Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда»
социального напроавления
Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», которая может подготовить выпускников, способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением. Следовательно, необходимо формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
Идея данного курса внеурочной деятельности – формирование экологической грамотности учащихся через знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке; через поиск путей решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Но, поскольку, экология в 6 классе изучается первый год, а химия ещё, вообще, не является учебным предметом, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, поскольку она предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.
Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.
Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них и продемонстрировать связь с другими науками, в частности, с экологией.
В отличие от других подобных курсов, курс «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление. Акцент произведён на связь предметов химии и экологии с окружающей повседневной действительностью.
Рабочая программа курса разработана на основе следующих нормативных документов:
· Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
· Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
· Фундаментального ядра содержания общего образования;
· Основной образовательной программы ОУ.
Цели изучения курса :
· формирование естественнонаучного мировоззрения школьников
· реализация деятельностного подхода
· формирование основ экологической грамотности через освоение простейших химических понятий.
Задачи курса:
· познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)
· формировать представления о качественной стороне химической реакции; описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)
· научить выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции
· овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности
· развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу
· сформировать экологические понятия
· сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях
· сформировать навыки поиска, обработки и представление информации
· прививать любовь к природе, родному краю, Родине
· сформировать умение критически мыслить.
Формы проведения занятий:
-эксперимент,
-защита проекта,
-беседа,
-соревнование,
-активные и пассивные (настольные) химические и экологические игры,
- агитбригада,
- круглый стол,
- экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, выпуск буклетов, творческий отчёт, собеседование.
Занятие внеурочной деятельности проводятся в 6 классе, рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Принципы реализации программы:
1. Научность;
2. Доступность;
3. Целесообразность.
Планируемые результаты обучения
Личностные
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные:
1.В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: «тело», «вещество», «признаки химических реакций», «индикаторы»
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал, химическую и экологическую информацию, полученную из других источников
2.В ценностно – ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием и переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент, экологические наблюдения
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием, грамотно обращаться с химическими вещестами в быту, рационально утилизировать мусор, прогнозировать воздействие различных факторов на окружающую среду, соблюдать правила поведения в природе
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Обращение с устройствами.
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе, через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами.
Создание, восприятие и использование.
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие.
• выступать с аудио-видеоподдержкой.
Поиск и организация хранения информации.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы;
• выбирать и использовать методы, ревалентные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
• объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
• выделять главную и избыточную информацию.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения.
Работа с текстом: оценка информации.
• связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
· персональный компьютер;
· интерактивная доска;
· мультимедийный проектор;
· колонки;
· DVD – комплекс
Наглядные пособия по курсу.
· видеоуроки по темам курса;
· ЭОРы по темам курса
· раздаточный материал для освоения разделов курса.
· диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии
· химическое оборудование для проведения опытов
· химические реактивы
Содержание программы
Тема 1. Введение в курс внеурочной деятельности: «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда»
Техника безопасности в кабинете химии. Общее знакомство с предметом. Введение основных химических и экологических понятий и терминов, необходимых для реализации данного курса внеурочной деятельности. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Тема 2. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы
Глобальные экологические проблемы: истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; глобальные экологические катастрофы: кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект; продовольственная проблема. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства все большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Тема 3. Ближайшее окружение человека: экология жилища
Чистота в доме (Элементарные представления об экологии жилища с точки зрения химика). Как мы понимаем слово «дом» (дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества). Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Элементарные представления об экологии жилища. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надежная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и другие. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Порядок и уют в доме, как их поддерживать. Выведение пятен различной природы. Как удалить накипь? Удаляем ржавчину. Чистим посуду. Фильтруем загрязненную воду. Утилизация мусора. Вторая жизнь ненужных вещей. Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Тема 4. Химия вокруг нас.
Индикаторы. Знакомство с понятием «индикаторы». Индикаторы в лаборатории и природные индикаторы. Практическая работа «Определение кислотности продуктов питания и моющих средств». Изготовление природных индикаторов из подручного материала, который можно найти в доме.
Тема 5. Вода – основа жизни
Вода. Свойства воды. Определение жёсткости воды и поведения моющих средств в воде различной жёсткости.
Откуда в доме томичей берётся вода? Почему нужно бережно относиться к воде? Анализ водопотребления в доме и в школе.
Практическая работа: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии; коллективный проект по улучшению состояния нарушенной территории.
Экскурсия на «Водоканал».
Учебно-тематическое планирование
Название темы, раздела (количество часов) |
Характеристика видов деятельности |
Используемые формы занятий |
Формы контроля |
Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда» в рамках проведения «Ярмарки идей» (1ч) |
Анализировать информацию и делать выбор |
Ярмарка идей |
Анкетирование |
Тема1. Введение в курс внеурочной деятельности: «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда» (2 ч) Техника безопасности в кабинете химии. Общее знакомство с предметом. Введение основных химических и экологических понятий и терминов, необходимых для реализации данного курса внеурочной деятельности. Знакомство с лабораторным оборудованием. |
Описывать и сравнивать предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин; различать тела и вещества; выполнять непосредственные наблюдения и производить анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами с соблюдением правил техники безопасности. Отличать химические явления от физических; объяснять сущность химических явлений и их принципиальное отличие от физических; характеризовать роль химии в жизни человека. Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, дополнительной литературы, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом ; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа. Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент. |
Беседа, практическая работа, демонстрационные опыты |
Собеседование, тестирование |
Тема 2. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. (2ч) Основные экологические проблемы с точки зрения химии (экологическое загрязнение нашего общего дома планеты Земля) Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды |
Организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе ; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. |
Беседа |
Собеседование Экологическая сказка «Грустная история». |
Тема 3. Ближайшее окружение человека: экология жилища. (12 часов) Чистота в доме (Элементарные представления об экологии жилища с точки зрения химика) Выведение пятен различной природы. Как удалить накипь? Удаляем ржавчину Чистим посуду Фильтруем загрязненную воду Утилизация мусора. Вторая жизнь ненужных вещей. Переработка и повторное использование бытовых отходов. Выставка |
Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы. формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Выполнять правила техники безопасности. Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: |
Эксперимент, творческая мастерская |
Оформление выставки, выпуск буклетов |
Тема 4. Химия вокруг нас. (7часов) Индикаторы.Знакомство с понятием «индикаторы». Индикаторы в лаборатории и природные индикаторы. Практическая работа «Определение кислотности продуктов питания и моющих средств» Изготовление природных индикаторов из подручного материала, который можно найти в доме.
|
Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом ; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа. Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент. |
Эксперимент, исследование |
Творческий отчёт |
Тема 5. Вода – основа жизни. (6часов) Вода. Свойства воды. Определение жёсткости воды и поведения моющих средств в воде различной жёсткости. Откуда в доме томичей берётся вода?. Почему нужно бережно относиться к воде? Анализ водопотребления в доме и в школе Круглый стол, агитбригада Экскурсия на «Водоканал» |
Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа. Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения. Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент. |
Агитбригада, экскурсия, исследование, круглый стол |
Выступление агитбригады |
Обобщение и представление полученных в ходе работы курса внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: » результатов. (3ч) |
Обобщать и систематизировать изученный материал. Готовить материал по представлению итогов проделанной работы. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
|
Представление отчёта о проделанной работе |
Резерв – 1 час. Итого: 34 часа |
|
|
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
к концу 6 класса
обучающиеся должны знать:
- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция, индикаторыи др.);
- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как удалять пятна? Как правильно утилизировать мусор? и др.)
обучающиеся должны уметь:
- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;
– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);
- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);
- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);
- проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей, и др.).
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.
- отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования
- создавать презентации и их защищать
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или выполнением практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ.
Список литературы
для учителя:
1. Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с
3. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.- 175с
4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с
5. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
6. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
7. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
8. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html
9. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry
10. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html
11. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
12. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
для учащихся:
1. Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети! Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
2. Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.
3. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
5. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.