ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «Ритмика»
Направление: спортивно-оздоровительное
Составитель:
Алимова Наталья Валерьевна., учитель физической культуры
2019 г
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся.
Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья, развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков.
Важной задачей является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
Цель предмета: развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных
способностей, учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры
Задачи:
овладение основами музыкальной грамоты;
формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями;
воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности - силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
приобщение к здоровому образу жизни;
формирование правильной осанки;
развитие творческих способностей;
развитие темпо - ритмической памяти учащихся.
Содержание программы
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. Содержание обучения направлено на развитие координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Правильное исходное положение. Перестроение из шеренги в круг, цепочка. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами. Направления движений вперед, назад, направо, налево. Направления движений в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Наклоны и повороты туловища. Приседания с опорой и без опоры. Приседания с предметами. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой и левой рук. Одновременные движения рук и ног. Смена позиций рук. Свободное круговое движение рук. «Маятник».
Упражнения на расслабление мышц
Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Движения кистей рук в разных направлениях. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане.
4. Игры под музыку
Ритмичные движения в соответствии с характером музыки. Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Имитационные упражнения. Движения транспорта, людей. Музыкальные игры с предметами.
5. Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий. Подпрыгивание на двух ногах, прямой галоп. Элементы русской пляски. Движения парами. Танец «Пляска с притопами».
Режим и место проведения занятий.
Рабочая программа рассчитана на 34 недели – 1 час в неделю.
.
Учебно-тематический план
№ п.п. |
Раздел |
Количество часов |
Всего |
||
1 |
Упражнения на ориентирование в пространстве |
4 |
2 |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений |
2 |
3 |
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц |
2 |
4 |
Координация движений, регулируемых музыкой |
1 |
5 |
Игры под музыку |
5 |
6 |
Танцевальные упражнения |
8 |
7 |
Упражнения на ориентирование в пространстве |
3 |
8 |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения |
4 |
9 |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений |
3 |
10 |
Координация движений, регулируемых музыкой
|
2 |
|
Итого |
34 |
Тематическое планирование
№ урока |
Тема |
К-во часов |
I четверть |
||
1.Упражнения на ориентирование в пространстве |
||
1 |
Упражнения на ориентирование в пространстве. Правильное исходное положение. |
1 |
2 |
Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из шеренги в круг, цепочка. |
1 |
3 |
Упражнения на ориентирование в пространстве. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. |
1 |
4 |
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами
|
1 |
5 |
Ритмико-гимнастические упражнения. Перекрестное поднимание и опускание рук. |
1 |
6 |
Ритмико-гимнастические упражнения. Одновременные движения правой и левой рук |
1 |
7 |
Ритмико-гимнастические упражнения. Свободное круговое движение рук. |
1 |
8 |
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
|
|
II четверть |
||
9 |
Координация движений, регулируемых музыкой. Движения кистей рук в разных направлениях. |
1 |
10 |
Игры под музыку. Ритмичные движения в соответствии с характером музыки |
1 |
11 |
Игры под музыку. Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке |
1 |
12 |
Игры под музыку. Имитационные упражнения. |
1
|
13 |
Игры под музыку. Движения транспорта, людей. |
1
|
14 |
Музыкальные игры с предметами.
|
1
|
15 |
Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями |
1 |
16 |
Танцевальные упражнения. Бодрый, спокойный, топающий шаг. |
1 |
17 |
Танцевальные упражнения. Бег легкий. |
1 |
18 |
Танцевальные упражнения. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
|
1 |
19 |
Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски
|
1 |
20 |
Игры под музыку. Имитационные упражнения. |
1
|
21 |
Танцевальные упражнения. Движения парами
|
1 |
22 |
Танец «Пляска с притопами» |
1 |
23 |
Упражнения на ориентирование в пространстве. Направления движений вперед, назад, направо, налево. |
1
|
24 |
Упражнения на ориентирование в пространстве. Направления движений в круг, из круга.
|
1 |
25 |
Упражнения на ориентирование в пространстве. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. РК |
1 |
26 |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны и повороты туловища |
1 |
27 |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Приседания с опорой и без опоры |
1 |
28 |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Приседания с предметами |
1 |
29 |
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. |
1 |
30 |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. |
1 |
31 |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Смена позиций рук |
1 |
32 |
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Свободное круговое движение рук. «Маятник» |
1 |
33 |
Музыкальные инструменты. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. |
1 |
34 |
Движения под музыку. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане |
1 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:
Предметных результатов:
Минимальный уровень:
o готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
o ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
o ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
o ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
o соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
o выполнять игровые и плясовые движения;
o выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
o начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
o уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
o организованно строиться (быстро, точно);
o сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
o самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
o соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
o легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
o ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
Достижение личностных результатов:
o ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
o развитие двигательной активности;
o формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
o осознавать роль танца в жизни;
o понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
o развитие танцевальных навыков,
o развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности,
o расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
o освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
o способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
o способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
o определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
o умение ставить и формулировать проблемы;
o навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
o использование речи для регуляции своего действия;
o адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
o умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
o работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
o обращаться за помощью;
o предлагать помощь и сотрудничество;
o слушать собеседника;
o договариваться и приходить к общему решению;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o осуществлять взаимный контроль;
o адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
o
по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов
упражнений по
ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных
инструментах,
участию в различных сценических представлениях;
o по повышению уровня общей и физической культуры;
o по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников;
o по отношениям в коллективе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программно-методические материалы:
Материально-техническое обеспечение:
- технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
- музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры),
- дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.
Методическая литература:
1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
2. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
3. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
4. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
5. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. -СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003. -224с.
3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000. -112 с.
4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры. - М.: Издательство «Школьная Пресса», 2000.
6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.