|
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника»
Составитель:
Радакаева Л.В
I квалификационная категория
учитель начальных классов
2017 - 2018 учебный год
Паспорт программы
1 |
Наименование программы |
«Школа будущего первоклассника» |
2 |
Основание для разработки программы |
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 |
Основная цель программы |
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
4 |
Задачи программы |
|
5 |
Условия достижения цели и задач программы |
Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса |
6 |
Основные направления программы |
Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
7 |
Сроки реализации программы |
1 сентября 2017– 31 мая 2018 |
8 |
Пользователи основных мероприятий программы |
Дети 5-6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
9 |
Ожидаемые результаты |
|
10 |
Режим занятий |
|
11 |
График занятий |
Пятница с 15-40 по 16-30 |
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех детей, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Школа будущего первоклассника» являются:
Предшкольная подготовка в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «МБОУ ООШ № 8» является дополнительной платной образовательной услугой и предоставляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
Программа рассчитана на детей 5 – 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Принципы, лежащие в основе программы.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. |
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре.
|
Содержание программы
Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Ø «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Ø «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5–6 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержание.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Планируемые результаты.
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
№ п\п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Цель занятия |
1-2 |
2 |
Штриховка. Графические узоры |
Ориентировка, развитие пространственного мышления, слухового восприятия |
3-4 |
2 |
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; |
В и Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
|
5-6 |
2 |
Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки; |
Объединять группы предметов, Выд устанавливать взаимосвязь между Част частью и целым; |
7-8 |
2 |
Представления об элементарных геометрических фигурах |
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать |
9-10 |
2 |
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). |
Пространственное ориентирование по клеткам |
11-12 |
2 |
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. |
Ориентировка во времени |
13-14 |
2 |
Счёт предметов. Сравнение групп предметов. |
Соотношение количества предметов между двумя группами |
15-16 |
2 |
Сра Сравнение количества предметов на наглядной основе |
Соотношение количества предметов между двумя группами |
17-18 |
2 |
Прямой и обратный счет в пределах 10. |
Порядковый и ритмический счет |
19-20 |
2 |
Точка. Линии. Геометрические фигуры. |
Построение линий, ломаных, конструирование фигур по заданному образцу |
21-22 |
2 |
Составление фигур из частей и деление фигур на части. |
Конструирование фигур по заданному образцу |
23-24 |
2 |
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. |
Соотношение количества предметов между разными группами |
25-26 |
2 |
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). |
Сравнение предметов в группах разного количества |
27-28 |
2 |
Решение рифмованных задач. |
Умение устно решать рифмованные задачи-стихи. |
Тематический план занятий курса «Основы грамоты»
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
№ п\п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Цель занятия |
1-2 |
2 |
Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). |
Знакомство с правилами штриховки |
3-4 |
2 |
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки |
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой |
5-6 |
2 |
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками |
Развитие фонематического слуха и зоркости |
7-8 |
2 |
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв |
Соотношение звуков и знаков |
9-10 |
2 |
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. |
Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки |
11-12 |
2 |
Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву» |
Развитие пространственного представления на линованной бумаге |
13-14 |
2 |
Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» |
Определение правой и левой сторон предмета |
15-16 |
2 |
Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование |
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
|
17-18 |
2 |
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» |
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
19-20 |
2 |
Предложение. Модели предложений. |
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи |
21-22 |
2 |
Слово. Семья |
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос) |
23-24 |
2 |
Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) |
Развитие устной речи детей |
25-26 |
2 |
Гласные и согласные звуки. |
Определение гласных и согласных звуков в словах |
27-28 |
2 |
Гласные и согласные звуки. Игра «Найди потерявшийся звук» |
Определение гласных и согласных звуков в словах |
Литература:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). М.: Вако, 2005 . –
3. 192 с.
4. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
5. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
6. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль,
Академия развития, 2000 г.О.В.Бочкарева «Развитие речи», Волгоград, «Корифей»,2008 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.