Белова Елена Викторовна – воспитатель,
МДОБУ детский сад № 24 МО Кореновский район, г. Кореновск.
ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Малыши, только переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его развитие.
Обстановка, в которой растёт ребёнок — оформление помещений, мебель, игрушки — оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в детском саду, поэтому обстановку в группе лучше сделать располагающей, почти домашней, дети быстро осваиваются в ней и свободно выражают свои эмоции. Снижается напряжение, зажатость, излишние тревоги. Перед ребенком открываются возможности выбора занятий, материалов, пространства. Обеспечить, хороший уровень развития детей можно имея, даже, скромные материальные возможности. Все зависит от профессионализма и творческого потенциала педагога.
В нашем детском саду групповые комнаты разделены на хорошо разграниченные центры детской активности и оснащены разнообразным материалом. Он классифицирован, сгруппирован и находится в соответствующих центрах по тематике недели, соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, подписан большими печатными буквами, в младших группах пиктограммами. Материал подбирается разного уровня сложности, что бы работа с ним не была слишком легкой, но и не вызывала у детей серьезных затруднений. Его достаточно для всех желающих им воспользоваться. Это способствует упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого.
В помещении всегда есть место для размещения различных плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и другого материала, так называемые «групповые стенды».
Создавая такие стенды как: «Паровозик из Ромашково», где дети размещают свои фотографии, свои имена, мы создаем условия, обеспечивающие уважение к личности каждого ребенка, развиваем его уверенность в себе, позволяем чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. Являясь активным субъектом образовательного процесса в детском саду, ребенок сам планирует ту деятельность, которая для него является самой интересной, в этом ему помогает стенд с плакатом «Мы планируем», который побуждает детей придумывать самим, чем можно заняться по данной тематике в течение недели и активно привлекает к этому родителей. На стенде размещены три тематические папки - «что мы знаем», «что хотим узнать» и «что мы узнали» предназначенные для обсуждения представленных материалов, получения информации, для размышления и, как следствие, развивают у детей речь, мышление, познавательный интерес. Материалы на стенде подписаны крупными печатными буквами, так мы знакомим детей с печатным текстом, стимулируем интерес к чтению. Помогаем им понять, что благодаря надписям люди могут больше узнать о представленных картинках и фотографиях. Материалы на стендах ежемесячно обновляются, так как элемент новизны хорошо стимулирует познавательный интерес. Стенд «Мы гордимся» используется для демонстрации личных достижений ребенка в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, выставках и олимпиадах.
Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе.
Изготовленные нами многофункциональные ширмы-пособия легко переносимы, могут находиться в любом месте группы, и используются не только для сюжетной игры, но и одновременно развивают мелкую моторику рук и познавательный интерес ребенка. В почтовый ящик дети складывают мелкие посылки, открытки и письма, собранные и написанные самостоятельно. На окошке расставляют понравившиеся цветы, сделанные своими руками. С боку ширмы «растет» дерево с сезонными изменениями, где у детей есть возможность сменить листву, плоды, прикрепить птиц, насекомых и многое другое. Кармашки имеются и с внутренней стороны ширмы: с прищепками, бусами, лентами и другим подручным материалом. С помощью ширм дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения и организовывать свою зону по своему замыслу. С помощью таких многофункциональных ширм дети организуют для себя уголки уединения или уголок отдыха, чувствуя себя в нем уютно и комфортно.
Большинство дошкольников по своей натуре подвижные и активные дети. Выплеснуть избыток энергии им помогает спортивный центр. В нем находится спортивный инвентарь как фабричного производства - скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи, так и подготовленный воспитателем совместно с родителями – цветные флажки, ленты, платочки и мешочки, набитые песком. Важно предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия «Дорожка Здоровья», улучшению осанки «Чудо массажор», развитию глазомера – панно «От - мала, до – велика!». Помимо всего этого в нем имеется картотека подвижных игр, загадок, карточки-пинтограммы и наглядные пособия по видам спорта.
Одним из любимых детских центров является – театральный. Детей привлекает разнообразие театров: колпачок, теневой, прищепки, фартуки, ложки, пальчиковый и другие. Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок и стихотворений, рассказов и басен, придумывают сценки из своего жизненного опыта, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных персонажах. В младших группах театральные центры разграничиваются легкими переносными ширмами, а в старших группах оборудованы мини сцены с подиумом, прозрачными занавесями и сменными декорациями на заднем плане стены. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Театр и музыка едины, поэтому их можно объединить.
Оформление этих центров должно быть привлекательным для детей и доступным для самостоятельной деятельности. Кроме музыкальных инструментов, в нем размещаются аудио и видео средства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов, нотный стан или нотные тетради для самостоятельной деятельности детей.
Рядом расположен «Уголок настроения» - специально организованный уголок, где помещаются пиктограммы, картинки, отображающие эмоциональное состояние ребенка. Дети учатся определять своё настроение, соотносить свои ощущения с картинкой, регулировать его, легко меняя слёзы на смех. С помощью этого уголка можно проводить с детьми рефлексию, какое настроение вызвало у тебя проведенная образовательная деятельность, мероприятие, оценить на «вечернем круге», как прошел день в целом и многое другое.
Не остались без внимания и мальчики. Уголок по ПДД оснащен машинками, светофором, улицами с деревьями и домами, проезжей частью и пешеходным переходом. В старших группах имеется стол-макет микрорайона детского сада со спортивным комплексом, ледовым дворцом, семейным магнитом и детской игровой площадкой (оборудование детской площадки дети придумывают сами, используя лего-конструктор). В настоящее время в нашем микрорайоне строится бассейн. Из малого конструктора дети сами на столе-макете моделируют этот бассейн и планируют, что можно еще построить недалеко от нашего детского сада. Рядом находится центр конструирования, что очень удобно.
Наш «Подиум успеха» помогает детям рассказывать о своих наиболее ярких достижениях. Ни один ребенок не остается без внимания и занимает место «звездочки». Вместе с детьми делаем плакат с фотографиями, тогда им проще рассказывать о своих достижениях. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я – концепции», развитие самосознания и самооценки.
Традицией во многих группах стало расцветание «Цветика семицветика – твори добро», на лепестках которого мы записываем, какие полезные дела мы сделали по тематике недели. Пять дней в группе и два, что дети доброго и полезного сделали дома. Многие приносят фотографии, другие сочиняют сказку или оформляют книжку-малышку «Мои добрые дела дома», «Выходной с пользой». Так у детей развивается стремление помогать окружающим, совершать добрые поступки и одновременно заниматься творчеством и развитием речи.
В центрах «Умелые ручки», «Творцы прекрасного», «Город мастеров», каждый ребенок находит себе занятие по интересам, становится мастером своего дела, исследователем и творцом. Такие центры помогают раскрыть интересы, увлечения и возможности каждого ребенка. В младших группах воспитатель вместе с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте дети могут это сделать самостоятельно. Для этого в центрах имеются мини-стенды для демонстрации детских работ. Важно, чтобы все материалы были ярко, красочно и привлекательно оформлены и аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своем творчестве. В старших группах столы расставляем так, чтобы дети имели возможность заниматься творчеством коллективно, подгруппами. Центр оснащен образцами для рисования, лепки и схемами для изготовления поделок, что помогает развивать творческие способности детей.
Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком дома: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, что бы никто не мешал рассматривать их, любоваться и фантазировать. Для такого случая в группах имеются «уголки уединения».
Постичь новое и неизведанное нашим детям помогают «Сундучки сокровищ». Это наборы волшебных, разноцветных, фантастических, великолепных, сверкающих, манящих волшебных камешков и кристаллов. Такие сундучки содержат насыщенный, многофункциональный, многоплановый игровой материал. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон. Начинаем использовать их в раннем возрасте (под наблюдением взрослого), а заканчиваем в подготовительной группе, где дети уже самостоятельно экспериментируют, используют их в самостоятельной деятельности. Чудесным образом сенсорика, творчество, логика и мышление, переплетаются с математикой, познанием и развитием речи. Очень важно в работе с детьми использовать такие материалы, которые имеют эстетичный внешний вид, привлекательны детям, такие материалы, с которыми невозможно не играть. Ведь игра для ребенка - это жизнь.
Интересным для детей является детско-взрослое коллекционирование, доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Помимо создания коллекций дети совместно с родителями оформляют и представляют мини – музеи по тематике недели. В него входят предметы сделанные руками родителей и детей.
Любимым познавательным материалом для детей являются «Лэпбуки», в которых имеются кармашки, книжки – раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме. Все это развивает мелкую моторику рук ребенка и повышает его любознательность и интерес. Собранный материал, направлен на развитие познавательного потенциала в рамках заданной темы, развивает творческие способности и коммуникативные навыки каждого ребенка.
«Наши рекорды», эту книгу очень любят перелистывать дети. В неё вносим новые рекорды и достижения детей (самый длинный…, лучший…, меткий, добрый, выше всех и т.д.).
В нашем детском саду центры активности созданы не только для детей, но и для родителей: на лестничных маршах созданы мини-библиотеки, экологические и патриотические стенды-тренажоры с магнитным дидактическим материалом, благодаря которым можно узнать много нового и интересного, а также проверить свои знания.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
· Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
· Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
· Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
· Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
· Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Организованная таким образом деятельность педагога стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, подчёркивает и развивает их индивидуальность, помогает эмоционально окрашивать жизнь ребёнка, сохраняет самоценность и уникальность дошкольного детства.
Список используемой литературы:
1. Инновационная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевай – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.