтению. ()

 

 

Тематическое планирование

Тема занятий

 

 

Количество часов

Дата

 

теория

практика

по плану

по факту

Как мы говорим - 5

1.

Темп и тон речи.

Круглый год. Осень. Учим детей рассказыванию.

0,5

0,5

 

 

2.

То же слово, да не так бы молвить

Круглый год. Зима. Учим детей рассказыванию.

0,5

0,5

 

 

3.

Настроение, чувства и тон говорящего.

Круглый год. Весна. Учим детей рассказыванию.

0,5

0,5

 

 

4.

Мимика, жесты, поза.

Круглый год. Лето. Учим детей рассказыванию.

0,5

0,5

 

 

5.

Говорящий взгляд.

Круглый год. времена года. Учим детей рассказыванию.

0,5

0,5

 

 

Учимся говорить - 7

6.

Что мы знаем о речевой ситуации. Твои речевые роли. Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

7.

Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

8.

Говорим подробно, кратко.

Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

9.

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

10.

Диалог и монолог.

Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

11.

Пересказ. Выбери нужное.

Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

12.

Цитата в пересказе. Тексты разные нужны.

Обогащаем словарный запас (игры).

0,5

0,5

 

 

Учимся слушать -4

13.

Мы слушаем – нас слушают

Путешествие в Угадайку.

0,5

0,5

 

 

14.

Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

Путешествие в Вообразилию.

0,5

0,5

 

 

15.

Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем, как говорят.

Путешествие в Сочиняйку.

0,5

0,5

 

 

16.

Слушаем на уроке. Слушаем каждый день.

Путешествие в страну Вежливых слов.

0,5

0,5

 

 

Учимся объяснять и доказывать - 4

17.

Рассуждение. Вывод в рассуждении.

Путешествие в гости к Сказке

0,5

0,5

 

 

18.

Правило в доказательстве.

Работаем над дикцией.

0,5

0,5

 

 

19.

Цитата в доказательстве.

Работаем над дикцией.

0,5

0,5

 

 

20.

Сравни и скажи. Правила сравнения.

Работаем над дикцией.

0,5

0,5

 

 

Учимся писать, редактировать - 4

21.

Деление сплошного текста на предложения.

Работаем над дикцией.

 

0,5

0,5

 

 

22.

Восстановление деформированного текста.

Работаем над дикцией.

0,5

0,5

 

 

23.

Редактирование текста.

Работаем над дикцией.

0,5

0,5

 

 

24.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Работаем над дикцией.

 

0,5

0,5

 

 

Вежливое общение- 3

25.

Прошу вас. Скрытая просьба.

В мире звуков и букв (речевые игры)

0,5

0,5

 

 

26.

Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо.

В мире звуков и букв (речевые игры)

0,5

0,5

 

 

27.

Добрые дела – добрые слова.

А ты вежлив?

В мире звуков и букв (речевые игры)

0,5

0,5

 

 

Весёлая литературия - 7

28.

Необычная встреча с книгами Александра Пушкина.

-

1

 

 

29.

Уральские сказы.

-

1

 

 

30.

Сказочная почта братьев Гримм

 

-

1

 

 

31.

Лесные полянки Виталия Бианки.

 

-

1

 

 

32.

Принцессы из сказок Шарля Перро

-

1

 

 

33.

Валентин Катаев и герои его сказок.

-

1

 

 

34

Поле чудес в литературной стране.

-

1

 

 

 

Литература

 

  1. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Ювента-Баласс, Москва, 2005.
  2. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1971.
  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  6. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа, 1995.
  7. Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
  8. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
  9. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
  10. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
  11. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
  12. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  13. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
  14. Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
  15. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.
  16. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971.
  17. Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности…

В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности…

Задачи : 1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли

Задачи : 1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли

Основными принципами организации содержания курса стали следующие: коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;…

Основными принципами организации содержания курса стали следующие: коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;…

Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания…

Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания…

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными умениями: -овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; -строить речевое высказывание в…

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными умениями: -овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; -строить речевое высказывание в…

Диалог и монолог. Пересказ. Выбери нужное

Диалог и монолог. Пересказ. Выбери нужное

Настроение, чувства и тон говорящего

Настроение, чувства и тон говорящего

Правило в доказательстве. Работаем над дикцией

Правило в доказательстве. Работаем над дикцией

Принцессы из сказок Шарля Перро - 1 33

Принцессы из сказок Шарля Перро - 1 33

Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /

Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020