Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Оценка 4.9
docx
15.12.2021
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
кружок 2021.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

                                                                  Утверждаю

                                                                                Директор МБУ ДО

                                                                                          «Дом детского творчества»

                                                                                         _________Иванова А.А.

                                                                                       "_____"_________2021 г.

 

 

           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружок «Юный эколог»

 

 

 

                                                 Возраст обучающихся 9-15 лет

                                                       Срок реализации программы – 1 год

                                           Количество часов в год –  64ч.

 

 

 

Педагог дополнительного образования

                                                            Ильина Марина Станиславовна

 

 

 

 

 

 

 

с. Нижнеулу-Елга

 2021г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет эколого-биолого-химико-географическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий и итогового контроля.
Программа рассчитана на  часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 3-9 классов МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга Ермекеевского района Республики Башкортостан.
            Актуальность программы.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
            Цели:

1)       формирование у школьников знание основ экологической культуры; 

2)       воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям; 

3)      сформировать умение контролировать свое поведение, поступки.

   Задачи программы:

Обучающие:     научить использовать полученные знания об экологии;  обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и                              правовых суждений по экологическим вопросам; развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Воспитывающие: воспитать чувство бережного отношения к природе, чувство рачительного хозяина своей земли; любовь к родному краю, к малой родине.

ü  Основные принципы содержания программы:

·                     принцип единства сознания и деятельности;

·                     принцип наглядности;

·                     принцип личностной ориентации;

·                     принцип системности и целостности;

·                     принцип экологического гуманизма;

·                     принцип краеведческий;

·                     принцип практической направленности.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

·                     Земля - единая экосистема.

·                     Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально - поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где выступает в роли субъекта экологической деятельности.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуация свободного выбора поступка по отношению к природе. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эгоцентрической картины мира у детей.

Результативность.  Результативность и целесообраз­ность работы по программе

«Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные традиционные экологические праздники: «День Воды», «День Земли» и др. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, сочинений, презентаций, исследовательских работ, коллективных творческих дел.

Режим занятий:  два часа в неделю, по четвергам с 15.00-16.30

Формы занятий: Экскурсии на местные предприятия, агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, трудовой десант, экскурсия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты обучения

1.                  Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

2.                  Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

3.                   Через научно-исследовательскую, проектную  и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

4.                  Развивать гибкость мышления и поведения.

Метапредметные результаты обучения

1.      Сформировать системное представление о Башкортостане как целостном географическом регионе;

2.      Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических  явлений на изучаемой территории;

3.      Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

4.      Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Виды деятельности, направленные на достижение результата

1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.

2. Проведение картографического анализа.

3. Составление бизнес-плана.

4. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

5. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

6. Экскурсии на местные предприятия.

Организация проектная и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

           Программа носит проектно-исследовательский характер:

·                    Проект-презентация  «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»

·                    Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

·                    Проект-презентация «Экология села»

·                    Практикум «Юные Робинзоны»

·                    Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».

·                    Составление экотуристического маршрута  по онлайн карте Планета Земля.

Духовно-нравственное развитие учащихся.
        Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс  кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся.  Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 Темы

Практикумы

Экскурсии

Теорети-ческих

 Общее кол-во

часов

1

Введение в экологию.

4

2

4

10

2

История и культура чувашского народа как основа для агротуризма

Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».

3

1

2

6

3

Экология села Нижнеулу-Елга.

Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

12

-

4

16

4

Основы экотуризма

Практикум «Юные Робинзоны»

9

-

3

12

5

Наш дом − Земля

13

4

3

20

 

Итого

41

7

16

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

п/п

 Тема

Виды внеурочной деятельности

Количество часов занятий

  Общее кол-во часов

Дата

Интернет ресурсы

Теорети-ческих

Практи-ческих

 по плану

 по факту

 

Раздел 1.  Введение в экологию (10 ч.)

 

1-2

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Экосубботник.

Акция «Зеленая Россия» «Посади дерево». Школьный этап ВОШ по экологии

анкетирование, коллективно-творческое дело, игра

1

1

2

7.10

 

 

3-4

2

Экскурсия «Молочный цех И,П. Оганисян» и экология реки Ря

экскурсия,  встреча с бизнесменами села

 

2

2

14.10

 

https://www.youtube.com/watch?v=QYHiGCYVxwE&t=131s

https://www.youtube.com/watch?v=4_X96aX3y8E

5-6

3

 Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады по экологии.

 

коллективно-творческое дело, выставка,

систематизация знаний

1

1

2

21.10

 

https://docs.google.com/document/d/1OYlH85Zklp-0s-Sj3f4ubyVLDlscUdVBTUiR63T0PpU/edit

https://docs.google.com/document/d/1tbpn21Rrj45dxbC_FNufvlOXCrQVkQOen1Zn48IeFSo/edit

7-8

4

Всероссийский экоурок  «Приключение электроники» от интернет портала «Экокласс»

экоурок-игра, олимпиада,

1

1

2

28.10

 

https://disk.yandex.ru/d/iCRX2bmMBhyCjA?w=1

9-10

5

Камеральная обработка, исследование воды.

 

 систематизации исследовательских материалов

 

1

1

2

11.11

 

 

 

https://docs.google.com/document/u/0/

https://docs.google.com/spreadsheets/u/0/

Раздел 2 «История и культура чувашского народа, основа для агротуризма» (6 ч.)

11-12

1

Национальный костюм в краеведческих музеях Ермекеевского района. Экскурсия.

систематизации исследовательских материалов

защита,  практикум в библиотеке, презентации, практикум в библиотеке.

1

1

2

12.11

 

https://www.youtube.com/watch?v=ZqKfhiY0zZ0

13-14

2

Красота природы в произведении К.Иванова «Нарспи» .

Экскурсия в библиотеку села.

Экскурсия, встреча с   библиотекарем

1

1

2

18.11

 

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10303776193015095158&from=tabbar&text=Иванов+к+Нарспи

15-16

3

Проект-презентация  «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»

защита презентации

 

2

2

25.11

 

https://docs.google.com/presentation/u/0

 Раздел 3. « Экология с. Нижнеулу-Елга» (16 ч.)

17-18

1

Экологическое влияние молочного цеха на экологию села. Оформление исследовательской работы

 

систематизации исследовательских материалов

1

1

2

2.12

 

https://www.youtube.com/watch?v=QYHiGCYVxwE&t=131s

https://www.youtube.com/watch?v=4_X96aX3y8E

19-20

2

Воды реки Ря впадают в Волгу. Всероссийский видеоэкоуроки  «Три подарка для Волги» от интернет портала «Экокласс»

видеоэкоуроки, игра

 

2

2

9.12

 

https://disk.yandex.ru/d/8zcT-o6lwIWNUA?w=1

21-22

3

Характеристика растительного и животного мира лесостепей.

Всероссийский экоурок  «Как жить экологично» от интернет портала «Экокласс»

 игра, анализ карт атласа

 

2

2

16.12

 

https://disk.yandex.ru/d/cCi5Fc583KwvVe

23-24

4

Растения и животные  экотропы с.  Нижнеулу-Елга

Всероссийский экоурок  «Хранители воды-2» от интернет портала «Экокласс»

практикум картографического анализа,

игра

 

2

2

23.12

 

https://disk.yandex.ru/d/3azB_xvgyEBdk

25-26

5

 Подготовка к МАНШ по экологии исследовательской работы «Экологические проблемы моего села».

систематизации исследовательских материалов проект,  анализ защита проекта, анкетирование

1

1

2

20.01

 

https://www.youtube.com/watch?v=FHN0XTjXvkM

27-28

6

Подготовка ко всероссийской экоолимпиаде

Всероссийский экоурок  «Лучший мир для всех» от интернет портала «Экокласс

 

2

 

2

21.01

 

https://disk.yandex.ru/d/pbbQI6qaKUymiw

29-30

7

Подготовка презентации к исследовательской работе

презентация проектной работы, выставка

 

2

2

27.01

 

 

31-32

8

Проект-презентация «Экология села»

Защита презентации, оформление исследовательской работы

 

2

2

28.01

 

 

Раздел 4. Основы экотуризма  (12 ч.)

33-34

1

Подготовка к конкурсу юных экологов и лесоводов 2021. Основы гидоэкологии, почвоведения, ботаники и зоологии.

практикум,

систематизация знаний

1

1

2

3.02

 

https://www.youtube.com/watch?v=uiXwN_-Yyl0

https://www.youtube.com/watch?v=BIU7ITclLts

 

35-36

2

Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Практикум «Юные Робинзоны»

практикум

1

1

2

10.02

 

https://www.youtube.com/watch?v=EdXUx-vXIG0

https://www.youtube.com/watch?v=OzBNufpIKKE

37-38

3

Аптечка. Оказание первой помощи.

 практикум

 

2

2

17.02

 

https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0%2B%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9%2B%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8&gp=812208&fm=1&rf=110445&d=8226810360253865660&sig=4e1d7263b9&s=%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

39-40

4

Подготовка выступления экологической агидбригады

коллективно-творческое дело коллективно-творческое дело, выставка,

систематизация знаний,

систематизация знаний

 

2

2

24.02

 

https://www.youtube.com/watch?v=mgxOe1KjGN4

41-42

5

Экотуризм в мире. Составление презентации «Экотуристический маршрут по Башкирии».

презентация

1

1

2

3.03

 

 

43-44

6

Составление экотуристического маршрута  по онлайн карте Планета Земля.

практикум, карты- онлайн

 

2

2

10.03

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. «Наш дом − Земля» (20 ч.)

45-46

1

День Земли

киноурок

1

2

2

17.03.

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=IPACONKQUUY

47-48

2

День Воды.

Всероссийский экоурок  «Хранители воды-3» от интернет портала «Экокласс»

игра

 

2

2

24.03

 

https://disk.yandex.ru/d/eC-10NIbyEBkF

49-50

3

Экосуббота

Всероссийский экоурок  «Помочь может каждый» от интернет портала «Экокласс

коллективно-творческое дело, игра

 

2

2

7.04

 

https://onlinetestpad.com/ru/test/280347-ekologicheskij-sled

https://ecosled.wwf.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=ATXjuB4O6AA

https://disk.yandex.ru/d/0xWpE1WdKqY5ow?w=1

51-52

4.

Экологическая неделя.

Киноурок «Наш дом-Земля»

игра, презентация, киноурок

1

1

2

14.04

 

https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=Киноурок%20«Наш%20дом-Земля»

53-54

5

Экскурсия «Река Ря»

экскурсия, экодесант

 

2

2

21.04

 

 

55-56

6

Камеральная обработка и составление презентаций

Всероссийский экоурок  «Вода Росси водный след» от интернет портала «Экокласс»

 

систематизации исследовательских материалов

защита презентации 

 

2

2

28.04

 

https://disk.yandex.ru/d/tDb7aOAu3Mt2hh

57-58

7

Экосубботник

экосубботник, экодесант

 

2

2

5.05

 

 

59-60

8

Экскурсия на родник Султан.

 

экскурсия,

 

2

2

12.05

 

https://yandex.ru/video/search?text=родник%20красноуссольск%20башкортостан&from=tabbar

61-62

9

Камеральная обработка и составление презентаций

экскурсия, экодесант

 

2

2

19.05

 

https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ

63-64

10

Итоговый урок.

круглый стол

2

 

2

26.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Программа  кружка «Юный эколог» предназначена для  учащихся 3-9 класса.

Раздел 1. Экология родного края. (10 ч.)

Что такое экология. Всероссийский экоурок  «Приключение электроники» от интернет портала «Экокласс». Школьный этап всероссийской олимпиады по экологии. Участие в конкурсах и олимпиадах.

Экскурсия Экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села и реку Ря. Исследование воды.

Раздел 2. История и культура чувашского народа. (6ч.)

 Реализация программы на основе изучения  исторических фактов и культурных ценностей края. Обычаи  и традиции чувашского народа моего села. История заселения чувашского народа  на территории Ермекеевского района.

 Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».

Экскурсия в краеведческий музей села.

Раздел 3.  Экология  моего села (16 ч.)

Экология села. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение  краеведческого музея. Изучение флоры и фауны села. Обработка данных экскурсий. Участие в конкурсе исследовательских работ МАНШ. Всероссийские экоуроки «Хранители воды 2,3», «Лучший мир для всех» от интернет портала «Экокласс

Исследовательские работы «Исследование реки и родника», «Экологические проблемы моего села».

Проект-презентация «Экология села»

Раздел 4. Основы экотуризма (12ч.)

 Экотуризм в мире, Башкортостане. Участие в  конкурсе юных экологов и лесоводов 2020. Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Аптечка. Оказание первой помощи. Составление экотуристического маршрута  по онлайн карте Планета Земля.

Практикум «Юные Робинзоны».

Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».

 Раздел 5. Наш дом − Земля (20 ч.)

Дни Земли, Воды. Экологические проблемы внутренних вод.

 Экосуббота. Экосубботник. Всероссийский экоурок  «Помочь может каждый»,  «Вода Росси водный след» от интернет портала «Экокласс». Экскурсия по изучению внутренних вод .

Способы определения результативности программы: дискуссии, круглые столы, беседы, проектные работы, анкетирование, онлайн тестирование, результативность участия в  конкурсах и олимпиадах по экологии разного уровня.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

     Технические средства обучения:

-ноутбук

-фотоаппарат

-проектор

-экран
Обучающие видеофильмы, фонотека:
Электронные материалы:

  • «Времена года» стихи русских поэтов о природе)
  • « Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
  • «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • «Дом» » (BBC :Живая природа)
  • Мастер – класс учителя химии 8-11 класс (электронное интерактивное приложение «Планета», 2016 г.)
  • Мастер – класс учителя географии 6-11 класс (электронное интерактивное приложение «Планета», 2016 г.)
    Учебно-наглядные пособия:
  • - Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца.
  •  Демонстрационные картины и динамические модели
  • Экологические знаки «Как вести себя в лесу»
  •  Карты: мира, полушарий, России,  Республики Башкортостан.
  • Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам»
  •  Календари природы (настенный, настольный)
  •  Глобус
  • Компасы
    Оборудование и материалы.
    - Оборудование для игры «Собираемся в поход»
    - Приборы-помощники: штатив, лупы, микроскопы, магниты
    - Колбы, ёмкости
    - Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы.
    - Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

-Коллекция полезных ископаемых

-Коллекция солей

-Коллекция металлов и их сплавовю

-Коллекция кислот

-Коллекция щелочей.
- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы.

Нормативные документы

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.     Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;

 

Список литературы, рекомендованный педагогам.

1.      Андреева В.Н.Предметная неделя геграфии в школе.− Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.− 224 с.

2.      Артёмова Э.К., Дмитриев Е.В. Основы общей биооргонической химии: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2011.− 248 с.

3.      Захлебный, А.Н. Экологическое образование: проблемы и решения.−М.: Просвещние, 1992. − 123 с.

4.      Ласкина Л.Д. Экологическое образование школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы.− Волгоград: Учитель, 2012. − 170 с.

5.      Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с

6.      Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

7.      Ткаченко Л.Т. Мир химии. 7 класс. Книга для учителя.− Ростов-на-Дону: Легион, 2017.− 128 с.

8.      Уроки географии с применением информационных технологий.6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/авт.- сост,: С.В. Долгорукова, И.А. Кургут.− 2-изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010.− 298 с.

2.Список литературы, рекомендованной учащимся

1.      Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.Экология.9 класс. – М.: Дрофа, 1995.− 220 с.

2.      Тыкул В.И. Спортивное ориентирование .−М.: Просвещение,1990.−159 с.

3.      Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с. 

4.      Энциклопедия. Ермекеевский район. Республика Башкортостан.− Уфа, 2010.− 200 с.

Интернет ресурсы:

       Планета Земля http://www.myplanet-earth.com

       GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) http://geopub.narod.ru

       Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://geo.metodist.ru

       Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru

•   Где? В Караганде (словарь географических названий) http://gde-eto.narod.ru

       Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru

       Мир приключений и путешествий http://www.outdoors.ru

•   National Geographic - Россия (электронная версия журнала) http://www.national-geographic.ru

       География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации

       Карты Google http://maps.google.com

       Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru

       Лаборатория учебных карт http://www.edu.ru/maps

     Хроники катастроф 1997-2002 (Хронология природных и техногенных катастроф) http://chronicl.chat.ru

       Mereoweb (сайт об удивительном мире погоды) http://www-meteoweb.ru

       Озоновый слой и климат Земли http://iklarin.narod.ru

       Все о погоде в вопросах и ответах http://atlantida.agava.ru/weather

       Все о геологии http://geo.web.ru

       Геологические новости http://www.geonews.ru

       Минералогический музей им. Ферсмана http://www.fmm.ru

       Каталог минералов http://www.catalogmineralov.ru

       Классификация почв России http://soils.narodu

       http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема».

       http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия « WHAT THIS».

       http://www.apus.ru Портал о живой природе.

       http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист

       http://www.geo.ru ГЕОлёнок. Детский географический журнал

       http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево.

       https://onlinetestpad.com/ онлайн тесты

       https://iq2u.ru/tests/27?class=7#testsList онлайн тесты

       https://onlinetestpad.com/ru/testsонлайн тесты

       https://infourok.ru/videouroki видеоуроки

       http://экокласс.рф/- всероссийские экоуроки

       https://eco.uchi.ru/- экоуроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа имеет эколого-биолого-химико-географическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа имеет эколого-биолого-химико-географическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Виды деятельности, направленные на достижение результата 1

Виды деятельности, направленные на достижение результата 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Камеральная обработка, исследование воды

Камеральная обработка, исследование воды

Экокласс» видеоэкоуроки , игра 22 9

Экокласс» видеоэкоуроки , игра 22 9

Проект-презентация «Экология села»Защита презентации, оформление исследовательской работы22 28

Проект-презентация «Экология села»Защита презентации, оформление исследовательской работы22 28

D0%BA%D0%B8 39-404

D0%BA%D0%B8 39-404

Экосуббота Всероссийский экоурок «Помочь может каждый» от интернет портала «Экокласс коллективно-творческое дело, игра 2 2 7

Экосуббота Всероссийский экоурок «Помочь может каждый» от интернет портала «Экокласс коллективно-творческое дело, игра 2 2 7

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Коллекция полезных ископаемых -Коллекция солей -Коллекция металлов и их сплавовю -Коллекция кислот -Коллекция щелочей

Коллекция полезных ископаемых -Коллекция солей -Коллекция металлов и их сплавовю -Коллекция кислот -Коллекция щелочей

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021