Рабочая программа курса "Мир геометрии" для 2 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа курса "Мир геометрии" для 2 класса

Оценка 4.8
Документация
docx
математика +1
2 кл
28.02.2020
Рабочая программа курса "Мир геометрии" для 2 класса
Рабочая программа курса "Мир геометрии" для 2 класса
Рабочая программа курса Мир геометрии для 2 класса.docx

Рабочая программа

«Мир геометрии»

для учащихся 2 класса

Образовательная область: внеурочная деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 2 класса  разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Мир геометрии».  Автор: О.Б. Шамсудинова, издательский дом ФЁДОРОВ, издательство «Учебная литература», 2011 год издания, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения.                        

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год  ( 1 часа в неделю). Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.   Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов. Промежуточная аттестация не проводится, данный курс усиливает предмет обязательной части.

Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи курса:

-формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

-развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

-учить изображать простые геометрические формы;

-развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;        -воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

-развивать волю, настойчивость в преодолении тру критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения К шести годам понятия о фигурах у детей носят образ общественный характер, т.е. каждое понятие ассоциирует каким-либо привычным для ребенка образом предмета мяч, коробка и т.д.). Такой образ является заместителем понятия. Суждения остаются невысказанными, подразумевающимися. Например, ребенок имеет ясные представления о квадрате, умеет его даже начертить, но он не в состоянии его отличительные свойства.

В школьном курсе математики пространственные  представления (т.е. геометрические понятия) формируются на привычных геометрических образов. Учащиеся наблюдают ни и те же формы, их всевозможное расположение, соотношение их частей и на основании этого выделяют общие геометрические признаки (форма, размер и т.д.), объединяю объекты в группы, высказывают суждения об объект группы, отождествляют их с каким-либо понятием.

 Предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.

 Основные принципы структурирования материала:

-Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.

-Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.

-Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

Содержание курса.

На втором году обучения продолжается знакомство с пространственными фигурами. Выполняются задачи на построение, составление и склеивание разверток моделей цилиндра, конуса. Изготовление моделей требует синтеза приобретенных знаний и умений, что делает их усвоение более глубоким. Изучение геометрии проводится еще в одном аспекте - знакомство с шедеврами архитектуры, архитектурными стилями, предлагаются задания на распознавание изученных геометрических форм в этих сооружениях. Развивается математическая речь, составляются описания, в которых присутствуют изученные геометрические понятия, более развернуто обсуждаются решения.

Окружность и круг. Сфера и шар.

Обобщение знаний об изученных понятиях: различные виды линий, взаимное расположение точек и линий, пространство, плоскость. Закрепление понятий «пространственная фигура», «пространственное тело». Применение латинских букв для обозначения точек, прямых, отрезков, лучей, ломаных. Введение понятий «окружность», «круг». Построение окружности. Взаимное расположение точек и окружности, точек и круга. Чтение таблиц, работа по инструкции. Конструирование из деталей игры «Волшебный круг», различные варианты построения заданных фигур. Введение определения сферы, шара. Модели сферы, шара. Сопоставление окружности, круга, сферы, шара, выявление их сходств и различий.

Радиус и диаметр.

Понятие «радиус окружности (круга)». Выделение радиуса окружности из прочих отрезков в круге. Построение окружностей заданного радиуса. Измерение радиусов данных окружностей. Ведение понятий «хорда», «диаметр». Построение хорд, диаметров окружности. Связь между радиусом, хордой, диаметром. Знакомство с числом «пи». Определение опытным путем отношения длины окружности к ее диаметру, анализ полученных результатов. Введение определений «дуга окружности», «центр дуги», «радиус дуги». Построение дуг окружностей. Моделирование из бумаги. Наблюдение за изменением фигуры. Дуги окружности как основные элементы готических храмов. Введение определений «радиус сферы (шара)», «диаметр сферы (шара)». Планеты Солнечной системы как модели шара. Диаметр Солнца, Земли.

Цилиндр, конус, шар, усеченный конус. Изображение тел на плоскости.

Знакомство с разными видами цилиндров (прямых, наклонных), конусов, усеченных конусов (прямых, наклонных, усеченных). Описание и сравнение свойств, элементов цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара. Различные способы изображения этих фигур на плоскости. Построение цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара на плоскости. Конструирование фигур сложной формы из цилиндров, конусов, кубов. Вид спереди, сверху, сбоку (слева) этих конструкций. Создание конструкций по заданным проекциям (без использования этого термина). Развертка цилиндра (конуса). Анализ разверток, выбор развертки, соответствующей данному цилиндру (конусу) из предложенных. Создание чертежей разверток.

Простейшие задачи на построение.

Задачи на построение, характеристика задач этого класса. Построение известных геометрических фигур. Анализ и обоснование алгоритма построения. Нахождение всевозможных вариантов построения, удовлетворяющих условию задачи. Описание последовательности построения.

Взаимное расположение окружностей

Различные варианты взаимного расположения окружностей (концентрические окружности, внутреннее и внешнее касание без использования этих терминов, пересекающиеся). Количество общих точек у окружностей, кругов. Наблюдение взаимного расположения окружностей, имеющих точку касания выводы из наблюдений. Построение окружностей в соответствии с заданными условиями, проверка правильности построения. Связь между радиусами двух окружностей и отрезком, соединяющим их центры. Конструирование из деталей игры «Волшебный круг». Наблюдение узоров с элемента: окружностей, используемых в архитектуре, создание свойство орнаментов. Моделирование кругов из подручного материнаблюдение за изменением фигуры, построение чертежа по полученной фигуры. Конструкции из геометрических тел с окружностями в основании, изображение вида спереди, сверху, сбоку (слева).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

-умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

 - представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

 

       Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

-анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

-различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи

.

     Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам:

-анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

-находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп:

§   устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

-выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-различать обоснованные и необоснованные суждения;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

     Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать участие в совместной работе коллектива;

-вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

-координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

-задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

-совершенствовать математическую речь;

-высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся подучит возможность научиться:

-критически относиться к своему и чужому мнению;

-уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование. (34 часа)

 

п/п

Дата

Тема

Коррекция

по плану

по  факту

1

 

 

Обзор изученных фигур.

Использование латинских букв для обозначения фигур.

 

2

 

 

Окружность и круг.

 

3

 

 

Окружность и круг.

 

4

 

 

Сфера и шар.

 

5

 

 

Сфера и шар.

 

6

 

 

Окружность и круг. Сфера и шар.

 

7

 

 

Радиус и диаметр.

 

8

 

 

Радиус и диаметр.

 

9

 

 

Цилиндр. Задачи на построение.

 

10

 

 

Цилиндр. Задачи на построение.

 

11

 

 

Конус. Решение геометрических задач.

 

12

 

 

Конус. Решение геометрических задач.

 

13

 

 

 Решение геометрических задач.

 

14

 

 

Шар. Конус. Цилиндр.

 

15

 

 

Шар. Конус. Цилиндр.

 

16

 

 

Усечённый конус. Решение геометрических фигур

 

17

 

 

Усечённый конус. Решение геометрических фигур

 

18

 

 

Задачи на построение

 

19

 

 

Задачи на построение

 

20

 

 

Задачи на построение

 

21

 

 

Задачи на построение

 

22

 

 

Взаимное расположение окружностей

 

23

 

 

Взаимное расположение окружностей

 

24

 

 

Периметр многоугольника

 

25

 

 

Периметр многоугольника

 

26

 

 

Виды треугольников

 

27

 

 

Виды треугольников

 

28

 

 

Виды треугольников

 

29

 

 

Виды треугольников

 

30

 

 

Куб. Видимые невидимые грани.

 

31

 

 

Куб. Видимые невидимые грани.

 

32

 

 

Решение задач на построение

 

33

 

 

Решение задач на построение

 

34

 

 

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа курса "Мир геометрии" для 2 класса

Рабочая программа курса "Мир геометрии" для 2 класса

Рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 2 класса

Рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 2 класса

Основные принципы структурирования материала: -Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб,…

Основные принципы структурирования материала: -Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб,…

Задачи на построение, характеристика задач этого класса

Задачи на построение, характеристика задач этого класса

Обучающийся получит возможность научиться: -строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; -выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; -строить логическое рассуждение, включающее…

Обучающийся получит возможность научиться: -строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; -выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; -строить логическое рассуждение, включающее…

Тематическое планирование. (34 часа) № п/п

Тематическое планирование. (34 часа) № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020