Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Усть - Лэкчим
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории
«История в лицах»
Срок реализации программы:
2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель истории и
обществознания Киселёва Н.Ю.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «История в лицах» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
· освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).
2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся, создание собственных информационных продуктов).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
Успешность в изучении истории, одной из основных гуманитарных наук, может быть достигнута при условии овладения обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями. Данный курс позволит развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Творческие работы, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Роль личности в истории страны» предполагает демократический стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у учащихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в неделю, 36 часов в год. Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории.
Программа курса внеурочной деятельности «Роль личности в истории страны» патриотической направленности. По характеру реализации тип образовательной программы внеурочной деятельности относится к тематическим образовательным программам, программа направлена на получение результатов патриотического воспитания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Роль личности в истории страны» в основной школе являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Роль личности в истории страны» являются:
знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории России.
уметь:
• соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
Прогнозируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента формируется:
Образ социально-политического устройства; Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам; Эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности; Уважение другим народам России и мира,
межэтническая толерантность, готовность к сотрудничеству.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности.
Ученик научится : Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; Искать информацию, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи; Создавать собственные информационные продукты в программах Power Point, Open Office
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме; Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится: Находить в тексте требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Способы оценивания достижений учащихся
Контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено/незачтено». 1) обобщающие практические задания; 2) конспекты; 3) тезисы; 4) контрольное тестирование; 5) историческое эссе; 6) электронная презентация
Основные виды заданий, используемых на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей: 1) проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями, в большинстве своем, не предполагающие однозначных ответов; 2) задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы; 3) анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки); 4) составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Реформаторы», «Женщины на престоле» и т. п.; 5) устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; 6) составление хрестоматий; 7) составление карт сражений; 8) создание презентаций; 9) работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями)
Содержание курса
Раздел 1. Методологические основы курса (5 часов)
Тема 1. Работа с персоналиями.(1 ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Тема 2.Исторический документ как источник информации.(1 ч.)
Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников. (1 ч.)
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.
Тема 4.Логические задания(1 ч.)
Логическое задание - ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.
Тема 5. Метод поэтапного изучения источника.(1 ч.)
Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором). Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника). Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2. Киевская Русь. (3 часа)
Тема 1. Первые князья (1 ч.)
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой (1 ч.)
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 3. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах (1 ч.)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Политическое наследие. Причины усобиц. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Раздел 3. Феодальная раздробленность. (3 часа)
Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности (2 ч.)
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.
Тема 2. Александр Невский (1 ч.)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Раздел 4. Московская Русь (5 часов)
Тема 1. Иван Калита (1 ч.)
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 4. Иван III (1 ч.)
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа)
Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Раздел 4. Россия в XVIII веке (6 часов)
Тема 1. Петр Первый (2 ч.)
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)
Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.
Тема 5. Екатерина Великая (2 ч.)
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Раздел 4.Россия в первой половине XIX в. (4 часа)
Тема 1. Александр I (2 ч.)
Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления внутренней и внешней политики.
Тема 2. Николай I (2 ч.)
Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.
Раздел 5. Россия во второй половине XIX в. (4 часа)
Тема 1. Александр II (2 ч.)
Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Тема 2. Александр III(2 ч.)
Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. .
Раздел 6. Закат монархии в России (2 часа).
Тема 1. Николай II. Личность Николая II. Николай «Кровавый»: от Ходынской катастрофы до Кровавого воскресенья. Первая русская революция: достижения и просчёты. П. А. Столыпин и Г. Е. Распутин: «гении и злодеи» начала столетия. Тема 2. 1917-й - год великих потрясений. Февральская революция – гибель монархии. Временное правительство: упущенные возможности. Октябрь 1917 года – закат империи. Лица Октябрьской революции 1917 года.
Раздел 7. Повторение и обобщение (2 часа).
Итоговое занятие (1 час).
Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования.
Игра-викторина (1 час)
Создание банка заданий к викторине, подготовка презентации, работа с историческими документами, составление характеристик исторических персоналий.
Игра-викторина, посвящённая 100-летию революционных событий 1917 года.
Тематическое планирование курса «История в лицах»
№ |
Тема |
Часы |
Планируемые результаты |
Виды |
|
Раздел 1. Методологические основы курса (5 часов) |
|||||
1 |
Личность в истории. Алгоритмы изучения. |
1 |
Сформировать представление о роли личности в истории. Определить причины и недостатки изучения персоналий Раскрыть содержание понятий метафорические и гиперболические прозвища |
Умение работать с различными источниками, информации, презентационные умения, навыки работы в группе. |
Работа по составлению памятки «Алгоритм изучения исторической личности». Анализ биографии М. И. Кутузова. |
2 |
Исторический документ как источник информации |
1 |
Сформировать представление о важности работы с историческим источником. Определить алгоритм работы при работе с историческим понятием. Раскрыть содержание понятий атрибуция, исторический источник. |
Практическое занятие «Работа с историческим источником»
умение работать |
Работа по составлению памятки «Алгоритм изучения исторического источника». |
3 |
Последовательно-текстуальное изучение источников. |
1 |
Формировать умения раскрывать основные аспекты выделения основополагающих идей и положений (проблем) из текста. |
Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества. |
Практическая работа с текстами на отработку умений последовательно-текстуального изучения источников. |
4 |
Логические задания |
1 |
Определить алгоритм поиска ответа на вопросы логического задания в тексте документа.
|
Умение работать с различными источниками, информации, презентационные умения, навыки работы в группе. |
Написание конспекта изучаемого источника. |
5 |
Метод поэтапного изучения источника |
1 |
Определить этапы изучения исторического источника, определив особенности каждого из них. |
Умение работать с различными источниками, информации, презентационные умения, навыки работы в группе.Формирование умений методики поэтапного изучения источника |
Выполнение обобщающих и практических заданий. |
Раздел 2. Киевская Русь. (3 часа) |
|||||
|
Первые князья |
1 |
Проводить поиск информации в источниках о деятельности первых князей. Составление исторических портретов на основе данных летописного свода ПВЛ. Использовать сведения из летописи для выявления особенностей
устройства Древнерусского |
Умение анализировать информацию по Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. |
Составление исторических портретов первых киевских князей. |
|
Владимир Святой |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики князя Владимира Святого. |
|
Ярослав Мудрый и Владимир Мономах |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики князя Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. |
Раздел 3. Феодальная раздробленность. (3 часа) |
|||||
|
Князья периода феодальной раздробленности |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики князей периода феодальной раздробленности |
|
Александр Невский |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики |
Раздел 4. Московская Русь (5 часов) |
|||||
|
Тема 1. Иван Калита (1 ч.) |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Ивана Калиты |
|
Дмитрий Донской |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) полководца и государственного деятеля Дмитрия Донского. |
Практическая работа по составлению портретной характеристики полководца и государственного деятеля Дмитрия Донского. |
|
Иван III |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) государя всея Руси Ивана III |
Практическая работа по составлению портретной характеристики государя всея Руси Ивана III |
|
|
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Ивана IV Грозного |
Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа) |
|||||
|
Тема 1. Цари смутного времени. |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики царей смутного времени. |
|
Алексей Михайлович “Тишайший” |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) Алексея Михайловича Романова. |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Алексея Михайловича Романова. |
Раздел 4. Россия в XVIII веке (6 часов) |
|||||
|
Петр Первый |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Петра Первого |
|
Женщины на престоле |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Екатерины I, Анны Иоанновны. |
|
Елизавета Петровна |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет)Елизаветы Петровны |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Елизаветы Петровны |
|
Екатерина Великая |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) Екатерины Великой |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Екатерины Великой |
|
|
|
Раздел 4.Россия в первой половине XIX в. (4 часа) |
|
|
|
Александр I |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) Александра I |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Александра I |
|
Николай I |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) Николая I |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Николая I |
Раздел 5. Россия во второй половине XIX в. (4 часа) |
|||||
|
Александр II |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) Александра II |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Александра II |
|
Александр III |
2 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из летописи. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторический портрет) Александра III |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Александра III |
Раздел 6. Закат монархии в России (2 часа). |
|||||
|
Николай II |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Аргументировать
точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Определять хронологические периоды. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение
составлять характеристику |
Практическая работа по составлению портретной характеристики Николая Второго, П. А. Столыпина |
|
1917-й – «год великих потрясений» |
1 |
Характеризовать
исторический Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности революционеров. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Составлять исторические портреты. Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Умение анализировать информацию по отрывку из исторического источника. Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Умение составлять характеристику (исторические портреты) А. Ф. Керенского, В. И. Ленина |
Практическая работа по оцениванию роли личностей А. Ф. Керенского, В. И. Ленина в событиях 1917 года |
Раздел 7. Повторение и обобщение (2 часа) |
|||||
|
Итоговое занятие |
1 |
Аргументировать точку зрения с Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.
|
Совместный проект. |
|
Игра-викторина |
1 |
Характеризовать
историческую Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Аргументировать свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя. Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме. Понимать особенности художественного текста как исторического источника. Составлять исторические портреты. Систематизировать имеющуюся информацию, оформлять в виде нового информационного ресурса
|
Анализ исторических источников, составление вопросов, создание электронной презентации, ответы на вопросы |
Совместный проект |
Справочная литература:
l. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История» (М.Дрофа,2000 г.) 2.Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г)
3.Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013). 4. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013)
5. А.А.Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.: рофа,2012г)
6. А.А.Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.: Дрофа,2012г)
7.Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времён до конца ХV века» (М. Мир книг, 2006г)
8. Серия «Эрудит» справочник «История России XV-XX века» (М.:Мир книг,2006г)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.