ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе Программы учебных пособий «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.
Общая характеристика учебного предмета
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Проектная деятельность» направленна на стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность для освоения содержания программы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной программы продиктована развитием научного исследования как одного из основных видов учебной деятельности старшего школьника.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизной данной программы является направленность курса на формирование универсальных учебных действий учащихся, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за проектные решения с учетом личной безопасности и благополучия.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа «Проектная деятельность» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования учебных навыков в процессе внеурочной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе в команде. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование социальных навыков и проектных ориентиров, в современном мире является педагогически целесообразной.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа адресована для старших школьников в возрастной категории от 15 до 17 лет. А именно, учеников 10 класса.
ОБЪЕМ И СРОКИ ПРОГРАММЫ
По учебному плану на изучение данного курса отводится 34 часа.
Программа курса рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа, за учебный год.
ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения является урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.
Технологии обучения.
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
· Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.
· Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
· Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды, формы и методы контроля
Формой оценки достижения результатов освоения программы является выполнение реферата и презентация проектного продукта.
Формы контроля: индивидуальный контроль.
Методы: устный опрос, самостоятельная, практическая работы, тестирование, оформление паспорта проекта защита проекта
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты обучения: приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
·
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
· сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
· сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
· сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
1) уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
7) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;
1. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» отражают:
1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
3) сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
4) способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
5) владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;
6) сформированность понятий проект, проектирование;
7) владение знанием этапов проектной деятельности;
8) владение методами поиска и анализа научной информации.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Проектная деятельность рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Состоит из теоретического и практического модуля.
МОДУЛЬ I. Теоретическая часть.
Раздел 1. Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. 4 часа.
Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности. Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект.
Раздел 2. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности. «От проблемы к цели». 6 часов.
Определение темы проекта. Этапы работы над проектом. Методы исследования. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование». Структура, этапы исследовательской работы, критерии оценки. Введение, основная часть научного исследования. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. Тезисы. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров).
Раздел 3. «Работа с информационными источниками» 6 часов. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
МОДУЛЬ II. Практическая часть.
Раздел 4. «Создание публикаций» 9 часов.
Раздел 5. « Представление информации» 3 часа.
Технология презентации. Создание компьютерной презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант.
Раздел 6. «Презентация продукта» 4 часа.
Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.
Раздел 7. Анализ результатов работы 2 часа.
Анализ полученных результатов. Самоанализ учащегося. Работа над составлением индивидуального перспективного плана по совершенствованию навыка проектной деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектноисследовательской деятельности.
Задачи программы:
· формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
· обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
· развивать познавательные потребности и способности, креативность,
· развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
· формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
· формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Модуль пятый «Информационный проект» –систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. Учебный модуль состоит из следующих разделов:
«От проблемы - к цели» нацелен не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.
Направление работы учителя определяется психолого-педагогическими особенностями возраста подростков и имеет целью формирование умений работать над проблемой.
«Работа с информационными источниками» предназначен не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.
«Создание публикаций» помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.
«Представление информации» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.
«Презентация продукта» развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
«Анализ результатов работы» предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
№ |
Тема |
Воспитательный компонент |
Кол-во часов |
1 |
«Введение в образовательную программу» |
Урок науки и технологий Экология и энергосбережение. #ВместеЯрче. День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. |
4 |
2 |
«От проблемы - к цели» |
Неделя безопасности. Международный день мира. День гражданской обороны Год науки и технологии Безопасное поведение в сети Интернет |
6 |
3 |
«Работа с информационными источниками» |
День памяти политических репрессий. День охраны труда. День земли. День словаря Международный день школьных библиотек. Всемирный день борьбы со СПИДом |
6 |
4 |
«Создание публикаций» |
Международный день добровольца День Героев Отечества. День Конституции РФ. День заповедников и национальных парков. День российской печати Неделя науки и технологии День детских изобретений. |
9 |
5 |
« Представление информации» |
Освобождение Варшавы. День памяти жертв Холокоста. Освобождение Ленинграда от фашистской блокады. |
3 |
6 |
«Презентация продукта» |
День российской науки. Международный день женщин и девочек в науке. День памяти вывод войск из Афганистана. Международный день родного языка. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. |
4 |
7 |
Анализ результатов работы |
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Всемирный день свободы печати.
|
3 |
Содержание учебного плана с учетом требований к подготовки
«Введение в образовательную программу»
Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды проектов;
- классификацию проектов
- особенности и структуру информационного проекта.
«От проблемы - к цели»
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.
«Дневник исследователя».Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.
Практическая работа № 1 Составление дневника исследования.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- методы анализа проблемной ситуации,
- методы постановки цели, формирования задач.
Уметь:
o формулировать цель на основании заданной проблемы;
o выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги) для достижения поставленной цели;
«Работа с информационными источниками»
Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
o виды информационных источников;
o способы обработки информации;
o виды публикаций;
Уметь:
o пользоваться различными видами информационных источников;
o искать информацию по заданному параметру;
o сопоставлять информацию из разных источников;
«Создание публикаций»
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.
Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.
Практическая работа № 2 Составление тезисов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
o виды публикаций;
o основные правила написания реферата и тезисов;
- требования к оформлению реферата;
- критерии оценивания реферата.
Уметь:
o оформлять продукт исследовательской деятельности в форме реферата;
- составлять тезисы.
« Представление информации»
Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок
Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.
Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
o нормы публичного выступления;
o методы оформления портфолио, ссылок.
Уметь:
- оформлять портфолио;
- оформлять ссылки и численные данные.
«Презентация продукта»
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ.
Практическая работа № 3 Составление вопросов к реферату.
Конференция.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- формы передачи информации;
- допустимые речевые обороты;
- методы привлечения внимания в аудитории.
Уметь:
- составлять текст к публичному выступлению;
- составлять вопросы к реферату;
- создавать статичную презентацию в качестве поддержки к выступлению
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- способы оценивания проекта.
Уметь:
o оценивать сильные и слабые стороны проекта на основании известных характеристик.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Типология проектов
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;
- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника прокта):
- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);
- по количеству участников проекта;
- по продолжительности выполнения проекта .
Рассмотрим специфику видов проектов по доминирующей деятельности участников.
Исследовательские проекты.
Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает:
· актуальность избранной темы;
· формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач;
· выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой;
· описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы;
· обозначение новых исследовательских проблем;
· внешняя оценка.
Творческие проекты.
Целью проектов данного типа является получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом.
Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата:
· сценария праздника,
· плана сочинения или статьи,
· дизайна и рублик газеты и др.
Ролевые и игровые проекты.
Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.
Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории 17 в виде публикации в СМИ. Интернет и др. такие проекты, так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, содержащей:
· актуальность проекта и его цель;
· объект изучения и предмет информационного поиска;
· перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования);
· обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы);
· результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); презентацию в виде публикации;
· обсуждение (на конференции, в сети);
· внешняя оценка.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др.могут быть разработаны следующие документы:
· программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем;
· проект закона;
· справочный материал;
· методические рекомендации;
· словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д.
Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.
По второму признаку – предметно-содержательной области, можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты. Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники. Примерами таких проектов могут быть:
ü литературнотворческие,
ü естественно-научные,
ü экологические,
ü языковые (лингвистические),
ü культуроведческие,
ü географические,
ü исторические,
ü 18 музыкальные и другие проекты.
Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы. Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов и слаженной работы многих творческих групп.
Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два-три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания:
· «Интересы и потребности современных подростков»;
· «Культура общения в школе» и др.
Классификация проектов по характеру координации подразумевает проекты двух типов.
Проекты с открытой, явной координацией. Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.
Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
ü внутриклассными,
ü внутришкольными,
ü региональными,
ü межрегиональными,
ü международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
- мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока. Такие проекты особенно эффективны на уроках иностранного языка. Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс; работа в группах, продолжительность 20 мин. (10 мин. на подготовку, по 2 мин. на презентацию каждой группы).
- краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности. Пример: проект «Элемент ΧΧ века», химия, 10 класс, работа в группах, продолжительность – 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектным группам – сбор информации по «своим» элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методы проектирования
В проектировании используются десятки методов, подробное описание которых невозможно в рамках настоящего пособия. Приведем три группы методов, описанных с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения:
ü «инверсия»,
ü «мозговая атака»,
ü «мозговая осада»,
ü «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы, как организовать проектную деятельность учащихся: совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:
- спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;
- запись «выданных» идей;
- поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
- отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
Близким по структуре к методу «мозговой атаки» является метод «мозговой осады», включающий этапы:
- предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
- фиксация идей:
ü - анализ и оценка каждой идеи;
ü - отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач.
· «наводящая задача-аналог»,
· «изменение формулировки задач»,
· «перечень недостатков»,
· «свободное выражение функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе.
Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).
Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя 21 формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности.
Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы.
Такими вопросами могут быть:
- Почему данную проблему нужно решать?
- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
- Какие средства для этого необходимы?
- Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.
Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?», применяющийся на этапе проблематизации с целью извлечения проблемы или «веера» проблем.
Приведем пример использования приема «Пять почему?» Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.
1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу от действительности.
2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают интересный досуг.
3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.
4. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебновоспитательного процесса является обученность и учебные достижения учащихся, не используют новые формы организации свободного времени учащихся.
5. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (организовать повышение квалификации, стимулировать применение инноваций в воспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.).
Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.
Третья группа методов – это творческие методы проектирования. К ним относятся:
· «аналогии»,
· «ассоциации»,
· «неологии»,
· «эвристическое комбинирование»,
· антропотехника».
Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в других областях жизнедеятельности. При использовании этого метода интерпретируется аналог первоначальной заимствованной идеи и постепенно доводится до получения проектного замысла.
Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению социальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует развитию образного и ассоциативного мышления школьников.
Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления.
Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно.
Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств проектированного объекта к удобству его использования, т.е. определении условий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта.
Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты. Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Календарно-тематическое планирование проектная деятельность
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. «Введение в образовательную программу» 4 часа |
||||
1 |
Цели, задачи и содержание курса обучения. |
1 |
|
|
2 |
Определение понятия «проект». |
1 |
|
|
3 |
Виды проектных и исследовательских работ. |
1 |
|
|
4 |
Типовая классификация проектов и предмет исследования. Аукцион тем проектов. |
1 |
|
|
Раздел 2. «От проблемы - к цели» 6 часов |
||||
5 |
Основные требования к проекту. |
1 |
|
|
6 |
Формы продуктов проектной деятельности. Актуальность исследования, противоречия и проблемы. |
1 |
|
|
7 |
Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской деятельности. |
1 |
|
|
8 |
Основные понятия: проблема, гипотеза, предмет, объект и цель исследования. |
1 |
|
|
9 |
Этапы работы над проектом: подготовительный этап и планирование. |
1 |
|
|
10 |
Этапы работы над проектом: постановка цели, определение задач. |
1 |
|
|
Раздел 3. «Работа с информационными источниками» 6 часов |
||||
11 |
Методы теоретического и эмпирического исследования, статистические методы. |
1 |
|
|
12 |
Практическое занятие: «Применение методов исследования» |
1 |
|
|
13 |
Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), |
1 |
|
|
14 |
Методы поиска информации. |
1 |
|
|
15 |
Практическое занятие: «Работа с информацией и первоисточниками». |
1 |
|
|
Раздел 4. «Создание публикаций» 9 часов |
||||
16 |
Исследование, получение и интерпретация результатов. |
1 |
|
|
17 |
Практическое занятие: Раздел «Введение» |
1 |
|
|
18 |
Сбор и систематизация материалов по проектной работе. |
1 |
|
|
19 |
Компьютерная обработка данных исследования. |
1 |
|
|
20 |
Требования к оформлению. Критерии оценивания. |
1 |
|
|
21 |
Практическое занятие: Написания тезисов информационных проектов |
1 |
|
|
22 |
Практическое занятие: Раздел «Основная часть проекта» |
1 |
|
|
23 |
Практическое занятие: Раздел «Выводы» |
1 |
|
|
24 |
Практическое занятие: Раздел «Заключение». |
1 |
|
|
Раздел 5. « Представление информации» 3 часа |
||||
25 |
Практическое занятие: Оформление портфолио проекта. |
1 |
|
|
26 |
Практическое занятие: Библиографические правила цитирования источников. |
1 |
|
|
27 |
Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных. |
1 |
|
|
Раздел 6. «Презентация продукта» 4 часа |
||||
28 |
Практическое занятие: Составление текста к публичному выступлению. |
1 |
|
|
29 |
Практическое занятие: Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». |
1 |
|
|
30 |
Практическое занятие: Вербальные и невербальные формы передачи информации. |
1 |
|
|
31 |
Практическое занятие: Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы. |
1 |
|
|
Раздел 7. Анализ результатов работы 3 часа |
||||
32 |
Практическое занятие: Представление работ. |
1 |
|
|
33 |
Практическое занятие: Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. |
1 |
|
|
34 |
Практическое занятие: «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. |
1 |
|
|
Список литературы
1. Альтшулер Г.С. Найди идею. – М., Просвещение, 1985.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980.
3. Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995.
4. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
5. Веселов П.В. Аксиомы делового письма. – М., 1993.
6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
7. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003
8. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М., 1985.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.,1996.
10. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
11. Еемерен Ф.Х., Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. – СПб., 1992.
12. Конфликт и общение. – Кишинев, 1998
13. Ефимова О.В., Морозов В.В., Угринович Н.Д. Курс компьютерных технологий с основами информатики. – М.: ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
14. Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984.
15. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.
16. Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч. – 1999. – №6. – С.90-94.
17. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании// Директор школы. – 1999. – №2. – С.71-76.
18. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
19. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Просвещение, 1981.
20. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
21. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991.
22. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.
23. Предраг М. Как проводить деловую беседу. – М., 1987.
24. Радомский В.М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие. – Самара, 1994.
25. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Гурилов Н.К. Опросы населения. – М.: Финансы и статистика, 1984.
26. Русский язык и культура общения для деловых людей/ Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: Слово, 1997.
27. Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания. – М.: Аспект Пресс, 1995.
28. Стернин И.А. Русский язык делового общения: Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995.
29. Фишер Роджер, Браун Скотт. Путь к совместному успеху: Как построить взаимоотношения в процессе переговоров. – Спб., 1997.
30. Хейне П. Экономический способ мышления. – М.: Аспект Пресс, 1994.
31. Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М., 1996.
32. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
33. Шмелькова Л.В. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. – 2002. – №4.
34. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.
35. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Электронные пособия
36. Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
37. Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
38. Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
39. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.