Рабочая программа
«Учимся, исследуя»
для учащихся 2 класса
Образовательная область: внеурочная деятельность Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Промежуточная аттестация не проводится, данный курс усиливает предмет обязательной части.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся. В программе сочетаются творчество и развитие, эмоциональное благополучие. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности; развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи программы:
· формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
· обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; основам оформления работ.
· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
· развивать познавательные потребности и способности, креативность, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
· познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
· познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
· формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Место «Исследовательской деятельности » в учебном плане.
Программа « Я- исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ Чулымкая СОШ на исследовательскую деятельность в 3-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· моделирующая деятельность;
· поисковая деятельность;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
Проблема исследования – как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной теме, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
При работе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов исследования учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации исследовательской деятельности.
Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые исследования. Индивидуальные проекты исследования также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Учебно-тематический план
№п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
||
Всего часов |
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами. |
3 |
1 |
2 |
Оперирует понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод. Овладел понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний. Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату; умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). координирует свои усилия с усилиями других, формулирует собственное мнение и позицию; договаривается к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задает вопросы; допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
2 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
1 |
|
1 |
|
3 |
Какими могут быть исследования? |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
2 |
2 |
|
|
5 |
Планирование работы. |
2 |
|
2 |
|
6 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
3 |
1 |
2 |
|
7 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
2 |
|
2 |
|
8 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
2 |
|
2 |
|
9 |
Анализ прочитанной литературы. |
3 |
|
3 |
|
10 |
Исследование объектов. |
2 |
|
2 |
|
11 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы. |
3 |
1 |
2 |
|
14 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
3 |
|
3 |
|
15 |
Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности. |
2 |
|
2 |
|
|
Итого: |
34 |
8 |
26 |
|
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами -3ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Какими могут быть исследования? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Анализ прочитанной литературы – 3ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы – 3 ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Мини- конференция по итогам собственных исследований . Анализ исследовательской деятельности– 2ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ своей проектной деятельности.
Основным видом деятельности ребят является научно–исследовательская деятельность. Учащиеся будут работать над своим творческой работой под руководством учителя, который будет направлять, консультировать, помогать подбирать правильно материал, организовывать рефлексию и распределять роли в группах, предоставлять компьютерное обеспечение и помещение. Очень важно понимание учителем и учащимися того, какие дидактические цели преследует исследование, за которое они берутся. Учитель формулирует общую проблему работы по определённому предмету, конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся. Задача учителя – незаметно методом вспомогательных, т. е наводящих вопросов подвести участников работы к формулировке проблемы. Поэтому на этапе планирования исследования учитель – координатор, может предложить возможные варианты формулировок проектных проблем. Ему необходимо организовать поиск, желание докопаться до сути: активизировать мыслительный процесс и поддерживать познавательный интерес учащихся.
Преподаватель сам определяет, какие компетентности в первую очередь будет формировать исследовательская деятельность, всё будет зависеть от целей и задач выполняемого проекта исследования, и целей и задач, которые ставит учитель перед собой и учащимися при достижении конечного результата. Но это могут быть следующие компетентности:
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта;
•организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Учиться :
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
Уметь:
• включаться в исследование;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
После того, как определён основополагающий вопрос и проблемные вопросы, необходимо дать работе творческое название, внести элементы оригинальности, определить, какие будут конкретные темы самостоятельных исследований учащихся.
Очень важно заранее определить, в каком виде будут оформляться результаты учебного исследования и сколько, приблизительно, нужно времени на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. А так же выясняется, необходимое техническое обеспечение и так будет оцениваться деятельность учащихся. Какие критерии и инструменты оценивания будут использованы? Где будет представлен результат исследования?
Деятельность может осуществляться, как в профильной смешанной группе, так и в группе ребят одного возраста.
Наблюдения за процессом учебной исследовательской деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения работы, производят необходимые расчёты.
Именно в исследовательском обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения.
Выполняя творческие работы, учащиеся самостоятельно принимают решения, учатся брать на себя ответственность за их реализацию.
Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи и промахи.
Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.
Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в коллективном обсуждении различных точек зрения.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Тематическое планирование
№п/п |
Кол – во часов |
Название темы |
Дата |
Примечание |
|||
План |
Факт |
||||||
1 |
3 |
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами. |
|
|
|
||
2 |
1 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
|
|
|
||
3 |
2 |
Какими могут быть исследования? |
|
|
|
||
4 |
2 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
|
|
|
||
5 |
2 |
Планирование работы. |
|
|
|
||
6 |
3 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
|
|
|
||
7 |
2 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
|
|
|
||
8 |
2 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
|
|
|
||
9 |
3 |
Анализ прочитанной литературы. |
|
|
|
||
10 |
2 |
Исследование объектов. |
|
|
|
||
11 |
2 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
|
|
|
||
12 |
2 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
|
|
|
||
13 |
3 |
Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы. |
|
|
|
||
14 |
3 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
|
|
|
||
15 |
2 |
Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности. |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.