Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда»

  • doc
  • 25.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа внеурочной деятельности.doc

 

                                                                                                                                                                                    

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Дом, в котором  мы живём: человек и окружающая его среда»

социального напроавления

 

 

 

Пояснительная записка

              Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами  ставит важную задачу   перехода к «новой школе»,  которая может подготовить выпускников, способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением. Следовательно, необходимо формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

 Идея данного курса внеурочной деятельности – формирование экологической грамотности учащихся через знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке; через поиск путей решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Но, поскольку, экология в 6 классе  изучается первый год, а  химия ещё, вообще,  не является учебным предметом,  необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, поскольку она  предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.  

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс  «Дом, в котором  мы живём: человек и окружающая его среда»   позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них и продемонстрировать связь с другими науками, в частности, с экологией.

В отличие от других подобных курсов, курс «Дом, в котором  мы живём: человек и окружающая его среда» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление. Акцент произведён на связь предметов химии и экологии с окружающей повседневной действительностью.

Рабочая программа курса разработана на основе следующих нормативных документов:

·                   Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

·                   Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

·                   Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

·                   письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

·                   Фундаментального ядра содержания общего образования;

·                   Основной образовательной программы ОУ.

 

Цели изучения курса :

·       формирование естественнонаучного мировоззрения школьников

·       реализация  деятельностного подхода

·       формирование основ экологической грамотности через освоение простейших химических понятий.

 

 

   Задачи   курса: 

·        познакомить  с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)

·        формировать представления о качественной стороне химической реакции; описывать простейшие физические свойства  знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)

·        научить выполнять простейшие химические опыты  по словесной и текстовой инструкции

·        овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности

·        развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу

·        сформировать экологические понятия

·        сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях

·        сформировать навыки поиска, обработки и представление информации

·        прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине

·        сформировать умение критически мыслить.

 

Формы проведения занятий:

 -эксперимент,

-защита проекта,

-беседа,

-соревнование,

-активные и пассивные (настольные) химические и экологические игры,

 - агитбригада,

- круглый стол,

- экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, выпуск буклетов, творческий отчёт, собеседование.

 

Занятие внеурочной деятельности проводятся в 6 классе, рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 часа.

         Принципы реализации программы:

1.     Научность;

2.     Доступность;

3.     Целесообразность.

 

Планируемые результаты обучения

Личностные

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

           Метапредметные результаты

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

·        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

 

    Предметные:

1.В познавательной сфере:

·    давать определения изученных понятий: «тело», «вещество», «признаки химических реакций», «индикаторы»

·    описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

·    делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

·    структурировать изученный материал, химическую и экологическую информацию, полученную из других источников

 

2.В ценностно – ориентационной сфере:

·    анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием и переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

·    проводить химический эксперимент, экологические наблюдения

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием, грамотно обращаться с химическими вещестами в быту, рационально утилизировать мусор, прогнозировать воздействие различных факторов на окружающую среду, соблюдать правила поведения в природе

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся

 

Обращение с устройствами.

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе, через

Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами.

Создание, восприятие и использование.

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Коммуникация и социальное взаимодействие.

• выступать с аудио-видеоподдержкой.

Поиск и организация хранения информации.

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

 

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы;

 выбирать и использовать методы, ревалентные рассматриваемой проблеме;

 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

 

 

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

 

  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  выделять главную и избыточную информацию.

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

     структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения.

Работа с текстом: оценка информации.

 

     связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

     на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

· персональный компьютер;

· интерактивная доска;

· мультимедийный проектор;

· колонки;

· DVD – комплекс

 

Наглядные пособия по курсу.

·                    видеоуроки по темам курса;

·                    ЭОРы по темам курса

·                    раздаточный материал для освоения разделов  курса.

·         диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии

·         химическое оборудование для проведения опытов

·         химические реактивы

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Введение в курс внеурочной деятельности: «Дом, в котором  мы живём: человек и окружающая его среда»

 Техника безопасности в кабинете химии. Общее знакомство с предметом. Введение основных химических и экологических понятий и терминов, необходимых для реализации данного курса внеурочной деятельности. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Тема 2. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы: истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; глобальные экологические катастрофы: кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект; продовольственная проблема. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства все большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

 

Тема 3. Ближайшее окружение человека: экология жилища

Чистота в доме (Элементарные представления об экологии жилища с точки зрения химика). Как мы понимаем слово «дом» (дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества). Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Элементарные представления об экологии жилища. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надежная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.

Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и другие. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Порядок и уют в доме, как их поддерживать. Выведение пятен различной природы. Как удалить накипь? Удаляем ржавчину. Чистим посуду. Фильтруем загрязненную воду. Утилизация мусора. Вторая жизнь ненужных вещей. Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Тема 4. Химия  вокруг нас.

Индикаторы. Знакомство с понятием «индикаторы». Индикаторы в лаборатории и природные индикаторы. Практическая работа «Определение кислотности продуктов питания и моющих средств». Изготовление природных индикаторов из подручного материала, который можно найти в доме.

Тема 5. Вода – основа жизни

Вода. Свойства воды. Определение жёсткости воды и поведения моющих средств в воде различной жёсткости.

Откуда в доме томичей берётся вода? Почему нужно бережно относиться к воде? Анализ водопотребления в  доме и в школе.

Практическая работа: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии; коллективный проект по улучшению состояния нарушенной территории.

Экскурсия на «Водоканал».

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

Название темы, раздела

(количество часов)

Характеристика видов деятельности

Используемые формы занятий

Формы контроля

Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда» в рамках проведения «Ярмарки идей» (1ч)

Анализировать информацию и делать выбор

Ярмарка идей

Анкетирование

Тема1. Введение в курс внеурочной деятельности: «Дом, в котором  мы живём: человек и окружающая его среда» (2 ч)

Техника безопасности в кабинете химии. Общее знакомство с предметом. Введение основных химических и экологических понятий и терминов, необходимых для реализации данного курса внеурочной деятельности. Знакомство с лабораторным оборудованием.

 Описывать и сравнивать предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин; различать тела и вещества; выполнять непосредственные наблюдения и производить анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами с соблюдением правил техники безопасности.

Отличать химические явления от физических; объяснять сущность химических явлений  и их принципиальное отличие от физических; характеризовать роль химии в жизни человека.

Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, дополнительной литературы, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом ; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов.

Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа.

Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент.

Беседа, практическая работа, демонстрационные опыты

Собеседование, тестирование

 Тема 2. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. (2ч)

Основные экологические проблемы с точки зрения химии (экологическое загрязнение нашего общего дома планеты Земля) Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды

Организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе ; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов.

Беседа

Собеседование

Экологическая сказка «Грустная история».

Тема 3. Ближайшее окружение человека: экология жилища. (12 часов)

Чистота в доме (Элементарные представления об экологии жилища с точки зрения химика)

Выведение пятен различной природы.

Как удалить накипь?

Удаляем ржавчину

Чистим посуду

Фильтруем загрязненную воду

Утилизация мусора. Вторая жизнь ненужных вещей. Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Выставка

Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения.

 Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы.

формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом и его компонентами; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов. Выполнять правила техники безопасности. Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием:

Эксперимент, творческая мастерская

Оформление выставки, выпуск буклетов

Тема 4. Химия  вокруг нас.  (7часов)

Индикаторы.Знакомство с понятием «индикаторы». Индикаторы в лаборатории и природные индикаторы.

Практическая работа «Определение кислотности продуктов питания и моющих средств»

Изготовление природных индикаторов из подручного материала, который можно найти в доме.

 

Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; производить поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; работать с текстом ; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, идентификации объектов.

Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа.

Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент.

Эксперимент, исследование

Творческий отчёт

Тема 5. Вода – основа жизни. (6часов)

Вода. Свойства воды. Определение жёсткости воды и поведения моющих средств в воде различной жёсткости.

Откуда в доме томичей берётся вода?. Почему нужно бережно относиться к воде?

Анализ водопотребления в  доме и в школе

         Круглый стол, агитбригада

Экскурсия на «Водоканал»

Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; составлять план ответа.

Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Выполнять простейшие действия с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, спиртовкой; наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывать эксперимент.

Агитбригада, экскурсия, исследование, круглый стол

Выступление агитбригады

Обобщение и представление полученных в ходе работы курса внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: » результатов.  (3ч)

Обобщать и систематизировать изученный материал. Готовить материал   по представлению итогов проделанной работы.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

Представление отчёта о проделанной работе

Резерв – 1 час. Итого: 34 часа

 

 

 

Требования   и результаты  к уровню подготовки учащихся

к концу 6 класса

 обучающиеся должны знать:

- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;

- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);

- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция, индикаторыи др.);

- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как удалять пятна? Как правильно утилизировать мусор? и др.)

 

  обучающиеся должны  уметь:

- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

 определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);

- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

- проводить несложные  манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например,  выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей, и др.).

 проводить несложные опыты и наблюдения за ними.

- отбирать информацию и  создавать проекты по темам исследования

- создавать презентации и их защищать

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или выполнением  практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ.

                                                    

 

                                                       Список литературы

                                                             для учителя:

1.       Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.-  СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.

2.       Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с

3.       Ольгин О.  Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.- 175с

4.       Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с

5.        Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.

6.       http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm

7.       http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/

8.       http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html

9.       http://znamus.ru/page/etertainingchemistry

10.   http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html

11.  http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

12.  http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

 

                                                для учащихся:

1.     Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети! Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с

2.     Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.

3.     Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.

4.     http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

5.     http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru