Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
3 кл
04.06.2024
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  «Умники и умницы»
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования .Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Умники и умницы.docx

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

 3 класс 2023/24 учебный год

Учитель: Кришкевич О.А.

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования составлена на основе:

1.     Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.)

2.     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО -2010)

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:

Кружок внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится 45 минут.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся через систему развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1.  Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.

2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

3.  Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

4.  Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

5.  Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

6.  Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

7.  Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый (занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся. Текущий:

-                 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-                 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-                 контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

      Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

      Итоговый (занятие №34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.

Стартовый и итоговый контроль организуется по методике Холодовой О. А.; результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает сравнения учащегося с другими детьми.

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы».

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

      Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

      В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

      Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

      Проговаривать последовательность действий.

      Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

      Учиться работать по предложенному учителем плану.

      Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

      Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

      Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

      Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

      Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

      Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

      Слушать и понимать речь других.

      Читать и пересказывать текст.

      Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

      Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

      описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

      выделять существенные признаки предметов;

      сравнивать между собой предметы, явления;

      обобщать, делать несложные выводы;

      классифицировать явления, предметы;

      определять последовательность событий;

      судить о противоположных явлениях;

      давать определения тем или иным понятиям;

      определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы». Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Основные принципы распределения материала:

1.  Системность: задания располагаются в определённом порядке.

2.  Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются.

3.  Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.

4.  Увеличение объёма материала.

5.  Наращивание темпа выполнения заданий.

6.  Смена разных видов деятельности.

Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:

-  задания на развитие внимания;

-  задания на развитие памяти;

-  задания на совершенствование воображения; -  задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

-   дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-   выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-   вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-   выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-   выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-   деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

-   складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Рекомендуемая модель занятия:

1.   «Мозговая гимнастика» (2 минуты).

2.   Разминка (3-5 минут).

3.   Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).

4.   Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты).

5.   Логически-поисковые задания (10 минут).

6.   Весёлая переменка (3 минуты).

7.   Нестандартные задачи (10-15 минут).

Одной из особенностей курса является акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно усилен, предлагаемые к выполнению задания разнообразны как по содержанию, так и по форме их представления.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/ п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

02.09 –

06.09

 

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

09.09 –

13.09

 

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16.09 –

20.09

 

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

23.09 –

27.09

 

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

30.09 –

04.10

 

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

07.10 –

11.10

 

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

14.10 –

18.10

 

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

21.10 –

25.10

 

 

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

04.11 –

08.11

 

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

11.11 –

15.11

 

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

18.11 –

22.11

 

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

25.11 –

29.11

 

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

02.12 –

06.12

 

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

09.12 –

15.12

 

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16.12-

20.12

 

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

23.12-

27.12

 

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

13.01-

17.01

 

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

20.01-

24.01

 

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

27.01-

31.01

 

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

03.02-

07.02

 

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

10.02-

14.02

 

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

17.02-

21.02

 

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

24.02-

28.02

 

 

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

02.03-

06.03

 

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

09.03-

13.03

 

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16.03-

20.03

 

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

30.03-

03.04

 

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

06.04-

10.04

 

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

13.04-

17.04

 

30

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

20.04-

24.04

 

31

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

27.04-

01.05

 

32

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

04.05-

08.05

 

33

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

11.05-

15.05

 

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

18.05-

22.05

 

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

 

Для учителя:

      Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2020. Компьютер

      Мультимедийный проектор

      Экран

      Секундомер

Для учащихся:

      Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2020.

      Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2020. Счетные палочки.

 

Интернет-ресурсы:

1.     https://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-umniki-i-umnici-2402836.html

2.     https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-logicheskogo-myshleniya-v-nachalnyh-klassah

3.     https://infourok.ru/zadachi-na-razvitie-logicheskogo-mishleniya-klass-2605974.html

4.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/02/igry-na-vnimanie

5.     https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vobrazhenija-u-mladshih-shkolnikov.html

6.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/12/18/igry-na-razvitie-pamyati

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы» 3 класс 2023/24 учебный год

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы» 3 класс 2023/24 учебный год

Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения

Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения

Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе…

Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе…

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Наращивание темпа выполнения заданий

Наращивание темпа выполнения заданий

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с…

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с…

Календарно-тематическое планирование № п/ п

Календарно-тематическое планирование № п/ п

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Холодова О. А. Юным умникам и умницам

Холодова О. А. Юным умникам и умницам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2024