Тема «Новые явления в экономике» 7 класс
Цели:
Форма урока: комбинированный урок , групповая работа ;
Оборудование: карта “Русское государство в XVII в.”, карточки с заданиями для групповой работы, документы.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Мозговая физминутка
Вспомните из курса новой истории: ступени развития обществ, феодализм, капитализм
Работаем по группам, каждый должен получить оценку.
2. Повторение и обобщение ранее изученного : А. Перед вами на слайде исторические деятели, какое событие объединяет всех этих людей? Б. Давайте вспомним , что такое смута, какой период истории нашего гос-ва, она охватывает. В. С какого события смута началась, каким событием завершилась? Г. С имени, какого исторического деятеля началась смута, с чьим именем связано ее окончание?
На прошлом уроке мы изучали тему «Окончание смуты». Каждой группе предлагаю выполнить индивидуальные задания. Каждый должен выбрать уровень сложности для себя.
* Задание 1. Соберите термины из частей (напиши цифру начала и окончания термина)
Соотнеси термин с их с определениями ( К цифре подпишу букву):
1.СМУ 1. ВОЙНА
2.СЕМИ 2. ТА
3. ОПОЛ 3. ВЕНЦИЯ
4. ГРАЖДАНСКАЯ 4. БОЯРЩИНА
5. ИНТЕР 5. АРХ
6.ПАТРИ 6. ЧЕНИЯ
А) глава православной церкви;
Б) вооруженная форма классовой борьбы между классами и социальными группами внутри страны;
В) насильственное вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства;
Г) период времени в истории России, характеризующийся слабостью государственной, неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией, великой разрухой;
Д) Боярская дума из семи бояр, во главе с Ф. И. Мстиславским, захватившая власть после низложения В. Шуйского;
Е) военные формирования, создавшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев общества.
ОТВЕТЫ: 1 - 2, 2 - 4, 3 - 6, 4 – 1, 5 – 3, 6 -5
1 - Г, 2 – Д, 3 – Е, 4 – Б, 5 – В, 6 – А
** Задание 2. Восстановите последовательность событий:
А) создание Первого
ополчения;
Б) поражение восстания под предводительством И. Болотникова.
В) Смерть Федора Ивановича;
Г) взятие польскими войсками Смоленска;
Д) начало царствования Лжедмитрия I;
Е) правление В. Шуйского
ОТВЕТЫ: В, Д, Е, Б, Г, А,
** Задание 3 Восстановите последовательность правлений:
А)
Василий Шуйский
Б) «Семибоярщина»
В) Борис Годунов;
Г) Лжедмитрий I;
Д) Фёдор Иванович;
Е) Михаил Романов.
ОТВЕТЫ: Д, В, Г, А, Б, Е
*** Задание 4.
Выпишете в 1 строку - причины Смуты, во 2 строку - последствия Смуты:
А) опричнина Ивана Грозного;
Б) временное усиление роли сословно- представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора;
В) экономическая разруха в стране и обнищание народа;
Г) боярские опалы, голод, мор;
Д) представление о том, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а невыборному;
Е) ухудшение международного положения России и потеря ряда территорий;
Ж) воцарение новой царской династии Романовых;
З) стремление различных социальных групп общества улучшить свое сословное положение.
ОТВЕТЫ: А, Г, Д, З
Б, В, Е, Ж,
**** Задание 5.
I. Выберите правильный ответ:
А) запрещал свободный переход от одного хозяина к другому;
Б) устанавливал пятилетний срок сыска;
В) восстанавливал Юрьев день.
А) надеждой народа на доброго и справедливого царя;
Б) поддержкой польской армии;
В) Признанием его иностранными государствами;
Г) поддержкой всего боярства и дворянства.
А) сына польского короля - Владислава;
Б) польского короля Сигизмунда;
В) Лжедмитрия II
Г) Дмитрия Шуйского.
А) крестьянского восстания;
Б) обороны Смоленска;
В) Ополчения, освободившего Москву от интервентов;
Г) заговора бояр против Лжедмитрия I.
А)
Дания, Норвегия;
Б) Речь Посполитая, Швеция;
В) Англия, Швеция;
Г) Турция, Крымское ханство.
6 Смутным временем в России называют:
А) конец XVI века
Б) конец XVI – начало XVII веков
В) начало XVI века
Г) первую половину XVII века
7 характерной чертой смутного времени является:
А) широкое распространение самозванчества;
Б) создание регулярной армии;
В) революционные настроения;
Г) приглашение на русский престол иностранцев.
8.В период смутного времени «Тушинским вором» называли:
А) Ивана Холопко;
Б) Лжедмитрия II
В) Ивана Болотникова;
Г) Прокопия Ляпунова.
.9.Центр освободительного движения, где стало формироваться Второе ополчение:
А)
Рязань;
Б) Владимир;
В) Москва;
Г) Нижний Новгород
10.Просил у Сигизмунда поставить на русский трон Владислава:
А. Шуйский
Б. Лжедмитрий-2
В. Иов
Г. Филарет
ОТВЕТЫ: А,А,А,В, Б, Б, А,Б, Г, Г
3. Основное содержание урока:
Итак, какой была Россия после Смутного времени? На какой ступени развития находилась?
Сегодня мы начнем знакомиться с Россией при первых Романовых
-Запись темы урока. Тема «Новые явления в экономике» Слайды
Цель урока, задание на урок
Работа с документом:
“…нужно было умножить доходы государства. Главным источником доходов должна быть промышленность, торговля; и вот уже при первом государе новой династии видим вывоз из-за границы ремесленников, людей, способных завести разные промыслы. Правительство требует от них, чтобы они выучили и русских своим мастерствам, утвердили их в России. Так, при Михаиле Федоровиче видим, что правительство дает 10, 15 20- летние привилегии тем из иностранцев, которые захотят завести в России фабрики и заводы; при Михаиле Федоровиче были заведены кожевенные, стеклянные, железные заводы. Около Астрахани и на Тереке заведено виноделие и шелководство”. С. М. Соловьев
Вопросы к документу:
1Накакой ступени развития находится Россия.
2 Основная задача царя
3Что для этого делается?
Работа в группах с материалом учебника. ( 5-7 минут)
Задание Какие новые явления в экономике стали проявляться? Группа 1.Прочитать §4 п. 2 «Сельское хозяйство». 1.Выписать основные мероприятия по возрождению с/х . 2. Что такое специализация районов. 3.Чем должны были заниматься церкви, монастыри, бояре .Изобразить в виде схемы особенности развития сельского хозяйства в России в XYII в.Найти на карте стр. 39 крупные сельскохозяйственные районы, определить их специализацию и показать их на карте у доски .
Группа 2.Прочитать §4 п. 3 « Ремесло». 1Чем было ограничено развитие ремесла? 2 Каким становится ремесло в XVII? 3 Особенность развития ремесла? 4. Что впервые начинает применяться на мануфактурах? Найти на карте стр. 39 центры ремесленного производства и районы ремесленной специализации и показать их на карте у доскиСоставить схему, развитие ремесла.
Группа 3.
Прочитать §4 п.4 «Мануфактура».
1.Какие предприятия нового типа появились в России?
2. На чем они основывались?
3. Первая мануфактура?
4.Какие мануфактуры появились в 17 веке?
5. Что использовалось на этих мануфактурах.
6 Кого обеспечивали своей продукцией данные мануфактуры?
7. Центры мануфактур, сколько мануфактур возникло?
8 Фамилия владельцев мануфактур
Изобразить в виде схемы особенности развития мануфактурной промышленности в России в XYII в.
Найти на карте стр. 39 важнейшие мануфактуры России в XYII в. и показать их на карте у доски
Группа 4.
Прочитать §4 п.5 «Торговля».
Изобразить в виде схемы особенности развития торговли в России в XYII в.
Найти на карте стр. 39 главнейшие ярмарки и важнейшие торговые пути в России в XYII в. и показать их на карте у доски
Отчет групп по опорным схемам, запись их в тетрадь. Каждая группа говорит, что нового появилось в экономике России.
Общий вывод: по заданию на урок- Слайд
Ребята, а если вспомнить этапы развития общество, что мы можем сказать о России в годы правления М. Романова.
Работа с документом Прочитайте документ:
Из Новоторгового Устава 1667 г.
На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города с товарами своими и с деньгами не ездить, и приказчиков не посылать…
А если какие иноземцы захотят товары из города (Архангельска) возить в Москву и иные города, им платить… пошлин по гривне с рубля золотыми потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят…
Вопросы: 1.Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667г.? 2.С какой целью было необходимо принять такие меры? 3.Как вы думаете можно ли нашему правительству взять что-то полезное, для того чтобы изменить экономическое положение нашей страны сейчас?
Для закрепления изученного материала предлагаю поработать по таблице:
Хроника становления российской промышленности при Михаиле Федоровиче
Даты |
События |
1615г. |
Создание русскими оружейниками первой пушки с винтовой нарезкой ствола |
1630г. |
Устройство первого в Зауралье (около Ирбита) железного завода |
1632г. |
Жалованная грамота голландскому купцу А. Виниусу на постройку железоделательных заводов под Тулой |
1633г. |
Открытие медных месторождений в верховьях Камы и устройство первого медеплавильного завода |
1634г. |
Разрешение иностранцу Коэтсу устройства стекольного завода |
1644г. |
Жалованная грамота П. Марселиусу и Ф. Акеме на постройку железоделательных заводов на реках Ваге, Шексне, Костроме |
Вопросы:
1. Свидетельствовали ли новые явления в экономике страны о развитии капитализма в России?
2. Развитию, какой отрасли промышленности уделяется особое внимание в годы правления Михаила Федоровича?
3. Почему? Подумайте, какие выводы можно сделать, глядя на эту таблицу.
4. Рефлексия:
Подведение итогов, оценка работы учащихся.
5. Домашнее задание: Прочитать §4 , новые слова, даты, документы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.