МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждаю
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Иванова А.А.
"_____"_________2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружок «Юный эколог»
Возраст обучающихся 9-15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 64ч.
Педагог дополнительного образования
Ильина Марина Станиславовна
с. Нижнеулу-Елга
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет эколого-биолого-химико-географическую направленность,
является учебно-образовательной с практической ориентацией. В программу включены: темы,
содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий и итогового контроля.
Программа рассчитана на часов и предполагает
равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных
еженедельных внеурочных занятий со школьниками 3-9 классов МОБУ СОШ с.
Нижнеулу-Елга Ермекеевского района Республики Башкортостан.
Актуальность
программы.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса
усиливается значение экологического образования в начальной школе как
ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ
теоретической и методической экологической литературы, а также состояния
практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о
необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими
школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с
окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Цели:
1) формирование у школьников знание основ экологической культуры;
2) воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям;
3) сформировать умение контролировать свое поведение, поступки.
Задачи программы:
Обучающие: научить использовать полученные знания об экологии; обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Воспитывающие: воспитать чувство бережного отношения к природе, чувство рачительного хозяина своей земли; любовь к родному краю, к малой родине.
ü Основные принципы содержания программы:
· принцип единства сознания и деятельности;
· принцип наглядности;
· принцип личностной ориентации;
· принцип системности и целостности;
· принцип экологического гуманизма;
· принцип краеведческий;
· принцип практической направленности.
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
· Земля - единая экосистема.
· Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
Уникальная
ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору
педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную,
эмоционально - поведенческую природу младшего школьника, личную активность
каждого ребенка, где выступает в роли субъекта экологической деятельности.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуация свободного выбора поступка по отношению к природе. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эгоцентрической картины мира у детей.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе
«Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные традиционные экологические праздники: «День Воды», «День Земли» и др. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, сочинений, презентаций, исследовательских работ, коллективных творческих дел.
Режим занятий: два часа в неделю, по четвергам с 15.00-16.30
Формы занятий: Экскурсии на местные предприятия, агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, трудовой десант, экскурсия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты обучения.
1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. Развивать гибкость мышления и поведения.
Метапредметные результаты обучения
1. Сформировать системное представление о Башкортостане как целостном географическом регионе;
2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Виды деятельности, направленные на достижение результата
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.
2. Проведение картографического анализа.
3. Составление бизнес-плана.
4. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
5. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
6. Экскурсии на местные предприятия.
Организация проектная и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа носит проектно-исследовательский характер:
· Проект-презентация «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»
· Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».
· Проект-презентация «Экология села»
· Практикум «Юные Робинзоны»
· Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».
· Составление экотуристического маршрута по онлайн карте Планета Земля.
Духовно-нравственное развитие учащихся.
Комплексный подход в изучении
родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся
краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных
объектов природы, населения, культуры, экономики. Личностное познание родного
края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка
призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация
личности учащихся. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного
края.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Темы |
Практикумы |
Экскурсии |
Теорети-ческих |
Общее кол-во часов |
1 |
Введение в экологию. |
4 |
2 |
4 |
10 |
2 |
История и культура чувашского народа как основа для агротуризма Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга». |
3 |
1 |
2 |
6 |
3 |
Экология села Нижнеулу-Елга. Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села». |
12 |
- |
4 |
16 |
4 |
Основы экотуризма Практикум «Юные Робинзоны» |
9 |
- |
3 |
12 |
5 |
Наш дом − Земля |
13 |
4 |
3 |
20 |
|
Итого |
41 |
7 |
16 |
64 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
№ |
п/п |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Количество часов занятий |
Общее кол-во часов |
Дата |
Интернет ресурсы |
||||||
Теорети-ческих |
Практи-ческих |
по плану |
по факту |
||||||||||
|
Раздел 1. Введение в экологию (10 ч.) |
|
|||||||||||
1-2 |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Экосубботник. Акция «Зеленая Россия» «Посади дерево». Школьный этап ВОШ по экологии |
анкетирование, коллективно-творческое дело, игра |
1 |
1 |
2 |
7.10 |
|
|
||||
3-4 |
2 |
Экскурсия «Молочный цех И,П. Оганисян» и экология реки Ря |
экскурсия, встреча с бизнесменами села |
|
2 |
2 |
14.10 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=QYHiGCYVxwE&t=131s https://www.youtube.com/watch?v=4_X96aX3y8E |
||||
5-6 |
3 |
Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады по экологии.
|
коллективно-творческое дело, выставка, систематизация знаний |
1 |
1 |
2 |
21.10 |
|
https://docs.google.com/document/d/1OYlH85Zklp-0s-Sj3f4ubyVLDlscUdVBTUiR63T0PpU/edit https://docs.google.com/document/d/1tbpn21Rrj45dxbC_FNufvlOXCrQVkQOen1Zn48IeFSo/edit |
||||
7-8 |
4 |
Всероссийский экоурок «Приключение электроники» от интернет портала «Экокласс» |
экоурок-игра, олимпиада, |
1 |
1 |
2 |
28.10 |
|
https://disk.yandex.ru/d/iCRX2bmMBhyCjA?w=1 |
||||
9-10 |
5 |
Камеральная обработка, исследование воды.
|
систематизации исследовательских материалов
|
1 |
1 |
2 |
11.11
|
|
https://docs.google.com/document/u/0/ https://docs.google.com/spreadsheets/u/0/ |
||||
Раздел 2 «История и культура чувашского народа, основа для агротуризма» (6 ч.) |
|||||||||||||
11-12 |
1 |
Национальный костюм в краеведческих музеях Ермекеевского района. Экскурсия. |
систематизации исследовательских материалов защита, практикум в библиотеке, презентации, практикум в библиотеке. |
1 |
1 |
2 |
12.11 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=ZqKfhiY0zZ0 |
||||
13-14 |
2 |
Красота природы в произведении К.Иванова «Нарспи» . Экскурсия в библиотеку села. |
Экскурсия, встреча с библиотекарем |
1 |
1 |
2 |
18.11 |
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10303776193015095158&from=tabbar&text=Иванов+к+Нарспи |
||||
15-16 |
3 |
Проект-презентация «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга» |
защита презентации |
|
2 |
2 |
25.11 |
|
https://docs.google.com/presentation/u/0 |
||||
Раздел 3. « Экология с. Нижнеулу-Елга» (16 ч.) |
|||||||||||||
17-18 |
1 |
Экологическое влияние молочного цеха на экологию села. Оформление исследовательской работы
|
систематизации исследовательских материалов |
1 |
1 |
2 |
2.12 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=QYHiGCYVxwE&t=131s https://www.youtube.com/watch?v=4_X96aX3y8E |
||||
19-20 |
2 |
Воды реки Ря впадают в Волгу. Всероссийский видеоэкоуроки «Три подарка для Волги» от интернет портала «Экокласс» |
видеоэкоуроки, игра |
|
2 |
2 |
9.12 |
|
https://disk.yandex.ru/d/8zcT-o6lwIWNUA?w=1 |
||||
21-22 |
3 |
Характеристика растительного и животного мира лесостепей. Всероссийский экоурок «Как жить экологично» от интернет портала «Экокласс» |
игра, анализ карт атласа |
|
2 |
2 |
16.12 |
|
https://disk.yandex.ru/d/cCi5Fc583KwvVe |
||||
23-24 |
4 |
Растения и животные экотропы с. Нижнеулу-Елга Всероссийский экоурок «Хранители воды-2» от интернет портала «Экокласс» |
практикум картографического анализа, игра |
|
2 |
2 |
23.12 |
|
https://disk.yandex.ru/d/3azB_xvgyEBdk |
||||
25-26 |
5 |
Подготовка к МАНШ по экологии исследовательской работы «Экологические проблемы моего села». |
систематизации исследовательских материалов проект, анализ защита проекта, анкетирование |
1 |
1 |
2 |
20.01 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=FHN0XTjXvkM |
||||
27-28 |
6 |
Подготовка ко всероссийской экоолимпиаде Всероссийский экоурок «Лучший мир для всех» от интернет портала «Экокласс |
|
2 |
|
2 |
21.01 |
|
https://disk.yandex.ru/d/pbbQI6qaKUymiw |
||||
29-30 |
7 |
Подготовка презентации к исследовательской работе |
презентация проектной работы, выставка |
|
2 |
2 |
27.01 |
|
|
||||
31-32 |
8 |
Проект-презентация «Экология села» |
Защита презентации, оформление исследовательской работы |
|
2 |
2 |
28.01 |
|
|
||||
Раздел 4. Основы экотуризма (12 ч.) |
|||||||||||||
33-34 |
1 |
Подготовка к конкурсу юных экологов и лесоводов 2021. Основы гидоэкологии, почвоведения, ботаники и зоологии. |
практикум, систематизация знаний |
1 |
1 |
2 |
3.02 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=uiXwN_-Yyl0 https://www.youtube.com/watch?v=BIU7ITclLts
|
||||
35-36 |
2 |
Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Практикум «Юные Робинзоны» |
практикум |
1 |
1 |
2 |
10.02 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=EdXUx-vXIG0 https://www.youtube.com/watch?v=OzBNufpIKKE |
||||
37-38 |
3 |
Аптечка. Оказание первой помощи. |
практикум |
|
2 |
2 |
17.02 |
|
https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0%2B%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9%2B%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8&gp=812208&fm=1&rf=110445&d=8226810360253865660&sig=4e1d7263b9&s=%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 |
||||
39-40 |
4 |
Подготовка выступления экологической агидбригады |
коллективно-творческое дело коллективно-творческое дело, выставка, систематизация знаний, систематизация знаний |
|
2 |
2 |
24.02 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=mgxOe1KjGN4 |
||||
41-42 |
5 |
Экотуризм в мире. Составление презентации «Экотуристический маршрут по Башкирии». |
презентация |
1 |
1 |
2 |
3.03 |
|
|
||||
43-44 |
6 |
Составление экотуристического маршрута по онлайн карте Планета Земля. |
практикум, карты- онлайн |
|
2 |
2 |
10.03 |
|
|
||||
Раздел 5. «Наш дом − Земля» (20 ч.) |
|||||||||||||
45-46 |
1 |
День Земли |
киноурок |
1 |
2 |
2 |
17.03.
|
|
https://www.youtube.com/watch?v=IPACONKQUUY |
||||
47-48 |
2 |
День Воды. Всероссийский экоурок «Хранители воды-3» от интернет портала «Экокласс» |
игра |
|
2 |
2 |
24.03 |
|
https://disk.yandex.ru/d/eC-10NIbyEBkF |
||||
49-50 |
3 |
Экосуббота Всероссийский экоурок «Помочь может каждый» от интернет портала «Экокласс |
коллективно-творческое дело, игра |
|
2 |
2 |
7.04 |
|
https://onlinetestpad.com/ru/test/280347-ekologicheskij-sled https://ecosled.wwf.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=ATXjuB4O6AA https://disk.yandex.ru/d/0xWpE1WdKqY5ow?w=1 |
||||
51-52 |
4. |
Экологическая неделя. Киноурок «Наш дом-Земля» |
игра, презентация, киноурок |
1 |
1 |
2 |
14.04 |
|
https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=Киноурок%20«Наш%20дом-Земля» |
||||
53-54 |
5 |
Экскурсия «Река Ря» |
экскурсия, экодесант |
|
2 |
2 |
21.04 |
|
|
||||
55-56 |
6 |
Камеральная обработка и составление презентаций Всероссийский экоурок «Вода Росси водный след» от интернет портала «Экокласс»
|
систематизации исследовательских материалов защита презентации |
|
2 |
2 |
28.04 |
|
https://disk.yandex.ru/d/tDb7aOAu3Mt2hh |
||||
57-58 |
7 |
Экосубботник |
экосубботник, экодесант |
|
2 |
2 |
5.05 |
|
|
||||
59-60 |
8 |
Экскурсия на родник Султан.
|
экскурсия, |
|
2 |
2 |
12.05 |
|
https://yandex.ru/video/search?text=родник%20красноуссольск%20башкортостан&from=tabbar |
||||
61-62 |
9 |
Камеральная обработка и составление презентаций |
экскурсия, экодесант |
|
2 |
2 |
19.05 |
|
https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ |
||||
63-64 |
10 |
Итоговый урок. |
круглый стол |
2 |
|
2 |
26.05 |
|
|
||||
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для учащихся 3-9 класса.
Раздел 1. Экология родного края. (10 ч.)
Что такое экология. Всероссийский экоурок «Приключение электроники» от интернет портала «Экокласс». Школьный этап всероссийской олимпиады по экологии. Участие в конкурсах и олимпиадах.
Экскурсия Экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села и реку Ря. Исследование воды.
Раздел 2. История и культура чувашского народа. (6ч.)
Реализация программы на основе изучения исторических фактов и культурных ценностей края. Обычаи и традиции чувашского народа моего села. История заселения чувашского народа на территории Ермекеевского района.
Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».
Экскурсия в краеведческий музей села.
Раздел 3. Экология моего села (16 ч.)
Экология села. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение краеведческого музея. Изучение флоры и фауны села. Обработка данных экскурсий. Участие в конкурсе исследовательских работ МАНШ. Всероссийские экоуроки «Хранители воды 2,3», «Лучший мир для всех» от интернет портала «Экокласс
Исследовательские работы «Исследование реки и родника», «Экологические проблемы моего села».
Проект-презентация «Экология села»
Раздел 4. Основы экотуризма (12ч.)
Экотуризм в мире, Башкортостане. Участие в конкурсе юных экологов и лесоводов 2020. Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Аптечка. Оказание первой помощи. Составление экотуристического маршрута по онлайн карте Планета Земля.
Практикум «Юные Робинзоны».
Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».
Раздел 5. Наш дом − Земля (20 ч.)
Дни Земли, Воды. Экологические проблемы внутренних вод.
Экосуббота. Экосубботник. Всероссийский экоурок «Помочь может каждый», «Вода Росси водный след» от интернет портала «Экокласс». Экскурсия по изучению внутренних вод .
Способы определения результативности программы: дискуссии, круглые столы, беседы, проектные работы, анкетирование, онлайн тестирование, результативность участия в конкурсах и олимпиадах по экологии разного уровня.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Технические средства обучения:
-ноутбук
-фотоаппарат
-проектор
-экран
Обучающие видеофильмы, фонотека:
Электронные материалы:
-Коллекция полезных ископаемых
-Коллекция солей
-Коллекция металлов и их сплавовю
-Коллекция кислот
-Коллекция щелочей.
- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски,
шапочки, пипетки, весы.
Нормативные документы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
Список литературы, рекомендованный педагогам.
1. Андреева В.Н.Предметная неделя геграфии в школе.− Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.− 224 с.
2. Артёмова Э.К., Дмитриев Е.В. Основы общей биооргонической химии: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2011.− 248 с.
3. Захлебный, А.Н. Экологическое образование: проблемы и решения.−М.: Просвещние, 1992. − 123 с.
4. Ласкина Л.Д. Экологическое образование школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы.− Волгоград: Учитель, 2012. − 170 с.
5. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с
6. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
7. Ткаченко Л.Т. Мир химии. 7 класс. Книга для учителя.− Ростов-на-Дону: Легион, 2017.− 128 с.
8. Уроки географии с применением информационных технологий.6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/авт.- сост,: С.В. Долгорукова, И.А. Кургут.− 2-изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010.− 298 с.
2.Список литературы, рекомендованной учащимся
1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.Экология.9 класс. – М.: Дрофа, 1995.− 220 с.
2. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование .−М.: Просвещение,1990.−159 с.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
4. Энциклопедия. Ермекеевский район. Республика Башкортостан.− Уфа, 2010.− 200 с.
Интернет ресурсы:
• Планета Земля http://www.myplanet-earth.com
• GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) http://geopub.narod.ru
• Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://geo.metodist.ru
• Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru
• Где? В Караганде (словарь географических названий) http://gde-eto.narod.ru
• Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru
• Мир приключений и путешествий http://www.outdoors.ru
• National Geographic - Россия (электронная версия журнала) http://www.national-geographic.ru
• География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
• Карты Google http://maps.google.com
• Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru
• Лаборатория учебных карт http://www.edu.ru/maps
Хроники катастроф 1997-2002 (Хронология природных и техногенных катастроф) http://chronicl.chat.ru
• Mereoweb (сайт об удивительном мире погоды) http://www-meteoweb.ru
• Озоновый слой и климат Земли http://iklarin.narod.ru
• Все о погоде в вопросах и ответах http://atlantida.agava.ru/weather
• Все о геологии http://geo.web.ru
• Геологические новости http://www.geonews.ru
• Минералогический музей им. Ферсмана http://www.fmm.ru
• Каталог минералов http://www.catalogmineralov.ru
• Классификация почв России http://soils.narod.гu
• http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема».
• http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия « WHAT THIS».
• http://www.apus.ru Портал о живой природе.
• http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист
• http://www.geo.ru ГЕОлёнок. Детский географический журнал
• http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево.
• https://onlinetestpad.com/ онлайн тесты
• https://iq2u.ru/tests/27?class=7#testsList онлайн тесты
• https://onlinetestpad.com/ru/testsонлайн тесты
• https://infourok.ru/videouroki видеоуроки
• http://экокласс.рф/- всероссийские экоуроки
• https://eco.uchi.ru/- экоуроки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.