Рабочая программа кружка "Школа будущего первоклассника"
Оценка 4.7

Рабочая программа кружка "Школа будущего первоклассника"

Оценка 4.7
docx
10.01.2021
Рабочая программа кружка "Школа будущего первоклассника"
Программа кружка.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа будущего первоклассника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:

Радакаева Л.В

I  квалификационная категория

учитель начальных классов

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 - 2018 учебный год

 

 

 

Паспорт программы

 

1

Наименование программы

 «Школа будущего первоклассника»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

4

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

5

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса

6

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

 

7

Сроки реализации программы

1 сентября 2017– 31 мая 2018

8

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 5-6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению

10

Режим занятий

  • 1 раз в неделю  – 2 занятия по 20 минут с перерывами на отдых 5-10 минут.

 

11

График занятий

Пятница с 15-40 по 16-30

 

 

 

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.     

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех детей, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

 

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Школа будущего первоклассника» являются:

  • закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской федерации №373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189);
  • Письмо Министерства образования РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»;
  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13;
  • Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных  услуг в МБОУ Киевская  ООШ №8.

Предшкольная подготовка в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «МБОУ ООШ № 8» является дополнительной платной образовательной услугой и предоставляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.

 

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

            Программа рассчитана на детей  5 – 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

 

Принципы, лежащие в основе  программы.

  • Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной.
  • Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.
  • Принцип личностного подхода.  Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.
  • Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.
  • Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
  • Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.
  • Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
  • Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность
  • Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.

 

 

 

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать

 следующие базовые

 ценности:  «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья».

 

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

 

 

 

 

Содержание программы

Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Ø   «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Ø  «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

 

Тематический план занятий курса «Занимательная математика»

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5–6 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка  к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе  составления пар.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

                                                          Основное содержание.

     Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

     Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

     Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

     Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

     Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

      Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

      Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

      Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

     Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

     Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

     Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

                                                   Планируемые    результаты.

 • Называть числа от 1 до 10;

 • продолжить заданную закономерность;

 • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

 • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

 • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

 • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

 • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

 

№ п\п                        

Кол-во часов

Тема занятия

Цель занятия

1-2

2

Штриховка. Графические узоры

Ориентировка, развитие пространственного мышления, слухового восприятия

3-4

2

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

В и Выражать в речи признаки сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей;

 

5-6

2

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

          Объединять группы предметов,

Выд  устанавливать взаимосвязь между

Част  частью и целым;

7-8

2

Представления об элементарных геометрических фигурах

Знать  названия геом. фигур и уметь их отличать

9-10

2

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное  ориентирование по клеткам

11-12

2

Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

13-14

2

Счёт предметов. Сравнение групп предметов.

Соотношение количества предметов  между двумя группами

15-16

2

Сра  Сравнение количества предметов

         на наглядной основе

Соотношение количества предметов  между двумя группами

17-18

2

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

19-20

2

Точка. Линии. Геометрические фигуры.

Построение линий, ломаных, конструирование фигур по заданному образцу

21-22

2

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

23-24

2

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

25-26

2

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

27-28

2

Решение рифмованных задач.

Умение устно решать рифмованные задачи-стихи.

 

Тематический план занятий курса «Основы грамоты»

     Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:

1.    Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

2.    Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

3.    Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

4.    Обучение звуко-слоговому анализу слов.

5.      Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Планируемые   результаты.

 • Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

 • отвечать на вопросы педагога;

 • задавать свои вопросы;

 • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

 • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

 • выделять звук в начале слова;

 • различать звуки и буквы;

 • узнавать и называть буквы русского алфавита;

 • соединять звуки в слоги.

 

 

 

№ п\п                        

Кол-во часов

Тема занятия

Цель занятия

1-2

2

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

3-4

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

5-6

2

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

7-8

2

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

9-10

2

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

11-12

2

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

13-14

2

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

15-16

2

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

       Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

 

17-18

2

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

19-20

2

Предложение. Модели предложений.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи

21-22

2

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

23-24

2

Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

Развитие устной речи детей

25-26

2

Гласные и согласные звуки.

Определение гласных и согласных звуков в словах

27-28

2

Гласные и согласные звуки. Игра  «Найди потерявшийся звук»

Определение гласных и согласных звуков в словах

 

Литература:

1.         Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.

2.         Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). М.: Вако, 2005 . –

3.          192 с.

4.         Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

5.          Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

6.         Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль,

Академия развития, 2000 г.О.В.Бочкарева «Развитие речи», Волгоград, «Корифей»,2008 г.


 

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника»

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника»

Паспорт программы 1

Паспорт программы 1

Введение Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе

Введение Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление

Принцип ориентации на достижение успеха

Принцип ориентации на достижение успеха

Содержание программы Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: Ø «Занимательная математика»

Содержание программы Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: Ø «Занимательная математика»

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми

Представления об элементарных геометрических фигурах

Представления об элементарных геометрических фигурах

Кол-во часов Тема занятия

Кол-во часов Тема занятия

Горькова Л. Г., Обухова Л. А.

Горькова Л. Г., Обухова Л. А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021