Рабочая программа кружка"Я - Исследователь"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка"Я - Исследователь"

Оценка 4.9
doc
13.08.2022
Рабочая программа кружка"Я - Исследователь"
Программа предметного кружка “Я исследователь I. Пояснительная з.doc

 

Управление образования Дергачевского муниципального района

МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

 

Рекомендована к утверждению

 

 

 

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»__________/ О.В. Берченко/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Я - исследователь»

 

для детей7- 10 лет

 

срок реализации программы — 1 год

  

Тип программы: общеразвивающая

Вид программы: модифицированная

 

 

Утверждена на педагогическом совете

«___»__________ 2019 г.

Разработал: учитель начальных классов

                      Насанова Нина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п. Дергачи

2019 год

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для обучающихся класса - комплекта  школы составлена на основе:

1Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012

2.Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

3.Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373»

4.Примерной программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова (Самара: Издательство «Учебная литература», 2008) 

5.Учебного плана МОУ «СОШ №2р.п.Дергачи» города  на 2019-/2020 учебный год и Положения о рабочей программе. 

. В соответствии с учебным планом  МОУ «СОШ №2р.п.Дергачи»  на проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю.

 Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости.  Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов

 Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.   

 

2. Общая характеристика курса «Я – исследователь»

       Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. 

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

 Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

·                            уровневая дифференциация;

·                            проблемное обучение;

·                            моделирующая деятельность;

·                            поисковая деятельность;

·                            информационно-коммуникационные технологии;

·                            здоровьесберегающие технологии.

 

3.  места курса «Я – исследователь»

Согласно учебному плану МОУ «СОШ  №2 р.п.Дергачи» города на изучение курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

 

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

 

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

 

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;  

            • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих      работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;    

            • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.  

Личностные   и   метапредметные результаты

 

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

-формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

в сотрудничестве с учи телем ставить новые учеб ные задачи;

преобразовывать прак тическую задачу в познаватель­ную;

 

познавательные

-умения учиться: навыках решения твор ческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

-добывать необходимые знания и с их по мощью проделывать конкретную работу.

-осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных зада ний с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художест венных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов.

·                  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).-умение координировать свои усилия с усилиями других. -формулировать собственное мнение и позицию;-договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;- задавать вопросы;-опускать возмож ность существования у людей различных то чек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

·     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·     понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

·     аргументировать свою позицию    ;

·     продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов  участников;

  

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

 

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·                    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·                    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                    Планировать (составлять план своей деятельности);

·                    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·                    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·                    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

 

            По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

 

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

 

 

.                 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Тема 1. Что можно исследовать? Что такое исследование? Формулирование темы  - 1ч.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.  Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя.Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 3. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку). Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)  – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования. Наблюдение как способ выявления проблем – 2 ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”,

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?–  4ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».  Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).Знать:- методы исследования, уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.Знать: - метод исследования – наблюдение

 Тема 18-19.  Коллекционирование  - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

 Практическая работа.Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материалаУметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных  - 2 ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.Анализ, обобщение, главное, второстепенное.Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.Знать: способы обобщения материалаУметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

 Сообщение, доклад.Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.Знать: правила подготовки сообщения.Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32.  Подготовка к защите  - 1 ч.

 Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации  - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34.  Подведение итогов работы  - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

 

 

 

 

 

Содержание программы.

2-3 класс

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования– 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть  проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу,

интервьюирование–2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе.

Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам

собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

 

Содержание программы

4 класс (34 часа)

 

Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16.  Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18.  Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22.  Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24.   Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27.  Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

            Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33.   Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  1класс

 

ДАТА ПЛАН

ДАТА

ФАКТ

 

Тема

Кол-во часов

1

 

 

Что такое исследование? Что можно исследовать?

1

2

 

 

Как выбрать тему исследования? Как задавать вопросы? Банк идей. Формулирование темы

1

3

 

 

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку). Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»).

1

4-5

 

 

 Наблюдение как способ выявления проблем. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

6-7

 

 

Цели и задачи исследования.

2

8-9

 

 

Учимся выделять гипотезы. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

10-13

 

 

Организация исследования. (практическое занятие.) Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

4

 

14-17

 

 

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

 

18-19

 

 

Коллекционирование.

2

20

 

 

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21-22

 

 

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

 

 

Что такое эксперимент.

1

24

 

 

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

25-27

 

 

Сбор материала для исследования.

3

28-29

 

 

Обобщение полученных данных. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

30

 

 

Как подготовить результат исследования.

1

31

 

 

Как подготовить сообщение.

1

32

 

 

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

 

33

 

 

Индивидуальная консультация.

1

34

 

 

Подведение итогов. Защита.

1

 

 

Итого  34 часа

 

 

 

 

 

 

2-3 класс (34 часа)

 

 

Тема

Кол-во часов

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам

1

5-6

Какими могут быть  проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

9-10

Планирование работы.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

19-21

Анализ прочитанной литературы.

3

22-23

Исследование объектов.

2

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

 

2

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

29-30

Оформление работы.

2

31-32

  Оформление презентации.

 

2

33

Мини конференция по итогам собственных исследований

 

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

 

Тема занятия

Кол-во часов

1

Знания умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

2-3

Культура мышления

2

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

 

2

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

 

2

10-11

Предмет и объект исследования.

2

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

 

1

13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

2

15-16

Наблюдение и экспериментирование.

2

17-18

Техника экспериментирования

2

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

 

2

21-22

Правильное мышление и логика.

2

23-24

Что такое парадоксы

2

25-27

Обработка и анализ всех полученных данных.

3

28-30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

 

1

32

Защита исследования перед одноклассниками.

1

33

Выступление на школьной НПК.

1

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

 

1

 

 

 

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение..

Для осуществления образовательного процесса по курсу «Я - исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

· набор ЦОР по проектной технологии.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или   любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Список литературы для учителя и обучающихся Литература для учителя

1.                 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

2.                 Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

3.                 М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

1.                 Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

2.                 Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

3.                 Интернет  - ресурсы

4.                 А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС, 2008

 

 



 

Занятие 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске

Задачи:

Регулятивные УУД:

- развивать умения выявлять проблему, строить гипотезу;

- умение ставить новые учебные цели и задачи;

- составлять план действий;

Познавательные УУД:

- формировать внимание учащихся;

- умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников,

- ориентироваться в системе имеющихся знаний;

Коммуникативные УУД:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

- разрешать и предотвращать конфликты;

- умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли;

- умение понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;

- работать в группе в различных ролях (лидера, исполнителя, критика),

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами языка,

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

- развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Кого можно назвать настоящим исследователем?

Каким качеством он должен обладать? (Высказывания детей.)

Вывод. Настоящий исследователь должен обладать специальными исследовательскими умениями:

видеть проблему;

задавать вопросы;

выдвигать гипотезы;

наблюдать за объектами изучения;

проводить эксперименты, опыты;

делать выводы и умозаключения;

доказывать и защищать свои идеи.

Этот список умений далеко не полный, тем не менее он отражает самые главные черты исследователя.

В этом учебном году мы продолжим совершенствовать умения и навыки, которые необходимы в исследовательском поиске.

3. Практическая работа.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами.

Продолжите рассказ, оценив данную ситуацию со стороны разных участников событий:

директора школы;

учащегося этой школы;

прохожего.

Во дворе школы рабочие вырыли большую траншею. Они уже третий день ремонтируют лежащие там трубы.

Обсуждение ситуаций.

Вывод. Вы услышали разные точки зрения. Почему они совершенно разные? От чего это зависит?

Обсуждение.

Задание 2. Упражнение для увеличения объема внимания.

Перед вами знакомые слова родного языка. Вам надо за 5 секунд прочитать и запомнить эти слова, а затем их воспроизвести (письменно). Побеждает тот, кто запомнил и правильно написал как можно больше слов.

Слова для упражнения: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

Задание 3. Упражнения на применение различных условий в каких-либо обстоятельствах.

При каких условиях данный предмет будет полезным:

письменный стол;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

букет ромашек;

чайник?

Усложним задание: можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

4. Итог занятия.

Сегодня мы говорили о том, какие знания, умения и навыки необходимы в исследовательском поиске. Почему они так важны?

Ответы детей.

Какие упражнения помогают овладеть навыками исследовательской деятельности?

В четвертом классе вы продолжите вести исследовательскую работу глубже, приобретая больше опыта.

Домашнее задание: необходимо определить тему исследовательской работы и начинать сбор материала по этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Управление образования Дергачевского муниципального района

Управление образования Дергачевского муниципального района

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для обучающихся класса - комплекта школы составлена на основе: 1Федерального

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для обучающихся класса - комплекта школы составлена на основе: 1Федерального

Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную…

Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную…

Согласно учебному плану МОУ «СОШ №2 р

Согласно учебному плану МОУ «СОШ №2 р

Метапредметные результаты регулятивные -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и…

Метапредметные результаты регулятивные -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и…

Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать…

Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать…

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») – 1ч

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») – 1ч

Понятия: эксперимент, экспериментирование

Понятия: эксперимент, экспериментирование

Знакомство с видами проектов.

Знакомство с видами проектов.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем

Тематическое планирование 1класс №

Тематическое планирование 1класс №

Тема Кол-во часов 1

Тема Кол-во часов 1

Тематическое планирование 4 класс (34 часа) №

Тематическое планирование 4 класс (34 часа) №

Выступление на школьной НПК. 1 34

Выступление на школьной НПК. 1 34

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу"

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу"

Этот список умений далеко не полный, тем не менее он отражает самые главные черты исследователя

Этот список умений далеко не полный, тем не менее он отражает самые главные черты исследователя

Рабочая программа кружка"Я - Исследователь"

Рабочая программа кружка"Я - Исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2022