Рабочая программа кружка "Школа будущего первоклассника"

  • docx
  • 10.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа кружка.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа будущего первоклассника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:

Радакаева Л.В

I  квалификационная категория

учитель начальных классов

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 - 2018 учебный год

 

 

 

Паспорт программы

 

1

Наименование программы

 «Школа будущего первоклассника»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

4

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

5

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса

6

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

 

7

Сроки реализации программы

1 сентября 2017– 31 мая 2018

8

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 5-6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению

10

Режим занятий

  • 1 раз в неделю  – 2 занятия по 20 минут с перерывами на отдых 5-10 минут.

 

11

График занятий

Пятница с 15-40 по 16-30

 

 

 

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.     

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех детей, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

 

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Школа будущего первоклассника» являются:

  • закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской федерации №373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189);
  • Письмо Министерства образования РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»;
  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13;
  • Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных  услуг в МБОУ Киевская  ООШ №8.

Предшкольная подготовка в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «МБОУ ООШ № 8» является дополнительной платной образовательной услугой и предоставляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.

 

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

            Программа рассчитана на детей  5 – 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

 

Принципы, лежащие в основе  программы.

  • Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной.
  • Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.
  • Принцип личностного подхода.  Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.
  • Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.
  • Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
  • Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.
  • Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
  • Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность
  • Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.

 

 

 

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать

 следующие базовые

 ценности:  «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья».

 

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

 

 

 

 

Содержание программы

Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Ø   «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Ø  «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

 

Тематический план занятий курса «Занимательная математика»

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5–6 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка  к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе  составления пар.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

                                                          Основное содержание.

     Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

     Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

     Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

     Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

     Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

      Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

      Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

      Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

     Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

     Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

     Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

                                                   Планируемые    результаты.

 • Называть числа от 1 до 10;

 • продолжить заданную закономерность;

 • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

 • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

 • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

 • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

 • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

 

№ п\п                        

Кол-во часов

Тема занятия

Цель занятия

1-2

2

Штриховка. Графические узоры

Ориентировка, развитие пространственного мышления, слухового восприятия

3-4

2

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

В и Выражать в речи признаки сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей;

 

5-6

2

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

          Объединять группы предметов,

Выд  устанавливать взаимосвязь между

Част  частью и целым;

7-8

2

Представления об элементарных геометрических фигурах

Знать  названия геом. фигур и уметь их отличать

9-10

2

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное  ориентирование по клеткам

11-12

2

Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

13-14

2

Счёт предметов. Сравнение групп предметов.

Соотношение количества предметов  между двумя группами

15-16

2

Сра  Сравнение количества предметов

         на наглядной основе

Соотношение количества предметов  между двумя группами

17-18

2

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

19-20

2

Точка. Линии. Геометрические фигуры.

Построение линий, ломаных, конструирование фигур по заданному образцу

21-22

2

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

23-24

2

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

25-26

2

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

27-28

2

Решение рифмованных задач.

Умение устно решать рифмованные задачи-стихи.

 

Тематический план занятий курса «Основы грамоты»

     Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:

1.    Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

2.    Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

3.    Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

4.    Обучение звуко-слоговому анализу слов.

5.      Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Планируемые   результаты.

 • Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

 • отвечать на вопросы педагога;

 • задавать свои вопросы;

 • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

 • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

 • выделять звук в начале слова;

 • различать звуки и буквы;

 • узнавать и называть буквы русского алфавита;

 • соединять звуки в слоги.

 

 

 

№ п\п                        

Кол-во часов

Тема занятия

Цель занятия

1-2

2

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

3-4

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

5-6

2

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

7-8

2

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

9-10

2

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

11-12

2

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

13-14

2

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

15-16

2

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

       Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

 

17-18

2

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

19-20

2

Предложение. Модели предложений.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи

21-22

2

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

23-24

2

Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

Развитие устной речи детей

25-26

2

Гласные и согласные звуки.

Определение гласных и согласных звуков в словах

27-28

2

Гласные и согласные звуки. Игра  «Найди потерявшийся звук»

Определение гласных и согласных звуков в словах

 

Литература:

1.         Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.

2.         Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). М.: Вако, 2005 . –

3.          192 с.

4.         Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

5.          Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

6.         Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль,

Академия развития, 2000 г.О.В.Бочкарева «Развитие речи», Волгоград, «Корифей»,2008 г.