Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Оценка 4.6

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Оценка 4.6
doc
12.05.2023
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе.doc

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе

с детьми, имеющими нарушения речи

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

 Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными или наоборот агрессивными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах. Поэтому в  работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-, сказко-, смехо-, изо, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и опыт, события и законы окружающего мира.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется во многих дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе

 

Как именно проводятся занятия, что используется, и как выглядит песочница?

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный. Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка). В дополнение для занятий по развитию мелкой моторики потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Перед началом работы с песком необходимо убедиться, что у ребенка нет  аллергии и астмы на пыль и мелкие частицы, нет кожные заболеваний и порезов на руках.

 Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких играх по развитию речи, используемых в песочной терапии.

Песочные игры по речевому развитию.

В начале каждого занятия предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице:

ü  Нельзя брать песок в рот.

ü  Нельзя кидаться песком.

ü  Песок не должен высыпаться из песочницы.

ü  Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.

ü  После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место.

 

Артикуляционные упражнения.

«Зарядка для языка» - выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. (Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

Автоматизация звуков.

 «Звуки на песке» Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке (Р: круги, спиральки на песке, С: насыпать горочку из песка, Ш: дорожка для змейки) или писать автоматизируемый звук.

«Предметы» - логопед рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, шапка – на «Ш», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «ш» — в начале, в середине, в конце.

 «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

         «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки. Например: Ра-ро-ру

«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

 «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.

Коррекция лексико-грамматических категорий

«Строители»  - логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей или поход в гости  (учить правильно употреблять в речи грамматические категории: -предлоги от, к, над, между, в, из-за, у, перед; -приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили; -наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко).

Связная речь

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Во саду ли, в огороде» - по взмаху волшебной палочки одна половина песочницы превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.

 «Мой мир» - в этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.

«Пряталки», «Мой город» и др.

 

Использование песочной терапии в работе с детьми дает положительные результаты:

- ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, снимается напряжение и купируются страхи;

- песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов и творческих способностей детей, мышления, моторики и, как следствие,  речи;

- вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).

Применение в работе  логопеда нетрадиционных методов, и в частности песочной терапии, в контексте с традиционными, помогает добиваться максимально возможных результатов в преодолении речевых недостатков и совершенствовании навыков речевого развития.


Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи

Перед началом работы с песком необходимо убедиться, что у ребенка нет аллергии и астмы на пыль и мелкие частицы, нет кожные заболеваний и порезов на…

Перед началом работы с песком необходимо убедиться, что у ребенка нет аллергии и астмы на пыль и мелкие частицы, нет кожные заболеваний и порезов на…

Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками

Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками

Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида)

Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023