Рабочая программа курса внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «Шахматы»
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «Шахматы»

Оценка 4.9
docx
12.05.2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности  (спортивно-оздоровительное направление) «Шахматы»
Шахматы.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ  БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета

приказом СОШ №3                                                                                                                                                       

Протокол № от «31» августа 2018 г.

от 31 августа2018г. №

                                                                                                                              

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

заместитель директора

 

_______________/ /

 

 «31» августа 2018 г.

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании Методического совета

 

Протокол №  от «30» августа 2018г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«Шахматы»

 

для учащихся 4а класса

 

 

 

Срок реализации:  1год

 

Медуница Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белоярский, 2018

                                                          Пояснительная записка.
        
        Программа модифицированного курса «Шахматы-школе» предназначена для учащихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).

       Актуальность программы обусловлена тем, что  происходящие  в начальной школе изменения,  ставят  на первый план  развивающие  функции обучения, которые в значительной степени способствуют  становлению личности младших школьников,  наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству  детям  некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

1.      Обучить правилам игры в шахматы.

2.      Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

3.      Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

1.      Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

2.      Научить ориентироваться на шахматной доске.

3.      Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

4.      Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

5.      Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

6.      Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

7.      Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

8.      Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

9.      Сформировать умение записывать шахматную партию.

10.  Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

11.  Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится:

 1 класс – 33 ч в год (1 час в неделю)

 2 класс – 34 ч в год (1 час в неделю)

3 класс – 34 ч в год (1 час в неделю)

4 класс - 34 ч в год (1 час в неделю)

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся  по 30-40 минут.

Основные формы работы на занятии:

 индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. 
 Для закрепления знаний
 обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. 

Содержание программы внеурочной деятельности    «Шахматы» 1 класс

Программой предусматривается 33 шахматных занятий (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha  каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечива­ется применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изуче­нии игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлага­ются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. 

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины:

белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематика курса

1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

  Дидактические игры и задания  «Горизонталь», «Вертикаль»,«Диагональ»

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

  Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай». «Что общего?», «Большая и маленькая»

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

  Дидактические игры и задания    «Мешочек», «Да и нет»,  «Мяч»

4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

  Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры». «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».

Примечание. Все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления. 

5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

  Дидактические игры и задания

«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ 

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

        Дидактические игры и задания       «Два хода».

 

Второй год обучения

Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа пер­вого года обучения была пройдена во II классе. Программа предусматривает 34 учебных занятий, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть вре­мени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важ­ным достижением в овладении шахматными основами явится уме­ние малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

 

К концу учебного года дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

ТЕМАТИКА КУРСА

1.Краткая история шахмат
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам

2.Шахматная нотация   Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния.

Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ»,  «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

3.Ценность шахматных фигур

Ценность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты.

Дидактические игры и задания
«Кто сильнее»,  «Обе армии равны», «Выигрыш материала», «Защита».

4.Техника матования одинокого короля

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля

Дидактические игры и задания
«Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию». «В угол», «Ограниченный король»

5.Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода», «Защитись от мата».

 6.Шахматная комбинация

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода», «Сделай ничью», «Выигрыш материала».

                                 Третий год обучения

Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью,  ферзя”, “Защита от мата”, “Выведи фигуру”, “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”, “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”, “Захвати центр”, “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?” и др.

К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
 
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Четвертый год обучения

Программа “Шахматы” предназначена для 4 класса начальной школы. 
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания  “Выигрыш материала”, “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью”
 

 ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

 


Дидактические задания

“Мат в 2 хода”, “Квадрат”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. 

К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
 
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

 

К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ  БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

         УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета

         приказом СОШ №3                                                                                                                                                       

Протокол № от «31» августа 2018 г.

         от 31 августа 2018г. №    

                                                                                                                             

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

заместитель директора

 

_______________/ /

 

 «31» августа 2018 г.

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании Методического совета

 

Протокол №  от «30» августа 2018г.

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

 «Шахматы»

на  2018- 2019 учебный год

 

для учащихся 4а класса

 

 

 

Срок реализации: 1 год

 

 

Медуница Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белоярский, 2018

 

№ п/п

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

Шахматная партия.

1

04.09

1

Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.

2

11.09

1

Виды преимущества в шахматах.

3

18.09

1

Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

Анализ и оценка позиции.

4

25.09

1

Правила игры в миттельшпиле.

5

02.10

1

Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.

6

09.10

1

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач

7

16.10

1

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

Шахматная комбинация.

8

23.10

1

Понятие о шахматной комбинации.

9

06.11

1

Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации.

10

13.11

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

11

20.11

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

12

27.11

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

13

04.12

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

14

11.12

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

15

18.12

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

16

25.12

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

17

15.01

1

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

18

22.01

1

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

19

29.01

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.  

20

05.02

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

21

12.02

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

22

19.02

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

23

26.02

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

24

05.03

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

25

12.03

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

26

19.03

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

27

02.04

1

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

28

09.04

1

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

29

16.04

1

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

30

23.04

1

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Обобщение.

31

30.04

1

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

32

07.05

1

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

33

14.05

1

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

34

21.05

1

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста

ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация»

Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация»

Гармоничное пешечное расположение

Гармоничное пешечное расположение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ДатаКоличество часов, отводимых на изучение темыТема урока

ДатаКоличество часов, отводимых на изучение темыТема урока

Шахматная комбинация. Матовые комбинации

Шахматная комбинация. Матовые комбинации

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «Шахматы»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  (спортивно-оздоровительное направление) «Шахматы»
Скачать файл