Рабочая программа курса внеурочной деятельности экологического направления «Юный эколог»

  • docx
  • 09.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочка 2016-2019 гг.(1-3 кл.) Юный эколог.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Рабочая программа

 

курса внеурочной деятельности

экологического направления

«Юный эколог»

 

 

Срок реализации программы – 4 года

Количество часов по программе - 135 ч., в неделю – 1 час

Класс -1-4

Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет

 

Составила: учитель начальных классов

Захарова Лариса Анатольевна

 

2022-2023 учебный год

 

Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» в 1-4  классе

Пояснительная записка

        Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

 

Раздел 1. Введение

1

 

 

1

Что такое экология?

1

 

7.09

 

Раздел 2. Мой дом за окном

6

4

 

2

Мой дом

1

 

14.09

3

Дом, где мы живём

1

 

21.09

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

 

1

28.09

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

 

5.10

6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

 

1

12.10

7

Деревья твоего двора

1

 

19.10

8

Экскурсия по территории школы

 

1

26.10

9

Птицы нашего двора

1

 

9.11

10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

 

1

16.11

11

Дорога из дома в школу

1

 

23.11

 

Раздел 3.Я и моё окружение

7

4

 

12

Моя квартира, дом.

1

 

30.11

13

Моя семья

1

 

7.12

14

Соседи-жильцы

1

 

14.12

15

Мой класс

1

 

21.12

16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

 

1

28.12

17

Дом моей мечты

1

 

11.01

18

Комнатные растения в доме, классе

1

 

18.01

19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

 

1

25.01

20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

 

1

1.02

21

Экскурсия в лесополосу.

 

1

8.02

22

Животные в доме

1

 

22.02

 

Раздел 4.Гигиена моего дома

8

4

 

24

Уход за домом и в доме.

1

 

1.03

25

Гигиена класса

1

 

15.03

26

Практическое занятие «Гигиена класса»

 

1

5.04

27

Бытовые приборы в квартире

1

 

12.04

28

Экскурсия в школьную кухню

 

1

19.04

29

Природа в квартире и в классе

1

 

26.04

30

Наша одежда и обувь

1

 

3.05

31

Русская народная одежда

2

 

10.05

32

Практическая работа «Уход за одеждой»

 

1

17.05

33

Экскурсия в школьный музей

 

1

24.05

 

Итого: 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 2-й год обучения

 

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

 

Раздел 1.Вода – источник жизни

7

3

 

1

Вода в моём доме и в природе

1

 

3.09

2

Стихи, рассказы о воде и природе

1

 

10.09

3

Экскурсия к водоёму

 

1

17.09

4

Весна в нашем селе

1

 

24.09

5

Экскурсия в лес

 

1

1.10

6

Вода в жизни растений

1

 

8.10

7

Вода в жизни животного мира

1

 

15.10

8

Вода и здоровье человека

1

 

22.10

9

Личная гигиена

1

 

29.10

10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

 

1

12.11

11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

 

2

19.11

26.11

 

Раздел 2.Солнце и свет в нашей жизни

7

3

 

13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

 

3.12

14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

 

10.12

15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

 

1

24.12

16

Отношение к свету и теплу различных животных

1

 

14.01

17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

 

1

21.01

18

Электрический свет и тепло в моём доме

1

 

28.01

19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

 

4.02

20

Телевизор в моём доме

1

 

11.02

21

Сколько стоят свет и тепло

1

 

18.02

22

Итоговое занятие

 

1

25.02

 

Раздел 3.Воздух и здоровье

1

1

 

23

Воздух и здоровье человека

1

 

4.03

24

Практическое занятие «Уборка в классе»

 

1

11.03

 

Раздел 4.Мой край

3

2

 

25

Растительный мир области

1

 

18.03

26

Животный мир области

1

 

1.04

27

Исчезающие растения и животные родного края

1

 

8.04

28

Экскурсия в краеведческий музей

 

2

15.04

22.04

 

Раздел 5.Весенние работы

 

5

 

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

 

2

29.04

6.05

31-32

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

 

2

13.05

20.04

33

Итоговое занятие

 

1

27.05

 

Итого: 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

3-й год обучения

 

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

1

Раздел 1.Введение.

Тамбовская область на карте России

1

 

 

 

Раздел 2.Растительность Тамбовской области

6

11

 

2-3

Травы, кустарники, деревья.                    .

1

1

 

4

Экскурсия «Где растут деревья».

 

1

 

5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

 

2

 

7-8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1

1

 

9-11

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

1

2

 

12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1

 

 

13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

 

1

 

14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

 

1

 

15-16

Защита проектов «Редкие растения края»

 

2

 

17

Заповедники и заказники Тамбовской области. Создание экознаков.

1

 

 

18

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1

 

 

 

Раздел 3.Насекомые нашей области

4

4

 

19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1

 

 

20

Насекомые – вредители

1

 

 

21-22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

1

 

23-24

Насекомые Тамбовской области. Экскурсия в краеведческий музей.

 

2

 

25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1

 

 

26

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

 

1

 

 

Раздел 4.Рыбы, обитающие в Тамбовской области

5

3

 

27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

 

 

28

Рыбы, обитающие в реках области

1

 

 

29

Прудовые хозяйства Тамбовской области

1

 

 

30

Аквариумные рыбы.

1

 

 

31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1

 

 

32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

 

1

 

33-34

Защита экологических  проектов

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

4-й год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

 

Раздел 1.Птицы Тамбовской области

12

3

 

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле

1

 

 

2

Ворона – «интеллектуальная» птица

1

 

 

3

Ворон – красивая и умная птица

1

 

 

4

Сорока-белобока – «лесная сплетница»

1

 

 

5

«Лесной доктор» - дятел

1

 

 

6

Галка – городская птица

1

 

 

7

Загадочная птица – кукушка

1

 

 

8

«Пернатая кошка» - сова

1

 

 

9

Любимая птица – снегирь

1

 

 

10

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

1

 

 

11

Наш добрый сосед – скворец

1

 

 

12

Изготовление скворечников, кормушек

 

1

 

13

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

1

 

 

14-15

Защита экологических проектов

 

2

 

 

Раздел 2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

15

4

 

16

Заяц – «Длинное ухо»

1

 

 

17

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

 

 

18

Серый хищник – волк

1

 

 

19

Хозяин леса – медведь

1

 

 

20

Любознательный зверёк – белка

1

 

 

21

Лесной красавец – лось

1

 

 

22

Сердитый недотрога – ёж

1

 

 

23

Всеядное животное – барсук

1

 

 

24

Бобр – строитель

1

 

 

25

Запасливый бурундук

1

 

 

26

Рысь – родственник кошки

1

 

 

27

Соболь – «дорогой» зверёк

1

 

 

28

Косуля - самый маленький европейский олень

1

 

 

29

Красная книга области. Заповедники и заказники Тамбовской области. Создание экознаков.

1

 

 

30-31

Экскурсия в краеведческий музей

 

2

 

32-33

Защита экологических проектов

 

2

 

34

Подведение итогов

1

 

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru