Участие России в антифранцузских коалициях
Цель:
-) показывать международное положение России в начале века;
-) определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны;
-) оценить её результативность.
План:
1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции.
2. Россия на Кавказе.
3. Россия в войнах 1806—1807 гг.
4. Тильзитский мир и его последствия.
5. Война со Швецией 1808—1809 гг.
6. Русско-турецкая война 1806—1812 гг.
7. Война с Ираном 1804—1813 гг.
8. Разрыв франко-русского союза.
Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм.
Основные даты: 1801 г.— добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г.— формирование третьей анти-французской коалиции; 1806 г.—формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг.— война с Ираном; 1806—1812 гг.—война с Турцией; 1807 г.—Тильзитский мир; 1808—1809 гг.—война со Швецией.
Персоналии: М. И. Кутузов; Д. Н. Сенявин; великая княгиня Екатерина Павловна; М. Б. Барклай де Толли; П, И. Багратион; П. С. Котляревский; И< В. Гудович.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина А Г. История России. XIX век.— М„ 2000; Данилов А. А., Косулина А Г Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Компьютер; раздаточный материал; карта России XIX в.
Методы: работа с планом-конспектом, сообщение учащегося в форме
опережающего задания, работа по карте, учебнику, рабочей тетради,
использование ИКТ в форме презентации.
Ход урока:
1. Постановка цели и проблемы урока: в чем состояла специфика международного положения России в начале века?
2. Предложить вспомнить материал 7 класса об участии России во второй антифранцузской коалиции и ответить на вопросы: Чем можно объяснить участие России в борьбе с революционной Францией? Чем была вызвана перемена в этой позиции в конце царствования Павла I?
3. Запишем план-конспект.
(При рассказе целесообразно особо остановиться на причинах, содержании и последствиях заключения Тильзитского мира России с Францией. Для этого можно использовать довольно яркую характеристику обстановки во время переговоров, которая приведена в воспоминаниях их участника Д. В. Давыдова — будущего героя Отечественной войны)
«Я не спускал глаз с государя. Мне казалось, что он прикрывал искусственным спокойствием и даже иногда веселостию духа чувства, его обуревавшие и невольно высказывавшиеся в ангельском его взгляде и на открытом, высоком челе его. И как могло быть иначе? Дело шло о свидании с величайшим полководцем, политиком, законодателем и администратором, пылавшим лучами ослепительного ореола дивной, почти баснословной жизни, с завоевателем, в течение двух только лет, всей Европы, два раза поразившим нашу армию и стоявшим на границе России. Дело шло о свидании с человеком, обладавшим увлекательнейшим даром искушения и вместе с тем одаренным необыкновенной проницательностью в глубину характеров, чувств и мыслей своих противников. Дело шло не об одном свидании с ним, а, посредством этого свидания, об очаровании очарователя, об искушении искусителя, о введении в заблуждение светлого и положительного гениального его разума» (Давыдов Д. В. Соч.—М., 1962.—С. 244—245).
Прокомментируйте такое положение вещей во время переговоров. Вспомните, как отзывался о Наполеоне А.В.Суворов. Поставьте себя на место Александра I.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 .Сообщение. Иван Васильевич Гудович, Великая княгиня Екатерина Павловна,
Д. Н. Сенявин.
|
5. Вопросы на закрепление:
· Почему войны против Франции носили коалиционный характер?
· В чем вы видите положительные и отрицательные последствий Тильзитского мира 1807 г.?
· Как изменилось отношение к России ее бывших союзников по антифранцузским коалициям после Заключения Тильзитского соглашения?
· Какие статьи Тильзитского мира были особенно тяжелы для России? Почему?
· Почему русскому дворянству и купечеству была невыгодна континентальная блокада?
· Чем можно объяснить обострение отношений России с Ираном и Турцией в начале XIX в.?
· Почему Россия начала войну против Швеции, являвшейся ее союзником по антифранцузской коалиции?
· Чем вы можете объяснить причины разрыва франко-русского союза?
· Приведите примеры нарушения Наполеоном и Александром Тильзитского соглашения.
6. Какую бы оценку поставил каждый себе за эти ответы?
7. Запишите Д/З: § 2, задания рабочей тетради стр. 5 - 7, опережающее задание:
Герои – партизаны Отечественной войны.
Ведущим учителем на следующий урок будет…
8. Если останется время просмотреть презентацию Участие России в антифранцузских коалициях или повторение материала 7 класса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.