| 
 | 
 | 
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника»
Составитель:
Радакаева Л.В
I квалификационная категория
учитель начальных классов
2017 - 2018 учебный год
Паспорт программы
| 1 | Наименование программы | «Школа будущего первоклассника» | 
| 2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению | 
| 3 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе | 
| 4 | Задачи программы | 
 
 | 
| 5 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса | 
| 6 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через: 
 
 | 
| 7 | Сроки реализации программы | 1 сентября 2017– 31 мая 2018 | 
| 8 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 5-6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс | 
| 9 | Ожидаемые результаты | 
 | 
| 10 | Режим занятий | 
 
 | 
| 11 | График занятий | Пятница с 15-40 по 16-30 | 
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех детей, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Школа будущего первоклассника» являются:
Предшкольная подготовка в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «МБОУ ООШ № 8» является дополнительной платной образовательной услугой и предоставляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
Программа рассчитана на детей 5 – 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Принципы, лежащие в основе программы.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
| Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | 
| 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 
 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 
 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 
 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 
 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 
 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 
 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 
 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 
 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 
 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 
 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 
 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 
 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 
 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре. 
 | 
Содержание программы
Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Ø «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Ø «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5–6 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержание.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Планируемые результаты.
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
| № п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | 
| 1-2 | 2 | Штриховка. Графические узоры | Ориентировка, развитие пространственного мышления, слухового восприятия | 
| 3-4 | 2 | Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; | В и Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; 
 | 
| 5-6 | 2 | Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки; | Объединять группы предметов, Выд устанавливать взаимосвязь между Част частью и целым; | 
| 7-8 | 2 | Представления об элементарных геометрических фигурах | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать | 
| 9-10 | 2 | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). | Пространственное ориентирование по клеткам | 
| 11-12 | 2 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени | 
| 13-14 | 2 | Счёт предметов. Сравнение групп предметов. | Соотношение количества предметов между двумя группами | 
| 15-16 | 2 | Сра Сравнение количества предметов на наглядной основе | Соотношение количества предметов между двумя группами | 
| 17-18 | 2 | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет | 
| 19-20 | 2 | Точка. Линии. Геометрические фигуры. | Построение линий, ломаных, конструирование фигур по заданному образцу | 
| 21-22 | 2 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | Конструирование фигур по заданному образцу | 
| 23-24 | 2 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | Соотношение количества предметов между разными группами | 
| 25-26 | 2 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества | 
| 27-28 | 2 | Решение рифмованных задач. | Умение устно решать рифмованные задачи-стихи. | 
Тематический план занятий курса «Основы грамоты»
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
| № п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Цель занятия | 
| 1-2 | 2 | Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). | Знакомство с правилами штриховки | 
| 3-4 | 2 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой | 
| 5-6 | 2 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками | Развитие фонематического слуха и зоркости | 
| 7-8 | 2 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв | Соотношение звуков и знаков | 
| 9-10 | 2 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки | 
| 11-12 | 2 | Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву» | Развитие пространственного представления на линованной бумаге | 
| 13-14 | 2 | Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» | Определение правой и левой сторон предмета | 
| 15-16 | 2 | Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. 
 | 
| 17-18 | 2 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) | 
| 19-20 | 2 | Предложение. Модели предложений. | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи | 
| 21-22 | 2 | Слово. Семья | Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос) | 
| 23-24 | 2 | Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) | Развитие устной речи детей | 
| 25-26 | 2 | Гласные и согласные звуки. | Определение гласных и согласных звуков в словах | 
| 27-28 | 2 | Гласные и согласные звуки. Игра «Найди потерявшийся звук» | Определение гласных и согласных звуков в словах | 
Литература:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). М.: Вако, 2005 . –
3. 192 с.
4. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
5. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
6. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль,
Академия развития, 2000 г.О.В.Бочкарева «Развитие речи», Волгоград, «Корифей»,2008 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.