Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоникольская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
экологического направления
«Юный эколог»
Срок реализации программы – 4 года
Количество часов по программе - 135 ч., в неделю – 1 час
Класс -1-4
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Составила: учитель начальных классов
Захарова Лариса Анатольевна
2022-2023 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» в 1-4 классе
Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень |
Ставит цель исследования с помощью учителя |
Следует плану, предложенному учителем |
Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень |
Ставит цель исследования самостоятельно |
В целом представляет, как достичь цели |
Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень |
Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели |
Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент |
Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
Тематическое планирование
1-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Теория |
Прак тика |
Дата |
|
Раздел 1. Введение |
1 |
|
|
1 |
Что такое экология? |
1 |
|
7.09 |
|
Раздел 2. Мой дом за окном |
6 |
4 |
|
2 |
Мой дом |
1 |
|
14.09 |
3 |
Дом, где мы живём |
1 |
|
21.09 |
4 |
Практическое занятие «Уборка школьного двора» |
|
1 |
28.09 |
5 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
|
5.10 |
6 |
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» |
|
1 |
12.10 |
7 |
Деревья твоего двора |
1 |
|
19.10 |
8 |
Экскурсия по территории школы |
|
1 |
26.10 |
9 |
Птицы нашего двора |
1 |
|
9.11 |
10 |
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» |
|
1 |
16.11 |
11 |
Дорога из дома в школу |
1 |
|
23.11 |
|
Раздел 3.Я и моё окружение |
7 |
4 |
|
12 |
Моя квартира, дом. |
1 |
|
30.11 |
13 |
Моя семья |
1 |
|
7.12 |
14 |
Соседи-жильцы |
1 |
|
14.12 |
15 |
Мой класс |
1 |
|
21.12 |
16 |
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» |
|
1 |
28.12 |
17 |
Дом моей мечты |
1 |
|
11.01 |
18 |
Комнатные растения в доме, классе |
1 |
|
18.01 |
19 |
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» |
|
1 |
25.01 |
20 |
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» |
|
1 |
1.02 |
21 |
Экскурсия в лесополосу. |
|
1 |
8.02 |
22 |
Животные в доме |
1 |
|
22.02 |
|
Раздел 4.Гигиена моего дома |
8 |
4 |
|
24 |
Уход за домом и в доме. |
1 |
|
1.03 |
25 |
Гигиена класса |
1 |
|
15.03 |
26 |
Практическое занятие «Гигиена класса» |
|
1 |
5.04 |
27 |
Бытовые приборы в квартире |
1 |
|
12.04 |
28 |
Экскурсия в школьную кухню |
|
1 |
19.04 |
29 |
Природа в квартире и в классе |
1 |
|
26.04 |
30 |
Наша одежда и обувь |
1 |
|
3.05 |
31 |
Русская народная одежда |
2 |
|
10.05 |
32 |
Практическая работа «Уход за одеждой» |
|
1 |
17.05 |
33 |
Экскурсия в школьный музей |
|
1 |
24.05 |
|
Итого: 33 часа |
|
|
|
Тематическое планирование 2-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Теория |
Прак тика |
Дата |
|
Раздел 1.Вода – источник жизни |
7 |
3 |
|
1 |
Вода в моём доме и в природе |
1 |
|
3.09 |
2 |
Стихи, рассказы о воде и природе |
1 |
|
10.09 |
3 |
Экскурсия к водоёму |
|
1 |
17.09 |
4 |
Весна в нашем селе |
1 |
|
24.09 |
5 |
Экскурсия в лес |
|
1 |
1.10 |
6 |
Вода в жизни растений |
1 |
|
8.10 |
7 |
Вода в жизни животного мира |
1 |
|
15.10 |
8 |
Вода и здоровье человека |
1 |
|
22.10 |
9 |
Личная гигиена |
1 |
|
29.10 |
10 |
Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» |
|
1 |
12.11 |
11-12 |
Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» |
|
2 |
19.11 26.11 |
|
Раздел 2.Солнце и свет в нашей жизни |
7 |
3 |
|
13 |
Солнце, Луна, звёзды – источники света |
1 |
|
3.12 |
14 |
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения |
1 |
|
10.12 |
15 |
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света |
|
1 |
24.12 |
16 |
Отношение к свету и теплу различных животных |
1 |
|
14.01 |
17 |
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» |
|
1 |
21.01 |
18 |
Электрический свет и тепло в моём доме |
1 |
|
28.01 |
19 |
Откуда приходит свет и тепло в мой дом |
1 |
|
4.02 |
20 |
Телевизор в моём доме |
1 |
|
11.02 |
21 |
Сколько стоят свет и тепло |
1 |
|
18.02 |
22 |
Итоговое занятие |
|
1 |
25.02 |
|
Раздел 3.Воздух и здоровье |
1 |
1 |
|
23 |
Воздух и здоровье человека |
1 |
|
4.03 |
24 |
Практическое занятие «Уборка в классе» |
|
1 |
11.03 |
|
Раздел 4.Мой край |
3 |
2 |
|
25 |
Растительный мир области |
1 |
|
18.03 |
26 |
Животный мир области |
1 |
|
1.04 |
27 |
Исчезающие растения и животные родного края |
1 |
|
8.04 |
28 |
Экскурсия в краеведческий музей |
|
2 |
15.04 22.04 |
|
Раздел 5.Весенние работы |
|
5 |
|
29-30 |
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву |
|
2 |
29.04 6.05 |
31-32 |
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними |
|
2 |
13.05 20.04 |
33 |
Итоговое занятие |
|
1 |
27.05 |
|
Итого: 33 часа |
|
|
|
Тематическое планирование
3-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Теория |
Прак тика |
Дата |
1 |
Раздел 1.Введение. Тамбовская область на карте России |
1 |
|
|
|
Раздел 2.Растительность Тамбовской области |
6 |
11 |
|
2-3 |
Травы, кустарники, деревья. . |
1 |
1 |
|
4 |
Экскурсия «Где растут деревья». |
|
1 |
|
5-6 |
Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. |
|
2 |
|
7-8 |
Кустарники. Их роль в жизни человека. |
1 |
1 |
|
9-11 |
Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка |
1 |
2 |
|
12 |
Растения – сорняки и вредители здоровья человека |
1 |
|
|
13 |
Комнатные растения. Разведение и уход за ними. |
|
1 |
|
14 |
Викторина «Зелёный мир вокруг нас» |
|
1 |
|
15-16 |
Защита проектов «Редкие растения края» |
|
2 |
|
17 |
Заповедники и заказники Тамбовской области. Создание экознаков. |
1 |
|
|
18 |
Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. |
1 |
|
|
|
Раздел 3.Насекомые нашей области |
4 |
4 |
|
19 |
«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) |
1 |
|
|
20 |
Насекомые – вредители |
1 |
|
|
21-22 |
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми |
1 |
1 |
|
23-24 |
Насекомые Тамбовской области. Экскурсия в краеведческий музей. |
|
2 |
|
25 |
Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков |
1 |
|
|
26 |
«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») |
|
1 |
|
|
Раздел 4.Рыбы, обитающие в Тамбовской области |
5 |
3 |
|
27 |
Промысловые рыбы. Рациональное их использование |
1 |
|
|
28 |
Рыбы, обитающие в реках области |
1 |
|
|
29 |
Прудовые хозяйства Тамбовской области |
1 |
|
|
30 |
Аквариумные рыбы. |
1 |
|
|
31 |
Охрана рыбных богатств. Красная книга области. |
1 |
|
|
32 |
Конкурс-игра «Золотая рыбка» |
|
1 |
|
33-34 |
Защита экологических проектов |
|
2 |
|
Тематическое планирование
4-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Теория |
Прак тика |
Дата |
|
Раздел 1.Птицы Тамбовской области |
12 |
3 |
|
1 |
Воробей – самая распространённая птица на Земле |
1 |
|
|
2 |
Ворона – «интеллектуальная» птица |
1 |
|
|
3 |
Ворон – красивая и умная птица |
1 |
|
|
4 |
Сорока-белобока – «лесная сплетница» |
1 |
|
|
5 |
«Лесной доктор» - дятел |
1 |
|
|
6 |
Галка – городская птица |
1 |
|
|
7 |
Загадочная птица – кукушка |
1 |
|
|
8 |
«Пернатая кошка» - сова |
1 |
|
|
9 |
Любимая птица – снегирь |
1 |
|
|
10 |
«Сестрички-синички» - самые полезные птички России |
1 |
|
|
11 |
Наш добрый сосед – скворец |
1 |
|
|
12 |
Изготовление скворечников, кормушек |
|
1 |
|
13 |
Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. |
1 |
|
|
14-15 |
Защита экологических проектов |
|
2 |
|
|
Раздел 2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. |
15 |
4 |
|
16 |
Заяц – «Длинное ухо» |
1 |
|
|
17 |
Лисица. «Лиса Патрикеевна» |
1 |
|
|
18 |
Серый хищник – волк |
1 |
|
|
19 |
Хозяин леса – медведь |
1 |
|
|
20 |
Любознательный зверёк – белка |
1 |
|
|
21 |
Лесной красавец – лось |
1 |
|
|
22 |
Сердитый недотрога – ёж |
1 |
|
|
23 |
Всеядное животное – барсук |
1 |
|
|
24 |
Бобр – строитель |
1 |
|
|
25 |
Запасливый бурундук |
1 |
|
|
26 |
Рысь – родственник кошки |
1 |
|
|
27 |
Соболь – «дорогой» зверёк |
1 |
|
|
28 |
Косуля - самый маленький европейский олень |
1 |
|
|
29 |
Красная книга области. Заповедники и заказники Тамбовской области. Создание экознаков. |
1 |
|
|
30-31 |
Экскурсия в краеведческий музей |
|
2 |
|
32-33 |
Защита экологических проектов |
|
2 |
|
34 |
Подведение итогов |
1 |
|
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.