Рабочая программа курса внеурочной деятельности экологического направления «Юный эколог»
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности экологического направления «Юный эколог»

Оценка 5
docx
09.11.2022
Рабочая программа  курса внеурочной деятельности экологического направления «Юный эколог»
Внеурочка 2016-2019 гг.(1-3 кл.) Юный эколог.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Рабочая программа

 

курса внеурочной деятельности

экологического направления

«Юный эколог»

 

 

Срок реализации программы – 4 года

Количество часов по программе - 135 ч., в неделю – 1 час

Класс -1-4

Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет

 

Составила: учитель начальных классов

Захарова Лариса Анатольевна

 

2022-2023 учебный год

 

Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» в 1-4  классе

Пояснительная записка

        Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

 

Раздел 1. Введение

1

 

 

1

Что такое экология?

1

 

7.09

 

Раздел 2. Мой дом за окном

6

4

 

2

Мой дом

1

 

14.09

3

Дом, где мы живём

1

 

21.09

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

 

1

28.09

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

 

5.10

6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

 

1

12.10

7

Деревья твоего двора

1

 

19.10

8

Экскурсия по территории школы

 

1

26.10

9

Птицы нашего двора

1

 

9.11

10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

 

1

16.11

11

Дорога из дома в школу

1

 

23.11

 

Раздел 3.Я и моё окружение

7

4

 

12

Моя квартира, дом.

1

 

30.11

13

Моя семья

1

 

7.12

14

Соседи-жильцы

1

 

14.12

15

Мой класс

1

 

21.12

16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

 

1

28.12

17

Дом моей мечты

1

 

11.01

18

Комнатные растения в доме, классе

1

 

18.01

19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

 

1

25.01

20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

 

1

1.02

21

Экскурсия в лесополосу.

 

1

8.02

22

Животные в доме

1

 

22.02

 

Раздел 4.Гигиена моего дома

8

4

 

24

Уход за домом и в доме.

1

 

1.03

25

Гигиена класса

1

 

15.03

26

Практическое занятие «Гигиена класса»

 

1

5.04

27

Бытовые приборы в квартире

1

 

12.04

28

Экскурсия в школьную кухню

 

1

19.04

29

Природа в квартире и в классе

1

 

26.04

30

Наша одежда и обувь

1

 

3.05

31

Русская народная одежда

2

 

10.05

32

Практическая работа «Уход за одеждой»

 

1

17.05

33

Экскурсия в школьный музей

 

1

24.05

 

Итого: 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 2-й год обучения

 

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

 

Раздел 1.Вода – источник жизни

7

3

 

1

Вода в моём доме и в природе

1

 

3.09

2

Стихи, рассказы о воде и природе

1

 

10.09

3

Экскурсия к водоёму

 

1

17.09

4

Весна в нашем селе

1

 

24.09

5

Экскурсия в лес

 

1

1.10

6

Вода в жизни растений

1

 

8.10

7

Вода в жизни животного мира

1

 

15.10

8

Вода и здоровье человека

1

 

22.10

9

Личная гигиена

1

 

29.10

10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

 

1

12.11

11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

 

2

19.11

26.11

 

Раздел 2.Солнце и свет в нашей жизни

7

3

 

13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

 

3.12

14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

 

10.12

15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

 

1

24.12

16

Отношение к свету и теплу различных животных

1

 

14.01

17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

 

1

21.01

18

Электрический свет и тепло в моём доме

1

 

28.01

19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

 

4.02

20

Телевизор в моём доме

1

 

11.02

21

Сколько стоят свет и тепло

1

 

18.02

22

Итоговое занятие

 

1

25.02

 

Раздел 3.Воздух и здоровье

1

1

 

23

Воздух и здоровье человека

1

 

4.03

24

Практическое занятие «Уборка в классе»

 

1

11.03

 

Раздел 4.Мой край

3

2

 

25

Растительный мир области

1

 

18.03

26

Животный мир области

1

 

1.04

27

Исчезающие растения и животные родного края

1

 

8.04

28

Экскурсия в краеведческий музей

 

2

15.04

22.04

 

Раздел 5.Весенние работы

 

5

 

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

 

2

29.04

6.05

31-32

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

 

2

13.05

20.04

33

Итоговое занятие

 

1

27.05

 

Итого: 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

3-й год обучения

 

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

1

Раздел 1.Введение.

Тамбовская область на карте России

1

 

 

 

Раздел 2.Растительность Тамбовской области

6

11

 

2-3

Травы, кустарники, деревья.                    .

1

1

 

4

Экскурсия «Где растут деревья».

 

1

 

5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

 

2

 

7-8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1

1

 

9-11

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

1

2

 

12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1

 

 

13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

 

1

 

14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

 

1

 

15-16

Защита проектов «Редкие растения края»

 

2

 

17

Заповедники и заказники Тамбовской области. Создание экознаков.

1

 

 

18

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1

 

 

 

Раздел 3.Насекомые нашей области

4

4

 

19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1

 

 

20

Насекомые – вредители

1

 

 

21-22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

1

 

23-24

Насекомые Тамбовской области. Экскурсия в краеведческий музей.

 

2

 

25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1

 

 

26

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

 

1

 

 

Раздел 4.Рыбы, обитающие в Тамбовской области

5

3

 

27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

 

 

28

Рыбы, обитающие в реках области

1

 

 

29

Прудовые хозяйства Тамбовской области

1

 

 

30

Аквариумные рыбы.

1

 

 

31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1

 

 

32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

 

1

 

33-34

Защита экологических  проектов

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

4-й год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Прак

тика

Дата

 

Раздел 1.Птицы Тамбовской области

12

3

 

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле

1

 

 

2

Ворона – «интеллектуальная» птица

1

 

 

3

Ворон – красивая и умная птица

1

 

 

4

Сорока-белобока – «лесная сплетница»

1

 

 

5

«Лесной доктор» - дятел

1

 

 

6

Галка – городская птица

1

 

 

7

Загадочная птица – кукушка

1

 

 

8

«Пернатая кошка» - сова

1

 

 

9

Любимая птица – снегирь

1

 

 

10

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

1

 

 

11

Наш добрый сосед – скворец

1

 

 

12

Изготовление скворечников, кормушек

 

1

 

13

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

1

 

 

14-15

Защита экологических проектов

 

2

 

 

Раздел 2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

15

4

 

16

Заяц – «Длинное ухо»

1

 

 

17

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

 

 

18

Серый хищник – волк

1

 

 

19

Хозяин леса – медведь

1

 

 

20

Любознательный зверёк – белка

1

 

 

21

Лесной красавец – лось

1

 

 

22

Сердитый недотрога – ёж

1

 

 

23

Всеядное животное – барсук

1

 

 

24

Бобр – строитель

1

 

 

25

Запасливый бурундук

1

 

 

26

Рысь – родственник кошки

1

 

 

27

Соболь – «дорогой» зверёк

1

 

 

28

Косуля - самый маленький европейский олень

1

 

 

29

Красная книга области. Заповедники и заказники Тамбовской области. Создание экознаков.

1

 

 

30-31

Экскурсия в краеведческий музей

 

2

 

32-33

Защита экологических проектов

 

2

 

34

Подведение итогов

1

 

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся

Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся

Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,…

Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,…

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Тематическое планирование 1-й год обучения № п/п

Тематическое планирование 1-й год обучения № п/п

Дом, где мы живём121.09 4Практическое занятие «Уборка школьного двора»128

Дом, где мы живём121.09 4Практическое занятие «Уборка школьного двора»128

Экскурсия в лесополосу.18.02 22Животные в доме122

Экскурсия в лесополосу.18.02 22Животные в доме122

Дата Раздел 1.Вода – источник жизни 73 1Вода в моём доме и в природе1 3

Дата Раздел 1.Вода – источник жизни 73 1Вода в моём доме и в природе1 3

Практическое занятие «Наблюдение света

Практическое занятие «Наблюдение света

Тематическое планирование 3-й год обучения № п/п

Тематическое планирование 3-й год обучения № п/п

Кустарники. Их роль в жизни человека

Кустарники. Их роль в жизни человека

Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)1

Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)1

Дата Раздел 1

Дата Раздел 1

Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1 18

Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1 18

Рабочая программа курса внеурочной деятельности экологического направления «Юный эколог»

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности экологического направления «Юный эколог»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022