Программа курса внеурочной деятельности «Брянский край» адресована учащимся уровня начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Брянска 2 класса и составлена на основе:
-приказа Министерства образования и науки РФ от31.12.2015 г. №1576 "О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г.№373;
-методических рекомендаций по преподаванию предметов регионального курса «Брянский край» №2552-04-О от 11 мая 2012 года и учебника Н.Е.Пряниковой и Шик Н.В. (Серия «Родной край», пособие «Природа родного края», Брянск «Курсив»2012), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.
Учебник - Н.Е.Пряникова и Шик Н.В. (Серия «Родной край», пособие «Природа родного края», Брянск «Курсив» 2012г.)
Количество часов в неделю - 1 час.
Количество часов за год - 34
Количество контрольных работ - 0
Количество практических работ – 0
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения предмета являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;
· какую пользу приносят представители животного мира;
· некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
· планета Земля - наш большой дом;
· Солнце - источник жизни на Земле;
· неживое и живое в природе Брянской области;
· основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
· влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
· самоценность любого организма;
· значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
· значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
· многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
· основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
· организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
· человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
· условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
· различия съедобных и несъедобных грибов;
· позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
· способы сохранения окружающей природы Брянской области;
· что такое наблюдение и опыт;
· экология - наука об общем доме;
· экологически сообразные правила поведения в природе.
Умения:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
· выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
· применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
· ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
· составлять экологические модели, трофические цепи;
· доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
· заботиться о здоровом образе жизни;
· заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
· предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
· осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
· наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
· оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
· ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. В гостях у осени (9ч)
В гостях у осени. Краски осени. В царстве растений. Осенние прогулки по брянскому лесу.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Для самых любознательных. Соображалки. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. В царстве рыб. Народные приметы осени.
Происхождение названий месяцев
Раздел 2. В гости к зиме (9ч)
В гости к Зиме. Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Для самых любознательных. Новый год. Зимние слова. Февраль в народном календаре. Жизнь животных зимой. Для самых любознательных. Белая книга. Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Как относятся к деревьям разных народов
Раздел 3. В гости к весне (9ч)
В гости к Весне. К истокам слова. Растения весной. Первоцветы Брянского края. Береза — символ России. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Верные друзья. Звери весной. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые
Раздел 4. В гостях у лета (7ч)
В гостях у Лета. К истокам слова. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты.
Тематическое планирование во 2 б классе
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Основные виды деятельности обучащихся |
|
по плану |
факти чески |
|||
Раздел 1. В гостях у осени (9ч)
|
||||
1 |
03.09 |
|
В гостях у осени. Краски осени |
Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос |
2 |
10.09 |
|
В царстве растений |
Представлять публично результаты своей деятельности, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей. Решение проблемы. Фронтальный опрос |
3 |
17.09 |
|
Осенние прогулки по брянскому лесу |
Осуществлять поиск информации из различных источников, делать выводы и аргументировать их фактами, решать проблемные задачи. Выступление с сообщением |
4 |
24.09 |
|
Загадки. Пословицы, поговорки об осени |
|
5 |
01.10 |
|
Для самых любознательных. Соображалки |
|
6 |
08.10 |
|
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме |
Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос |
7 |
15.10 |
|
В царстве рыб |
|
8 |
22.10 |
|
Народные приметы осени |
|
9 |
29.10 |
|
Происхождение названий месяцев |
Уметь сопоставлять знакомые факты, рассуждать и делать выводы Фронтальный опрос
|
Раздел 2. В гости к зиме (9ч)
|
||||
10 |
12.11 |
|
В гости к Зиме. Зимние месяцы |
Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос |
11 |
19.11 |
|
Народный зимний календарь |
Уметь составлять народный зимний календарь, использовать элементы природы. Выступление с сообщением
|
12 |
26.11 |
|
Для самых любознательных. Белая книга |
Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос |
13 |
03.12 |
|
Зимние слова. Февраль в народном календаре |
|
14 |
10.12 |
|
Жизнь животных зимой |
Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения. Кроссворд |
15 |
17.12 |
|
Для самых любознательных. Белая книга |
Уметь работать с текстом учебника аргументировать свою точку зрения. Фронтальный опрос. Промежуточный контроль |
16 |
24.12 |
|
Растения зимой |
Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос |
17 |
14.01 |
|
Зимние мотивы — стихи, песни, забавы |
|
18 |
21.01 |
|
Как относятся к деревьям разных народов |
|
Раздел 3. В гости к весне (9ч)
|
||||
19 |
28.01 |
|
В гости к Весне. К истокам слова |
Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос |
20 |
04.02 |
|
Растения весной |
|
21 |
11.02 |
|
Первоцветы Брянского края |
|
22 |
18.02 |
|
Береза — символ России |
Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения. Кроссворд |
23 |
25.02 |
|
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! |
|
24 |
03.03 |
|
Верные друзья |
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение |
25 |
10.03 |
|
Звери весной |
Уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Фронтальный опрос
|
26 |
17.03 |
|
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки |
|
27 |
07.04 |
|
Первые насекомые |
|
Раздел 4. В гостях у лета (7ч)
|
||||
28 |
14.04 |
|
В гостях у Лета. К истокам слова |
Уметь рассуждать на предложенную тему, аргументировать, предлагать. Итоговый контроль |
29 |
21.04 |
|
Признаки хорошей погоды. Ненастья |
Устный опрос. Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты |
30 |
28.04 |
|
Как образуется дождь? |
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение |
31 |
05.05 |
|
Почему бывают грозы? |
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение |
32 |
12.05 |
|
Отчего бывает радуга? |
Уметь рассуждать на предложенную тему, аргументировать, предлагать |
33 |
19.05 |
|
В лес по ягоды пойдем |
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение |
34 |
|
|
Охраняемые природные территории и объекты |
Уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно работать с дополнительной литературой |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.