Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
3 класс 2023/24 учебный год
Учитель: Кришкевич О.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.)
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО -2010)
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:
Кружок внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится 45 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся через систему развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый (занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся. Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
• Итоговый (занятие №34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.
Стартовый и итоговый контроль организуется по методике Холодовой О. А.; результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает сравнения учащегося с другими детьми.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы».
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы». Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала:
1. Системность: задания располагаются в определённом порядке.
2. Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются.
3. Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.
4. Увеличение объёма материала.
5. Наращивание темпа выполнения заданий.
6. Смена разных видов деятельности.
Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Рекомендуемая модель занятия:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
2. Разминка (3-5 минут).
3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
4. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты).
5. Логически-поисковые задания (10 минут).
6. Весёлая переменка (3 минуты).
7. Нестандартные задачи (10-15 минут).
Одной из особенностей курса является акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно усилен, предлагаемые к выполнению задания разнообразны как по содержанию, так и по форме их представления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
02.09 – 06.09 |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
09.09 – 13.09 |
|
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
16.09 – 20.09 |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания. |
23.09 – 27.09 |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
30.09 – 04.10 |
|
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
07.10 – 11.10 |
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
14.10 – 18.10 |
|
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
21.10 – 25.10 |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
04.11 – 08.11 |
|
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
11.11 – 15.11 |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
18.11 – 22.11 |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
25.11 – 29.11 |
|
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
02.12 – 06.12 |
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
09.12 – 15.12 |
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
16.12- 20.12 |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
23.12- 27.12 |
|
17 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
13.01- 17.01 |
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
20.01- 24.01 |
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
27.01- 31.01 |
|
20 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
03.02- 07.02 |
|
21 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
10.02- 14.02 |
|
22 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
17.02- 21.02 |
|
23 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
24.02- 28.02 |
|
24 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
02.03- 06.03 |
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
09.03- 13.03 |
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
16.03- 20.03 |
|
27 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
30.03- 03.04 |
|
28 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
06.04- 10.04 |
|
29 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
13.04- 17.04 |
|
30 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
20.04- 24.04 |
|
31 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
27.04- 01.05 |
|
32 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
04.05- 08.05 |
|
33 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
11.05- 15.05 |
|
34 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
18.05- 22.05 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Для учителя:
• Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2020. Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Экран
• Секундомер
Для учащихся:
• Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2020.
• Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2020. Счетные палочки.
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-umniki-i-umnici-2402836.html
2. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-logicheskogo-myshleniya-v-nachalnyh-klassah
3. https://infourok.ru/zadachi-na-razvitie-logicheskogo-mishleniya-klass-2605974.html
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/02/igry-na-vnimanie
5. https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vobrazhenija-u-mladshih-shkolnikov.html
6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/12/18/igry-na-razvitie-pamyati
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.