Рабочая программа кружка "Юный эколог"

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кружок 2021.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

                                                                  Утверждаю

                                                                                Директор МБУ ДО

                                                                                          «Дом детского творчества»

                                                                                         _________Иванова А.А.

                                                                                       "_____"_________2021 г.

 

 

           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружок «Юный эколог»

 

 

 

                                                 Возраст обучающихся 9-15 лет

                                                       Срок реализации программы – 1 год

                                           Количество часов в год –  64ч.

 

 

 

Педагог дополнительного образования

                                                            Ильина Марина Станиславовна

 

 

 

 

 

 

 

с. Нижнеулу-Елга

 2021г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет эколого-биолого-химико-географическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий и итогового контроля.
Программа рассчитана на  часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 3-9 классов МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга Ермекеевского района Республики Башкортостан.
            Актуальность программы.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
            Цели:

1)       формирование у школьников знание основ экологической культуры; 

2)       воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям; 

3)      сформировать умение контролировать свое поведение, поступки.

   Задачи программы:

Обучающие:     научить использовать полученные знания об экологии;  обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и                              правовых суждений по экологическим вопросам; развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Воспитывающие: воспитать чувство бережного отношения к природе, чувство рачительного хозяина своей земли; любовь к родному краю, к малой родине.

ü  Основные принципы содержания программы:

·                     принцип единства сознания и деятельности;

·                     принцип наглядности;

·                     принцип личностной ориентации;

·                     принцип системности и целостности;

·                     принцип экологического гуманизма;

·                     принцип краеведческий;

·                     принцип практической направленности.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

·                     Земля - единая экосистема.

·                     Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально - поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где выступает в роли субъекта экологической деятельности.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуация свободного выбора поступка по отношению к природе. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эгоцентрической картины мира у детей.

Результативность.  Результативность и целесообраз­ность работы по программе

«Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные традиционные экологические праздники: «День Воды», «День Земли» и др. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, сочинений, презентаций, исследовательских работ, коллективных творческих дел.

Режим занятий:  два часа в неделю, по четвергам с 15.00-16.30

Формы занятий: Экскурсии на местные предприятия, агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, трудовой десант, экскурсия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты обучения

1.                  Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

2.                  Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

3.                   Через научно-исследовательскую, проектную  и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

4.                  Развивать гибкость мышления и поведения.

Метапредметные результаты обучения

1.      Сформировать системное представление о Башкортостане как целостном географическом регионе;

2.      Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических  явлений на изучаемой территории;

3.      Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

4.      Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Виды деятельности, направленные на достижение результата

1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.

2. Проведение картографического анализа.

3. Составление бизнес-плана.

4. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

5. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

6. Экскурсии на местные предприятия.

Организация проектная и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

           Программа носит проектно-исследовательский характер:

·                    Проект-презентация  «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»

·                    Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

·                    Проект-презентация «Экология села»

·                    Практикум «Юные Робинзоны»

·                    Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».

·                    Составление экотуристического маршрута  по онлайн карте Планета Земля.

Духовно-нравственное развитие учащихся.
        Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс  кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся.  Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 Темы

Практикумы

Экскурсии

Теорети-ческих

 Общее кол-во

часов

1

Введение в экологию.

4

2

4

10

2

История и культура чувашского народа как основа для агротуризма

Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».

3

1

2

6

3

Экология села Нижнеулу-Елга.

Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

12

-

4

16

4

Основы экотуризма

Практикум «Юные Робинзоны»

9

-

3

12

5

Наш дом − Земля

13

4

3

20

 

Итого

41

7

16

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

п/п

 Тема

Виды внеурочной деятельности

Количество часов занятий

  Общее кол-во часов

Дата

Интернет ресурсы

Теорети-ческих

Практи-ческих

 по плану

 по факту

 

Раздел 1.  Введение в экологию (10 ч.)

 

1-2

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Экосубботник.

Акция «Зеленая Россия» «Посади дерево». Школьный этап ВОШ по экологии

анкетирование, коллективно-творческое дело, игра

1

1

2

7.10

 

 

3-4

2

Экскурсия «Молочный цех И,П. Оганисян» и экология реки Ря

экскурсия,  встреча с бизнесменами села

 

2

2

14.10

 

https://www.youtube.com/watch?v=QYHiGCYVxwE&t=131s

https://www.youtube.com/watch?v=4_X96aX3y8E

5-6

3

 Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады по экологии.

 

коллективно-творческое дело, выставка,

систематизация знаний

1

1

2

21.10

 

https://docs.google.com/document/d/1OYlH85Zklp-0s-Sj3f4ubyVLDlscUdVBTUiR63T0PpU/edit

https://docs.google.com/document/d/1tbpn21Rrj45dxbC_FNufvlOXCrQVkQOen1Zn48IeFSo/edit

7-8

4

Всероссийский экоурок  «Приключение электроники» от интернет портала «Экокласс»

экоурок-игра, олимпиада,

1

1

2

28.10

 

https://disk.yandex.ru/d/iCRX2bmMBhyCjA?w=1

9-10

5

Камеральная обработка, исследование воды.

 

 систематизации исследовательских материалов

 

1

1

2

11.11

 

 

 

https://docs.google.com/document/u/0/

https://docs.google.com/spreadsheets/u/0/

Раздел 2 «История и культура чувашского народа, основа для агротуризма» (6 ч.)

11-12

1

Национальный костюм в краеведческих музеях Ермекеевского района. Экскурсия.

систематизации исследовательских материалов

защита,  практикум в библиотеке, презентации, практикум в библиотеке.

1

1

2

12.11

 

https://www.youtube.com/watch?v=ZqKfhiY0zZ0

13-14

2

Красота природы в произведении К.Иванова «Нарспи» .

Экскурсия в библиотеку села.

Экскурсия, встреча с   библиотекарем

1

1

2

18.11

 

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10303776193015095158&from=tabbar&text=Иванов+к+Нарспи

15-16

3

Проект-презентация  «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»

защита презентации

 

2

2

25.11

 

https://docs.google.com/presentation/u/0

 Раздел 3. « Экология с. Нижнеулу-Елга» (16 ч.)

17-18

1

Экологическое влияние молочного цеха на экологию села. Оформление исследовательской работы

 

систематизации исследовательских материалов

1

1

2

2.12

 

https://www.youtube.com/watch?v=QYHiGCYVxwE&t=131s

https://www.youtube.com/watch?v=4_X96aX3y8E

19-20

2

Воды реки Ря впадают в Волгу. Всероссийский видеоэкоуроки  «Три подарка для Волги» от интернет портала «Экокласс»

видеоэкоуроки, игра

 

2

2

9.12

 

https://disk.yandex.ru/d/8zcT-o6lwIWNUA?w=1

21-22

3

Характеристика растительного и животного мира лесостепей.

Всероссийский экоурок  «Как жить экологично» от интернет портала «Экокласс»

 игра, анализ карт атласа

 

2

2

16.12

 

https://disk.yandex.ru/d/cCi5Fc583KwvVe

23-24

4

Растения и животные  экотропы с.  Нижнеулу-Елга

Всероссийский экоурок  «Хранители воды-2» от интернет портала «Экокласс»

практикум картографического анализа,

игра

 

2

2

23.12

 

https://disk.yandex.ru/d/3azB_xvgyEBdk

25-26

5

 Подготовка к МАНШ по экологии исследовательской работы «Экологические проблемы моего села».

систематизации исследовательских материалов проект,  анализ защита проекта, анкетирование

1

1

2

20.01

 

https://www.youtube.com/watch?v=FHN0XTjXvkM

27-28

6

Подготовка ко всероссийской экоолимпиаде

Всероссийский экоурок  «Лучший мир для всех» от интернет портала «Экокласс

 

2

 

2

21.01

 

https://disk.yandex.ru/d/pbbQI6qaKUymiw

29-30

7

Подготовка презентации к исследовательской работе

презентация проектной работы, выставка

 

2

2

27.01

 

 

31-32

8

Проект-презентация «Экология села»

Защита презентации, оформление исследовательской работы

 

2

2

28.01

 

 

Раздел 4. Основы экотуризма  (12 ч.)

33-34

1

Подготовка к конкурсу юных экологов и лесоводов 2021. Основы гидоэкологии, почвоведения, ботаники и зоологии.

практикум,

систематизация знаний

1

1

2

3.02

 

https://www.youtube.com/watch?v=uiXwN_-Yyl0

https://www.youtube.com/watch?v=BIU7ITclLts

 

35-36

2

Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Практикум «Юные Робинзоны»

практикум

1

1

2

10.02

 

https://www.youtube.com/watch?v=EdXUx-vXIG0

https://www.youtube.com/watch?v=OzBNufpIKKE

37-38

3

Аптечка. Оказание первой помощи.

 практикум

 

2

2

17.02

 

https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0%2B%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9%2B%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8&gp=812208&fm=1&rf=110445&d=8226810360253865660&sig=4e1d7263b9&s=%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

39-40

4

Подготовка выступления экологической агидбригады

коллективно-творческое дело коллективно-творческое дело, выставка,

систематизация знаний,

систематизация знаний

 

2

2

24.02

 

https://www.youtube.com/watch?v=mgxOe1KjGN4

41-42

5

Экотуризм в мире. Составление презентации «Экотуристический маршрут по Башкирии».

презентация

1

1

2

3.03

 

 

43-44

6

Составление экотуристического маршрута  по онлайн карте Планета Земля.

практикум, карты- онлайн

 

2

2

10.03

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. «Наш дом − Земля» (20 ч.)

45-46

1

День Земли

киноурок

1

2

2

17.03.

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=IPACONKQUUY

47-48

2

День Воды.

Всероссийский экоурок  «Хранители воды-3» от интернет портала «Экокласс»

игра

 

2

2

24.03

 

https://disk.yandex.ru/d/eC-10NIbyEBkF

49-50

3

Экосуббота

Всероссийский экоурок  «Помочь может каждый» от интернет портала «Экокласс

коллективно-творческое дело, игра

 

2

2

7.04

 

https://onlinetestpad.com/ru/test/280347-ekologicheskij-sled

https://ecosled.wwf.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=ATXjuB4O6AA

https://disk.yandex.ru/d/0xWpE1WdKqY5ow?w=1

51-52

4.

Экологическая неделя.

Киноурок «Наш дом-Земля»

игра, презентация, киноурок

1

1

2

14.04

 

https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=Киноурок%20«Наш%20дом-Земля»

53-54

5

Экскурсия «Река Ря»

экскурсия, экодесант

 

2

2

21.04

 

 

55-56

6

Камеральная обработка и составление презентаций

Всероссийский экоурок  «Вода Росси водный след» от интернет портала «Экокласс»

 

систематизации исследовательских материалов

защита презентации 

 

2

2

28.04

 

https://disk.yandex.ru/d/tDb7aOAu3Mt2hh

57-58

7

Экосубботник

экосубботник, экодесант

 

2

2

5.05

 

 

59-60

8

Экскурсия на родник Султан.

 

экскурсия,

 

2

2

12.05

 

https://yandex.ru/video/search?text=родник%20красноуссольск%20башкортостан&from=tabbar

61-62

9

Камеральная обработка и составление презентаций

экскурсия, экодесант

 

2

2

19.05

 

https://www.youtube.com/watch?v=HuFYbN25EkQ

63-64

10

Итоговый урок.

круглый стол

2

 

2

26.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Программа  кружка «Юный эколог» предназначена для  учащихся 3-9 класса.

Раздел 1. Экология родного края. (10 ч.)

Что такое экология. Всероссийский экоурок  «Приключение электроники» от интернет портала «Экокласс». Школьный этап всероссийской олимпиады по экологии. Участие в конкурсах и олимпиадах.

Экскурсия Экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села и реку Ря. Исследование воды.

Раздел 2. История и культура чувашского народа. (6ч.)

 Реализация программы на основе изучения  исторических фактов и культурных ценностей края. Обычаи  и традиции чувашского народа моего села. История заселения чувашского народа  на территории Ермекеевского района.

 Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».

Экскурсия в краеведческий музей села.

Раздел 3.  Экология  моего села (16 ч.)

Экология села. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение  краеведческого музея. Изучение флоры и фауны села. Обработка данных экскурсий. Участие в конкурсе исследовательских работ МАНШ. Всероссийские экоуроки «Хранители воды 2,3», «Лучший мир для всех» от интернет портала «Экокласс

Исследовательские работы «Исследование реки и родника», «Экологические проблемы моего села».

Проект-презентация «Экология села»

Раздел 4. Основы экотуризма (12ч.)

 Экотуризм в мире, Башкортостане. Участие в  конкурсе юных экологов и лесоводов 2020. Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Аптечка. Оказание первой помощи. Составление экотуристического маршрута  по онлайн карте Планета Земля.

Практикум «Юные Робинзоны».

Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».

 Раздел 5. Наш дом − Земля (20 ч.)

Дни Земли, Воды. Экологические проблемы внутренних вод.

 Экосуббота. Экосубботник. Всероссийский экоурок  «Помочь может каждый»,  «Вода Росси водный след» от интернет портала «Экокласс». Экскурсия по изучению внутренних вод .

Способы определения результативности программы: дискуссии, круглые столы, беседы, проектные работы, анкетирование, онлайн тестирование, результативность участия в  конкурсах и олимпиадах по экологии разного уровня.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

     Технические средства обучения:

-ноутбук

-фотоаппарат

-проектор

-экран
Обучающие видеофильмы, фонотека:
Электронные материалы:

  • «Времена года» стихи русских поэтов о природе)
  • « Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
  • «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • «Дом» » (BBC :Живая природа)
  • Мастер – класс учителя химии 8-11 класс (электронное интерактивное приложение «Планета», 2016 г.)
  • Мастер – класс учителя географии 6-11 класс (электронное интерактивное приложение «Планета», 2016 г.)
    Учебно-наглядные пособия:
  • - Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца.
  •  Демонстрационные картины и динамические модели
  • Экологические знаки «Как вести себя в лесу»
  •  Карты: мира, полушарий, России,  Республики Башкортостан.
  • Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам»
  •  Календари природы (настенный, настольный)
  •  Глобус
  • Компасы
    Оборудование и материалы.
    - Оборудование для игры «Собираемся в поход»
    - Приборы-помощники: штатив, лупы, микроскопы, магниты
    - Колбы, ёмкости
    - Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы.
    - Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

-Коллекция полезных ископаемых

-Коллекция солей

-Коллекция металлов и их сплавовю

-Коллекция кислот

-Коллекция щелочей.
- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы.

Нормативные документы

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.     Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;

 

Список литературы, рекомендованный педагогам.

1.      Андреева В.Н.Предметная неделя геграфии в школе.− Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.− 224 с.

2.      Артёмова Э.К., Дмитриев Е.В. Основы общей биооргонической химии: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2011.− 248 с.

3.      Захлебный, А.Н. Экологическое образование: проблемы и решения.−М.: Просвещние, 1992. − 123 с.

4.      Ласкина Л.Д. Экологическое образование школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы.− Волгоград: Учитель, 2012. − 170 с.

5.      Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с

6.      Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

7.      Ткаченко Л.Т. Мир химии. 7 класс. Книга для учителя.− Ростов-на-Дону: Легион, 2017.− 128 с.

8.      Уроки географии с применением информационных технологий.6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/авт.- сост,: С.В. Долгорукова, И.А. Кургут.− 2-изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010.− 298 с.

2.Список литературы, рекомендованной учащимся

1.      Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.Экология.9 класс. – М.: Дрофа, 1995.− 220 с.

2.      Тыкул В.И. Спортивное ориентирование .−М.: Просвещение,1990.−159 с.

3.      Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с. 

4.      Энциклопедия. Ермекеевский район. Республика Башкортостан.− Уфа, 2010.− 200 с.

Интернет ресурсы:

       Планета Земля http://www.myplanet-earth.com

       GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) http://geopub.narod.ru

       Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://geo.metodist.ru

       Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru

•   Где? В Караганде (словарь географических названий) http://gde-eto.narod.ru

       Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru

       Мир приключений и путешествий http://www.outdoors.ru

•   National Geographic - Россия (электронная версия журнала) http://www.national-geographic.ru

       География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации

       Карты Google http://maps.google.com

       Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru

       Лаборатория учебных карт http://www.edu.ru/maps

     Хроники катастроф 1997-2002 (Хронология природных и техногенных катастроф) http://chronicl.chat.ru

       Mereoweb (сайт об удивительном мире погоды) http://www-meteoweb.ru

       Озоновый слой и климат Земли http://iklarin.narod.ru

       Все о погоде в вопросах и ответах http://atlantida.agava.ru/weather

       Все о геологии http://geo.web.ru

       Геологические новости http://www.geonews.ru

       Минералогический музей им. Ферсмана http://www.fmm.ru

       Каталог минералов http://www.catalogmineralov.ru

       Классификация почв России http://soils.narodu

       http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема».

       http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия « WHAT THIS».

       http://www.apus.ru Портал о живой природе.

       http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист

       http://www.geo.ru ГЕОлёнок. Детский географический журнал

       http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево.

       https://onlinetestpad.com/ онлайн тесты

       https://iq2u.ru/tests/27?class=7#testsList онлайн тесты

       https://onlinetestpad.com/ru/testsонлайн тесты

       https://infourok.ru/videouroki видеоуроки

       http://экокласс.рф/- всероссийские экоуроки

       https://eco.uchi.ru/- экоуроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru